Меню Рубрики

Что есть смерть с духовной точки зрения

СМЕРТЬ ЛЕГКАЯ И СМЕРТЬ МУЧИТЕЛЬНАЯ

Страшно не только умереть молодым и до конца не испившим чашу жизненных наслаждений. Не менее страшно умереть в свой срок, в пожилом возрасте, не отличающемся от общераспространенных стандартов, оставаясь при этом в совершенно пустом, неподготовленном состоянии духа. Такой человек, как правило, не помнит о смерти и не готовится к ней сознательно. В течение отпущенной ему Богом жизни его душа была устремлена к чисто земным удовольствиям и заботам. При этом человек рассчитывал, что проживет намного больше, но внезапно смерть настигла его через болезнь. Каким жалким, испуганным и ничтожным предстает другим людям этот человек, возможно, занимавший большой пост и имевший почет и уважение в обществе! Все, что ценил он сам и окружающие его люди, все, чему он служил в течение многих лет и чего он добился, вмиг оказалось бессмысленным и ненужным. Способность радоваться плотским успехам оказалась убитой болезнью, лишившей его стареющее разлагающееся тело возможности получать удовольствие. Мнение людей, прежде подобострастно заглядывавших ему в глаза, сменилось на диаметрально противоположное отношение, пронизанное презрением и жалостью. Денежное состояние, с таким трудом накопленное за годы напряженной работы, оказывается, абсолютно ничего не значит — туда, за черту, невозможно взять с собой ничего материального.

Мировая литература полна описаний тяжелых мучительных чувств, испытываемых духовно пустыми людьми на смертельном одре. С моей точки зрения, очень хорошо жизненная драма и удручающий финал земного существования духовно пустого человека показан в повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», а также в романе Мопассана «Милый друг», где блестяще воссоздано состояние умирающего приятеля главного героя Жоржа Дюруа — Форестье. Полезно перечитать эти две книги, чтобы примерить описанные ситуации на себя — не придется ли и вам умереть с похожим настроением, если и вы дальше будете жить так же бездуховно, как сегодня? Полезно почитать и другие книги, описывающие смерть людей самых разных типов, включая и художественную, и документальную литературу. Из них мы увидим простую и ясную, но очень показательную закономерность — то, как умирает человек, находится в прямой зависимости от того, как он живет. Для того чтобы смерть была естественным и легким шагом в иной мир (хотя легкой смерть может быть только с относительной точки зрения — слишком серьезное это событие в человеческой жизни), совсем необязательно, чтобы умирающий должен быть святым или посвященным. Важно, чтобы он был хорошим, светлым человеком с чистой кармой — тогда и смерть его будет окрашена в удивительно светлые тона. Именно о такой смерти простой, но очень светлой и чистой женщины, матери Григория Мелихова Ильиничны рассказывает в «Тихом Доне» Шолохов.

Гораздо чаще смерть бывает тяжкой, трудной, мучительной, сопряженной с множеством телесных, психических и духовных страданий, что является довольно точным свидетельством того, какова была жизнь умирающего, и сколько тяжелых накоплений он понес за собой из этого мира в тот мир. Собственно говоря, для подавляющего числа людей смерть, с какой бы точки зрения на нее ни смотреть, всегда отрицательная сторона жизни, ее темная изнанка. И ожидание смерти, и неизбежное приближение ее, настолько неизбежное, что невозможно не думать об этом финальном событии жизни, и сам момент смерти, и длительный период существования в тонком мире (об этом говорят эзотерические учения), — все это представляет собой страдательный фактор существования, от которого не уйти. Одной перспективой своего неизбежного приближения смерть способна отравить жизнь любому человеку, даже самому выдающемуся и могущественному. Тысячи лучших умов человечества ломали головы над тем, чтобы разгадать загадку смерти, остановить ее колесо, помочь человеку уйти от всех отрицательных переживаний, связанных с ней. Многие из них именно под влиянием этих страданий и тяжелых мыслей о неизбежности смерти приходили к той или иной религии, проповедующей бессмертие, то есть делали правильный шаг, однако мотив этого духовного поступка — страх потери физического существования — во многом обесценивал сделанный выбор. Единственный способ для человека правильно решить проблему смерти — это встать на истинный духовный путь и как можно более точно идти по нему.

Что такое смерть с точки зрения религий и эзотерических учений? Эту загадку пытались разгадать множество духовных искателей. Мне приходилось сталкиваться с самыми разными трактовками и взглядами, согласно которым смерть это:

— одномоментный переход из одного мира в другой; — длительный процесс, начинающийся с самого рождения человека и завершающийся после остановки сердца; — мистическое существо, которое находится слева от человека и которое словно охотник постоянно выслеживает его слабое место, чтобы нанести удар и прервать жизнь; — Божественный луч, исполняющий высшую программу разрушения старых форм жизни во имя расчищения площадки для новых форм; — некая непостижимая сила, превосходящая человеческие возможности, в присутствии которой каждый раскрывает свой подлинный облик и в пламени которой он сгорает; — безличный космический закон, фиксирующий механизм замены низших форм и энергий жизни высшими формами.

Можно найти и другие функции и значения этой величайшей реальности человеческой, но и перечисленных достаточно, чтобы осветить ее основные грани.

Каждое из значений справедливо и воплощает какую-то одну грань многоликой смерти. Эзотерические учения четко зафиксировали разнообразие значений, символов и образов смерти и наделили ее самыми необыкновенными чертами и формами. Достаточно вспомнить изображение богини Кали в восточной традиции, рисуемой с множеством лиц, фигур и украшений, или имя «всеживой смерти» Мемборах, принятой в западном эзотеризме и означающей одновременное соединение в одном понятии смерти двух прямо противоположных сил. Невозможно понять жизнь, не понимая смерти, а это в свою очередь требует постижения еще одного важнейшего понятия на духовном пути — бессмертия. На эту тему есть превосходное стихотворение Ю. М. Ключникова «Гладиатор», представляющее духовного искателя в виде воина-гладиатора, в ходе жизненной эволюции постепенно меняющего поле битвы переходящего от войны с внешним врагом к войне с врагом внутренним:

Прощай, владычица арена! Прощайте, сонмы жадных глаз! Во мне желание сгорело Себя спасая, тешить вас. О как рвало меня в тавернах, Как со стыда кидало в жар, Когда его вином Фалерна Я разжигал и ублажал. Но все прошло. Игрой железной Сюда пришли вы кровь погреть. А я ведь пересек над бездной Канат, что делит жизнь и смерть. Я вам их обе возвращаю, Казнившим плоть, спасавшим дух. Не говорю, но возвещаю, Что знаю больше этих двух. Я знаю тонкий щит бессмертья, Который выковал мне бой С неубывающе безмерным В ничтожестве с самим собой.

В таинственно сумрачном свете смерти человек лучше понимает, что такое жизнь, но в просветляющем свете духовного бессмертия, достигнутого с помощью суровой работы над собой, гораздо яснее становятся загадки смерти. Постичь бессмертие — значит достичь его самому, стать бессмертным, то есть победить смерть, растворить ее образ, которым она метит человека. Мировые религии и эзотерические учения говорят о двойственности природы человека, в которой присутствует смертное, или земное начало и бессмертное, или духовное начало. Смертное начало составляет, прежде всего, физическое тело и более тонкие оболочки (эфирное, астральное тело и земная личность человека). Бессмертное начало — это Дух, или Божественная Искра, Чистое Бытие, Высшая Сущность, пребывающая внутри оболочек и оживляющая их. Человеческое сознание находится посредине между этими двумя полюсами и от его выбора зависит то, какую дорогу человек выберет — дорогу жизни или дорогу смерти. В этом случае оно само либо пропитывается энергиями бессмертия и делается непрерывным, постоянно бодрствующим и точно осознающим миром (даоские и буддийские источники уподобляют его хрустальному зеркалу, в котором отражается вселенная), либо отождествляется с материальным миром и становится тяжелым, мутным, нечистым стеклом, способным воспринимать только самую поверхностную сторону жизни. Конечно, в этом случае ни о каком непрерывном бодрствовании и самоосознании себя не может быть и речи: сознание уподобляется фрагментарной киноленте, содержащей отдельные кадрики жизни, которая случайно попадает в объектив восприятия.

От чего зависит выбор пути — к Иллюзии или к Истине и Реальности? Ответ «от духовного уровня человека» едва ли будет достаточен — ведь сам уровень зависит от предшествующего выбора. Легко сказать, что все выбирающие иллюзорные удовольствия — недалекие пустые люди, и их выбор лишен логики и смысла. Нет, каждый из двух вариантов жизни имеет свой вполне обоснованный смысл. Человек, живущий в мире иллюзий, выбирает именно этот путь потому, что он приносит ему наибольшие удовольствия. Духовная сфера в силу неразвитости его сознания и грубости его вибраций не вызывает у него никаких откликов, не притягивает и не манит. Даже если такой человек интеллектуально развит и ориентируется в культуре, на глубинном сущностном уровне его духовный канал остается закрытым, и Бог для него в лучшем случае является просто ментальной идеей. Когда кто-то пытается увлечь духовно нераскрытого и внутренне не созревшего человека на путь совершенствования, это вызывает в том вполне обоснованный протест и отторжение — ведь тонкие энергии, понятия, переживания воспринимаются им как чужеродный фактор, обесценивающий те жизненные удовольствия, которые он по-настоящему любит. Так компания веселящихся юнцов воспринимает любого серьезного зрелого человека, внезапно оказавшегося в их кругу, как зануду, который портит им удовольствие. Даже если кто-то на языке четкой логики неопровержимо докажет истинность духовного выбора и ложность гедонистического подхода к жизни, человек, барахтающийся в мире иллюзий, никогда не примет истину сущностно: в лучшем случае он согласится на словах. Главная причина его отказа состоит в том, что он еще не разочаровался в удовольствиях.

Иное дело духовно созревший человек. Вполне возможно, что он также имеет жизненные привязанности и отнюдь не превратился в святого, изжившего карму. Однако он знает им цену и понимает, что они никогда не приносят того глубокого и окончательного духовного насыщения, которое он так старательно ищет. Сфера божественного или духовного мира приобретает для него такое большое значение, что ради приближения к нему он постепенно отказывается от земной суеты, грубоматериальных целей и притязаний своего эго.

– Отче, самая пугающая заповедь – «Не убий!» Как человек может дойти до такого состояния, что даже не боится лишать жизни себе подобных?

– Шестая заповедь тесно связана с предыдущей — о почитании родителей и старших. Она — убедительная иллюстрация того, что может произойти, когда пятая заповедь нарушается. Нередко все заканчивается убийством, формы которого могут быть различными и весьма утонченными. Ведь кроме физической смерти есть еще смерть духовная. Так, Адам и Ева после грехопадения сразу не умерли физически, но подверглись смерти духовной, по сказанному Господом: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). В первый момент смерть проявила себя в том, что прародители увидели свою наготу и у них появился стыд. Это значит, что их чувства потеряли свою первозданную чистоту и духовную проницательность. После нарушения заповеди в их сердце вместо любви вселилась ненависть. Это видно из того, что в случившемся они стали обвинять не себя, а друг друга и даже Самого Бога (см.: Быт. 3:12, 13).

В секулярном мире большинство людей пренебрегают духовной смертью, не принимают её во внимание, однако она намного страшнее смерти физической, ибо из-за неё человек теряет связь с источником всякого добра — Богом и искажает в себе Его образ. Он становится злым, завистливым, слабым и трусливым.

– Как еще духовная смерть может себя проявлять?

– Одним из симптомов духовной смерти является окаменелость сердца, то есть неспособность живо откликаться на чужую боль или радость. Очень точно такое состояние описал датский писатель Ганс Кристиан Андерсен в сказке «Снежная королева». А все начинается с малого. Любое невнимание к другому человеку, пренебрежение им наносит ему раны. Например, из-за загруженности работой, суеты и спешки или своего высокого статуса мы забыли или не захотели поздороваться с каким-то человеком, не поздравили его с именинами или днем рождения, перестали с ним разговаривать, не помогли в каком-то деле — и этим самым мы можем его очень сильно обидеть и ранить.

Далее может быть все намного хуже. Особенно много смертельных ран мы наносим другим людям своим языком. Не случайно апостол Иаков пишет: «Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:7–9). Также Иисус сын Сирахов учит: «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка» (Сир. 28:20, 21). А великий русский писатель А. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» утверждает, что «злые языки страшнее пистолета».

Как видим, не только мечом или пистолетом, но и злым, неосторожным словом можно убить. Слово тоже может нести убийственную энергию, поэтому важно, как мы общаемся, как слушаем друг друга, насколько внимательны к собеседнику. Любое проявление неуважения льет воду на мельницу против шестой заповеди и постепенно ведет к самому настоящему убийству — вначале, может быть, через гневный, испепеляющий взгляд, далее словом и, наконец, делом.

Читайте также:  Вне себя с точки зрения науки

– Может ли слово осознанно использоваться как орудие убийства?

– Да, слово служит основным оружием в современных информационных войнах. Еще Сократ говорил: «Когда слово не убьет, то палка не поможет». Т. е. вначале человека стараются словом деморализовать, например, подвигнуть его к духовному расслаблению, неоправданному гневу, пьянству и разврату, а затем физически добить. Поэтому всегда нужно быть очень критичным к той информации, которую мы получаем извне. Необходимо при свете слова Божия всегда проверять её, насколько она правдива.

– Согласно данным статистики, в мире ежегодно делают аборты примерно 55 млн. женщин, т. е. 21% всех беременностей прерывается искусственным путем. В Украине ежегодно делают примерно 150 тыс. абортов. То есть ежегодно мы лишаемся населения целого крупного города. Сейчас разгорелись споры о том, оправданно ли будет аборты запретить?

– Без всякого сомнения, аборт, как бы его ни пытались обосновывать, — изощренный способ убийства беззащитных детей. Убийство остается убийством. Его нельзя, разве что за редкими медицинскими показаниями, оправдать. И если человек не кается на исповеди и не несет епитимию, то терпит наказание за этот грех и в этой жизни и в будущей. Нераскаявшуюся женщину постоянно мучает совесть, она теряет дерзновение при воспитании детей и во всех своих делах. В загробной жизни она обрекает себя на вечные муки. Следовательно, аборты настойчиво требуют запрета. Но если не разъяснить всех его негативных последствий для женщины, то это только подтолкнет на подпольные действия. Поэтому специалисты-медики и священники, используя средства массовой информации, должны подробно и доходчиво объяснять людям, какие опасности таит в себе прерывание беременности.

– От чего еще стоило бы людей предостеречь?

– Любая страсть, будь это гордость, зависть, тщеславие, уныние, сребролюбие, блуд или гнев, действует на человека разрушительно, быстро или медленно его убивает. Ныне особенно много людей губят себя и окружающих курением и пьянством. Эти страсти одинаково поражают простецов и мудрецов, бедных и богатых. Если кто-то из родных или друзей не начнет усиленно молиться о пьянице или наркомане, существенно не поддержит его, то, как правило, тот погибает. Вытянуть человека из пьянства возможно не укорами и досаждениями, как ныне делают многие женщины, страдая от пьяниц-мужей, а лишь буквально полагая за него душу свою.

– Что имеется в виду?

– Яркий образец того, как можно полагать душу за ближнего своего, дает нам А. П. Чехов в своем рассказе «Нищий». Всем рекомендую его прочитать. Если у тебя остается хоть чуточку любви к человеку, ты все должен сделать, чтобы его вытянуть из западни пьянства. А бывает так, что жены сами провоцируют своих мужей, постоянно устраивая шумные праздничные застолья.

Праздники надо почитать, но лучше всего это делать в храме за богослужением, а дома можно устроить пир без выпивки. Знаю, что некоторые архиереи начинают вводить такую практику у себя в епархиях и приходах, где праздников и гостей всегда очень много. После таких безалкогольных застолий все довольны и никто не обижается. Если все-таки хотите праздновать со спиртным, то надо подавать его в очень ограниченных, символических количествах.

– Как себя застраховать от убийства словом и делом?

– Нужно взращивать в своем сердце милость, работать над тем, чтобы из него не извергались через язык гневные и злые слова. Если в душе пребывает страх Божий и человек все время работает над собой, искореняет с помощью молитвы и покаяния грехи и страсти, насаждает в сердце любовь, то он никогда не позволит себе не то что убить, но даже сказать укоризненное слово другому человеку.

Яркий пример такого милосердия явили многие и многие святые, а среди них особенно хочется выделить святителя Филарета Киевского (Амфитеатрова), мощи которого почивают в Дальних пещерах нашей святой Лавры. Когда ему как архиерею приходилось кого-то наказывать, то после этого, каким бы мягким его взыскание ни было, он всегда спрашивал у других: «Не слишком ли строго я его наказал?»

– На востоке Украины каждый день гибнут люди. Кто-то предлагает сражаться до победного конца и никак не воспринимает неоднократных призывов Церкви к миру. Что может остановить этот опасный вооруженный конфликт?

– Война прекратится сразу, как только воюющие стороны осознают, что они не какие-то злые некрещенные басурмане или Иваны, не помнящие своего родства, а большинство из них – христиане, и настроят себя на нелицемерное покаяние и всепрощение, и самое главное — перестанут разными высокопарными словами оправдывать свое убийство.

Духовность и Смерть. Как умирали духовные (просветленные) люди

Считается, что духовность избавляет человека от заболеваний физического тела. И поэтому нас может сильно удивить то, как умирали известные духовные учителя и просветленные личности:

  • Свами Вивекананда умер в 38 лет. Его вес составлял 120 кг, диагноз – сахарный диабет.
  • Рамакришна: умер в 45 лет. Диагноз – рак горла. Болел галлюцинаторно-параноидальным синдромом
  • Шри Свами Шивананда: диабет и ожирение.
  • Шри Ауробиндо – болел туберкулезом и нефритом, умер от ХПН.
  • Морихея Уешибу, создатель айкидо, умер в 74 года, рак печени.
  • Масутацу Ояму, создатель Киокушин карате, умер в 71 год, рак легких.
  • Карлос Кастанеда, умер в 73 года, рак печени.
  • Гурджиев умер в 72 года после тяжелой автомобильной катастрофы.
  • Ошо страдал от астмы с диабетом а умер от цирроза в 59 лет.
  • Шри Чинмой – умер от инфаркта в возрасте 76 лет.
  • Шри Рамана Махариши умер в 71 год от рака
  • Блаватская умерла в 60 лет во время эпидемии гриппа. Болела водянкой, тромбофлебитом, астмой, частые приступы галлюцинаций
  • Рудольф Штейнер прожил всего 64 года
  • Кришнамурти умер от рака.
  • Рерих умер в 73 года из-за тяжёлой болезни лёгких
  • Елена Рерих умерла после продолжительной и тяжёлой болезни в 76 лет. Страдала хроническим катаром желудка, ишемической болезнью сердца
  • Порфирий Корнеевич Иванов Страдал запоями, раковым заболеванием, термоневрозом.
  • Идрис Шах прожил 72 года перенёс два обширных инфаркта.

Почему же происходит такое без-Образие? На этот счет есть несколько точек зрения. Некоторые люди считают, что это происходило от того, что великие учителя отдавали себя людям, забывая о собственном теле. В процессе интенсивного общения со страждущими они отяжелялись и не успевали очищаться, а может и по-просту не заботились о своем очищении, потому что вовсе не думали о себе, движимые состраданием к людям.

А вот точка зрения Ошо на то, почему духовные люди умирали от тяжелых заболеваний:

“Будда умер от пищевого отравления. Он страдал непрерывно, в течении шести месяцев и при этом было много учеников ждавших что он сотворит чудо. Но он тихо страдал и тихо умер.”

“Веками это было постоянной заботой… Рамакришна умер от рака горла, Рамана Махарши умер от рака. Кришнамурти почти сорок лет страдал наисуровейшей мигренью. Будда часто был болен, и до такой степени, что один из его учеников – император Прасенджита – предложил ему своего личного врача. Всю жизнь врач короля Прасенджиты следовал за Гаутамой Буддой с большим багажом лекарств и книг по медицине, в особенности тех, что могли понадобиться Будде. Махавира постоянно страдал пищеварительными проблемами и в конце концов от них и умер.

Этот вопрос поднимался снова и снова: эти люди просветленные; их тела должны быть более здоровыми. Это кажется очень логичным, но существование не слушает логики. Экзистенциально, быть просветленным значит выйти за пределы возможностей тела и ума. Ты привносишь в свои тело и мозг нечто такое, для чего они не были приспособлены, к чему они не готовы. И это новое явление… и это новое явление так мощно, что создает множество расстройств. В особенности может быть расстроен сон; скорее всего, так и будет, потому что просветление принесло столько осознанности, что ты не можешь ее исчерпать за день, не можешь исчерпать, что бы ты ни делал.

Точно так же, как обычному человеку трудно бодрствовать, – сон так силен, и гравитация сна топит все его попытки бодрствовать – он пытается на мгновение, но забывает-охватывает его. Противоположное верно, когда происходит просветление: осознанности столько, что сну невозможно войти тело. Самое большее, тело может расслабиться – расслабиться более, чем когда-либо, отдыхать глубже, чем когда-либо – но сон исчезает.”

“Большинство людей, которые становятся просветленными, тотчас же умирают. Они просто больше не могут дышать. Нет причины, по которой они должны дышать. Опыт так велик, что сердце останавливается. Они никогда не видели ничего подобного, это так неизвестно. Это захватывает их дыхание – буквально.

Очень немногие выживают при просветлении, и причина, по которой они выживают, странна: искатели приключении, ли наслаждавшиеся риском, которые жили как канатоходцы, чья жизнь колебалась на лезвии бритвы, могут выжить. Потрясение будет, но они часто переживали меньшие потрясения. Они никогда не получали такого потрясения, но небольшие потрясения подготовили их, чтобы принять даже это огромное явление. Они по-прежнему продолжают дышать; их сердца продолжают биться. Но все же тело во многих смыслах страдает, потому что случилось нечто такое, чего тело не может понять.

У тела есть собственная мудрость, у него есть определенного рода понимание. Оно хорошо функционирует в своих рамках. Но просветление – за рамками его компетенции, оно слишком далеко. Оно слишком перегружает мощности тела. Поэтому все, что в теле слабо, сломается – и поскольку это тело последнее, оно никогда больше не понадобится. Оно осуществило свою функцию. Оно совершило чудо. Поэтому если представить себе пропорцию… из ста просветленных людей по крайней мере девяносто мгновенно умирает. А из десяти выживших девять сохраняют молчание. Они теряют власть над мозгом.

Этого никто никогда не говорил. Многие вещи никогда не говорились, потому что никто не спрашивал, никто не беспокоился о них, никто не осведомлялся. Поэтому есть тысяча и одна вещь, на которую стоит обратить внимание, но о которых никто никогда не говорил.

Например, почему девять человек из десяти мгновенно умирает? Ни одно писание мира этого не обсуждает. Об обсуждении нет и речи – ни одно писание даже не упоминает об этом, хотя это происходило веками. Может быть, они боялись, что если они это скажут… Люди и так не интересуются просветлением, а если им сказать, что это будет наградой, – ты становишься просветленным, и тебе приходит конец, – это может остановить даже тех немногих, кто мог бы попытаться. Они скажут: «Какая чепуха! Ты усердно работаешь, чтобы достичь просветления, и что в награду? – тебе крышка! Ты даже не увидишь себя просветленным. Так какой смысл? Это странная игра».

Может быть, именно поэтому об этом никогда не упоминалось. Ни одно священное писание не упоминает, что просветление расстраивает тело и мозг. Но я хочу говорить все в точности как есть, потому мое понимание свидетельствует, что те, кто не интересуется, и не заинтересуется, тех, кого это интересует, не остановит никакая истина. Фактически, для них будет даже лучше знать это заранее.

Просветление, несомненно, чрезвычайно беспокоит психосоматическое здоровье, потому что это нечто такое, к чему тело не способно и не подготовлено. Природа не встроила в тело никакой способности поглотить просветление. Внезапно на тебя падает гора – ты неизбежно будешь раздавлен.

Почему девять человек из десяти сохраняют молчание? Самое большее, об этом говорили: «Потому что истина не может быть высказана». Это правда, но есть и гораздо более важная вещь, о которой не упоминалось. У девяти из десяти человек нарушается функция мозга. Они больше не способны использовать мозг как речевой механизм, и лучше, чувствуют они, сохранить молчание.

Они прекрасно могут видеть, что их мозговой механизм больше не в рабочем состоянии. И естественно… мозг – это очень тонкое явление; почти семь миллионов крошечных нервных окончаний составляют мозг человека в небольшой черепной коробке. Они так малы и деликатны, что их может потревожить небольшое потрясение, может даже уничтожить – а просветление – это огромное потрясение, подобное удару молнии. Пронзая мозг, оно тревожит множество клеток, множество нервных окончаний.

Только один человек из десяти может сохранить свой мозг, и это человек, который использовал мозг так много, что от сущего использования он становился сильнее и сильнее. Если бы он не стал просветленным, он мог бы быть великим философом, великим логиком, великим математиком или великим физиком. У него была мощная встроенная машина, которая могла бы быть Бертраном Расселом или Альбертом Эйнштейном – или Гаутамой Буддой.

Читайте также:  С каким зрением можно работать в мвд

Но обычно люди не используют мозг настолько. Для обычной работы этого не нужно. Только пять процентов вашего потенциала – среднее человеческое существо использует лишь пять процентов потенциала мозга. А люди, которых вы называете великими гениями, используют лишь пятнадцать процентов. Но если человек использовал свой мозг хотя бы на треть его возможностей – то есть тридцать три процента – тогда у него достаточно сил, чтобы пережить просветление. И он может не только пережить просветление, но и служить ему. ”

Существует ли жизнь души после смерти тела — точка зрения индуизма

Записанные и исследованные случаи воспоминаний о прошлой жизни ясно указывают на существование жизни души после смерти тела. Во всех зарегистрированных случаях реинкарнаций, было обнаружено, что между смертью человека и его следующим воплощением на Земле существует переменный временный промежуток. Куда же мы попадаем после смерти до нашей реинкарнации на Земле? Является ли это место единственной плоскостью существования или существует множество планов существования? Если да, то каковы критерии «попадания» на тот или иной план? В этой статье мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы с точки зрения индуизма.

Примечание. Чтобы лучше понять информацию, рекомендуется прочитать статьи о трех качествах природы: Саттва, Раджас и Тамас.

Что происходит после смерти?

Когда человек умирает, физическое тело перестает существовать. Тем не менее, на этом жизнь души не прекращается. Существование человека за исключением физического тела известно как тонкое тело (линга-деха), и оно состоит из ментального, причинного (интеллекта) и супракаузального (тонкого эго) тела. Это тонкое тело затем переходит к одному из 13 тонких планов существования, вне плоскости Земли.

14 планов существования во Вселенной

В Вселенной 14 основных планов существования. Семь из них — положительные плоскости существования, а семь — отрицательные плоскости существования. Семь отрицательных плоскостей существования широко известны как Ад (Патал). Внутри этих основных планов существования существует множество подпланов.

Согласно словам Святой Ади Шанкарачарье из Индии (VIII-IX вв. н.э.), Праведность (Дхарма) — это то, что выполняет три задачи: сохранение социального порядка, мирской прогресс каждого живого существа, эволюционный прогресс человека в духовной сфере.

Семь положительных планов существования: планы существования, занимаемые в основном живыми людьми и тонкими телами, совершающими праведные дела и занимающиеся духовной практикой в ​​соответствии с позитивным путем духовной практики, известны как семь положительных планов существования или саплаток. Под позитивным путем мы подразумеваем, что ориентация духовной практики направлена ​​на реализацию Бога в человеке, которая является конечной в духовном росте.

Семь отрицательных планов существования: это плоскости существования, в основном занятые тонкими телами, совершившими неправедные поступки, которые участвуют в духовной практике по отрицательному пути. Под отрицательным путем мы подразумеваем, что ориентация духовной практики направлена ​​на развитие сверхъестественных сил. Эта духовная сила в основном используется для усиления контроля над другими или для отрицательных целей. Таким образом, все тонкие тела, которые идут на любой из планов существования Ада, в силу их злых намерений становятся призраками.

Подпланы существования Ада (Нарак): Каждая плоскость существования Ада имеет подплан, известный как Нарак. Например, первая плоскость существования Ада известна как первый Нарак, который зарезервирован для худших призраков (демонов, дьяволов, отрицательных энергий и т. д.) В аду занимающие первый Нарак, подвергаются более суровому наказанию и на более длительный срок, чем те, которые занимают первый план существования Ада.

Земля является физически осязаемой плоскостью; тогда как другие плоскости все более и более тонкие и, следовательно, невидимы для грубого глаза. На самом деле разные люди, хотя живут на плоскости Земли, испытывают мысли и эмоции, соответствующие различным планам существования в соответствии с их духовным уровнем развития или мыслями. Например, духовно развитые люди ведут существование, соответствующее позитивным планам существования Неба и за его пределами. Напротив, человек, планирующий кражу, испытывает мысли, соответствующие 1-му плану Ада, планируя какое-то действие, направленное на то, чтобы нанести вред другим во 2-м плане Ада и так далее, и человек, планирующий убийство, испытывает мысли, соответствующие 7-му плану Ада. Однако не могут одновременно испытывать 2 плоскости существования, т. е. человек не может испытывать мысли, соответствующие двум различным плоскостям, например. Небеса и Махарлок.

Регион Пустоты (Бхуварлока), если быть точным, является равноудаленной областью. Однако мы считаем ее как позитивный план, поскольку тонкие тела из этого региона все еще имеют шанс родиться на Земле для духовного развития. Когда тонкие тела возвращаются в любую из областей Ада, тогда существует весьма отдаленная возможность их рождения на Земле и продвижения к Богу.

Небеса и другие плоскости существования во Вселенной

Каждая положительная и отрицательная плоскость существования вне земной (физической) плоскости существования становится все более и более тонкой. Под тонким мы подразумеваем то, что выходит за рамки понимания пяти чувств, разума и разума. Сатьялок — это тончайшая положительная плоскость, и поэтому он является самым трудным для восприятия или понимания, если достигнут уровень наивысшего шестого чувства (ESP).

Из-за отсутствия духовной практики и более высокой доли недостатков (грехов) большинство людей в нынешнюю эпоху переходят в мир Пустоты или один из планов существования Ада. Обычно мы переходим в мир Пустошей после смерти, когда доля недостатков (понесенных из-за неправильных действий на Земле) составляет приблизительно 30%. Демориты обычно включают злобу в отношении других и множество желаний. Существует большая вероятность нападения в мире Пустоты призраками более высокого уровня из нижней плоскости существования Ада.

Земля — ​​это единственная плоскость существования, где происходит слияние людей с различным духовным уровнем. Однако после смерти мы идем к точному уровню существования, соответствующему нашему духовному уровню.

В основном, с точки зрения духовной науки, «похвальные действия» для достижения Небес или более высокие позитивные планы существования — это те действия, которые делаются без ожиданий с целью реализации Бога. Можно применять следующие три критерия:

  • Деяния с мировоззрением, что Сам Бог делает это посредством меня, и поэтому я не могу претендовать на какую либо выгоду
  • Деяния без сознательного ожидания признания или благодарности
  • Деяние без ожидания результатов (действие ради действия)

Важно отметить, что тонкие тела часто оттягиваются отрицательными энергиями и, следовательно, остаются в мире Пустоты (Бхувар-лока). Чтобы достичь более высокой плоскости существования, которая находится за пределами Небес, нужно быть на высоком духовном уровне. Это может быть достигнуто только благодаря последовательной духовной практике в соответствии с шестью основными законами духовной практики наряду с серьезным усмирением эго.

Под преобладающим телом мы подразумеваем самое активное тело, то есть умственное, интеллектуальное или тонкое эго. Например, в плане Пустоты существования (Bhuvarlok) у тонких тел все еще есть много желаний и привязанностей. В результате довольно часто они становятся призраками, пытающимися выполнить свое желание через своих потомков или людей на Земле. Это оставляет их открытыми для более высоких уровней отрицательных энергий из нижних областей Ада; которые воспользовались своей тягой, чтобы воздействовать на людей на Земле. В мире Пустоты тонкие тела испытывают только несчастье, поскольку желания не могут быть выполнены.

В плоскости существования, известной как Небеса, тонкие тела испытывают переизбыток счастья. Это счастье намного превышает счастье, испытываемое на Земле в количестве, качестве и продолжительности. По мере того, как мы поднимаемся на позитивные планы существования, наблюдается повышение качества счастья и несчастья.

Счастье в понимании Саттва, означает счастье, полученное от помощи другим без каких-либо ожиданий или привязанностей. Когда эго участвует в акте, он становится Раджасом.

Положительные плоскости существования и реинкарнации на Земле

Из тонких планов существования ниже Махар-лока люди должны перевоплотиться на земном плане существования, чтобы уладить свою судьбу и завершить свои расчеты. Если после своей смерти человек достигает более высоких областей, таких как Махар-лока из-за более высокого духовного уровня, его душа может закончить свой земной путь и перестать перевоплощаться. Однако эти эволюционирующие тонкие тела могут предпочесть родиться по своей воле. Они делают это из-за своей экспансивной природы прежде всего для того, чтобы выступать в качестве духовных наставников для человечества и помогать обществу эволюционировать в положительном ключе.

Благодаря духовным исследованиям мы обнаружили, что существует 5 факторов, которые влияют на этот потенциал для дальнейшего духовного роста.

  1. Имея большое количество духовных эмоций (бхав)
  2. Имея низкое эго,
  3. Имея интенсивное стремление к духовному росту,
  4. Выполняя регулярную духовную практику все более высокого уровня,
  5. Пострадавшие или не затронутые отрицательными энергиями. Будучи затронутыми или обладающими отрицательными энергиями, они могут серьезно препятствовать способности к духовному росту. В загробной жизни такие затронутые тонкие тела, могут быть заблокированы от попадания в более высокие области Вселенной отрицательными энергиями.

Значение плана существования на Земле

Плоскость существования Земли очень важна. Это единственная плоскость существования, где мы можем быстро нарастить духовный рост и урегулировать наш отчет о дате и учете в кратчайшие сроки. Основная причина этого в том, что с помощью физического тела мы можем многое сделать для повышения духовного роста и духовного уровня и уменьшения основного тонкого компонента Тама.

Помимо Земли, духовный рост чаще всего происходит только в регионах за пределами Неба, таких как Махарлока. Это потому, что на Небесах тонкие тела рискуют попасть в бесконечные удовольствия, которые он предлагает. В планах существования Пустоты и Ада наказание настолько серьезное, а также бедствие других призраков высшего уровня таково, что становится очень трудно подняться над страданиями, чтобы предпринять любую духовную практику ценности. Поскольку человек идет на более низкие планы существования Ада, поскольку тонкий базовый компонент Саттвы постепенно уменьшает окружающую среду, становится менее благоприятным для переживания счастья.

В пределах планов существования Ада есть некоторые призраки, которые совершают определенные виды духовной практики, чтобы обрести духовную силу. Самые высокие в иерархии призраков — колдуны из седьмого плана существования Ада. У них огромная духовная сила, и они контролируют все другие типы призраков с меньшей духовной силой.

Когда человек глубже проникает в различные плоскости существования Ада, то есть с 1-го по 7-й, степень счастья, испытываемая тонкими телами в нем, уменьшается, а степень несчастья продолжает расти. Минимальный опыт счастья заключается также в том, что он поглощен воспоминаниями о прошлых позитивных событиях, приятных воспоминаниях о богатстве в прошлой жизни и т. д. Опыт несчастий связан с воспоминаниями о физической боли и оскорбительных событиях, воспоминаниями о невыполненных желаниях, например, в отношении образования, дома, карьеры, ожидания счастья от детей в прошлой жизни.

Степень наказания и боли, которая должна быть перенесена в разных планах существования Ада и связанных с ними Нарака, возрастает с последующим планом существования Ада. Кроме того, период наказания, который должен быть перенесен в каждом Нараке, превосходит по сравнению с соответствующим планом существования Ада. Если мы рассмотрим наказание в первой плоскости существования Ада как 100%, то наказание в соответствующем первом Нараке будет на 50% больше, то есть на 150%.

Каждому присваивается тот план существования, который соответствует своей основной природе в терминах Саттвы, Раджи и Тамы. Это также функция духовного уровня. Следовательно, тонкие тела из более низких положительных плоскостей существования не могут перейти на более высокие положительные плоскости существования, а те из первых или вторых отрицательных плоскостей существования не могут перейти на более глубокие планы существования Ада. Это похоже на то, как люди, живущие в самолетах, на дыхательных путях затрудняются на больших высотах, но люди, находящиеся на более высоких высотах, прекрасно справляются.

Факторы, которые определяют путь души после смерти тела

Во время смерти, когда физическое тело становится неактивным, жизненная энергия, используемая для функционирования физического тела, освобождается. Эта жизненная энергия во время смерти отталкивает тонкое тело от области Земли. «Вес» тонкого тела в первую очередь зависит от количества тонкого основного компонента Тамы в нашем существе.

3 тонких основных компонента: каждый из нас состоит из трех тонких базовых компонентов или гуасов. Эти компоненты являются духовными по своей природе и не могут быть замечены, но они определяют наши личности. Они есть:

  • Саттва: Чистота и знание
  • Раджа: действие и страсть
  • Тама: Невежество и инерция. В среднем человеке в нынешнюю эпоху основной тонкий компонент Тама достигает 50%.

Чем больше мы наполняемся компонентами Раджа и Тама, тем больше мы показываем следующие характеристики, которые добавляют к нашему «весу» и влиянию того плана существования, в который мы входим в нашу жизнь после смерти:

  1. Больше привязанности к мирским вещам и эгоизму
  2. Больше невыполненных желаний
  3. Чувство мести
  4. Более высокое количество недостатков или неправильных действий
  5. Более высокое количество дефектов личности, таких как гнев, жадность, страх и т. д.
  6. Эгоистичность: под эго мы понимаем, насколько человек отождествляет себя с его телом, разумом и интеллектом, в отличие от души внутри

Постоянное сокращение доли тонкого основного компонента Тамы и связанных с ним характеристик, упомянутых выше, происходит только с устойчивой духовной практикой в ​​соответствии с шестью основными законами духовной практики. Психологические улучшения с помощью книг самопомощи или попытки быть хорошими являются в лучшем случае поверхностными и временными.

Читайте также:  Как подготовиться к операции по лазерной коррекции зрения

Значение психического состояния во время смерти

Психическое состояние в момент смерти, помимо того, что было упомянуто выше, очень важно. Наше психическое состояние, как правило, относится к доле тонких базовых компонентов нашего существа.

Если человек выполняет духовную практику даже во время смерти, то влияние желаний, привязанностей, призраков и т. д. будет минимальным. Это делает его тонкое тело светлее. Следовательно, если он уходит в таком состоянии, он достигает лучшего плана существования среди подпланов, чем тот, которого он достиг бы, если бы поддался страху.

Во время смерти, если человек воспевает «Имя Бога» и также находится в состоянии подчинения воле Бога, тогда он достигает еще лучшего плана существования в своей жизни после смерти, и его пребывание происходит с молниеносной скоростью.

Факторы, которые определяют пребывания на отрицательных планах

Ниже перечислены виды деяний в нашей жизни на Земле, которые обычно приземляются в одном из планов существования Ада. Степень, продолжительность и намерение ошибочных действий являются важными факторами, определяющими планы существования ада, достигнутые после смерти, а не только самого действия.

Существует два типа смерти по времени:

  1. Конечная смерть: Это время смерти, которое никто не может избежать.
  2. Возможная смерть: здесь человек приближается к смерти, но может быть спасен из-за его заслуг.

В тех случаях, когда человек переживает непреодолимый кризис в своей жизни или имеет серьезные расстройства личности, он может подумать о том, чтобы взять свою собственную жизнь в депрессивном состоянии. Призраки (демона, дьяволы, отрицательные энергии и т. Д.) Также подпитывают депрессию суицидального человека и иногда способствуют тому, чтобы подтолкнуть человека за край к самоубийству. Однако в большинстве случаев самоубийство остается умышленным актом, который случается, когда человек переживает возможную фазу смерти в соответствии со своей судьбой.

Жизнь на Земле — это драгоценность и дана нам прежде всего для духовного роста. Когда мы убиваем других, мы создаем / разрушаем кармическую «учетную запись» с ними. Однако, совершая самоубийство, мы упускаем возможность для духовного роста. Тяжесть греха может варьироваться в зависимости от обстоятельств, при которых человек совершает самоубийство. Неизменно тонкое тело среднего дела самоубийства пойдет в Бхуварлоку (астральный план). Однако за большие грехи, понесенные в течение их жизни, и обстоятельства, при которых они совершают самоубийство, они могут пойти в нижние районы Ада.

Почему существует временный интервал между двумя реинкарнациями?

В ходе исследования с использованием гипнотического транса для отслеживания прошлых жизней человека было обнаружено, что временное отставание между двумя реинкарнациями на Земле может составлять в среднем от 50 до 400 лет. Причины этого отставания в следующем:

Тонкое тело остается на Небесах или в пространстве Пустоты существования в течение переменных периодов времени, чтобы преуспеть в своих достоинствах и недостатках (грехах).

  • Обстоятельства на земном плане существования должны быть благоприятными для того, чтобы завершить учет жизненного опыта из предыдущих рождений. Это соответствует закону Кармы. Реинкарнация тонкого тела откладывается до тех пор, пока различные другие души, с которыми они будут иметь связи, не будут готовы к материализации.
  • Иногда в регрессии прошлой жизни человек не сообщает о реинкарнации в состоянии транса. Причиной этого является то, что прошлое воплощение было бесполезным с точки зрения накопления жизненного опыта (человек ничему не научился), следовательно, он не помнит никаких подробностей.
  • В случае тонких тел, которые были отнесены к более глубоким планам существования Ада, временное отставание между двумя реинкарнациями может составлять тысячи лет. Они остаются в своей плоскости существования Ада до тех пор, пока не закончат свое наказание. В большинстве случаев это означает томиться в плоскости существования Ада в их жизни после смерти до растворения Вселенной.

Жизнь после смерти — в резюме

Вышеупомянутые факты о различных планах существования дают нам справедливое представление о возможных последствиях в нашей жизни после смерти того, как мы живем. Только с духовной практикой или с крайними достойными делами можно пойти на высшие планы существования и тем самым избежать несчастья и наказания и наслаждаться более высокими уровнями счастья. Есть также лучшие шансы на реинкарнацию на земном плане существования в обстоятельствах, способствующих духовной практике. Это так, что человек движется дальше в тонких плоскостях существования во Вселенной. По мере того, как мы идем дальше в нынешней Эре (Kaliyug), существует меньшая вероятность того, что люди перейдут на высшие планы существования.

Как только мы идем к нижним измерениям, таким как плоскость существования Пустоты или другие планы существования Ада, мы остаемся там и испытываем серьезное несчастье на протяжении веков, пока мы полностью не заплатим за наши недостатки (грехи), страдая от интенсивных наказаний, и получить шанс перевоплотиться на Землю.

Выполнение последовательной духовной практики на земном плане существования в соответствии с 6 основными законами духовной практики — это как плавание против прилива в нынешнюю эпоху. Тем не менее, это также гарантированный способ продвижения к высшим планам существования в нашей жизни после смерти.

15 признаков того, что вас настигла духовная смерть

К счастью, после духовной смерти наша душа может переродиться.

«Феникс должен сгореть дотла для того, чтобы возродиться»

Мы теряем маленькие частички нашей души каждый раз игнорируя наши инстинкты или желания. Чем больше мы пытаемся угодить другим, вместо того чтобы следовать тому, что велит нам сердце – тем большую часть своей души мы теряем. Духовная смерть наступает после того, как мы переживаем травмирующие события, или теряем себя настоящих. К счастью, после духовной смерти наша душа может переродиться.

Наша душа сгибается под весом ответственности, стресса, обстоятельств и трагических событий. Все это, а также другие трудности на нашем жизненном пути, наносят урон душе.

Тем не менее, мы можем помочь нашей душе переродиться следуя зову своего сердца и окружив себя заботой и любовью. Если в последнее время вы чувствуете себя потерянным и вам кажется, что ваша душа пытается подать вам знак, прочитайте эту статью чтобы узнать, испытываете ли вы духовную смерть или перерождение.

15 Признаков того, что вы испытываете духовную смерть (и перерождение души)

1. Вы не помните определенные моменты своей жизни

Возможно, ваше подсознание блокирует определенные воспоминания для того, чтобы вы не чувствовали боли и могли спокойно жить дальше. Однако, для того, чтобы двигаться дальше, иногда необходимо вспомнить такие моменты и пережить их заново. Обратитесь к психотерапевту если чувствуете, что не в силах самостоятельно пережить болезненные воспоминания, или даже вспомнить определенные моменты из вашего прошлого. Если в вышесказанном вы узнали себя, возможно вы испытываете духовную смерть.

2. Вы страдаете от депрессии или другого психического расстройства

Если вы страдаете от депрессии или тревожного расстройства – это может быть признаком перерождения души. Вы как-бы пытаетесь сбросить свою старую кожу и переродиться. Данный процесс не происходит за одну ночь и может причинять вам дискомфорт.

3. Вы не считаете свою жизнь цельной

Вам кажется, что часть вас как будто сломлена и вы не можете по-настоящему увидеть мир вокруг себя. Ваше восприятие мира и самого себя разломлено, а некоторые частички вашей души еще не нашли свое место. Если вам кажется, что часть вашей души не на месте – вы переживаете духовную смерть.

4. Вам безразличен мир вокруг вас

Все, что вас окружает, кажется вам серым и бессмысленным. Неважно как сильно вы пытаетесь вписаться и прочувствовать положительные эмоции – вы все равно остаетесь безразличны. Вам проще блокировать свои эмоции вместо того, чтобы притворятся.

5. У вас бессонница

Когда мы переживаем духовную смерть, наше подсознание пытается принять наши жизненные перемены. К примеру, если вы бросили ненавистную вам работу и решили последовать своей мечте и начать свой бизнес, то вероятнее всего у вас появится бессонница так как ваше подсознание будет пытаться приспособиться к вашему последнему решению.

6. Вам кажется, что вы стоите не месте

У вас может возникнуть чувство, что вы проживаете один и тот же день заново, как будто в ловушке. Это сигнал о том, что вам нужно изменить направление, в котором вы движетесь и прислушаться к своему внутреннему голосу. Многие люди сталкиваются с подобным на протяжении жизни. Вам нужно помнить, что вы – не дерево и в любой момент можете подняться и изменить свое жизненное направление. От новой жизни вас отделяет всего лишь одно решение.

«Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым.» — Сократ

7. После травмирующего события в вашей жизни, вы не чувствуете себя самим собой

После того как вы пережили тяжелое расставание, развод, клиническую смерть или смерть близкого человека – вы никогда не будете прежними. Каждое подобное событие в вашей жизни отнимает часть вашей души и как результат – вы испытываете духовную смерть.

8. Жизнь не оправдывает ваших ожиданий

Если у вас появилось ощущение, что жизнь вас подвела – это может быть одним из признаков духовной смерти. Вы попросту не удовлетворены тем, что жизнь предлагает вам в данный момент и хотите достичь чего-то большего.

9. Вы не можете выбрать одно направление

Если вам кажется, что жизнь предлагает вам сразу несколько путей, которые вы можете избрать — вы испытываете перерождение души. Вы наконец осознали, что ваш внутренний потенциал ограничен и вы не хотите попусту его тратить. Однако, вам сложно выбрать одно направление в котором вы будете двигаться, потому что вы считаете, что сможете преуспеть во многом.

10. Вы пытаетесь сбежать от реальности с помощью алкоголя и наркотиков

Вам хочется найти способ сбежать от реального мира. Большинство людей, которые принимают алкоголь и наркотики даже не осознают, что их внутреннее «Я» требует внимания и любви.

11. Вы ставите под вопрос все, что знали ранее

Если вы вдруг решили пересмотреть свои взгляды, стиль жизни или жизнь в целом — возможно ваша душа ищет новое направление. Порой, необходимо избавиться от застоявшихся убеждений и шире взглянуть на мир.

12. Вам хочется найти свою цель в жизни

Всем нам свойственно порой задумываться о смысле жизни. Если вы испытываете духовную смерть, у вас может появится чувство, что вам надоела ваша жизнь и вам хочется ее изменить чтобы каждое утро просыпаться счастливым и знать, что этот день принесет вам много хорошего.
Если у вас появилось подобное чувство – не сомневайтесь в себе, следуйте своему сердцу. Чтобы разбудить свое настоящее внутреннее «Я» иногда нужно оставить позади свою старую жизнь, которая нам больше не подходит.

13. Вы потеряли контроль над своей жизнью

Даже если вы поставили себе цель, вам все равно может казаться, что вы не в силах что-либо сделать для ее достижения. Вы пока просто можете не знать в каком направлении вам нужно двигаться или как именно воплотить свои мечты в жизнь. Вы чувствуете себя беспомощным и не можете изменить свою жизнь, даже если очень сильно этого хотите.

14. Вы не можете найти свое место

Вам кажется, что вы не можете найти свое место в этой жизни. Переживая духовную смерть, мы начинаем чувствовать себя потерянными и уязвимыми и нуждаемся в поддержке и безопасности. Чтобы справиться с этим, нам необходимо понять, чего мы на самом деле хотим, а затем найти в себе силы следовать за своей мечтой. Как результат – наша душа сможет переродиться и мы ощутим себя частью чего-то большего.

15. Вы ощущаете постоянную усталость

Вы чувствуете себя уставшим, причем не только физически, но и морально. Вы не знаете причину такой усталости и даже полноценный сон вам не помогает. Нескончаемая рутина повседневной жизни давит на вас и ваша душа пытается от этого сбежать.

На протяжении всей жизни мы испытываем духовную смерть и перерождение даже сами того не осознавая. Смена работы, места жительства или другие перемены в жизни – все это формы духовной смерти и перерождения. Мы оставляем позади то, что нам не подходит и пытаемся достичь того, что сделает нашу жизнь полноценной.

Если вы не почерпнули из этой статьи для себя ничего полезного, запомните одно: жизнь слишком коротка чтобы оставаться несчастным. Если ваша душа нуждается в восстановлении, прислушайтесь к своему внутреннему голосу. В процессе духовной смерти вы можете потерять часть себя, но зато потом, вы сможете обрести гораздо большее и сами не поверите, что оказались на это способны.

«Чтобы измениться, нужно скорей не научиться чему-то, а разучиться»

Источники:
  • http://pravoslavie.ru/97908.html
  • http://znaharka.com.ua/duxovnost-i-smert-kak-umirali-duxovnye-prosvetlennye-lyudi/
  • http://ezoport.ru/religii/sushhestvuet-li-zhizn-dushi-posle-smerti-tela-tochka-zreniya-induizma.html
  • http://www.cluber.com.ua/lifestyle/interesno/2017/12/15-priznakov-togo-chto-vas-nastigla-duhovnaya-smert/