Меню Рубрики

Человек в современном мире с точки зрения психологии

В настоящее время на человека сваливается огромное количество проблем, вопросов. То, как себя ведет человек при их решении, объясняет психология. Каждый житель планеты индивидуален, а потому просто нереально предусмотреть все возможные варианты. Это говорит о том, что сегодня очень сложно находиться в современном обществе без начальных психологических знаний. Ведь каждый из нас находится в непосредственном контакте с окружающими, поведение и настроение которых крайне неустойчиво.

Крайне важна роль психологии во времена свежих технологий и прогресса. Cовременная психология помогает человеку решить жизненно важные проблемы. Сегодня для многих людей психология стала жизненно важной потребностью. Она помогает человеку самореализоваться, развиваться как личности, помогать другим людям. Хороший современный психолог с помощью психологических тренингов, анализов, различных методов не позволяет человеку стоять на месте.

Людям, у которых еще сохранились сомнения по поводу того, что в его жизни важную роль играет психология, следует задуматься, чтобы случилось, если бы отсутствовала социальная психология, не существовало техники делового диалога. Если бы так было, то человек бы не понимал значение слов «общество», «общественность», многих других. Поэтому современная психология дает жизненно необходимые знания.

Благодаря таким знаниям любой человек легко сможет адаптироваться к новым условиям, которые до этого были для него непонятной тайной. Он сможет приспособиться правильно к ним и психика его при этом не пострадает. Сложно сегодня переоценить роль этих знаний в жизни современного человека. Поэтому невозможна без психологии сегодня жизнь современного общества. Важно, чтобы каждый вовремя это понял и принял соответствующие меры.

Нет в мире на сегодняшний день другой такой науки, которая могла бы изучать человека, как психология. Самое важное в жизни любого человека – успех, радость, счастье, душевный покой. Развивается это все только психологическим путем. Человек, не знающий этого, не начнет изучать самого себя. Ведь современная психология, это не только изучение окружающих, но и самого себя. Изучив себя, вы легко сможете изучать окружающих.

Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в помощи, и как не странно, именно в психологической помощи. Ведь только она помогает человеку создавать счастливый, успешный, материальный мир, меняя привычки и образ мышления. Смело изучайте психологию, обращайтесь за помощью к профессионалам.

Современное общество характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях и так далее. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, экономике, политике, практически во всех сферах жизнедеятельности общества, большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, то есть, возможностей, заключенных в психических познавательных процессах человека – восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности – особенностях характера, темперамента, скорости реакции. Так, например, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и тому подобное), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятельность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания – функции накопления и переработки информации, управления и контроля – стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. В то же время автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройством, прежде всего – творческих способностей. Для будущего человечества, для личности и ее психического строя значение компьютерной революции огромно. Но какие бы чудеса не создала электронно-информационная технология, как бы ни изменилась личность человека, ей по-прежнему будут присущи психические свойства со всеми их признаками.

Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.

Психология и труд, профессиональная психология.

Психология труда– область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности.

В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, психологическая характеристика этой деятельности.

Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Решение указанной задачи возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и организации), что и является основным предметом исследования психологии труда.

Изучение психологических аспектов различных видов трудовой деятельности человека основано также на достижениях различных отраслей психологии (например, социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии личности). В психологии трудовой деятельности широко используются теоретические и методически материалы из ряда других наук и областей знаний: социологии, педагогики, физиологии и гигиены труда, медицины, технической эстетики, информатики, кибернетики.

Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержания практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Эта специфичность, подчас уникальность, определяется конкретным содержанием ряда характеристик, компонентов трудовой деятельности (средств, процесса, условий, организации, субъекта труда), которые можно рассматривать как ее классификационные признаки.

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на протяжении всего времени осуществления трудовых функций.

В частности, американский исследователь Т. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого индивид должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Трудовая деятельность личности, при этом, понималась как механическая сумма заданий и трудовых функций.

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной психологии. Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменение личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

поиск и выбор профессии;

социальная и профессиональная адаптация;

выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели.

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

Таким образом, профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. В ходе профессионального развития человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности, прежде всего, связана с формированием профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.

Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Получая заработную плату, человек может купить продукты, одежду, приобрести жилище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем самым физическую и социальную безопасность в будущем.

Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшая эффективность трудовой деятельности человека достигается тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь видеть все положительные качества профессии.

Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности факторы (например, материальная выгода, социальное признание и так далее).

Постижение человеком окружающего мира – неотъемлемая часть его жизни. Результатом этого постижения являются знания, понятия, представления, концептуальные модели.

Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако, профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя их к разрушению, что может снизить эффективность выполнения труда. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний (например, психического «выгорания»).

Слово «деформация» (от лат. «деформацио» – искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Деформация распространяется на все стороны физической и психологической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника, близорукость у конторских служащих и так далее). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности в последствии. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и приводить к перестройке личности, что далее проявляется в поведении и общении.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных последствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

Проблема семейных ценностей в современном обществе с точки зрения семейного психолога

Что такое семейные ценности

Когда мы говорим о семейных ценностях, то подразумевается, что есть некий живой организм – семья и этот организм имеет некие свои ценности. Это вытекает из самого выражения «семейные ценности». Мы же не говорим «ценности различных членов семьи», правильно ведь? Но одной из проблем распада семей является проблема расхождения целей и ценностей супругов. Иногда это расхождение имеет место быть в самом начале и тогда брак недолговечен, а иногда изменения во взглядах на ценности возникают в процессе совместного проживания.

Для начала наверное следует проговорить, что есть семейные ценности. По сути — это то, ради чего человек создает семью, в чём видит её главное предназначение. Это любовь и взаимопонимание, это доверие и близость, это чувство общности и принадлежности, это уважение, это рост, личностный, духовный, это родительство, дети, это экономическая стабильность и безопасность, и это бытовая и жилищная обустроенность.

Вряд ли кто-то создает семью ради криков, скандалов, неуважения, унижений, насилия, абортов, измен, равнодушия и т.д.

Почему же тогда получается так, что семейные ценности у нас вроде как одни, а ситуация во многих семьях совершенно иная, идущая вразрез с семейными ценностями?

Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье человек делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир.

Семья и общество взаимосвязаны между собой. С одной стороны в семью проникают проблемы общества. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена по отношению друг к другу и по отношению к родителям друг к друга, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к родителям.

С другой стороны семья воздействует на отношения в обществе, влияет на различные социальные процессы. Потому что каждый член семьи входит в различные социальные группы (учебные, профессиональные, группы по интересам, спортивные, политические и т.д.) и представляет в этих группах либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

Любая семья создаётся с целью удовлетворения каких-то значимых для её членов потребностей, которые впоследствии дополняются общесемейными потребностями и общественными. При этом в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определённых ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Именно ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу её развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье.

Читайте также:  Что такое цивилизация с точки зрения а тойнби

Система ценностей каждой семьи складывается из ценностных ориентаций каждого человека. Система ценностей человека – это центральный компонент направленности личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, интересов, убеждений. Система ценностей не просто придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность и организованность, но и определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, межличностных отношениях, семейной жизни. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.

Совместимость ценностных ориентаций, мировоззрения людей, вступающих в брак, их убеждений и идеалов, является социально-духовным уровнем супружеской совместимости. Но помимо социально-духовного уровня, есть еще и психофизиологический уровень супружеской совместимости, под которым мы понимаем совместимость особенностей нервной системы, темперамента, сексуальности, — и психологический, под которым подразумевается совместимость когнитивных процессов, психических процессов, черт личности.

Какой же уровень совместимости является наиболее значимым? Что важнее: сексуальная совместимость, сходство характеров или общность ценностных ориентаций?

Давайте вспомним как протекают этапы выбора партнёра. Первичный наш интерес к человеку противоположного пола всегда физиологичен. Оцениваются внешние характеристики человека, его возраст, его рост, фигура, лицо. Далее мы смотрим на стиль общения и манеру поведения человека. На последнем этапе происходит более глубокое познание личности человека — его убеждений, интересов, потребностей, жизненных целей, его идеалов, его духовную направленность, его жизненные ценности.

При психофизиологической совместимости пара совершенно не обязательно придёт к совместимости духовной. И, наоборот, при совместимости жизненных ценностей, людям проще обрести сексуальную совместимость. Работая с семьями, я не видела ни одного случая развода или измены при социально-духовной совместимости супругов. И, наоборот, отсутствие этого уровня совместимости зачастую приводит к распаду семьи.

Когда супругам на семейных консультациях предлагаешь написать, что такое «супружеская совместимость», то большинство пар пишут, что это в первую очередь совпадение взглядов, убеждений, интересов, целей.

И тогда встаёт вопрос, если супруги вроде как понимают, что супружеская совместимость – это, в первую очередь, совместимость системы ценностей, то откуда же в таком случае огромное количество разведённых семей? Я думаю, что понимать, что важность совпадения ценностных ориентаций и совпадать по этому уровню – это две большие разницы.

Как вы понимаете, социально-духовно совместимые мужчина и женщина к семейному психологу обращаются редко, им это просто незачем. А вот, с теми, кто приходит на консультации, дело обстоит иначе. Общаясь на консультациях с семейными парами, я пришла к выводу, что у них зачастую имеет место быть только частичное совпадение ценностных ориентаций. А отношение к семейным ценностям, как правило, детское, незрелое, что выражается в том, что я хочу всего того, что представляет из себя суть семейных ценностей, но обеспечить мне моё «хочу», должен мой партнёр. И тогда сложно воспитать в ребенке правильное понимание семейных ценностей, их значение и ответственность за их возникновение и присутствие.

Для того, чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать все психологические проблемы, связанные с семейными ценностями.

Какие проблемы семейных ценностей вижу лично я.

1. Партнеры вступают в брак, довольствуясь психофизиологической и психологической совместимостью, игнорируя отсутствие социально-духовной совместимости. Или партнёры вступают в брак, несмотря на то, что представление о семейных ценностях у них совпадает частично. Вплоть до утаивания своих истинных ценностей.

Очень много молодых людей женятся и выходят замуж, беря за основу для будущей семьи свое чувство влюблённости. Влюбляются люди всегда во что-то. Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть некая особая чёрточка, на которую западают или сочетание этих чёрточек. Для влюблённости всегда достаточно психофизиологической и психологической совместимости, а иногда даже только психофизиологической. А вот ценностные ориентации у партнёров может и не совпадать, но они либо игнорируют этот факт, либо вообще из-за пылкости чувств, даже и не думают о каком-то там совпадении своих взглядов на жизнь, убеждений и идей. И вот влюбился, например, молодой человек в привлекательную внешность девушки и в весёлость её нрава, ну и допустим, очень нравится ему то, что она легка на подъём. Что происходит потом? Внешность девушки начинает изменяться, и порой очень сильно изменяться, уже во время беременности, весёлость её утихает, да и пойти куда-то из дома вечером её уже не хочется. После родов, особенно если у ребенка есть проблемы со здоровьем или со сном, внешность и поведение этой девушки меняются. Но влюблён то молодой человек был именно в это, в то, что в ней частично утратилось, частично видоизменилось. И тогда пылкость чувств уходит. А что остаётся, если социальной совместимости между ними так и не было. Штамп в паспорте, общее имущество и общий ребенок и всё… И тогда начинается: ты должен, ты должна, ты был другим, ты была другой… Зачастую подобные браки разваливаются. Иногда существуют достаточно долго, но при этом они мертвы. Очень сложно уже в этом случае привить с воспитанием семейные ценности.

Девушка может влюбиться во внешние атрибуты молодого человека, в наличие хорошего дохода, красивой машины. Они женятся, и если потом по какой-то причине, материальное положение этого молодого человека меняется, то жена, как это говорится, поедом мужа ест. Не мил он ей уже, раздражает, секса с ним она не хочет и т.д.

Из всего этого вытекает, что брак не должен заключаться до тех пор, пока не возникла между партнёрами социально-духовная совместимость. И если она так и не возникает, то лучше проявить мудрость и не создавать семью, а дать друг другу возможность встретить того человека, с кем эта духовная совместимость проявится.

Есть здесь еще такой момент. Женщины часто на тренингах и консультациях говорят: как мне быть, если те, которые мне нравятся внешне и по поведению или характеру, не подходят мне по своим взглядам на жизнь. И, наоборот, те мужчины, с которыми у нас совпадает мировоззрение, кажутся мне скучны и неинтересны. Печально то, что большинство наших женщин вступают в брак с первыми, а не со вторыми, и тогда подобные браки очень быстро становятся неблагополучными, потому что и добрачные отношения были неблагополучными.

Женщинам, которые сами выросли в неблагополучных семьях, часто бывает скучно в обществе «хороших мужчин», для которых важны семейные ценности. Скучно, потому что нет эмоциональных американских горок. Из-за отсутствия возбуждающего фактора такие женщины раздражаются или неловко себя чувствуют, и это состояние общего дискомфорта маскируется выражением «Мне скучно». Многие женщины, к сожалению, не знают, как им себя вести в присутствии доброго, внимательного, искренне заинтересованных в построении крепкой семьи, мужчинах. Потому что их навык взаимодействия с мужчинами приспособлен для неких эмоциональных качелей: напряжённых взаимоотношений с ними, для восторгов и страданий, манипуляций, победам и поражениям. А присутствие рядом уравновешенных, дружелюбных, надежных мужчин вызывает гораздо больший дискомфорт, чем присутствие мужчин, с которыми у них не совпадают ценностные ориентации и взгляды на брак и семью.

Ведь если женщина выросла в неблагополучной семье, то где ей взять пример благополучной? Той, где супруги совпадают своими взглядами на семейные ценности и заботливо взращивают их? В образовательных учреждениях мало говорят об отношениях в семье и семейных ценностях. Остаётся литература и телевидение. А что же там?

К сожалению, в нашей культуре романтизируются страдания ради любви и одержимая увлечённость любимым человеком, а никак не спокойное семейное счастье. Семейные ценности активно культивировались в литературе прошлых столетий, но не сейчас. И к влюблённости было отношение как чему-то нездоровому, не сочетаемому с семейными ценностями. Например, в «Евгении Онегине» когда Татьяна Ларина признаётся своей няне в том, что влюблена, та хочет окропить Таню святой водой.

А что сейчас? В популярных песнях, в современной литературе, в ежедневных телесериалах, и в кинолентах постоянно транслируются примеры безответственных и незрелых отношений. Нам внушают, что глубина любви должна измеряться страданиями, которые любовь причиняет, и что по-настоящему любят лишь те, кто испытывает настоящие страдания. Но в каких случаях возникают эти страдания? Да в тех самых случаях, когда отношения пропитаны манипуляциями, сарказмом, мстительностью, гневом, ложью, принуждением, ревностью и т.д. Попросту говоря, страдания возникают тогда, когда нет в отношениях таких важных семейных ценностей, как уважение, доверие, верность, забота, любовь как постоянная работа души.

Любовь помогает видеть человека таким, какой он есть и принимать его таким, без желания переделать. Когда человек любит, он становится сильнее. Это закон любви. Почему сильнее? Да потому что трудится душа. Незрелые отношения всегда делают человека слабее, заставляют мучаться.

К сожалению, в литературных произведениях и в кинофильмах существует очень мало моделей поведения, в которых люди относятся друг к другу как равные к равным, проявляют искренность и зрелость, не пытаются манипулировать друг другом или использовать друг друга. Во-первых, такие отношения довольно редко встречаются в реальной жизни. А, во-вторых, в здоровых взаимоотношениях нет такого открытого драматизма и пафосности, как в нездоровых взаимоотношений, поэтому здоровые отношения и остаются вне сферы внимания кино и литературы. Таким образом происходит заражение нездоровым стилем жизни.

Партнёры часто вступают в брак, игнорируя тот факт, что представление о семейных ценностях у них совпадает частично. Вплоть до утаивания своих истинных ценностей, что более свойственно женщинам. Лишь бы он на мне женился, а потом я его переделаю или как-нибудь само образуется.

В чем здесь кроется проблема. Это проблема заниженной самооценки у женщины. В консультационной практике я сталкивалась с тем, что многие женщины не ощущают свою ценность, когда они одни, не в отношениях, не с мужчиной. То есть критерий ценности самой себя и других женщин определяется отсутствием или наличием мужчины. При такой философии мужчина становится неким ценным призом, добычей, которую во что бы то ни стало надо заполучить, завоевать и вот тогда то я буду ценна. А пока я одна – я никто. Это приводит к тому, что женщина, встретив мужчину, который ей приятен внешне и более менее нравится ей, уж не разбирается, а какие у него там ценности. Ей кажется, что главное, что сейчас нужно сделать, это не разбираться о сходстве ценностей, а вести в его ЗАГС побыстрее, пока не передумал жениться, а уж потом разберёмся. Например, если мужчина говорит, что не любит детей или не хочет их, она не воспринимает это всерьёз. Или, мужчина говорит, что не хочет многодетную семью, а она хочет, но скрывает из-за страха, а вдруг он на мне не женится.

Женщина с адекватной самооценкой знает, что ей нужен ни мужчина любой ценой, а мужчина, который ей подходит. И в это «подходит» как раз таки закладывается сходство ценностных ориентаций, сходство семейных ценностей. И если она видит, что мужчина её ценности не разделяет, она не будет вопреки этому настаивать на супружестве. То есть она не будет предавать себя, свои ценности, свои идеалы, лишь бы быть рядом с мужчиной. Она вполне способна подождать следующего без чувства внутренней истерики, спокойно занимаясь работой, хобби, домашним хозяйством, и не чувствуя себя при этом второсортной из-за отсутствия мужчины.

К сожалению в интернете очень много статей, а на рынке психологических услуг есть некачественные тренинги и вебинары, призывающих женщин научиться манипулировать мужчинами и мало тренингов, посвящённых тому, как научиться принимать и понимать себя, как научиться принимать и понимать мужчину. Ведь если женщина выходит замуж, утаивая от партнёра свои истинные ценности, то она не только себя ведет как на дешевой распродаже, она и к партнёру относится с неуважением, лукавя перед ним.

Мне приходилось слушать вебинары или читать психологические статьи в интернете, где культивировались подобные взгляды. Вы знаете, у меня была клиентка, которая пережила развод и очень переживала по этому поводу. Так вот изначально, когда она познакомилась со своим будущим мужем она сомневалась, а стоит ли с ним связывать свою жизнь, именно потому, что она детей хотела, а он нет. Но она решила, что годы идут, свободных мужчин меньше, чем свободных женщин, если зовут замуж – надо выходить, может он потом и передумает насчет детей. А вот он не передумал.

2. Инфантильность партнёров или одного из партнёров, что выражается в недостаточном понимании сути каждой ценности, и в неумении брать на себя ответственность за созидание семейных ценностей, за их передачу следующему поколению.

Спросите любого человека, идущего по улице, что такое любовь, что такое уважение, что такое верность. Какие ответы вы услышите? Я могу сказать, что отвечают мне клиенты. Любовь путают со страстью и с созависимостью, верность рассматривают только в контексте физической измены или в контексте любовного треугольника, а про такое, что такое уважение вообще затрудняются ответить.

Тогда как можно культивировать подобные ценности в своей семье, если человек просто не знает сути этих ценностей. Все равно, что хотеть вырастить пшеницу и бросать в землю все семена подряд и надеяться, что авось какое то семя окажется нужным.

Читайте также:  Как ухаживать за очками для зрения

Зрелая личность, если не сразу, то с годами приходит к верному пониманию сути этих важных ценностей, составляющих фундамент для крепкой семьи. А сколько людей, проживают всю жизнь, так и не приходя к истинному пониманию.

И очень важный вопрос – это вопрос ответственности в отношениях. Ответственности за удовлетворение своих потребностей в семье, ответственности за семейные ценности, семейное счастье. Крепка та семья, где есть не только Я и Ты, но еще Нам и Мы. Тогда Я помогаю Тебе, Ты помогаешь Мне, Я помогаю Нам, Ты помогаешь Нам, Мы помогаем Мне, Мы помогаем Тебе. И тогда каждый несет ответственность.

А когда каждый хочет мира и лада в семье, но считает, что это должен обеспечить ему партнёр, то здесь мы видим безответственное отношение не только к тому, что происходит в семье, но и к своим собственным потребностям. Кто-то другой должен сделать так, чтобы мне было хорошо – это детская позиция.

Жена должна помогать мужу быть ей хорошим мужем и быть хорошим отцом их детям. В свою очередь муж должен помогать жене быть хорошей женой и быть хорошей матерью. И каждый из них должен помогать своему браку быть счастливым браком, а своей семье быть крепкой семьёй. И тогда такая семья будет наполнена и любовью и уважением.

Если женщина начинает разговаривать с мужчиной пренебрежительно, да еще при детях. Она в этот момент мешает ему быть хорошим мужем и хорошим отцом и браку своему мешает. Также если и муж отгораживается от всего, происходящего в семье, сводя свою роль только к добытчику, он тоже не даёт своему браку шансов быть счастливым.

К сожалению, в последнее время, мы сталкиваемся с тем, что инфантильных людей становится все больше. Мне периодически клиентки говорят, что родители им должны. Должны купить квартиру, машину, должны помогать материально. И это говорят клиентки не только моложе тридцати, но и старше тридцати, дееспособные клиентки, не инвалиды. Я думаю, что тот детоцентризм, который появился в обществе в последнее время, способствует некой инвалидизации своих детей. Раньше молодёжь отлично совмещала работу и вечернее образование, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь и ничего не требуя от родителей после своего совершеннолетия. Сейчас картина в корне меняется. Родители считают, что заработав себе на квартиру, теперь надо зарабатывать детям на квартиру. Но ведь что легко даётся, то легко и теряется, или, по крайней мере, мало ценится. Раньше на Руси первый кусок всегда доставался мужу, он глава семьи, он добытчик и защитник. Потом хозяйке дома, а потом уже детям. А сейчас первый кусок даётся ребенку, что в корне неверно. Это нарушает законы семейной системы, закон иерархии семьи. Откуда будет уважение к родителям, если ребенок привык во всем быть первее их. Тогда и уважение к партнёру не сформируется, будет то же ожидание, что партнер мне должен и обязан.

3. Игнорирование важности семейных ценностей, невысокое место семейных ценностей в иерархии других ценностей.

Человек из неблагополучной семьи, зачастую игнорирует важность семейных ценностей, потому что когда то, когда он был ребенком, он был психологически травмирован теми отношениями, которые существовали в его семье. И тогда ему страшно открываться кому-либо. Это страх эмоциональной близости. Он, как ему кажется, компенсирует это близостью сексуальной, телесной, близостью социальной (совместные отпуска), но он не готов делиться своим переживаниями, выслушать переживания партнёра, детей. В семье нет доверия, искренности, близости.

Возможно его родители жили как соседи. Возможно роль отца была сведена только к зарабатыванию денег. Или роль матери была сведена только к хозяйству. В любом случае люди обедняют сами себя, обедняют свою семью, если семейные ценности занимают невысокое место среди их жизненных ценностей.

Человек рождается не на работе, он рождается в семье. Человек рождается не в удовольствии, а в боли. Больно его матери при родах и больно ему самому. Но эта боль после рождения сменяется безусловной любовью матери к своему младенцу и любовью младенца к своей матери. Да, психика младенца, еще не умеет любить, но его душа уже любит свою мать. Семья, любовь – это первично.

4. Родители декларируют детям одни семейные ценности, а демонстрируют совсем другие.

Часто случается так, что родители говорят детям об уважении к людям и требуют уважения к себе, а сами не уважают друг друга, не уважают своих родителей, не уважают своих детей. Не уважают себя. Родители говорят детям о любви, а демонстрируют эгоизм и манипуляции. Говорят о нравственных нормах, а сам же их не соблюдают.

Конечно, ребенок, подросток, как-то где-то будет сталкиваться с человеческими пороками. Он может смотреть если не в семье, то вне семьи мультфильмы, фильмы, сериалы, пропагандирующие различные пороки. Подросток может зайти на порносайты. Но к чистому грязь не прилепится. И потребности в ней вываляться не будет. При правильном воспитании, видя в фильме насилие, ребенок будет понимать, что это не то, чему следует подражать, а то, чего быть не должно.

Проблемы семьи и семейных ценностей были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.

Есть различные пути решения проблемы. Как семейный психолог могу обозначить психологические методы: это работа с детством взрослого человека, пролечивание детской психологической травматики, работа с повышением уровня самооценки, с принятием себя и принятием противоположного пола, обретение самоуважения и формирование уважительного отношения к противоположному полу. Что касается супругов, то чем раньше они обратятся за профессиональной помощью, тем больше шансов выровнять их брак, сделать его радостным.

Светлана Мурзина, руководитель Центра семейной психологии

Человек в современном мире

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания, телесно-духовное социальное существо. По отношению к человеку мы употребляем различные термины: «индивид», «индивидуальность», «личность». Какова их взаимосвязь?

Индивид — (от individuum — неделимое) отдельное живое существо, особь человеческого вида (homo sapiens), отдельный человек. Для него характерны целостность морфологической и психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии со средой, активность.

Под индивидуальностью понимают неповторимое своеобразие человека, в противоположность типическому. Это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно — неизменный на протяжении всей жизни человека. Свобода личности, ее разнообразные проявление обусловлены ее индивидуальностью, которая выражается в природных задатках и психических свойствах человека — в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание сознания, взгляды, убеждения, суждение, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда держат в себе нечто «свое». Потребности и запросы каждого отдельного человека индивидуализированы, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности, проявляющей социальность человека, — самостоятельность, не­зависимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер, основатель протестантизма, создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Личность представляет собой конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился, живет и формируется человек, уровень культуры народа серьезным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Понятие личности употребляется в различных смыслах:

1) как человеческий индивид, субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных условий, в которых существует человек, но в то же время — с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом, личность можно рассматривать как диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального), отдельного (индивидуального, неповторимого). Личность выступает как мера цельности человека.

Личность можно охарактеризовать как минимум с двух позиций: функциональной и сущностной. Функциональная характеристика личности — это характеристика личности с точки зрения социальных статусов и социальных ролей, которыми обладает и которые исполняет человек в обществе. Сущностная характеристика личности включает такие черты, как:

• авторитетность — признание другими за человеком права принимать значимые для них
решения в значимых обстоятельствах;

• самосознание — совокупность психических процессов, посредством которых индивид
осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание включает в себя самооценку и
самоуважение;

• характер индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей
человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных
жизненных условиях и обстоятельствах;

• воля — способность к выбору действий, связанных с преодолением внешних или
внутренних препятствий;

• мировоззрение как условие целенаправленной, осознанной деятельности;

Необходимо заметить, что процесс формирования морального «я» личности происходит постепенно и определяется не только возрастом и социальной средой, но во многом, собственными усилиями человека. Можно выделить следующие стадии формирования морального «я» человека и соответствующие им мотивы поведения:

1) доморальный уровень, когда поведение человека определяется страхом перед
наказанием и соображениями взаимной выгоды;

2) уровень морального развития, при котором человек ориентируется на заданные извне
нормы и требования (желание одобрения со стороны значимых других и стыд перед их
осуждением);

3) уровень автономной морали, включающий ориентацию на устойчивую внутреннюю
систему принципов, соблюдение которых обеспечивается совестью.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей. В более строгом понимании — это совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовный, возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (милосердной) любви. Под этикой часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении этика представляет собой философскую дисциплину, изучающую мораль. Традиционно этику называют практической философией, так как ее целью являются не знания, а поступки.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, как общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Основными формами объективации морали являются добродетели (совершенные личностные качества), например, правдивость, честность, доброта — нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых (требования, заповеди, правила), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому анализ морали можно проводить в двух направлениях: моральное измерение личности, моральное измерение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель — цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других польза, для третьих — любовь к богу и т.д. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. По И. Канту, это — воля, чистая от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практических деятельных позиций человека. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям? Здесь мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, ее само законодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она свое выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения. «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Специфическим способом существования морали является долженствование.

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Ценность, — это не родовое свойство чего-либо, а отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат — систему ценностных ориентации. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.

Читайте также:  Две точки зрения на правление петра 1

В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро -это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга как вина и переживается в укорах и муках совести. Нравственные ценности императивны (обязательны). Нравственные императивы и утверждаемые ими моральные ценности имеют над ситуативный и безличный, т.е. универсальный характер.

Среди основополагающих категорий человеческого бытия выделяются категории свободы и смысла жизни и соотношение свободы и необходимости, свободы и ответственности.

Проблема свободы человека имеет два главных аспекта — социальный и природный. Социальная свобода человека зависит от общественного устройства — политики, экономики и т.д. Исторический прогресс — это путь к развитию социальной свободы. Чем более развито общество, тем оно более свободно, тем больше свободы у конкретного человека. Природный аспект свободы имеет своим содержанием свободу воли человека. Насколько человек в своей жизни может сделать выбор и следовать ему? Отчего зависит этот выбор? В философии сложились различные концепции свободы человека:

1. Фатализм. В соответствии с этой концепцией, человек — существо объективно
обусловленное и четко детерминированное внешними силами (боженственными или
природными). Все, что происходит в мире с человеком, — результат божественного
предопределения, судьбы. Таким образом, согласно фаталистам, человек не делает реального
выбора и не обладает реальной свободой воли. Такая точка зрения имела множество
противников, которые указывали на ее абсурдность. Историческая жизнь человека постоянно
доказывает, что в самых трудных условиях, на грани жизни и смерти, он может выбрать правду
или ложь, свободу или рабство, добро или зло.

2. Волюнтаризм: Человек — существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.
Поступки человека совершенно произвольны и не зависят ни от каких причин и факторов,
кроме желания самого человека. Провозглашается полная независимость воли человека от
реальностей мира. На практике его выбор все же зависит от многих причин как внутреннего,
так и внешнего характера. Человек вынужден считаться с этими причинами и принимать
решения, исходя из имеющихся возможностей.

3. Сциентистски ориентированная философия (Спиноза, Гегель, Конт, Маркс) рассматривают свободу как осознанную необходимость. В этом случае за человеком признается реальная свобода воли, но, вместе с тем, указывается, что выбор и действия человека осуществляются не произвольно, а под влиянием определенных причин духовного или материального характера. Понимание свободы как осознанной необходимости ставит на первый план необходимость, таким образом, выражается отношение мира к человеку, а не человека к миру.

4. Современное осмысление проблемы свободы включает отказ от абсолютизации областей свободы и необходимости (т.е. реально вести речь об относительной свободе); персонификацию и индивидуализацию свободы (субъекты свободы, форма бытия свободы); рассмотрение структуры необходимости и свободы и их взаимодействия, а взаимодействие это составляет сущностное противоречие человеческого бытия; проблему критерия свободы ( долг, нравственный выбор, смысл жизни, совесть, ответственность). Таким образом, центр философствования перемещается в сторону отношения человека к миру. Характер этого отношения в значительной степени зависит от свойств и усилий самого человека.

Вот несколько концепций свободы, в основе которых — отношение человека к миру.

По мнению русского философа В.С. Соловьева свобода всегда требует нравственного отношения к выбору и к осуществлению решения. Свобода — это ответственное совестливое поведение. Как говорил В.С. Соловьев, — человек живет одновременно в двух мирах: мире прошедшего (опыт) — необходимость и мире будущего — возможность. Мир будущего дает возможность морального суждения, т.е. дает свободу, а связующим звеном между необходимостью и свободой является цель.

Э.Фромм подчеркивал, что человек принадлежит двум мирам: собственно человеческому и животному, а значит он осознает свое величие и бессилие. Свобода реализуется самой жизнедеятельностью человека, в процессе которой он осуществляет свой выбор. Т.о., свобода — осознанный, свободный выбор человеком своей линии поведения. Главная цель выбора — выход за пределы наличной необходимости. Варианты выхода: а) регрессивный — стремление человека вернуться к своим естественным истокам — природе, предкам, естественной жизни, отказ от индивидуальности (масса, толпа), саморефлексии ; б) прогрессивный — развитие собственно человеческих сил и потенций. Формами проявления свободы называют, прежде всего, игру, творчество, риск, смысл жизни.

Виктор Франкл, австрийский психолог и психиатр, считал, что свобода человека должна определяться, во-первых, по отношению к влечениям. Человек либо позволяет влечениям определять свое поведение, либо нет; во-вторых, по отношению к наследственности. Компенсация врожденных задатков и свойств может рассматриваться как осознанный выбор. Таким образом, огромную роль в процессе осуществления свободы играет культура, цивилизация; в-третьих, по отношению к среде: естественно-природной среде, психологической заданности человека, социокультурным условиям бытия. Получается, что свобода — это сознательная выработка определенного отношения к среде, ориентированная на «выход» за границы той Среды, которая больше не удовлетворяет человека.

Человек не может изменить ни одного объективного закона природы, общества, но он может их не принять. От человека зависит, сдаться ли «на милость» условиям, или подняться над ними и таким образом обнаружить свое подлинно человеческое измерение.

Если необходимость — система объективно реальных возможностей поведения человека в данной конкретной жизненной ситуации, то свобода представляет собой:

1. Сознательный выбор человеком варианта своего поведения в данной ситуации,
соответственно не только содержанию внешних обстоятельств, но и состоянию своего
духовного мира.

2. Способность человека «выйти» за пределы реальной ситуации, спроектировать иную
ситуацию и иное свое внутреннее состояние, а также организовать практическую деятельность
по достижению этого иного.

3. Возможность для человека обрести свой смысл жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода — это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, и поступки и т.д. Ответственность — это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности есть не что иное, как отражение субъектом бытия, социальной необходимости и понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности — необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее самосознание.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости индивида. развивает его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и от­ветственно. Безответственность и беспринципность несовместимы с индивидуальной независимостью, которая возможна только тогда, когда действия индивида не противоречат нравственности, принятой в данном обществе. Не случайно величайший этик И. Кант писал: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются социальная справедливость, мир, демократия, прогресс. В современном мире сам человек провозглашается как ценность особого рода. И он может ею стать в действительности, если удастся преодолеть колоссальное социальное неравенство. Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостной личности.

Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества Смысл жизни -интеграционное понятие, объединяющее в своем содержании ряд других.

При рассмотрении проблемы возникают следующие вопросы: 1. Является ли смысл жизни лишь итогом жизни человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? 2. Обретает ли человек смысл жизни в неких «запредельных» ценностях (бог, высшие идеалы) или его надо обретать в обычных повседневных жизненных ценностях? 3, Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или его обретают в единичных, индивидуальных ценностях каждого человека?

Существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой смысл жизни. Марксистская интерпретация XX века заключалась в определении смысла жизни как конечного, объективного, социально значимого результата прожитой человеком жизни. Другая трактовка понятия заключалась в утверждении, что смысл жизни существует независимо от того, осознает ли человек осмысленность своего бытия. В результате из смысла жизни исключалась сама жизнь человека, его свобода и уникальность. Еще один подход к проблеме состоял в том, что понятие смысла жизни не может быть принципиально отделено от самой реальной жизни, следовательно, — это не научное понятие, а общекультурное описание.

Как утверждал В.Франкл, — смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку, и во-вторых, от одного дня к другому». Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальной ситуации». Таким образом, формулируется несколько выводов:

— поиск смысла жизни никогда не может быть завершен , ибо смысл жизни человека
состоит в его поиске, и этот поиск называется жизнью человека.

— смысл жизни должен быть определен как отношение человека к той ситуации, в которой он пребывает в каждое данное время.

— но смыслу жизни нельзя научить, его нельзя навязать человеку.

Вместе с тем, утверждение индивидуальности смысла жизни не означает отрицания неких общих черт и особенностей, присущих множеству различных ситуаций, в которые попадают различные люди. У множества людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях, возникает некое общее содержание жизненных смыслов. Общее содержание жизненных смыслов – это и есть ценность. Она выступает ориентиром для поиска людьми своего индивидуального смысла жизни в каждой ситуации (например, ценность традиций и обычаев). В системе ценностей человека можно выделить:

а) ценности созидания. Они осуществляются в продуктивных творческих актах (трудолюбие, созидание).

б) ценности переживания — красота природы, искусство.

в) ценности общения. Они реализуются в отношениях человека к человеку (любовь,
дружба, сочувствие).

г) ценности преодоления ситуации и изменения своего отношения к ней — реализуются в
отношении человека к ситуациям, ограничивающим его возможности. Иногда человеку остаются доступны лишь ценности преодоления себя. Пока человек живет, он может реализовать определенные ценности и нести ответственность перед собой за обретение смысла жизни. Смысл жизни должен быть найден самостоятельно, в каждой жизненной ситуации, это преодоление конфликта Я и Среды, способ формирования личности.

Вопросы для самоподготовки

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность – как соотносятся эти понятия?

2. Что собой представляет функциональная и сущностная характеристика личности?

3. Что такое самосознание личности? От чего оно зависит?

4. Как складывается самооценка личности?

5. Как взаимосвязаны между собой необходимость, свобода и ответственность?

6. В чем сущность фатализма и волюнтаризма?

7. Каковы формы проявления свободы?

8. Почему свобода, смысл жизни, счастье рассматриваются как основополагающие категории человеческого бытия?

9. Может ли быть творчество в условиях несвободы?

10. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

11. Что такое мораль? В чем состоит «золотое правило нравственности»?

Упражнения и задачи

1. «В жизни человека всего три события: рождение, жизнь, смерть. Он не чувствует,
как родится, страдает, умирая, и забывает жить».
(Б.Паскаль). Согласны ли вы с
автором? Как бы вы охарактеризовали жизнь человека?

2. Философы, как известно, много размышляют о смерти. Попробуйте истолковать следующие тезисы:

«Свободный человек ни о чем не думает менее, чем о смерти». (Б.Спиноза).

«Пока мы живы, нет смерти. Пришла смерть — нет нас». (Тит Лукреций Кар).

3. Б.Паскаль так определил для себя свободу: «Свобода — это не праздность, а
возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий;
короче говоря, быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно
решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!».
Всегда
ли человек воспринимает свободу как благо?

4. У каждого человека в жизни много «ролей». В разных обстоятельствах, встречаясь с
разными людьми, мы ведем себя по-разному: у меня одно лицо и одни слова, когда я говорю
с начальником, и совсем другое лицо и другие слова, когда я что-либо обсуждаю со своими
друзьями. Но ведь есть люди, которые во всех обстоятельствах ведут себя всегда
одинаково. Они одинаково вежливы и ласковы со взрослыми и детьми, они полны
достоинства и не теряются при встрече с большими начальниками, на важничают со своими
подчиненными, ничего из себя не строят, всегда естественны и просты. Как правило, это
взрослые люди, люди сильной воли и характера. Приходилось ли вам встречать таких
людей? И возможно ли такое поведение в юности?

5. Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее и неповторимей человек, тем больше
он вызывает зависти и злобы. Если бы Моцарт не был гениальным композитором, он
прожил бы намного дольше, никакой Сальери ему бы не позавидовал. Мы часто слышим:
будьте как все, не высовывайтесь, не стройте из себя умников! Может быть, в этих призывах
действительно есть доля истины?

6. Согласны ли вы, с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее
отучиться лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?

7. Как вы понимаете фразу: «Смерть не конец, а венец жизни»?

8. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле жизни?

9. Горький в свое время провозгласил: «Человек – это звучит гордо!». Но ни Н. Бердяев, ни М. Хайдеггер, ни С. Франк, ни Ф. Ницше не согласились бы с такой фразой. Почему?

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5254809/page:27/
  • http://www.b17.ru/article/42103/
  • http://mylektsii.ru/7-99351.html