Меню Рубрики

Что есть добро и зло с точки зрения философии

Что есть нравственность? Примем, что это примерно то же, что «нравственная жизнь», а нравственная жизнь — это просто человеческая жизнь, личная и общественная, если смотреть на нее в свете нравственных правил. Нравственная жизнь становится предметом науки, научного исследования. Если мы исследуем факты нравственной жизни индуктивным методом, исходя из опыта, получится так называемая наука о морали. Она берет существующие нравственные нормы и устанавливает, что в данном обществе или в данной исторической эпохе считают или считали добром или злом. Наука о морали не определяет, что добро, а что — зло. Этим занимается этика, которая подходит к нравственной жизни не с описательной, а с нормативной точки зрения.

В этическом отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по — разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой.

Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. «Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом — в конечном счете с идеалом.

Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д.

Наконец, в-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла — творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности — наслаждение, польза, слава, красота и т.д. — могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу».

Можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные — подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Верно, скорее всего, второе сравнение.

К этому склоняет другая точка зрения относительно природы добра и зла. Как на Земле источником и света и тени являются солнечные лучи, так и добро со злом, взаимосоотнесенные, определены в отношении третьего (высшего блага, нравственного идеала как образа совершенства).

Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.

В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.

Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Если нравственный идеал заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству. Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели – положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления – то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло – это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели – подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро – это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Религия постулирует, что худо не исходит от Бога и является прямым следствием человеческого выбора. Если личность не следует воле Всевышнего, а стремится к удовлетворению сиюминутных желаний, тогда возникает зло. Отступление от Бога, разрушение единства твари и Создателя и приводит к тому, что в мир врывается небытие, внося всевозможные проявления зла. Оно является паразитом истинного бытия, не имеющим собственного бытийного корня. Точно так же, как имеется большое количество форм болезней (а здоровье лишь одно), есть и большое количество форм худа.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же – это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек – добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие – злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

Читайте также:  Хорошее зрение без очков г бейтса

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными – не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае – по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, – это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, – результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше – добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки – это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Добро и зло

Характеристика категорий «добро» и «зло» с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия «борьбы зла и добра», которое есть не что иное, как выбор, а именно — выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.05.2010
Размер файла 12,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подготовил: ученик 8 а класса МОБУ Гимназия № 2 с. Бураево

Знакомясь с некоторыми источниками и мнениями о добре и зле, я пришла к такому выводу: все из опрошенных мною людей, которые размышляли о природе добра и зла подходили к этой проблеме с точки зрения социума, обыденности, повседневности, а если кто и уходил дальше к Божественному началу, то для него существовали какие-либо ограничения, будь то известные или мало известные учения, или точки зрения (философов, ученных). Затруднения вызвало также присутствие релятивизма (идеалистическое философское учение) в моральных суждениях о «Добре и зле».

Так что же такое «Добро и зле»? Спросите об этом вашего знакомого, и он вам расскажет о проблеме с точки зрения его духовного состояния, его моральных убеждений.

И он будет прав, т.к. это понимание сущности добра и зла есть его мнение, основанное на его жизненном опыте.

Некоторые мыслители привязывали проблему к социуму и пытались разрешить ее с точки зрения социальных отношений, хотели разобраться, какое поведение, поступки, мысли есть добро, а какое — зло. В своих рассуждениях они ссылались на нормы морали и на те правила социума, где они находились, некоторые привязывали добро и зло к идеалу. «Добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него». В общем, сколько людей — столько и мнений, единого понимания проблемы нет. Я не берусь опровергать, подтверждать или анализировать эти точки зрения, я лишь констатирую их присутствие.

Добро — это что-то правильное (гармоничное): поступки, действия, мысли и т.д. Правильное с точки зрения законов мироздания, т.е. тех законов, по которым мы созданы. Творить добро — значит совершать правильные поступки, не идущие в разрез с законами ПРИРОДЫ, КАРМЫ, РИТМА (т.е. не деградировать). Оставаться, быть добрым человеком есть быть правильным.

Та доброта, которую, как нам кажется, мы проявляем по отношению к другим — мизер, который должен стать обязательной повседневностью. Как умывание утром или утоление жажды.

Всякое развитие, стремление к гармонии, к совершенству есть добро.

Некоторые скажут «вон куда залезла» или «Корчит тут из себя». Безусловно, может и стоит «спуститься на землю» и размышлять о добре и зле с точки зрения правил поведения, которые установлены в обществе (как это делало большинство). Но ведь разве не извратило ли это общество больше половины законов (правил, норм) данных свыше.

И разве не это самое общество трактует эти же законы, так как ему угодно? Не говоря уже об ограниченности и приземленности.

Законы даны в Библии, пусть зашифрованы, пусть непонятны, зато истинные и жить по ним не значит быть глубоко верующим, но быть на 100% добрым.

Тут можно говорить бесконечно и не к чему не придти.

Это мое понимание добра как явления, пусть даже неясно выраженное.

Что же касается зла, то в моем понимании зло есть деградация, в любых ее проявлениях. В любом случае регресс, деградация, движение назад по пути развития, посредствам приобретения привычек, пороков или еще как обуславливают зло, как для личности, так и для всего человечества в целом.

Существует также понятие «борьбы зла и добра». На мой взгляд борьбе есть ни что иное, как выбор, выбор между добром — эволюцией и злом — деградацией. Выбор, который подчас приходится делать ежеминутно. Из вышесказанного вытекает: борьба между добром и злом идет постоянно.

Некоторые спросят: «Но ведь Бог добрый и всемогущий, почему он не уберет зло?». Ответ и на этот вопрос дает Библия: человек свободен! «Никакого насилия». Он свободен и в своем выборе, зло лишь дает человеку этот выбор.

Добро и зло есть две стороны одной медали и если бы на земле не было зла, то человек, позднее, столкнувшийся с ним не знал, что это такое и был бы не готов к такой встрече…

Вот так выглядит мое понимание проблемы добра и зла.

Подобные документы

Зависимость философских категорий добра и зла от моральных принципов общества. Необходимость помощи бездомным людям и брошенным животным, асоциальным элементам. Формирование этики и морали как порядочного отношения совести к происходящему в государстве.

творческая работа [17,2 K], добавлен 02.04.2011

Гносеология как выражение сомнения в силе и оправданности философского познания. Характеристика таких этических категорий, как добро, зло, человек. Этика закона, искупления и творчества. Понятие эсхатологической этики. Смерть и бессмертие, ад и рай.

книга [412,1 K], добавлен 18.11.2010

«Происхождение зла и смысл истории» — пятая глава второй части книги Николая Александровича Бердяева «Философия свободы». Основные пункты, которые вкратце описывают ее содержание. Понимание философом ключевых понятий христианства и борьбы добра со злом.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 14.12.2010

Общечеловеческие нормы и ценности в религии и философии — правда, стыд, терпимость и сострадание. Определение философских категорий добра и зла. Наличие уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках как основной критерий морали.

презентация [337,8 K], добавлен 12.06.2013

Изучение понятия добра и зла в христианстве, индуизме, каббале, этике. Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла. Рассмотрение исторических примеров: Адольфа Гитлера, Влада III Цепеша (Графа Дракула), римского императора Нерона.

реферат [34,4 K], добавлен 21.02.2016

Характерные черты и основные представители философии Средних веков (V–ХVI вв.). Догмат творения мира и откровения. Рассмотрение основ проблемы теодицеи, борьбы между добром и злом. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

презентация [54,2 K], добавлен 08.08.2015

Панморализм как одна из характерных черт русской философии. Оптимизм, гуманизм и аисторизм моральных доктрин. Поиск вечных ценностей — правды, истины и добра как смысл религиозного мировоззрения. Проблема добра и зла в убеждениях Толстого и Достоевского.

реферат [32,3 K], добавлен 20.07.2011

Характеристика аксиологии как учения о ценностях. Добро и зло – основные категории этики. Понятие вины, совести, счастья, эгоизма, морали, долга, чести, фатализма, справедливости, оптимизма, пессимизма. Этика как учение о нравственности и морали.

контрольная работа [71,7 K], добавлен 14.03.2011

Задача философии и предмет ее изучения. Категориальная структура мышления. Методологическая роль категорий в науке, их взаимосвязь между собой. Назначение, перечень и характеристика основных категорий философии. Феномен Бытия, материальное единство мира.

контрольная работа [31,1 K], добавлен 12.11.2009

Определение этической направленности поступка интеллигибельным характером индивида. Проблема восстановления добра в человеке. Совершение революции образа мыслей у человека, который испорчен. Идеи создания нравственной общности людей в трудах философов.

реферат [40,8 K], добавлен 16.07.2016

Добро и зло

Эти понятия очень часто представляют собой некие стандарты, по которым мы оцениваем поступки и мотив поведения людей и других сознательных существ — духовных существ (ангелов, бесов). Понятие «добро» выражает положительную оценку, понятие «зло» — отрицательную. Мы говорим: «Этот поступок добр», имея и виду, что он правильный, положительный. Мы также говорим: «Этот поступок зол» и имеем при этом в виду, что он неправильный, предосудительный, отрицательный.

Кроме того, понятиями добра и зла мы обозначаем сами поступки, оцениваемые, соответственно, как добрые и злые. Именно это имел в виду «святой доктор» Федор Петрович Гааз (1780–1853), когда говорил: «Спешите делать добро». Именно об этом говорит наш Спаситель Иисус Христос словами: «По плодам их узнаете ИХ. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не Может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:16–18).

И истории человечества, начиная с древних времен, прослеживается два противоположных варианта понимания добра и зла. Первый вариант — материалистический. Он ориентирован на преходящие, временные «ценности» материального, вещественного мира и связывает понятия о добре и зле с узко, «приземленно» понимаемыми человеческими материальными потребностями и интересами. С такой точки зрения добро — это вещественное богатство, приобретения, здоровье, теми пая красота… А зло — это материальные лишения, нищета, болезнь, телесная неказистость… Именно об этой позиции говорит наш Спаситель в притче: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16–21).

Читайте также:  Какие особенности нашего зрения положены в основу формирования изображений на экране монитора

Второй же вариант понимания добра и зла — религиозный. Религиозное понимание ориентировано на непреходящие, высшие ценности — на Бога и Его заповеди. Религиозные учения о зле, как правило, тесно связаны с теми или иными представлениями о дьяволе, о сатане, о злой темной силе, враждующей с Богом — тщетно враждующей, ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7).

Однако в рамках религиозных взглядов с древности и до настоящего времени существуют и такие представления, согласно которым злое начало («злой бог») борется с Добрым Началом (с «добрым Богом») как бы «на равных»…

Такова, например, манихейская доктрина, которая получила свое название по имени перса Мани, жившего в III в. Согласно этой доктрине, существуют два вечных начала — добро и зло. Они борются друг с другом в душе человека. Когда человек совершает злой поступок, то это — не что иное, как победа злого начала над добрым, а сам человек оказывается как бы ни при чем, Он, так сказать, представляет собой лишь «поле битвы». Таким образом, с человека снимается ответственность за его поступки.

Один из великих учителей христианства Августин Аврелий, живший в IV–V вв. по Р.Х., прежде чем стать осужденным христианином, долгое время был манихеем. Но в конце концов он отошел от этой доктрины, увидев ее ложность именно в том, что она снимает ответственность с человека. В этой связи он пишет, что, когда был манихеем, он «не считал себя грешником, и Ты, Всемомогущий Боже, — обращается он к Богу, — вопреки Твоему всемогуществу, являлся как бы побежденным по мне… Моей гордости нравилось слагать вину с себя на что-то другое», то есть на злое начало.

Единственную твердую религиозную опору в представлениях о добре и зле дает лишь христианское учение, основанное на вере в Бога и абсолютность Его заповедей. Если этой веры нет, то логически неизбежны безнравственность, мнение, что любые нравственные нормы «относительны», то есть то, что представляется добром или злом в одно время и одним людям, вполне Может и не быть таковым в другое время и для других модой. Подобная позиция называется релятивизмом в сфере нравственности, в области морали, в области учений о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Характерным примером нравственного релятивизма является марксистско-ленинское понимание нравственности, о котором Ленин сказал такие слова: «Для Коммуниста нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов». Такое понимание нравственности предполагает зыбкий, условный подход к явлениям, которые подлежат нравственной оценке. Поэтому марксисты-ленинцы считают, например, что если заниматься вооруженным грабежом нехорошо (является злом), то «экспроприировать экспроприаторов», то есть «грабить награбленное», особенно если требуются деньги на партийные нужды, — дело хорошее (добро)…

Христиане же считают Божьи заповеди, определяющие что есть добро, а что — зло, абсолютными, твердыми, безусловными. Библия говорит о Божьих заповедях, в частности, такими словами: «И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: … Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради» (Исх. 1,13–15). Эти и другие заповеди тверды и абсолютны.

Добрая, добродетельная жизнь — это жизнь в соответствии с замыслом Бога о мире и человеке, жизнь в соответствии с Его заветами, жизнь, приближающая людей к Богу. Зло же — это все то, что удаляет нас от Бога, прежде всего — наши грехи.

Зло исходит не от Бога, а от сатанинских сил и от человека, употребляющего свободу своей воли во зло. А отнять свободу Бог у нас не может, поскольку она представляет собой Его высший дар своим творениям, наделенным разумом.

Уже упоминавшийся выше Августин Аврелий утверждал, что зло имеет всецело отрицательную природу, Зло — это всего лишь неполнота, несовершенство, недостаточность бытия, отрицание добра, а не какая-нибудь самостоятельная отрицательная сила во вселенной. Августин связывает понятие зла как отрицания добра, отклонение от него, извращение воли творений, связанной с произвольным отпадением сатанинских сил и человека от Бога, — с идеей нравственного беспорядка, нарушения божественной гармонии. Причем зло, в конечном счете, влечет за собой не только страдание того существа, по отношению к которому совершен злой поступок, но и возмездие тому существу, которое совершило злой поступок. Можно сказать, что возмездие, по замыслу Бога, «встроено» в механизм греха: грех содержит в себе самонаказание! Злой поступок, конечном счете, обязательно будет наказан: причиняющий страдания другим и сам будет страдать!

Философ Лейбниц, живший в XVIII в., пришел к выводу, что в мире существуют три вида зла, которые с необходимостью присущи миру, созданному Творцом.

Первый вид он назвал метафизическим злом. В данном случае под злом понимается подверженность тварей страданию, связанная с их конечностью в пространстве и времени, то есть с тем, что они занимают небольшие объемы пространства и живут недолго.

Второй вид зла Лейбниц назвал физическим злом. Мод ним он понимает страдание разумных существ, подвергающихся наказанию как воспитательному мероприятию.

И наконец, третий вид зла — зло в собственном смысле слова — Лейбниц назвал нравственным злом. Под ним он понимает грех, сознательное нарушение Божьих заповедей.

Очень часто атеисты, выражая сомнение в христианском объяснении зла, говорят: ладно, пусть часть происходящего в мире зла объяснима действиями людей и демонов, употребляющих Божий дар свободы их воли во зло. Возможно, бедствия, происходящие с людьми, Могут быть «списаны» на наследуемый людьми первородный грех — «отцы вкусили запретный плод, а у потомком оскомина…».

«Но как вы оправдаете, — обращаются атеисты к христианам, — землетрясения, тайфуны и тому подобные бедствия, в которых гибнут и получают увечья невинные животные? Последние, кстати сказать, не обладают свободой воли, не совершили „первородного греха“ — за что же они-то страдают. Огромное количество бедствий, происходящих с живыми существами, нельзя подвести ни под один из указанных Лейбницем видов зла, в том числе и под метафизическое зло: разнообразные животные, проживающие в определенной местности, достаточно страдают от своих немощей, связанных с их ограниченностью в пространстве и времени. За что же им посылаются дополнительные бессмысленные страдания и преждевременная, до исчерпания запаса их жизненных сил, гибель в результате, скажем, извержения находящегося поблизости от их местопребывания вулкана? За что. »

На этот вопрос нужно ответить словами Бога, сказанными Им нашему первопредку Адаму после вкушения последним запретного плода. «…Проклята земля за тебя», — сказал Господь Адаму (Быт. 3:17). Эти слова указывают на то, что наш фундаментальный первородный грех (ибо все мы согрешили во Адаме) послужил началом катастрофической порчи вселенной. И не нужно удивляться, что в такой — пораженной нашим первородным грехом — вселенной возможны и случаются и тайфуны, и извержения вулканов, и многое другое, несущее увечья и гибель… «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22) по нашей вине!

Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо»

Дата 29.04.2019
Размер 171.04 Kb.
Название файла КРАКТКО ЭТИКА 280419 1.docx

ПЭиСЭ
Этика

Этика (от греч. ?thika, ?thos – нрав, обычай) – учение о нравственности (морали), о ее происхождении и развитии, ее принципах и нормах, роли этих принципов и норм в общественной и личной жизни человека

Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо»,

«ответственность», «долг», «совесть».

Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.).

В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью.

Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.

Теория нравственности — составная часть той или иной философской или теологической системы.

Мораль (от фр. morale) представляет собой систему этических ценностей, которые признаются человеком.

Мораль является важнейшим способом нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни.

Этика как наука обобщает, систематизирует и определяет нравственные принципы и нормы, обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и их взаимоотношениях.

Этика по своей природе нормативна, так как ее целью является руководство по формированию морального выбора.

Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.

Профессия (от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия с социологической точки зрения представляет собой организационную группу, которая:

постоянно взаимодействует с обществом, образующим ее форму;

представляет социальные функции посредством системы формальных и неформальных отношений;

создает собственную субкультуру, требующую регулирования, как предпосылку для успеха в карьере.

Не все профессии имеют одинаково нравственное значение.

Некоторые из них нуждаются в особых, тщательно детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере. Это те профессии, которые непосредственно затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, которые особенно важны для общества и требуют в силу этого повышенной ответственности.

Наряду с существованием морали всего общества существуют нормы поведения для определенных видов профессий, которые принято называть профессиональной этикой.

Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий.

Профессиональная этика также связана с моральным поведением, но охватывает более узкий круг вопросов, рассматривая этичные характеристики каждой профессии.

Профессия выступает в качестве так называемого фильтра, пропускающего

только то, что соответствует требованиям нормативов.

Профессиональная этика – это совокупность моральных правил, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих.

Профессиональная этика призвана регулировать нравственные отношения людей в трудовой сфере.

Общество может нормально существовать и развиваться, если в нем помимо юридических законов есть и моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.

Профессиональная этика реализуется через систему кодексов поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Кодексы поведения обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности той или иной профессиональной группой.

Профессиональная этика играет двойственную роль.

С философской точки зрения профессиональная этика базируется на общечеловеческих моральноэтических принципах поведения, т.е.

включает вопросы морали (что является правильным, а что – неправильным).

С социальной точки зрения профессиональная этика связана с вопросами профессиональной саморегуляции и контроля, т.е. призвана управлять поведением представителей той или иной профессии.

Кодекс профессиональной этики

Каждый человек живет и работает в условиях определенного общества, прежде всего общества профессионального.

Это общество формирует его, исходя из общечеловеческих принципов и путем обобщения обычаев, сложившихся в жизни профессионального сообщества.

Кодекс профессиональной этики – это:

кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие этическое поведение;

свод фундаментальных моральных принципов;

руководство для членов профессиональной группы, представляющих свою профессиональную роль.

Кодексы профессиональной этики не являются правовыми актами.

Кодексы профессиональной этики содержат нравственноэтические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность.

Содержание норм предопределяется :

действующим национальным законодательством,

нравственными принципами, господствующими в обществе,

Предписания кодексов профессиональной этики дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность представителей наиболее важных и общественно значимых профессий (аудиторов, бухгалтеров, врачей, журналистов, адвокатов, юристов и

Значение этических кодексов:

обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые обусловлены профессиональной деятельностью;

определяют тип поведения, которое общество вправе ожидать от профессионалов, что позволяет укрепить уверенность общественности в качестве оказываемых профессиональных услуг;

содержат четкие ответы на наиболее частые вопросы в профессиональной деятельности, сложные с нравственно-этической точки зрения.

Этика в бухгалтерской профессии

Представители бухгалтерской профессии участвуют в жизни общества, выполняя широкий спектр функций в рамках различных организаций.

Профессиональные бухгалтеры работают практически во всех отраслях экономики – в бухгалтерских и аудиторских фирмах, на крупных, средних и малых предприятиях, занимаются частной практикой, в коммерческих, промышленных и финансовых компаниях, неприбыльных

(некоммерческих) организациях и в государственных учреждениях.

Кроме того, бухгалтеры работают в качестве внутренних или независимых аудиторов или консультантов в организациях, относящихся к различным специализированным областям, а также в вузах.

Бухгалтеры выполняют различные функции:

занимаются бухгалтерской и финансовой отчетностью,

Основная цель – работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества.

Составляя и подтверждая финансовую отчетность, на которую полагаются инвесторы и другие заинтересованные лица, профессиональные бухгалтеры:

обеспечивают эффективное распределение ресурсов и управления ими как в частном, так и в государственном секторах;

обеспечивают деятельность финансового рынка и рынка капиталов, а через них и производство товаров и услуг;

содействуют росту отдельных компаний, поддерживают и обеспечивают работу неприбыльных (некоммерческих) организаций и помогают правительству выполнить его социальноэкономические задачи;

содействуют росту экономики стран и, в конечном счете, росту благосостояния общества.

Таким образом, высокое качество работы профессиональных бухгалтеров помогает повысить стандарты жизни и увеличить богатство общества.

Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, кредиторов, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности.

Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя.

Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах, а не только в интересах своих клиентов, работодателей или своих собственных. Это одна из отличительных особенностей профессии как таковой.

Интересы общества определяются как коллективное благосостояние сообщества людей и институтов, которым предоставляют услуги профессиональные бухгалтеры. Интересы общества оказывают значительное влияние на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета.

Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан:

быть верным принципам и целям своей профессии;

соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов ИПБ России.

Необходимость регулирования этического

поведения профессиональных бухгалтеров

Каждая профессия определяется знаниями, умениями, отношением и моральными ценностями тех, кто ее представляет. У

стойчивое развитие бухгалтерской профессии, как и других профессий, зависит от качества услуг, которые оказывают ее представители, и от возможностей эффективно и рационально выполнять требования экономики и общества.

Регулирование профессии – это ответ на необходимость выполнения представителями профессии определенных стандартов.

Необходимость и характер такого регулирования зависят от конкретной профессии и условий рынка, в рамках которого она работает.

Регулирование бухгалтерской профессии обычно осуществляется в следующих сферах:

профессиональные требования и поддержание знаний и профессионального мастерства на должном уровне, в том числе и требования к образованию;

контроль за поведением и деятельностью профессиональных бухгалтеров;

стандарты, включая стандарты этики, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры;

дисциплинарные системы и процедуры применения взысканий для тех, кто не выполняет требования.

Регулирование обеспечивает необходимое качество бухгалтерских услуг и его неизменность. Регулирование необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующее качество на рынке

бухгалтерских и аудиторских услуг, предусматривая:

контроль за выполнением этических правил и технических стандартов;

необходимость представлять интересы пользователей, не имеющих договорных отношений с компанией (таких как инвесторы и кредиторы).

За последние годы нарушение этических правил некоторыми представителями бухгалтерской профессии и, как следствие, отсутствие доверия к финансовой отчетности привели к изменениям в регулировании этой профессии во многих странах.

Регулирование в бухгалтерской профессии не может быть эффективным, если не включает регулирование этического поведения. Этическое поведение профессионального бухгалтера и является окончательной гарантией хорошего обслуживания и высокого качества.

Регулирование бухгалтерской профессии в области моральных ценностей необходимо по следующим причинам:

профессия бухгалтера предполагает повышенную ответственность своих представителей перед обществом;

законодательство, регламентирующее права и обязанности бухгалтеров, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности;

бухгалтерская профессия должна сохранять привилегию само-регулирования, отстаивая тем самым свою независимость и автономность. В России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательному саморегулированию подлежит только аудиторская деятельность.

Регулирование бухгалтерской профессии в области моральных ценностей должно способствовать распространению и формированию этического поведения.

Высокое качество услуг, которые оказывают представители профессии, в конечном счете определяется:

профессиональными стандартами (этикой, персональной компетентностью и моральными ценностями), • регуляторными системами.

Все эти компоненты должны быть совместимыми и взаимодополняемыми.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) –

International Federation of

Международная федерация бухгалтеров является всемирной организацией профессиональных бухгалтеров.

Создана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области бухгалтерского учета и аудита.

Миссия МФБ – осуществление деятельности в интересах общества путем:

усиления роли и значимости бухгалтерской профессии во всем мире;

содействия развитию экономических систем разных стран;

утверждения и пропаганды приверженности высококачественным профессиональным стандартам;

содействия конвергенции профессиональных стандартов разных стран;

выступления по общественно значимым вопросам, требующим профессионального участия.

Для реализации своей миссии в области профессиональной этики Совет МФБ учредил Совет по международным стандартам этики.

Совет по международным стандартам этики

(Совет по МСЭ) – International Ethics Standards Board for Accountants (IESBA)

Цель деятельности – разработка и выпуск этических стандартов и прочих рекомендаций высокого качества для применения профессиональными бухгалтерами во всем мире.

Цель деятельности – разработка и выпуск этических стандартов и прочих рекомендаций высокого качества для применения профессиональными бухгалтерами во всем мире.

Работа Совета по МСЭ направлена на содействие пониманию и признанию правил профессиональной этики организациями – членами МФБ и профессионального сообщества в целом.

Совет по МСЭ на постоянной основе проводит мониторинг и содействует проведению международных дискуссий по актуальным вопросам этики бухгалтерской профессии с тем, чтобы профессиональные этические нормы отвечали интересам бухгалтеров, бизнеса, финансовых институтов и всех, кто связан с бухгалтерской профессией.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ (Кодекс этики МФБ)

– это свод правил поведения для профессиональных бухгалтеров – членов МФБ.

Впервые Кодекс этики МФБ был опубликован в июле 1996 г. Комитетом по этике МФБ.

До настоящего времени Кодекс этики МФБ служит моделью для национальных кодексов этики.

Кодекс этики МФБ состоит из трех частей:

часть A «Общее применение Кодекса» описывает основные принципы профессиональной этики профессиональных бухгалтеров и является концептуальной основой для применения этих принципов. Концептуальная основа отражает методологию применения основных этических принципов;

часть B «Профессиональные публично практикующие бухгалтеры» устанавливает нормы, предназначенные для применения профессиональными бухгалтерами, осуществляющими деятельность в публичной практике;

часть С «Профессиональные бухгалтеры в бизнесе» устанавливает нормы, предназначенные для применения профессиональными бухгалтерами, работающими по найму.

Части В и C иллюстрируют, как концептуальная основа должна применяться в конкретных ситуациях.

В них содержатся:

примеры защитных мер, которые могут быть предприняты для устранения угроз соблюдения основных принципов;

примеры ситуаций, в которых никакие меры предосторожности не применимы, и в которых, соответственно, следует избегать деятельности или отношений, создающих угрозы.

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России)

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России является действительным полноправным членом МФБ и крупнейшей в России профессиональной организацией, объединяющей интересы всех представителей бухгалтерской профессии.

Цели деятельности ИПБ России:

объединение профессиональных бухгалтеров и аудиторов в единую профессиональную организацию, повышение статуса и престижа профессии;

совершенствование бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита, в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

создание системы профессионального образования бухгалтеров на основе

международных стандартов образования МФБ;

вовлечение молодых бухгалтеров в сообщество профессионалов;

представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России;

оказание квалифицированных консультационных услуг по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Члены ИПБ России :

Членами ИПБ России являются аттестованные профессиональные бухгалтеры и аудиторы, в том числе:

руководители и ведущие специалисты бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб;

профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа, налогообложения, финансового менеджмента и аудита различных учебных заведений.

Особенности деятельности ИПБ России:

наличие у членов ИПБ России специфической квалификации и навыков, достигаемых образованием и опытом работы;

приверженность к единой определенной системе ценностей;

признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами работодателя, вытекающих из того обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое и непосредственное значение не только для его работодателя, но и для всего общества в целом.

Цели деятельности членов ИПБ России:

обеспечение потребности общества в полноценной и достоверной информации;

достижение профессионализма с тем, чтобы работодатели и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;

обеспечение высокого качества работы и услуг;

завоевание доверия пользователей работ и услуг членов ИПБ с тем, чтобы эти пользователи были уверены, что этика члена ИПБ не позволит ему совершить недостойные поступки

В области этического регулирования профессии ИПБ России:

реализует широкомасштабную задачу МФБ по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики бухгалтеров.

проводит последовательную работу по доведению положений Кодекса этики профессиональных бухгалтеров до каждого своего члена и организации контроля за его соблюдением.

Примечание. В России вопрос профессиональной этики бухгалтеров носит скорее декларативный и пропагандистский, чем дисциплинарный, характер.

В отличие от России в западных странах и США вопрос этики имеет большое значение.

Для того чтобы стать бухгалтером, недостаточно иметь высшее образование – необходимо получить в профессиональной ассоциации бухгалтеров лицензию, дающую право на бухгалтерскую практику.

Получивший такую лицензию становится членом ассоциации и расписывается в ее этическом кодексе, за невыполнение которого в зависимости от степени нарушения ассоциация имеет право лишить бухгалтера лицензии на определенное время или навсегда.

Статус профессионального бухгалтера Термин «профессиональный бухгалтер» – официальный бренд МФБ.

Профессиональный бухгалтер – это лицо, являющееся членом организации, входящей в МФБ. Согласно стандартам МФБ к профессиональным бухгалтерам относятся следующие профессии:

налоговый консультант. В России право присвоения титула профессионального бухгалтера принадлежит ИПБ России.

По определению ИПБ России, профессиональный бухгалтер – это лицо, являющееся членом ИПБ России и получившее один или несколько из следующих видов аттестатов:

профессионального бухгалтера коммерческой организации по специализациям:

Читайте также:  Периодическая система с точки зрения квантовой механики
Источники:
  • http://www.syl.ru/article/378769/dobro-i-zlo-sut-dobra-i-zla-predstavlenie-ob-etih-dvuh-ponyatiyah-ih-vzaimosvyaz-v-jizni
  • http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0a65625a2bd68a4c43a88421216c27_0.html
  • http://fil.wikireading.ru/16090
  • http://nashuch.ru/vajnejshimi-kategoriyami-etiki-yavlyayutsya-dobro-zlo-blago.html