Меню Рубрики

Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания

Ответ оставил Гость

Это две совсем разные вещи. Тот , кто не оправдывал себя может и жалел, а тот, кто не жалел , может и постоянно оправдывал себя.

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету Обществознание, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную онлайн школу, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.

Ответ оставил Гость

Оправдывать действия! Свои не важно на кого они направлены.
Человек допускает возможность того что он был неправ и несправедлив по отношению к кому или чему либо.
Во втором случае он не допускает мысли о своей неправоте

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Обществознание.

Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим».

Оправдывать действия! Свои не важно на кого они направлены.

Другие вопросы из категории

ему нет замены. Когда Андрей заявил, что не выйдет больше на работу, директор пригрозил ему увольнением за прогул. Должен ли Андрей работать до тех пор, пока ему не найдут замену? Может ли директор уволить Андрея, если тот не выйдет на работу по истечении двухнедельного срока?
2. Принимая на работу выпускника училища, начальник отдела кадров сказал: «Все документы у тебя в порядке. Тебе осталось принести справку о том, что ты состоишь на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Потом подпишем договор. Но имей в виду, тебе придется пройти испытательный срок в течении 5 месяцев, после чего окончательно решим вопрос о приеме на работу». Все ли действия начальника отдела кадров соответствуют трудовому законодательству? Обоснуйте ваше мнение.
3. Шестнадцатилетний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор. Павлов объяснительную записку написал, но с выговором не согласился, мотивируя это тем, что он несовершеннолетний и не должен подлежать дисциплинарным взысканиям. Прав ли Павлов? Обоснуйте ваше мнение.

А. Экономика не подвержена влиянию других сфер общества.

Б. Экономика позволяет полностью удовлетворить

потребности человека и общества.

«Работать не так скучно, как развллекаться» Ш. Бодлер (франц. поэт)
«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» Ф. Вольтер ( франц. писатель, философ)
«Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы» Т. Карлейль (англ. писатель, философ)
«Не тот убог, у кого ничего нет, а тот, кто не работает» Ш. Монтесье (франц. философ)

Читайте также

2.Известны ли вам исторические личности, чьи поступки вы могли бы назвать нравственными?
3.Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим».
4. Как вы думаете, а у животных есть мораль? Или мораль присуща только человеку? Свою точку зрения обоснуйте.

которых обычно называют оппонентами. Первая точка зрения. У всех людей смысл жизни должен быть какой-то один: ведь все люди по своей природе одинаковы. И смысл жизни — это как раз то, что объединяет их и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели разный, не одинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону, и такие люди никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща. Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общее или родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек — это неповторимое существо. Поэтому и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно, даже не разделяя его взглядов. А действовать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жизни, а взаимная выгода. Третья точка зрения. Вы оба отчасти правы, но только отчасти, потому что смысл жизни у разных людей одновременно является и общим, и различным. Принадлежность каждого отдельного человека к человеческому роду, определенному обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других людей, то это его отличие тоже может проявляется в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает со смыслом жизни у других людей. Какая из приведенных точек зрения кажется вам более правильной? Обоснуйте свое мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чем для вас он заключается?

такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для нее интересами,- такого человека я называю «низким». в чем смысл высказывания,и привести пример

Вопрос: Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим».

Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим».

Оправдывать действия! Свои не важно на кого они направлены. Человек допускает возможность того что он был неправ и несправедлив по отношению к кому или чему либо. Во втором случае он не допускает мысли о своей неправоте

Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания

Ответ оставил Гость

Оправдывать действия! Свои не важно на кого они направлены.
Человек допускает возможность того что он был неправ и несправедлив по отношению к кому или чему либо.
Во втором случае он не допускает мысли о своей неправоте

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания

Подробное решение параграф § 7 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

1. Объясни смысл понятия.

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например, христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

2. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.

Диоген приравнял всех людей к плохим, ведь позволять делать зло-плохое дело, а значит хорошие люди, своей безразличностью позволяя делать зло плохим-тоже плохие.

Людей плохих или хороших не бывает, это определяется поступками. В плохом человеке есть что-то хорошее, а в хорошем плохое. Мораль в том, что добрые люди не препятствуют людям, делающим зло.

3. Заполни на основе текста учебника таблицу.

Мораль – принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей.

Нравственность – неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). Задумайтесь, даже у преступных кланов есть своя мораль! При этом им обязательно противостоит другая часть общества – со своими устоями и нормами, а из этого следует, что моралей одномоментно может быть великое множество. Обычно мораль зафиксирована в законе (кодексе), в котором закреплены определенные нормы поведения. Каждый поступок человека согласно данному закону оценивается обществом негативно или позитивно. Интересно, что в одном и том же социуме мораль может со временем измениться до неузнаваемости (как, например, произошло в России в XX веке), диктуя прямо противоположные принципы поведения.

Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. Наиболее нравственно поступает тот человек, который совершает нравственные поступки, даже об этом не задумываясь. Он просто не может вести себя по-другому. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность – на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму.

Отличие морали от нравственности

• Нравственность связана с духовной, а мораль – с социальной сферой.

• Нравственности свойственно постоянство, мораль же крайне изменчива.

• Нравственность едина для всех, а моральных устоев великое множество.

• Нравственные устои абсолютны, а моральные – условны (зависят от места и времени).

• Мораль стремится соответствовать некому образцу (обычно где-то прописанному), нравственность основывается на «внутреннем законе».

4. Великому русскому писателю Л. Н. Толстому (1828—1910) принадлежит такое высказывание: «Разумное и нравственное всегда совпадают». Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Приведи примеры, иллюстрирующие это высказывание.

Можно ли было в данной фразе заменить слово «нравственный» словом «моральный»? Свой ответ поясни.

Нравственность — это когда ты на себя можешь взять ответственность сделать разумно. Видимо во времена Толстого, было другое понятие «разумного» и «нравственного». Хотя нет, Идиот Достоевского был нравственным человеком, но даже тогда его никто не назвал бы разумным.

Судя по всему, и в наше время нравственные поступки сильно отличаются от разумных. Например мальчик спас ребенка во время пожара, что безусловно нравственно, но разумно ли? Ведь он подвергал свою жизнь опасности? Сейчас более трепетное отношение к человеческой жизни, чем во времена Толстого. Тогда умереть – как двумя пальцами щелкнуть: на дуэли, от родов, да вообще от любой болезни. Если здоровье не очень, любая простуда была чревата…

Понимая, что их жизнь в любую секунду может оборваться, люди искали опору не в самой жизни, а в том, что как бы стоит над ней: честь, достоинство, репутация семьи, умение жертвовать собой и т. д.

Читайте также:  Какие документы на мсэк по зрению

Чрезмерно печься о своем здоровье не считалось разумным, потому что кругом было полно опасностей для организма, и от всего не убережешься. А сейчас, когда появилась масса способов сохранить здоровье, гораздо больше ценится сама жизнь – физическое существование.

В данной фразе заменить слово «нравственный» словом «моральный» можно, так как нравственность основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей и права всех людей равны. Мораль один из основных способов нормативной регуляций действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестью и бессовестностью, честью и бесчестим, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Мораль более обширное понятие.

5. Назови несколько наиболее ценных с точки зрения морали качеств человека. В чём ценность каждого из них?

Жизнерадостность. Люди которые по настоящему любят эту жизнь счастливее всех.

К этим данным можно отнести и веселость. Достоевский называл это качество одним из самых выдающихся. Человек обладающий таким качеством может стать душой любой компании, ему легче жить, все проблемы воспринимаются как небольшая трудность, с которой можно справиться.

Смелость, отвага, храбрость – это тоже положительные качества человека.Без них всякий список будет не полным. Какой же трус может назвать себя достойным человеком?

Хороший человек должен быть вежливым. Беспричинная грубость-явление недопустимое.

Порядочность и доброта. Они составляют основу человечности. Порядочный человек следит за тем, чтобы не навредить другим, а если он при этом добрый, то еще и помогает окружающим.

6. Василий С. хорошо разбирается в современных информационных технологиях. Он получил доступ к банковскому счёту одной фирмы, уклоняющейся от уплаты налогов. Василий регулярно перечисляет со счёта фирмы деньги на счёт дома инвалидов локальных войн.

Дай моральную оценку поступка Василия.

Со стороны морали, Василий поступает абсолютно правильно. Он помогает людям, нуждавшимся в денежной помощи, которая должна идти из налогов. Так же Василий не забирает деньги себе, воспользовавшись ситуацией. Так что морально, поступок Василия оправдан.

Предположи, совпадёт ли моральная оценка с правовой оценкой действий Василия. Почему?

Моральная оценка не совпадает с правовой. С моральной точки зрения Василий поступает хорошо, но с правовой точки зрения занимается мошенничеством.

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Лицо, занимающееся этим, называется мошенник или мошенница.

При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передает своё имущество мошеннику.

7. Прочитай текст и выполни задания.

У добра есть свои «секреты», о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утверждения далеко не бесспорны.

Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

(Т. В. Мишатпкина, современный учёный)

1) Какие два «секрета» добра раскрывает автор?

Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия).

Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения.

2) Проиллюстрируй примером мысль Т. В. Мишаткиной о том, что добрые побуждения могут не проявиться в действии.

Хотел помочь старушке перейти на светофоре.

3) Почему автор оценивает несовершённое действие как добро?

Потому что мотив не всегда может быть реальным добром, и сделанное действие может оказаться плачевным.

4) Что, по мнению автора, отличает добро реальное от добра потенциального?

Реальное добро – это то что ты уже совершил в благих намерениях, и оно проявилось в твоих действиях, а потенциальное добро это то, что это тоже благие намерения, но не проявившиеся в действии.

5) Приведи пример доброго поступка. Выдели в нём побуждение (мотив), цель, средства и результат.

Удержала маленького мальчика от перехода на красный свет. Сообразила, что мальчик не внимателен, может быть плохо для него и его родителей (мотив). Нужно удержать его (цель). Рукой удержал и показал на светофор(средства). Мальчик жив (результат).

1. Как вы понимаете выражение: «Нравственность — это больше, чем хорошие привычки»? 2. Известны ли вам исторические личности, чьи поступки вы могли бы назвать нравственными.

Тема в разделе «Права и свободы человека», создана пользователем MrSmit.

MrSmit отличник

1. Как вы понимаете выражение: «Нравственность — это больше, чем хорошие привычки»?
2. Известны ли вам исторические личности, чьи поступки вы могли бы назвать нравственными?
3. Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим».
4. Как вы думаете, а у животных есть мораль? Или мораль присуща только человеку? Свою точку зрения обоснуйте.

Kubrik гость

1. Я понимаю эту фразу так: Нравственность контролирует все душевные порывы человека, а привычка контролирует его только в определённых ситуациях.
2. Екатерина 2 дала Запорожским казакам земли за их доблесть и патриотизм, где позже был образован Краснодарский край.
4. Я думаю что да, т. к. некоторые животные помогают человеку, например: собаки помогают найти какую-то пропажу, а иногда даже и спасти жизни каких-то людей! Ведь принципы морали нам подсказывают, какими должны быть наши взаимоотношения к окружающим нас.

AsKaRbInKa учащийся

№1. Верны ли следующие суждения о морали?

а) Мораль характеризует человека с точки зрения способности строить гармоничные отношения с другими людьми.

б) Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.


Верно либо все, либо верно только второе. Если первое верно, то объясните почему.

№2. Выберите верное суждение об отклоняющимся поведении.

а) Отклоняющееся поведение всегда имеет негативный характер

б) Проявления отклоняющегося поведения разнообразны

в) Любой вид отклоняющегося поведения связан с противоправными действиями субъекта.

J0O0PA неофит

1. В первом вопросе верно только Б, потому что если судить из определения А совершенно не подходит, т. к. мораль- это совокупность взглядов человека на добро и зло, честь и безчестность, совесть и бессовестливость. И ещё мораль не всегда является критерием гармоничного построения отношений между людьми.

2. Во втором верно только Б

MadE гость

У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других. » ОБЪЯСНИТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОРАЛИ. КАКОЕ МОРАЛЬНОЕ ПРАВИЛО СОДЕРЖИТСЯ В ЭТОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ?

Balobi55 зубрила

«Когда мы не делаем того, что осуждаем в других. «Осуждаем значит не согласны. Если мы не будем делать того с чем мы не согласны, значит со своей точки зрения мы поступаем правильно. А жить так как ты думаешь-это есть гармония с самим собой. А жить в гармонии и есть счастье.

нельзя делать того что осуждаем в других так как это плохо

sergevna стажер

У мудреца спросили » какая жизнь лучшая?» он ответил » когда мы не делаем того что осуждаем в других» объясните это высказывание с точки зрения морали какое моральное правило содержится в этом высказывании

djsit отличник

Не суди, не судим будешь! Мораль такова. Не повторяй ошибок других людей которые ты обсуждаешь!

Не делай плохо, если считаешь это таковым, а так же не повторяй ошибки других людей, которые уже сделали плохо по твоему мнению.

Т. е. я думаю, что сознание подскажет тебе где добро, а где зло. И не стоит нарушать это правило.

Xaycep ученик

У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других. » ОБЪЯСНИТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОРАЛИ. КАКОЕ МОРАЛЬНОЕ ПРАВИЛО СОДЕРЖИТСЯ В ЭТОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ?

AZaboCHEN новичок

Не делай плохо, если считаешь это таковым, а так же не повторяй ошибки других людей, которые уже сделали плохо по твоему мнению.

Т. е. я думаю, что сознание подскажет тебе где добро, а где зло. И не стоит нарушать это правило.

tentacion новичок

1. У мудреца спросили: ’’Какая жизнь самая лучшая?’’ Он ответил — Когда мы не делаем того, что осуждаем в других

Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

Lana1 новичок

человек осуждает в других именно то, что свойственно ему самому прежде всего. Мало того он и поступает так же как и тот кого оносуждает ) ПРИНЦИП ЗЕРКАЛО…не суди и не судим будешь

когда мы видим пороки других (соринку в глазу ) а своих пороков не замечаем я (бревно в глазу )
прежде чем учить кого-то…надо самому научится жить правильно !

Klushka зубрила

Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди» абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так назыаемая » цивилизация», материальные и духовниые блага, знаний, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляем систему » надежных» средств, созданных человеком как своего рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, — все это абсолютно проблематично и исчезает в мгоновение ока при малейшей небрежности. Так называемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества — это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже того: опасность регресса куда более радикального, чем известные до сих пор, существует и поныне. .. Вопросы к документу: 1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента? 2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том, что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»? 3. Могут ли, по — вашему, моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить » тотальное вырождение человечества как такового, возврат к животному состоянию, к окончательному и полному отчуждению»? 4. Что вы скажите о ценности Веры, Надежда и Любви? Можно ли их рассматривать в качестве надежного «плота спасения?»

kirten гость

Их рассматривать в качестве надежного «плота спасения можно так как на вере, НАДЖДЕ держится весь мир-культурный и духовный. лЮБВИ вообще все возрасты покорны-влюблённые готовы умереть ради друг друга-чего только стоит пушкин «кап. дочка».

Marchek почемучка

Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди» абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так назыаемая » цивилизация», материальные и духовниые блага, знаний, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляем систему » надежных» средств, созданных человеком как своего рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, — все это абсолютно проблематично и исчезает в мгоновение ока при малейшей небрежности. Так называемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества — это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже того: опасность регресса куда более радикального, чем известные до сих пор, существует и поныне. .. Вопросы к документу: 1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента? 2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том, что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»? 3. Могут ли, по — вашему, моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить » тотальное вырождение человечества как такового, возврат к животному состоянию, к окончательному и полному отчуждению»? 4. Что вы скажите о ценности Веры, Надежда и Любви? Можно ли их рассматривать в качестве надежного «плота спасения?»

Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей на тему Мораль

Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.

Читайте также:  Таблица для проверки зрения у окулиста для водителей на дальтонизм

Где мораль утверждается на теологии, а право — на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

Мораль — лишь гигиена ума и сердца.

Люди думают, что путь всеобщей культуры — это путь морали;
но никакое философствование не принесет плодов до тех пор, пока не будут применены физические познания и не будет распространено все, что относится к практической жизни.

Мораль лучше излагается в кратких изречениях, нежели в длинных речах и проповедях.

Мораль не имеет ничего общего с религией… религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека;
мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека.

Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.

Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.

Мораль должна быть не целью, но следствием художественного произведения.

Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву.

Мораль. Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль. При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей, молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящими котлами ада… честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила маской во все времена.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Я попытаюсь оживить мораль остроумием и умерить остроумие моралью.

Мораль есть религия, перешедшая в нравы.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Моральную силу невозможно создать параграфами закона…

Мы делаем из нужды добродетель — так возникает мораль.

Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным.

Чтобы постичь истинные основы морали, людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла.

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

Христианская мораль, словно нарочно придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого влияния на большинство людей.

Любопытно, но сегодня политики предпочитают говорить о морали, а епископы — о политике.

Мораль — генетика: зло доминантно, добро рецессивно.

Мораль — это то, что остается от страха, когда он позабыт.

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы.

Нет иной морали, кроме морали человеческого сердца, как нет иного знания или иной мудрости, кроме знания своих потребностей и правильного представления о путях к счастью.

Вопрос о реальности морали сводится к тому, есть ли действительно обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма? Так как эгоизм требует благополучия только для отдельной личности, то противоположный принцип должен был бы распространить это требование на всех.

В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.

Мораль — для большинства это система обеспечения собственной правоты.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа…

Мораль — это “бессилие в действии”. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким нибудь пороком, она терпит поражение.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

Мораль — грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно.

Внеобщественный человек не может иметь морали.

Есть люди, у которых мораль всегда… материя, из которой они никогда не шьют себе платья.

Мораль — это склонность выплеснуть ванну вместе с ребенком.

Мораль говорит: “Не смотри сюда!” И это устраивает обе стороны.

Низшие не возвышаются до морали, низшие до нее не снисходят.

Не подлежит сомнению, что… в морали… в общем и целом наблюдается прогресс.

Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.

Мы живем двойной моралью: одну исповедуем, но не используем на практике, а другую используем, но исповедуем очень редко.

Морали подобает иной род ясности. Здесь дело не в созерцании, питающем разум, а в побуждениях, направляющих волю. Жар и пыл нужнее ей, чем свет.

Основа жизни — это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.

Причина того, почему мораль всех теорий так далеко отходит от поведения человека, заключается в том, что в морали все люди рассматриваются как равные, в то время как на практике это не так.

Мы… отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона, под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои непреходящие принципы, стоящие выше истории и национальных различий.

Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами…

К морали: высшее в ней добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.

Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.

Мы не имеем совершенного труда о моральной науке, зато имеем больше всего сведений о морали.

Политика — это общественная мораль, мораль — это частная политика.

1. Объясни смысл понятия.

Мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека в обществе.

2. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.

Плохие люди действительно творят зло, а хорошие люди могут просто не позволять им это делать. И тогда плохих людей станет намного меньше, а хорошие действительно будут хорошими.

3. Заполни на основе текста учебника таблицу.

4. Великому русскому писателю Л.Н. Толстому (1828 — 1910) принадлежит такое высказывание: «Разумное и нравственное всегда совпадают». Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Если человек подумает и совершит разумное действие, то оно совпадет и с нравственным понятием.

Приведи примеры, иллюстрирующие это высказывание.

Иван хотел обозвать одноклассника, но подумав, он решил этого не делать — нравственное совпало с моральным.

Можно ли было в данной фразе заменить слово «нравственный» словом «моральный»? Свой ответ поясни.

Да, моральный поступок тоже обдуман, а значит — разумный.

5. Назови несколько наиболее ценных с точки зрения морали качеств человека. В чём ценность каждого из них?

Воспитанный, вежливый, честный, добрый. Воспитанный и вежливый человек никогда не будет грубить, а значит не будет нарушать духовные правила.

6. Василий С. хорошо разбирается в современных информационных технологиях. Он получил доступ к банковскому счёту одной фирмы, уклоняющейся от уплаты налогов. Василий регулярно перечисляет со счёта фирмы деньги на счёт дома инвалидов локальных войн. Дай моральную оценку поступка Василия.

С одной стороны, Василий хочет помочь инвалидам, но его действия являются незаконными, он фактически крадёт деньги и перечисляет их в дом инвалидов.

Предположи, совпадет ли моральная оценка с правовой оценкой действий Василия. Почему?

Его действия не являются моральными и законными.

7. Прочитай текст и выполни задания.

У добра есть свои «секреты» , о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утверждения далеко не бесспорны.
Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

(Т.В. Мишаткина, современный учёный)

1. Какие два «секрета» добра раскрывает автор?

Добро есть единство побуждения и результата. Добрыми должны быть и цель и средства её достижения.

2. Проиллюстрируй примером мысль Т.В. Мишаткиной о том, что добрые побуждения могут не проявиться в действии.

Например, мальчик хотел помочь бабушке, но не сделал этого. У него были добрые побуждения, но они не проявились в действии.

3. Почему автор оценивает несовершённое действие как добро?

Несовершёное действие автор оценивает как потенциальное добро, потому что у человека есть благие побуждения, и возможно, они превратятся в добрые поступки.

4. Что, по мнению автора, отличает добро реальное от добра потенциального?

Реальное добро — это уже совершенное, а потенциальное- это добро ещё не совершенное, но оно заложено в благих побуждениях.

5. Приведи пример доброго поступка. Выдели в нём побуждение (мотив), цель, средства и результат.

Мальчик помог другу разобраться с задачей по математике.
Мотив- друг неоднократно помогал ему.
Цель — помочь другу.
Средства — время затраченное на объяснение.
Результат — друг понял задачу и получил хорошую оценку.

Читайте также:  Как происходит выдох у человека с точки зрения физики

Различия между моралью и правом.

Различия между моралью и правом специалисты в области этики и юриспруденции объясняют рядом факторов.

Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках – только сегодняшние отношения между людьми. Право всегда несколько запаздывает: в общественной практике должно накопиться определенное количество коллизии, в результате чего возникает потребность их правового урегулирования. Поэтому между моментом обнаружения вредности применяемой практики и разработкой и принятием того или иного закона, объявляющего данную практику незаконной, существует временной интервал, иногда значительный.

Моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад. Мораль также способна регулировать отношения людей, которые только еще будут жить на Земле. Многие люди, живущие сейчас, руководствуются моральными принципами, направленными в будущее – на сохранение всего живого на планете, на охрану окружающей среды и природных ресурсов ради будущих поколений (См.: Административная этика. Учебное пособие. М., 1999. С. 32–33.).

Правовое регулирование осуществляется с помощью правовых актов, исходящих от государственной власти. Право выполняет свои регулятивные функции, используя такие рычаги, как принуждение, боязнь индивида понести административное или уголовное наказание.

Мораль регулирует отношения, опираясь, прежде всего, на традиции, привычки, обычаи, силу общественного мнения. Мораль – это всегда свободный, добровольный выбор формы поведения или поступка, который не всегда определяется рациональными соображениями. В моральном выборе большую роль играют эмоции, чувства любви, заботы, смирения, служения, альтруизма, дружбы, уважения, верности, преданности, самоотверженности, религиозные чувства и принципы.

В центре внимания морали – долг человека перед самим собой, перед своими идеями, религией, ближними. Мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества.

Различается структура правовых и моральных норм. Правовая норма имеет определенную логическую структуру, включающую причинно-следственную зависимость, и представляет собой умозаключение. Возможны различные логические формулы нормы права: «если.. то.. иначе»; «если.. то»; «если.. то, а если.. то», но в любом случае сохраняется причинно-следственная связь.

Моральные нормы имеют другую структуру, которая определяется своеобразием стоящих за ними санкций. Моральное наказание не фиксируется жестко, оно является не только внешним (моральное порицание), но и внутренним (угрызения совести).

Язык, который использует мораль, отличается от языка, на котором говорит право.

Моральные нормы являются частным случаем моральных оценок. Последние могут быть абсолютными («Воровство аморально») и сравнительными («Воровать лекарства для онкологического больного морально предпочтительнее, чем для человека, больного простудой»). Различают:

• частные моральные повеления, например: «Ты должен говорить правду»;

• общие моральные нормы, например: «Люди должны говорить правду»;

• принципы: «правда – это благо».

Принципы оценивают действительность с точки зрения ее соответствия определенной ценности, идеалу, образцу и одновременно предписывают следование этому идеалу, образцу.

Рассуждая о моральных проблемах, люди, как правило, используют одни и те же приемы рассуждения, которые в совокупности принято называть логикой морального языка.

Согласно логике морального языка, частное моральное повеление обосновывается при помощи ссылки на общую норму; в свою очередь, общая норма обосновывается через принцип, а моральные принципы – в рамках целой системы моральных представлений и других принципов. Обоснование (оправдание) самой системы моральных представлений осуществляется за ее пределами, путем обращения к социальной практике и другим нормативным системам (права, политики, государственного устройства). Например, для различных профессий есть свои системы профессиональной морали и свои кодексы профессиональной этики, регламентирующие эту мораль. Необходимость именно этих, а не иных моральных норм и принципов определяется целью, предназначением, уровнем развития данной профессии, а также ее предметом, историей формирования, требованиями внутреннего и международного законодательства, «искушениями», дилеммами и проблемами.

Выделяют также оценочные – описательные – суждения, например «Ложь, есть зло», и предписательные суждения: «Люди не должны лгать». Из оценочного суждения обычно выводится предписательное. Особого внимания заслуживают понятия морального языка, или моральные понятия, такие, например, как «добро», «долг», «справедливость», «любовь», «ответственность», «честность», «доверие», «порядочность». Они имеют очень широкую сферу применения, ими буквально наполнена наша повседневная жизнь.

Моральные понятия отличаются тем, что они имеют описательно-предписательный характер: одновременно и описывают реальные свойства вещей, явлений, и обладают силой влиять на поведение людей, предписывать им определенные поступки, принимать решения, испытывать угрызения совести или чувство гордости и т. д. Некоторые ученые утверждают, что язык морали – это язык: команд, предписаний, и в этом он похож на язык рекомендаций: мы рекомендуем что-то и основываемся при этом на знании определенного стандарта хорошего качества, вещи, поступка, человека. Моральные слова сами выступают поощрением к действию.

Примеры. «Это справедливое решение» (описание – образец справедливого решения, и я на него опираюсь; команда: принимай решения и в дальнейшем по этой схеме); «это неправильный поступок» (описание – образец правильного действия, и я исхожу из знания этого образца; команда: остановись, ты не должен действовать в будущем подобным образом); «я желаю тебе добра» (команда: прислушайся – я знаю твои проблемы и знаю, что для тебя будет благом – описание образца).

Примером подобных двойственных выражений являются правила грамматики: они описывают, как функционирует язык, и в то же время предписывают, как правильно его употреблять.

Принятие моральных решений вследствие описанных выше особенностей морального языка нередко выглядит как «спонтанное движение души». Человек, принимающий данное решение, часто не в состоянии объяснить, чем он руководствовался и исходя из каких принципов, стандартов и правил выражал свое одобрение или неодобрение. Как правило, сначала люди спонтанно принимают моральное решение, а затем уже подбирают оправдывающую это решение аргументацию. И если это решение является неправильным, то подобранная позже и оправдывающая его аргументация в лучшем случае мешает увидеть истинное положение вещей, в худшем может служить логическим обоснованием зла, аморально, социально преступной позиции.

Право использует язык морали, называя его понятия и выражения «резиновыми параграфами», «понятиями с изменяющимся содержанием», расплывчатыми, гибкими, неопределенными. Такие понятия иногда преднамеренно вводятся в юридические тексты, чтобы оставить для судьи или органов государственной власти большую свободу оценок. Язык морали также используется при составлении международных договоров. Современная техника принятия законов, благодаря таким неопределенным понятиям, позволяет осуществлять «делегирование нормативной функции органам власти, ответственным за принятие решений, и дозирует уровень неопределенности таких расплывчатых понятий, ориентируясь на полномочия, которые надо делегировать». Эти понятия используются на практике только в режиме «контролируемой расшифровки», которая осуществляется в процессе интерпретации и применения содержащих их правовых норм (См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 349).

Право не может обойтись без гибких понятий морального языка, потому что оно предназначено, для того чтобы обеспечивать равновесие между юридическим порядком и социальной средой, подчинять ему живую социальную жизнь. Поэтому оно должно быть способно воспроизводить пластичные формы реальной жизни и может сделать это только благодаря существованию определений с широким значением, которые могут охватить сразу все известные и неизвестные случаи и предложить для них соответствующую трактовку (Там же. С.350).

Обоснование морального принципа должно начинаться с уточнения его значения или, что то же самое, прояснения смыслов и значений слов и выражений, составляющих данный принцип.

Рассмотрим возможный вариант обоснования одного из самых важных этических принципов – «не убей» (См.: Иван А. А. Основы теории аргументации. М., 1997. С.220). Прежде всего необходимо выделить признаваемые в настоящее время исключения из данного принципа – это будет первым шагом на пути прояснения его значений.

В настоящее время не принято морально осуждать как убийцу того, кто:

а) насильственно лишает жизни другого человека в условиях защиты своей собственной жизни, жизни своих близких или других людей;

б) в условиях войны лишает жизни противника;

в) лишает жизни человека, испытывающего невыносимые страдания из-за неизлечимой болезни (так называемая эвтаназия – «легкая смерть»). В большинстве стран врачей и медицинский персонал, помогающих больным пациентам уйти из жизни по их собственной просьбе, отдают под суд. Однако в ряде стран и в некоторых штатах США законодательство разрешает при соблюдении определенных условий «пассивную эвтаназию» (если пациент сознательно отказывается от мер, способствующих поддержанию жизни). Юридическое оформление этой процедуры требует строгого соблюдения формальностей: подписи больного, заверенной тремя врачами; права отказаться от ранее принятого решения умереть по своей воле; недопущение использования закона в меркантильных целях медицинским персоналом и родственниками пациента; определенного порядка хранения документов;

г) приводит в исполнение вступивший в законную силу смертный приговор.

Эти ограничения и исключения действуют в определенной стране, регионе и в рамках конкретного периода времени.

Следующая процедура обоснования морального принципа – подбор нужных аргументов. Наиболее эффективными аргументами при обосновании моральных принципов являются:

• указание цели, которая будет достигнута в том случае, если люди будут следовать принципу «не убей»;

• аргумент к согласованности – принцип «не убей» согласуется с другими принципами человеческого общежития: гуманности, ценности человеческой жизни, с системой права, рассматривающей убийство как одно из самых тяжких преступлений;

• аргумент к авторитету и принятой практике (традициям);

• аргумент к моральной интуиции – считается, что люди могут непосредственно постигать добро или испытывать отвращение ко злу без каких-либо рассуждений и доказательств;

• аргумент к здравому смыслу – обращение к сложившемуся на данный момент у человека чувству правильности, полезности, благопристойности. Здравый смысл формируется на основе общих представлений, уклада жизни, ценностей, правил какого-либо сообщества; при этом здравый смысл одних народов может отличаться от здравого смысла других.

Язык морали – это язык, с помощью которого оформляются идеалы.

Одни идеалы формируются стихийно, другие разрабатываются специалистами-профессионалами и распространяются по каналам массовой коммуникации Различают пропагандируемые идеалы – их можно обнаружить путем анализа официальной прессы, и признаваемые В свою очередь среди признаваемых идеалов выделяются признаваемые на словах и действительно реализуемые – последние можно обнаружить, используя, в частности, метод включенного наблюдения (См.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987).

Попытайтесь найти еще какие-либо аргументы в поддержку или против тезиса «что законно, то морально».

Вопросы для самопроверки.

1. Как трактуются закон, право в рамках традиционного понимания? Что такое политический патернализм?

2. Какие критические аргументы вы можете привести в адрес тезиса «что законно, то морально»?

3. Какие аргументы можно привести в поддержку тезиса «что законно, то морально»?

4. Какие российские законы или отдельные их статьи, с вашей точки зрения, не являются морально оправданными, могут вызвать отрицательные моральные явления в обществе?

5. Какие основные различия существуют между моралью и правом?

6. В чем состоят особенности языка морали?

7. Что такое логика морального языка? Опишите ее.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://pomogajka.com/obshtestvoznanie/st-6985055.html
  • http://obsestvoznanie.neznaka.ru/answer/4124185_cem-razlicautsa-s-tocki-zrenia-morali-sleduusie-vyskazyvania-a-nikogda-ne-opravdyval-seba-a-nikogda-ne-zalel-o-tom-cto-delal-drugim/
  • http://cwetochki.ru/question-chem-razlichayutsya-s-tochki-zreniya-morali-sleduyushchie-vyskazyvaniya-ya-nikogda-ne-opravdyval-sebya-ya-nik.html
  • http://zadacha.net/obshtestvoznanie/page1751203.html
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/7
  • http://schoolmaks.ru/thread-25189
  • http://www.mobiw.ru/moral.html
  • http://poobschestvu.ru/8-klass/gdz-po-obshhestvoznaniyu-8-klass-kotova-rabochaya-tetrad/7.-moral.html
  • http://infopedia.su/18x61f.html