Меню Рубрики

Человек с точки зрения системного подхода

В энциклопедическом словаре система (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение) определяется «как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

Анализируя данный подход к определению системы, П.К. Анохин приходит к выводу, что «все формулировки понятия системы, основанные только на «взаимодействии» и на «упорядочивании» компонентов, оказываются сами по себе несостоятельными». Для понимания системы необходимо «вскрыть те детерминирующие факторы, которые освобождают компоненты от избыточных степеней свободы». В качестве такого детерминирующего фактора П.К. Анохин выделяет конкретный результат деятельности системы. Через результат можно представить как всю деятельность системы, так и ее всевозможные изменения. «Эта деятельность может быть полностью выражена в вопросах, отражающих различные этапы формирования системы.
1. Какой результат должен быть получен?
2. Когда именно должен быть получен результат?
3. Какими механизмами должен быть получен результат?
4. Как система убеждается в достаточности полученного результата?».

Результат обладает императивными возможностями. Для его получения система формируется и перестраивается во времени. Результат определяет, какие компоненты будут вовлечены в систему и какие качества компонентов будут использоваться. В системе возможные компоненты работают во «взаимоСодействии» для получения полезного результата. «Конкретным механизмом взаимосодействия компонентов является освобождение их от избыточных степеней свободы, которые способствуют получению результата».

Но чтобы результат управлял формированием системы, необходимо, чтобы он возник раньше системы. Возможно ли это? Возможно ли, чтобы содержание результата, его предсказание существовали раньше, чем появится сам результат? Анохин высказывает гениальное предложение, а затем и экспериментально показывает, что это возможно. Это предсказание результата в его теории выступает в форме «акцептора результата действия». Отметим, что еще в 1947 г. Н.А. Бернштейн, рассматривая проблему построения движений, указывал, что в системе управления движением должен быть «задающий элемент, вносящей тем или иным путем в систему требуемое значение регулируемого параметра». Однако, по его словам, «. как именно, какими физиологическими путями может образ предвидимого или требуемого эффекта действия функционировать как ведущий определитель двигательного состава действия и программы отправлений задающего элемента -этот вопрос, на который еще и не начал намечаться сколь-нибудь конкретный и обоснованный ответ». Анохин такой путь не только намечает, но и реализует на практике.

В нашей работе мы ввели третью детерминанту -«мотивацию» — и показали, что системогенез деятельности человека определяется двумя векторами: «мотив — цель» и «цель — результат», которые формируются с учетом внутренних и внешних условий деятельности.

Интеграция компонентов системы деятельности начинается на основе нормативно одобренного способа деятельности (НОСД). Этот способ деятельности может быть зафиксирован в инструкции, и тогда он выступает как нормативный, или передаваться от мастера к ученику, и тогда он будет выступать как одобренный. Нормативный способ предполагает получение определенного результата фиксированными способами деятельности. Именно эти внешние (объективные) характеристики деятельности являются детерминантами интеграции внутренних (субъективных) условий (механизмов) деятельности. При этом ведущей внутренней детерминацией выступает мотивация субъекта деятельности.

Мотивация оказывает существенное влияние на принятие профессиональной деятельности, определяет ее личностный смысл, влияет на трансформацию нормативной деятельности и способы ее реализации. Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и критерии предпочтительности той или иной модификации цели и способов ее достижения.

Под влиянием мотивации в деятельность вовлекаются ресурсы памяти. Это возможно, так как мотивация входила во все компоненты внутреннего мира, когда они формировались в прошлом. Она участвует и в отражении текущих внешних условий деятельности.

Таким образом, мотивация организует целостное поведение на основе:
• мобилизации структур прошлого опыта;
• оценки обстановочной информации об условиях, в которых должна осуществляться деятельность;
• формирования оперативного образа условий деятельности путем сопоставления их с нормативным результатом и способом деятельности, а также с ее нормативными условиями.

Любая деятельность по своему результату характеризуется тремя параметрами: производительностью, качеством и надежностью. Они могут принимать различные модификации. Так, например, в деятельности бизнесмена это величина освоенного капитала (производительность), норма прибыли (качество), стабильность получения прибыли (надежность). Данные параметры находятся в антагонистических отношениях: стремясь обеспечить качество или надежность, мы зачастую снижаем производительность.

Достижение высоких показателей в отношении каждого параметра требует определенных финансовых и/ или материально-технических ресурсов. Поэтому часто приходится выбирать, какому из них отдать предпочтение. Решается это на основе мотивации. Таким образом, мотивация определяет иерархию основных параметров результата деятельности, которую выстраивает для себя ее субъект. Для нас важно подчеркнуть, что каждый из параметров результата требует своей системы ПВК. В определенном отношении они могут пересекаться, т.е. одни и те же качества могут входить в подсистемы, обеспечивающие производительность, качество и надежность. В ряде случаев требуется оптимизация взаимодействия отдельных ПВК, входящих в разные подсистемы, обеспечивающие производительность, качество и надежность. Все это необходимо учитывать при проведении психологического анализа деятельности.

Определив систему как «комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействия и взаимоотношения принимают характер взаимоСодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата», мы должны ответить на вопрос, каков же компонентный состав психологической системы деятельности? Этот вопрос в свою очередь можно разделить на два подвопроса.
1. Откуда берутся эти компоненты?
2. Что это за компоненты, какова их содержательная характеристика?

На первый подвопрос можно дать следующий ответ: компоненты функциональной системы деятельности формируются из отдельных структур внутреннего мира человека. С физиологической стороны они реализуются отдельными, но взаимосвязанными компонентами нервной системы человека и в первую очередь головного мозга. При этом ведущим методологическим принципом нашего анализа выступает положение, что человек является субъектом деятельности. Это прежде всего проявляется в том, что он обладает определенными потребностями, способностями хотеть и желать. В зависимости от желаний человек ставит перед собой как субъект деятельности определенную цель, достижение которой характеризуется определенным результатом, связанным с потребностями, желаниями.

Важнейшим компонентом субъектности является тот факт, что в обозначенных основных компонентах деятельности представлены переживания. Эта связь реализует методологический принцип: единство знаний и переживаний.

Цель деятельности и ее результат первоначально реализуются через представления о результате. Для того чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить целенаправленные действия, иначе говоря, действия по определенной программе. Поэтому деятельность субъекта будут направлять представления о результате и программе деятельности.

Программа деятельности формируется на основе от ражения и оценки ее объективных и субъективных условий, сопоставления их с нормативными способами деятельности.

В каждый из отмеченных компонентов включен процесс принятия решения: что следует учитывать в желаниях (процесс мотивации, заканчивающийся принятием решения о доминирующих мотивах и желаниях); какой результат должен быть достигнут в конкретном случае и в определенное время; системой каких действий и по какой программе может быть получен желаемый результат. Поле выбора в каждом из компонентов может быть значительным.

Наконец, следует отметить, что формирование каждого компонента сопровождается рефлексией, что позволяет представить процесс формирования каждого компонента и деятельности в целом как процесс системогенеза деятельности. В этом процессе системогенеза и формируется психологическая функциональная система деятельности.

В качестве основных принципов формирования системы выступает одновременно закладка основных блоков, а в дальнейшем — гетерохронность, неравномерность и достаточность их развития. Совокупность этих принципов указывает, что формирование системы деятельности нельзя рассматривать как автономное, последовательное формирование отдельных ее блоков. Уже в самом начале генезиса системы деятельности формируются основные ее блоки, которые в дальнейшем развиваются неравномерно и гетерохронно. Однако это не означает, что отдельные действия не могут осваиваться в деятельности последовательно. Архитектура действия по компонентному составу близка к архитектуре деятельности, и, осваивая отдельные действия, мы закладываем основные блоки всей ее системы, которые в дальнейшем будут развиваться и усложняться.

Специфика системогенетического подхода состоит не в том, что он предполагает последовательное, аддитивное формирование отдельных блоков системы деятельности, а затем их объединение в структуру посредством формирования функциональных связей. Это был бы не системогенетический, а, по существу, аналитический подход. С позиций системогенеза деятельности главными моментами являются неаддитивность структурных компонентов системы, а также неравномерность, гетерохронность и достаточность их развития. Систе-могенетический подход к освоению профессий сложнее традиционного аналитического подхода. Однако это, скорее всего, тот случай, когда истина может и не быть простой, поскольку мы имеем дело с системными явлениями высокой степени сложности. Вместе с тем системный подход позволяет глубже проникнуть в закономерности процесса освоения деятельности и, следовательно, добиться большей его эффективности.

Важным преимуществом системогенетического подхода является то, что он опирается на принцип детер- минизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном, согласно которому всякое внешнее воздействие опосредуется совокупностью внутренних условий.

В качестве этих условий выступает весь внутренний мир человека, вовлекаемый в деятельность в соответствии с целью и результатом. В состав этого мира входят знания и умения, программы деятельности, решающие правила, критерии достижения цели и критерии предпочтительности, сформированные в процессе жизнедеятельности на этапах, предшествующих освоению актуальной деятельности. Сюда входят различные мотивы, рефлексивные навыки, личностные качества (волевые и нравственные). Отдельно следует выделить способности субъекта деятельности, которые позволяют реализовать функции отражения субъективных и объективных условий деятельности, принятие решений, разработку программ деятельности, контроль над выполнением отдельных действий и деятельности в целом.

Таким образом, психологическая система конкретной деятельности складывается из динамически мобилизуемых структур внутреннего мира человека. Детерминация этой мобилизации осуществляется на основе мотивации и желаемого результата. Вслед за П.К. Анохиным мы можем сказать, что каждый из компонентов внутреннего мира мобилизуется и вовлекается в функциональную систему только в меру содействия полученному запрограммированному результату. Чем богаче внутренний мир, тем легче формируется функциональная система конкретной деятельности. (Это хорошо объясняет тот факт, который в психологии называют переносом навыка.)

Предлагаемая архитектура психологической функциональной системы деятельности близка к общей архитектуре физиологической функциональной системы, предложенной П.К. Анохиным. По-другому и быть не может, если мы строим исследование на основе принципа психофизического единства (в понимании С.Л. Рубинштейна). Но при этом психологическая система деятельности в своих компонентах наполняется новым содержанием, которое определяется прежде всего сознанием человека. «С переходом от биологического развития к историческому у человека психика приходит на новую, высшую ступень. Этой высшей, качественно специфической ступенью в развитии психики является сознание человека».

Человек как система, феномен человека, принципы ее организации, сознание и бессознательное, биополя

Как уже известно, предметом изучения санологии есть здоровье, а объектом — человек здоров и человек в «третьем» состоянии. Чтобы исследовать здоровье, нужно знать феномен человека, принципы ее организации.

Исследования последних лет на основе квантовой физики, нейрофизиологии и психологии (Бом, Прибрам, Пригожин, Вульф и другие) позволили рассмотреть человека как микрокосм с понятием голограммной принципа строения Вселенной, голограммной модели сознания, представления о человеке как носителе всей информации о Вселенной.

«Познай себя, и ты познаешь мир» — говорил Сократ.

Человек — это целостная система. Система — совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеют единую цель — функционирование.

Человек — это система с пирамидальным принципом строения, которая имеет три уровня:

1. Нижний, соматический (soma — тело).

2. Средний, психическое (psyche — душа).

3. Верхний, духовный (греческое nous — дух). Последний уровень сверхсознание — иррациональная творческая сфера.

Пирамида имеет свои законы. Организация эта иерархическая и определяется тем, что задает режим деятельности всей системы, есть вершина (духовный уровень).

Взаимоотношения между уровнями и элементами подлежат законам гармонии (правило золотого среза). Эта особенность и обеспечивает динамическую устойчивость системы и ее развитие.

Человек является частью мира, а потому его подсистемой. В свою очередь в себе, в своей биологической структуре человек имеет минисистемы, в которых отражен весь организм. Это радужная оболочка глаза, ушная раковина, язык, кожа, слизистая носа, особенности ладони, ступни. По изменению этих структур можно определять состояние здоровья, а через них и влиять на здоровье, например, иридодиагностика, хиромантия и т.

Элементарной микросистема организма является каждая его клетка.

Каждый из трех уровней системы «Человек» рассматривается как отдельная подсистема, организованная по тому же принципу, что и целостная система. Подсистемы функционируют относительно автономно, но взаимосвязано и иерархически.

Системообразующим фактором каждой системы есть конечный результат, цель функционирования системы. Структура системы определяется целью. Различают три базовые цели жизни человека:

1) выживание (на соматическом уровне), то есть формирование и хранение индивидуальной биологической структуры, сохранение популяции;

2) реализация себя как личности (психически), то есть потребность прожить полноценную жизнь в обществе;

Читайте также:  Игры развивающие зрения для 6 лет

3) развитие альтруизма, стремление понять себя и Мир, себя в Мире, прожить жизнь в согласии со своими индивидуальными стремлениями, способностями, проявить себя творцом (на высшем уровне).

Преимущество может отдаваться различным намерениям (целям) в зависимости от интеллекта человека, условий его жизни.

Согласно структуре жизненной цели человека обнаруживают отдельные аспекты валеологии как науки:

1) индивидуальное физическое здоровье (его диагностика, прогнозирование, формирование, сохранение, закрепление) и адаптация выживания;

2) репродуктивное здоровье;

3) психическое здоровье и управление им;

4) роль высших аспектов сознания в сохранении здоровья.

Принципы функционирования системы «Человек»

Каждая живая система строится на основе: вещества, энергии и информации.

Информация организует систему в пространстве и времени, определяет форму, в которой находятся вещество и энергия. Наукой накоплен большой материал по биологической структуры человека и значительно меньше — по психической. Более высокий уровень (сфера сверхсознания) только начинает исследоваться.

Информационная матрица биологической структуры — это генетический код.

Информационными структурами адаптационного назначения является регуляторы системы — нейрогуморальный и иммунный комплекс, направляют функции организма на обеспечение выживания и продолжения вида, то есть на репродукцию.

Информационная матрица психики — это психическое код, архетипы человека.

Человек приходит в жизнь с определенным набором архетипов (по К. Юнгу), проявляющиеся в течение всей жизни в ее поведении. «Х проявление зависит от самосознания и сознательного отношения к жизни, отличает человека от животных. При этом человек имеет свободу воли , свободу выбора. Через сознание человек организует свою психику на сохранение индивидуального, физического, репродуктивного здоровья, обеспечивает социальную адаптацию и свое психическое развитие.

Энергетический принцип. Каждая система может функционировать при наличии соответствующей энергии. Энергия человеку нужна для роста и развития, поддержания нужной температуры тела, функционирование его органов и систем, адаптации к условиям среды. Недостаток энергии приводит к нарушению функций организма, снижение его жизнедеятельности.

Структурный принцип. Человек по происхождению является биологической системой. Она имеет определенное строение. Структурной единицей является клетка. В организме человека есть более двухсот различных по строению и функции форм клеток, а общее количество достигает 75 трлн. Из клеток строятся ткани, а ткани формируют органы. Это структурная сторона человеческого организма, на которой основываются его функции. От функциональной активности органов и систем, всего организма зависит состояние его структуры, то есть тела, а также здоровья.

С помощью системного подхода глубоко проанализированы биологический уровень человека. Именно целостный организм обладает такими интегральными качествами, которыми не обладают его отдельные части (системы, органы, ткани, клетки), что вне организма не имеют возможности поддерживать свое индивидуальное существование. В целом организме они взаимодействуют, взаимообуславливают друг друга, что обеспечивает принцип экономии структур и подстраховку функций. Интегральным элементом, вершиной пирамидной системы биологического (физического) уровня является нейрогуморально-иммунный ансамбль.

Как биосистема организм обладает следующими свойствами «качества: 1. Способность к сохранению индивидуального существования за счет самоорганизации. Это, прежде всего, самовозобновлению, что связано с постоянным обменом с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Организм человека — это открытая система, которая поддерживает свою упорядоченность, если вступает в противоречие со вторым законом термодинамики. Упорядоченность проявляется гомеостазом. Непрерывность обмена со средой обеспечивает динамическую устойчивость системы, то есть ее сохранения во времени. Именно нарушение этого процесса в динамике вызывает заболевание.

Самоорганизация обеспечивается также саморегуляцией. Она основывается на взаимонаправленности информации между элементами. Особая роль при этом принадлежит обратным связям, которые могут быть отрицательными (тормозными) и положительными (возбуждающими). Как правило, малой силы обратные связи являются положительными, а большой — отрицательными. Примерами таких процессов в центральной нервной системе является индукция (или наведения, когда торможение клеток в одних нервных центрах вызывает возбуждение у других), иррадиация (или излучения, когда торможение или возбуждение распространяется от одних нервных центров на другие), доминанта (или господствующий, когда временно господствующий центр возбуждения в центральной нервной системе способен тормозить работу других).

Организация регуляции по принципу контура (прямых и обратных связей) и принципом дозозависимости регуляторных эффектов (от различной силы обратных стимулов) лежат в основе саморегуляции и самовозобновлению человеческого организма.

Третьим проявлением самоорганизации является самовидповлення — регенерация и наличие параллельных регуляторных воздействий, которые обеспечивают компенсацию и надежность биосистемы.

2. Способность к саморазвитию (онтогенеза) происходит на основе положительных связей, асимметрии пространства живых систем (правизна и левизна). Поскольку пространство и время взаимосвязаны, то и время жизни является асимметричным и движется только в одном направлении. Эта универсальная свойство организма проявляется закономерностью в старении и смерти.

При развитии организма через генетический аппарат одна генетическая программа сменяет другую по принципу цепных связей. Большое значение асимметрии предусматривал В.И. Вернадский.

3. Самовоспроизведение. Именно В.И. Вернадский подчеркивал две главные свойства живого: асимметрию пространства и времени и колоссальную энергию размножения. Последнюю называют квинтэссенцией жизни (А. Ленинджер, 1976). При этом генетическим путем передается информация следующим поколениям.

Способность одновременно реализовать все вышеприведенные качества определяет феномен биологической жизни. Некоторые из них, например, открытость, способность к самовосстановлению, саморегуляции и саморазвитию, свойственны и психическому уровню. Но они еще недостаточно изучены.

Биологическая сущность человека связывает ее с животным миром, но свою эволюцию человек совершает прежде всего в психической сфере, расширяя сознание, осваивая ее новые уровни.

Вся психическая сфера человека делится на осознанную (сознание) — 10% и неосознанную (подсознание, сверхсознание) — 90%. Именно эволюция психической сферы предусматривает увеличение части сознательного и расширение высшего уровня сознания.

Биологическое поле человека (биополе)

Вместе с биологическим телом у человека есть биополе, которое возможно зарегистрировать (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и т.п.). Человек находится в течении информации и энергии, потребляет их, трансформирует и излучает в виде волн. Биополе образуется благодаря объединению всех волн, которые излучает организм.

Живой человек — это своеобразный колебательный контур.

Наиболее активные генераторы энергии — мозг, сердце, мышцы.

Биополе имеет волновую природу. Его нельзя отождествлять с известными физическими полями тел неживой природы (электромагнитным, гравитационным, слабым). Оно включает так называемые спинторзийни, или спин-угловые моменты вращения микрочастиц.

Изменение биополя связана с изменениями в физическом теле и наоборот. Действие биополя и физического тела обратно обусловлена, поэтому корректируют биополе с целью оздоровления человека. Видимая часть биополя называется аурой (аура — веяние). Наиболее интенсивной она есть вокруг головы. С помощью ауры диагностируют психоэмоциональное состояние человека, существует такое направление — ауродиагностика.

Под влиянием информационно-энергетических течений меняется человек, что сказывается на состоянии ее биополя. На основе этого создана представление об общем биополе, предусматривающий существование коллективного разума.

О существовании биополя у человека известно с давних времен. На известной картине, демонстрирует правило золотого сечения, Леонардо да Винчи изобразил не только человеческое тело, но и энергетическую информационную структуру — биополе.

Существует несколько форм обмена веществом, информацией и энергией между человеком и внешней средой, а именно питание, дыхание, движение, психо- и биоэнергоинформационных обмен.

Оптимизация обмена способствует оздоровлению системы, широко используется медициной, гигиеной, валеологией.

Но нужно, чтобы экология большого и малого жизненного пространства соответствовала требованиям организма человека.

Для сохранения здоровья следует учитывать биоритмы, т.е. временную организацию жизни. Нарушение биоритмов негативно сказывается на здоровье человека.

Таким образом, в современной науке человек выступает как биоэнергоинформационная открытая система пирамидального типа, имеющий определенные пространственно-временные аспекты функционирования. Системное представление является научным аналогом холистического (целостного) подхода к человеку. С этих позиций следует «лечить больного», а не «болезнь».

Системный подход в изучении человека в психологии

Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства, и человека в том числе, который, как говорили древние, является микрокосмом. Современный смысл понятия системности связано со следующими именами: А.А. Богданова, который в начале двадцатого века создал всеобщую организационную теорию или тектологию; Х. Смэтса, с именем которого связан термин холлизм, обозначающий теорию целостности и творческой эволюции во всеобщей системе природы; Л. Берталанфи, сформулировавшего общую теорию систем; Н. Винера, создавшего общую теорию управления – кибернетику. В изучении человека системный подход имеет огромное значение, а с возникновением синергетики, как новой области знания, он приобретает особое значение.

На плоскости психологического знания пересекаются разные науки, открывая новые перспективы развития и осмысления психического. Человек разумный понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая индивида представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе (в процессе развития индивидуального организма) В филогенезе (историческое формирование человека разумного) биологическая составляющая человека связана с законами эволюции. Социальная составляющая человека связана с формированием личности, которая является носителем свойств, определяющих социальную природу человека. В ней находит отражение история общества, конкретные социально-экономические и духовные отношения, складывающиеся в ту или иную эпоху. Личность проходит свой жизненный путь, на котором осуществляются процессы социализации и адаптации, что приобщает каждого к человечеству в целом и конкретному обществу, к конкретному времени и месту, где живет человек. Совокупность индивидных и личностных свойств у каждого отдельного человека неповторима, что составляет суть его индивидуальности, посредством которой он включается в человеческую культуру, становясь культурным существом. Это можно изобразить на следующей схеме.

На схеме можно увидеть, что психология как наука решает четыре основные группы проблем. Первая – проблемы генотипической и социальной обусловленности психики и поведения. Вторая – социальной и средовой обусловленности психики и поведения. Третья – генотипической и биологической обусловленности психики и поведения. Четвертая – проблемы средовой и биологической обусловленности психики и поведения.

Схема 1

Итак, человек представляет собой продукт природы, общества и окультуренного человечества и включен в названные системы, что и делает его системным и целостным объектом, носителем нового качества, как единства проявления природных, социальных и исторических свойств. Именно эта целостность и системность позволяет говорить о том, что человек является системообразующим фактором природы, оказавшейся под громадным влиянием Homo Sapiens (человека разумного).

С человеком как носителем качества целостности, единства проявлений природы, общества и человечества связано формирование системы, в которой наиболее представлено взаимодействие природы и человечества. Это, по словам Л.Н. Гумилева, этносфера (совокупность этносов с их геобиоценозами). Ни один человек на Земле не живет вне определенного этноса, который, по сути дела, является биологической системой и проходит свой жизненный путь – этногенез. Человек выступает в качестве системообразующего фактора ноосферы. Исследователь ноосферы Вернадский говорил, что ноосфера возникла в биосфере в связи с включением в нее человека и реализацией той биохимической энергии научного творчества, которая характерна для личности.

В этносфере доминирующую роль играют бессознательные отношения между людьми. Колебательные движения в этносфере вызывают приблизительно одинаковые по своему характеру для всех этносов типы человеческих отношений – политические, военные, культурные, религиозные. Коллективное бессознательное возникает в личном опыте (К. Юнг).

Эти проблемы связаны с проблемами бессмертия души и смыслом жизни. Это главная проблема психологии будущего. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяет возможности познания человека и создает предпосылки к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление человека, как один из психических процессов, не ограничивается и не заканчивается. Существует так называемое коллективное бессознательное (К. Юнг), которое содержит психический материал, не возникающий в личном опыте, что судьбой народа, как и отдельного человека, руководят в большей мере умершие поколения людей, чем живущие сегодня. В настоящее время выдвигается положение о том, что не только космос, этносфера, биосфера, ноосфера оказывают влияние на человека, но и психосфера.

Стремление к системному знанию характерно не только для психологии как науки, но и для обыденного сознания. У каждого из нас в результате жизненного опыта формируется своя картина мира, которая может быть расцвечена различными цветами. Она может быть целостной или частичной, уникальной или стремится к универсализму. Именно это и делает необходимым изучение психологии и ее практической прикладной направленности.

Подводя итоги нашего рассуждения, мы приходим к следующим

в ы в о д а м :

1. Психология в своем развитии прошла четыре этапа: на первом – она представляла собой науку о душе; на втором – науку о сознании; на третьем – о поведении; на четвертом – науку, изучающую объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

2. Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли психологии и интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками)

Читайте также:  Какую очки надо выбрать от зрения

3. В психологии выделяются три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства, которые находят свое проявление во внутреннем мире человека и во внешнем поведении.

4. Разнообразие методов исследования психики определяется сложностью и индивидуальным своеобразием человека, представляющего собой самонастраивающуюся, открытую, сложную систему, которая определяется связью с внешней и внутренней природой.

Выполните следующиетренировочные задания:

Задание № 1. Выделите те понятия, обозначенные в первом вопросе лекции, которые Вы можете использовать для того, чтобы описать себя. Для этого обратитесь к предложенному в данном пособии глоссарию.

Задание № 2. Дайте себе характеристику с помощью методики «Кто Я?» и «Какой Я?». Для этого напишите 10 разных ответов сначала на вопрос «Кто Я?», затем «Какой Я?». Каждый ответ должен представлять собой определение, которое бы Вы дали себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, как Вам приходит в голову. Не заботьтесь о логике ответов. Прочтите написанное и проранжируйте ответы по убыванию значимости для себя. После этого выпишите те определения, которые получили первые три места. Это Ваши самые главные социальные роли и качества, которые Вы более всего цените в себе.

Задание № 3. Вам предложена ситуация, для разрешения которой необходимо знание материала, предъявленного в данной лекции. Попробуйте ее разрешить (письменно). Ситуация: Вы встретили знакомого, который пожаловался на сложность жизненной ситуации, когда необходимость дополнительного заработка вызывает психические и физические перегрузки, депрессию, повышает раздражительность, утомляемость, создает дискомфорт в семье. Что бы вы посоветовали сделать?

Вопросы для самопроверки:

1. Что включается в предмет психологического знания?

2. Что является объектом психологии?

3. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

4. Что такое методология к метод?

5. Область каких явлений изучает психология?

6. Психика человека и душа – это одно и то же?

7. Какими психологическим знаниями Вам уже приходилось пользоваться?

Выполните практические задания:

Задание № 1. Напишите реферат по одной из предложенных тем.

Задание № 2. Составьте блок-схему по логике прочитанной лекции.

Задание № 3. Какие качества, из перечисленных в каждой паре, характеризуют особенности Вашего психологического знания, а какие – присущи научному знанию?

А Знание оперирует научными терминами и опирается на научные обобщения;
Знание подчинено прагматическим задачам деятельности и включает в себя то, что подтверждено на практике.
Б Выводы носят интуитивный характер
Выводы рациональны и осознаны
В Носителем знания выступают «опытные люди»
Знание почерпнуто из трудов психологов – ученых и специалистов.
Г Знание формируется на основе наблюдений
Знание основано на экспериментальной базе

Тематика рефератов:

1. Психология в средние века.

2. Умозрительная психология 17 века.

3. Эмпирическая психология 18 века.

4. В. Вундт, как основатель научной психологии.

5. Психоанализ и бихевиоризм.

6. Гуманистическая психология.

7. Учение о потребностях А. Маслоу.

8. Основные направления отечественной психологии.

9. Прикладное значение психологии.

10. Психология и ее роль в деятельности профессионала высшей квалификации.

11. Готовность и включенность как показатели социально– технологической культуры профессионала.

12. Психодиагностика как особый раздел психологического знания.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: 1968.

2. История зарубежной психологии. 30–60 годы XX века. Тексты. – М.: 1986. – С. 293 – 311.

3. Немов Р.С. Психология. Ч.1. – М.: Просвещение – Владос, 1994. –

4. Основы психологии и педагогики. Методические указания. – Белгород, БелГТАСМ, 1999. – 47 с.

5. Психология в социологии. Т. 4. – С. 410 – 431.

6. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – С. 8 – 28.

7. Общая психология. Курс лекций. – М.: Владос, 19998.

8. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2002.

9. Психология /ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2000.

10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Флинта, 1998.

Человек с точки зрения системного подхода

Государство и право – социальные явления. Путь к понятиям государства и права лежит через понятие общества. Не обладая понятием общества, невозможно сформулировать понятия права и государства. Теория государства и права должна начинаться с понятия общества.

В дореволюционной отечественной юридической литературе обществу уделялось гораздо больше внимания, чем сейчас. «Право можно изучать только в связи с целым, часть которого оно составляет, — пишет Ю.С. Гамбаров, — то есть в связи с изучением всего общества». [1]

Но, за редкими исключениями, современные юридические словари, энциклопедии и учебники дружно обходят этот вопрос стороной.

Гуманитарное обществоведение и системный подход

Последние 250 лет общественные науки живут под сенью Канта. Никакая критика, которой было немало за эти годы, не смогла поколебать этот монумент. В итоге мы имеем любопытный феномен: с одной стороны, незыблемость кантовского авторитета и его концепции человеческого общества, с другой стороны, современное правоведение просто уклоняется от понятия общества, несмотря на то, что право признается социальным явлением.

Кантовское понятие об обществе лежит краеугольным камнем в фундаменте наук «о духе». По Канту, человеческое общество является результатом разумной деятельности людей, обладающих свободной волей, которой они распоряжаются, руководствуясь ценностями.

Свобода воли

Вопрос о свободе воли является одним из центральных вопросом христианства. На него завязываются понятия предопределения, греха и др. Ведь, если Бог всемогущ и всеведущ, то все происходящее в мире, в том числе действия человека, происходит с его ведома, и человек, соответственно, не может нести ответственность за свои поступки. А если человек обладает свободой воли, то, значит, Бог не всемогущ. История западноевропейского христианства – это история интерпретации вопроса о свободе воли. Спиноза считал, что «свобода воли не существует ни у человека, ни у Бога. Бог с необходимостью творит тот мир, который в действительности существует, и никакой другой мир невозможен». Лейбниц также отрицал свободу воли человека и Бога: «Бог творит лучший из возможных миров». [2]

Не удивительно, что Кант наличие свободной воли, причем абсолютной, признал только у человека, поскольку он обладает разумом, который есть постоянное условие всех произвольных актов, в которых проявляется человек. [3] Венец мироздания не может не обладать чудесными качествами, носящими абсолютный характер.

Действительно, при поверхностном взгляде, наш непосредственный опыт обладания свободой дает основания думать, что и жизнь человека определяется постоянным, происходящим каждую минуту свободным разумным выбором решения из множества вариантов (одна из любимых тем экзистенциалистов). Но это только на первый взгляд.

Эмиль Дюркгейм считал, что социальные факты объективированы вовне и не только ведут свое независимое от индивидов существование, но и принудительно воздействуют на них. «Когда я действую как брат, супруг, или гражданин, — пишет Дюркгейм, — тогда я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их существование, последние остаются все-таки объективными, так как не я сам создал их, а они внушены мне воспитанием». [4] Сергей Довлатов сказал по этому поводу: «Вся моя жизнь состояла из случайностей, складывающихся с железной закономерностью».

На самом деле, возможность в любой момент времени совершить поступок произвольно и непредсказуемо у человека есть, а свободы воли, в кантовском смысле, нет. И разгадка этого парадокса в Законе больших чисел. [5] Человек не то что в течение жизни, а в течение каждого дня производит огромное количество социально значимых действий, начиная с фразы «Доброе утро», одевания и причесывания. И позволить себе отклониться от социальных норм, действующих на данный момент времени в данном месте, можно только в очень незначительных количествах. И обеспечивается общеобязательность социальных норм сильнейшим и дифференцированным социальным давлением – от признания чудаком, упрека или молчаливого порицания до изоляции в учреждении для содержания умалишенных, тюремного заключения или смертной казни.

Ценности

Кантовская свобода воли реализуется не случайным образом, а в соответствии с ценностями. От «ценностей» не смогли избавиться даже сторонники научного подхода к социальным явлениям. По Максу Веберу, основателю «понимающей» социологии, сознательные установки субъекта на ценности (моральные, политические, эстетические, религиозные) определяют содержание и направленность его поведения и деятельности, «свойственное эпохе направление интереса». Даже позитивист и безжалостный критик спекулятивной метафизики Г.Ф. Шершеневич пишет: «Условие общежития составляют не только следствие слепых сил природы, но и произведение человеческой воли… Вот почему в общественных науках, и особенно в государственных и юридических, к двум задачам естествознания (познать и объяснить –А.Н.) присоединяется третья задача: оценка тех правил общежития, которые действуют в жизни». [7] У Питирима Сорокина ценность является одним из важнейших понятий, при помощи которого объясняется поведение индивидов и групп.

Ценности являются очень важным критерием в метафизическом понимании социальных процессов, а ценностный подход считается главным отличием гуманитарных наук от естественных.

Каждый человек обладает представлениями о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Они зависят от многих факторов – этнической и социальной принадлежности индивида, его возрастной группы, культурного и интеллектуального уровней и т.д. Исследуя процесс выработки этих представлений и их влияние на поведение человека, современная психология оперирует понятием установки. [8] Леон Фестингер (1964 г.), Аллан Уикер (1969 г.) и другие психологи на основе результатов многочисленных экспериментов доказали, что установки человека являются следствием его социального взаимодействия с окружением, а не наоборот. В социальной психологии этот эффект получил название «Феномен «Установки – следствие поведения».

Д.Майерс [9] подробно описывает эксперименты, поставленные в США Мусафером Шерифом (1937 г.) и другими психологами, которые позволили воспроизвести в лабораторных условиях процесс формирования социальных норм. А эксперимент Стенли Милграма (1965, 1974 г.г.) своими неожиданными результатами потряс Америку. Этот эксперимент показал, что по сравнению с морально-этическими установками, намного более существенными факторами, влияющими на поведение человека, являются факторы социального давления. При достаточной силе этих факторов 65% средних американцев готовы наказывать участника эксперимента (подсадного) за неправильно данный ответ на вопрос разрядами электрического тока напряжением 450 Вольт. Даже если жертва уже давно требует прекращения эксперимента, жалуется на сердечную боль и под конец уже издает предсмертные звуки. Эксперимент повторялся Милграмом много раз, более 1000 человек прошли испытания. Изменение условий эксперимента позволило оценить влияние эмоциональной близости или удаленности объекта неприятного воздействия, близости и легитимности авторитета, институционального авторитета, поэтапности (эффекта «нога в дверях»). Оказалось, что 65% американцев при стечении ряда обстоятельств вполне могут стать к пульту управления газовой камерой.

В психологии сформировались три версии объяснения этого феномена: теория самопрезентации, когнитивного диссонанса и самовосприятия.

Самопрезентация: Теория основана на эффекте самомониторинга: индивид представляет себя вниманию окружающих в различных социальных ситуациях, и для того, чтобы произвести необходимое впечатление и достичь признания, вынужден непрерывно регулировать свое поведение путем подбора способов самопрезентации.

Когнитивный диссонанс: Теория разработана Леоном Фестингером (1957 г.) и другими психологами. Когнитивный диссонанс – напряжение, появляющееся при несовместимости двух знаний – о своих установках и своем реальном поведении. Снижение дискомфорта, вызванное таким напряжением, происходит путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания недостаточны.

Самовосприятие: Теория предложена Дарилом Бемом (1972 г.). Согласно этой теории неуверенность в собственных установках заставляет человека делать о них выводы посредством наблюдения за собой. В самом деле, люди часто делают выводы о своем внутреннем состоянии по внешним проявлениям: учащение сердцебиения, слабость в коленях – «Я боюсь». Возбужденность и вспыльчивость – «Я раздражен». По данным немецкого психолога Фрица Штракка (1988 г.), люди находят карикатуры более смешными, если держат авторучку зубами (мышцы работают таким же образом, как и при улыбке), чем когда держат ее вытянутыми губами. Эксперимент, поставленный Гэри Уэллсом и Ричардом Петти (1980 г.) показал, что при прослушивании диктора радио люди, качающие головами вверх-вниз, в большей степени оказываются согласными с диктором, чем те, которые крутили головой из стороны в сторону. [10] Как тут не вспомнить родное «бытие определяет сознание».

Роберт Чалдини формулирует Принцип социального доказательства: Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом. Исследования, проводившиеся Кеннетом Крэйгом (1978 г.) и его коллегами, демонстрируют, как принцип социального доказательства может повлиять на ощущение боли. Испытуемые, подвергавшиеся воздействию электрического тока, ощущали меньшую боль (о чем можно было судить по личным отчетам, а также по изменению психофизических показателей сенсорной чувствительности и таких физиологических показателей, как частота сердечных сокращений и кожно-гальваническая реакция), когда они оказывались вместе с другим испытуемым, который реагировал на электрические разряды так, точно они не были болезненными. [11]

Читайте также:  Какой точки зрения вы придерживаетесь человек

Концепцию социальной природы психики человека разрабатывали также Л.С.Выготский и Ж.Пиаже.

Личность человека формируется социальной средой. Индивидуальные особенности характера и уровень интеллекта определяют путь и уровень социализации индивида в обществе, но не его этические представления. Социальные нормы – правила общепринятого и ожидаемого поведения – предписывают «правильное» поведение, а уже практика социального взаимодействия формирует целостный комплекс индивидуальных морально-этических норм.

Можно говорить о том, что морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Объяснять социальные явления при помощи «ценностей» бессмысленно, так как последние сами являются продуктом социальных факторов.

Открытый социальными психологами феномен «Установки – следствие поведения» лишь на первый взгляд выглядит парадоксальным. Все встает на свои места, если представить, что общество является способом человеческого существования, вытекающим из самой его природы. Социальные нормы, стихийно складывающиеся в обществе как результат оптимизации многочисленных взаимодействий индивидов, посредством социального давления воздействуют на каждого человека и требуют от него определенного поведения. Из двух факторов, обусловливающих поведение человека – социального давления и внутренних установок – человеку подвластны только последние. Под воздействием социальной среды, в зависимости от способа и уровня социализации, на которые настроен индивид в силу своих индивидуальных особенностей, происходят выработка новых морально-этических установок (ценностей) и корректировка уже имеющихся.

Социология — позитивное обществоведение

Нельзя сказать, что в обществоведении не пытались прижиться общенаучные методологические принципы. Родилась даже специальная наука. Впервые термин «социология» придумал и применил Огюст Конт в «Курсе позитивной философии». Под социологией он разумел «социальную физику» – науку об обществе, построенную на методологии натуральной философии. Положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными домыслами о Боге, природе, духе, сознании, материи и других «первопричинах», а только опытом и наблюдением. Следует изучать не причины явлений, а их законы, то есть заменить слово «почему» словом «как». Конт был убежден, что обществом правят объективные законы, являющиеся продолжением законов природы. «Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Г. Спенсер ввел термин «суперорганический». Суперорганические явления — такие формы жизни, функционирование которых предполагает координированные действия многих индивидов. Спенсер придерживался организмической теории общества, уподобляя общество живому биологическому организму. Эмиль Дюркгейм разработал теорию социального реализма: социальные явления должны объясняться только социологическими факторами, а не индивидуальными или психическими (системный подход!). По отношению к отдельным людям социальные нормы существуют объективно, а социальные факты – проявление группового или массового сознания.

В 20-е годы XX века происходит становление неопозитивизма. Вырабатывается «стандартная концепция науки»:

  • «социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и культурно-исторической;
  • методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;
  • субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;
  • истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
  • все социальные явления могут и должны быть описаны и выражены количественно;
  • социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией»

Питирим Сорокин считал, что: а) Нет «наук о природе» и «наук о культуре». Социология должна строиться по типу естественных наук; б) Социология должна изучать мир таким, каков он есть, всякое субъективное объяснение с позиций нравственных, моральных и других норм должно быть изгнано; в) Необходимо придерживаться принципа объективности: следует изучать только реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; г) Не должно быть умозрительных построений; д) Социальные явления не должны сводиться к какому-либо одному началу (принцип социологического плюрализма).

Но такой подход так и не стал общей методологией общественных наук. Возможно, потому, что стремление проникнуть именно в сущность вещей, даже вопреки здравому смыслу и практической пользе, вообще характерно для европейцев. Норбер Рулан приводит слова инуита (эскимоса), сказанные им этнологу К. Расмунсену: «Слишком много мыслей порождают лишь беспорядок… Мы, инуиты, не претендуем на то, чтобы дать ответ на все загадки. Мы повторяем древние истории так, как нам их рассказали, и теми словами, которые мы помним… Вы (западные люди) всегда хотите, чтобы сверхъестественные вещи имели какой-нибудь смысл, а мы не беспокоимся по этому поводу. Мы довольны тем, что мы этого не понимаем». [15]

Человек общественный

Человек является социальным существом в гораздо большей степени, чем это принято считать в западноевропейской культуре.

Вообще четкой грани между организмической и коллективной формами жизни нет. Всякое высшее животное включает в состав своего организма огромное количество бактерий и микробов, жизненно ему необходимых. Клетки обладают многими, если не всеми свойствами живых организмов. Есть и более удивительные примеры: «Так, физалия («португальский кораблик») представляет собой сложную структуру дифференцированных кишечно-полостных полипов, в которой отдельные особи претерпели различные видоизменения, чтобы служить целям питания, опоры, передвижения, выделения и воспроизведения колонии как целого». [16]

Необходимо признать, что человеческое общество представляет собой феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида.

Этология (наука о поведении животных) показывает, что в животном мире есть общественная жизнь с такими отношениями, как любовь, дружба и т.п. Высшим животным присущи такие чувства, как радость и печаль. Сообщества животных часто имеют иерархическую структуру со сложными внутренними взаимоотношениями. Структура состоит из социальных ролей, и особи проходят путь социализации. [17] Г.Ф. Шершеневич не находит в таком положении вещей ничего унизительного для человека: «Если современная общественная жизнь людей оставила далеко за собою все то, что представляет сожительство животных, то не следует забывать, что это лишь результат долгого развития из таких зачаточных форм, которые ничем не отличаются от животного общежития. И такое сопоставление не только не унижает достоинство человека, но может служить предметом его гордости». [18]

Общество. Системный подход

Человеческое общество представляет собой реально существующий (не в воображении) составной объект, компоненты которого (люди и социальные группы) обладают персональным недетерминированным поведением (т.н. «свобода воли») и находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Общество имеет свойство самоорганизации, то есть процесса спонтанного упорядочения за счёт внутренних факторов. Общество не сумма людей, из которых это общество состоит. Свойства общества нельзя выразить через свойства составляющих его людей.

Общество – это объективный и естественный природный феномен, способ жизни человека как биологического вида. Все процессы и явления, происходящие в обществе и с обществом, происходят естественным и необходимым путем.

Общество – это система:

Динамическая. Поведение больших групп людей всегда предсказуемо вследствие действия статистических законов (при достаточно большом количестве взаимодействующих индивидов). Если система в целом устойчива, то поведением отдельных людей можно пренебречь. Но если система неустойчива, то роль дестабилизирующих флуктуаций в ней будет играть непредсказуемое поведение отдельных людей (это к вопросу о революционной ситуации и роли личности в истории);

Сложноорганизованная. Устойчивость системы обратно пропорциональна энтропии, то есть чем сложнее организована система, чем значительнее неоднородность ее состава, тем система устойчивей;

Самоорганизующаяся. Это открытая система, способная сохранять энтропию на определенном уровне, то есть сохранять организованное состояние, несмотря на второй закон термодинамики. В состоянии нестабильности система устремляется к одному из устойчивых состояний;

Адаптивная. Обладает «запасом прочности», то есть в ответ на внешнее дестабилизирующее воздействие, если оно не превышает критического уровня, система способна перестраиваться, приходя к одному из устойчивых состояний, менее восприимчивому к этому внешнему воздействию;

Адаптирующая. Активно воздействуя на среду и другие системы, общество приводит их (в определенных пределах) к состоянию, более комфортному для его собственного существования;

Обладающая жизненным циклом. Социогенез аналогичен жизненному циклу биологического организма и имеет все характерные стадии, начиная с «рождения» и заканчивая «смертью». Развитие характеризуется увеличением числа элементов и усложнением структуры, деградация – упрощением структуры, выравниванием внутренней неоднородности.

Полиструктурная. Неоднородность общества не хаотична, а структурирована по многим параметрам;

Иерархичная. Структура общества всегда иерархична. Начиная с определенного уровня развития общественной системы, верхушка социальной иерархии начинает специализироваться исключительно на задачах управления, возникает в составе общества властный аппарат. Взаимодействие властного аппарата и общества в целом описывается кибернетическими законами Н.Винера и его последователей.

Мысленный эксперимент «Необитаемый остров»

Для уяснения, чем простая совокупность людей отличается от общества (социальной группы) можно поставить мысленный эксперимент. Основываясь на исторических прецедентах, культурном опыте, а также на достижениях психологии, социологии, социальной психологии, мы можем вполне достоверно себе представить, что будет происходить с людьми, собранными случайно вместе и вынужденными в течение долгого времени жить совместно.

Предположим, что пассажиры большого морского судна, потерпев кораблекрушение, высадились на необитаемом острове. Предположим также, что природа на этом острове благоприятна и изобильна на продукты питания. Количество пассажиров и их разнообразие по полу, возрасту и профессиональным навыкам позволяет им образовать жизнеспособную колонию и прожить на острове в течение многих лет. Связи с внешним миром нет — XIX век. Предположим, что национальный и культурный состав максимально разнообразен – европейцы, латиноамериканцы, австралийские аборигены, массаи, пигмеи, эвенки и т.д. То есть у них изначально минимум общих культурных и социальных норм.

Состав людей, высадившихся на острове, случаен. Связей между собой прежде они не имели. В первое время после высадки они образуют простую совокупность.

Через какое-то время колония превратится в полноценное общество. Внутри колонии распределятся социальные роли, выделятся лидеры, элита и подонки. Возникнут определенные правила поведения. По мере разрастания колонии и необходимости решения общих задач, образуется аппарат управления с системой легитимации власти. Какая-то часть социальных норм будет обеспечиваться этим властным аппаратом. Для воздействия на несознательных членов этого общества возникнет система принуждения.

Чем будет отличаться эта колония от нее же в первые часы после высадки? Все члены этого общества дифференцированы и играют каждый свою социальную роль. Общество будет структурировано и иерархично.

Организация этого общества сложилась стихийно и поддерживается в стабильном состоянии. И все это будет происходить не по чьей-то воле и разумению.

Какая причина заставляет людей самоорганизовываться и поддерживать организованное состояние? Если мы измерим, взвесим, протестируем, проинтервьюируем каждого члена этой колонии – мы не найдем ответ. Возникновение этого порядка и необходимость его поддержания сами люди будут объяснять легендами (эпос).

При достаточной разработке этого мысленного эксперимента с опорой на здравый смысл, историю человечества и современные достижения социологии (закономерности поведения социальных групп) и социальной психологии (механизмы возникновения социальных норм) можно создать вполне достоверную модель процесса формирования общества, возникновения правовых норм и правовой системы, возникновения и развития государства.

Понятие об обществе имеет принципиальное значение для правоведения.

Сегодня можно и нужно отказаться от канто-гегелевской спекулятивной метафизической философии и дать научное понятие общества.

Свободы воли нет. По крайней мере, в том смысле, который в нее вкладывал Кант. Человек не Homo Sapiens , а Homo P ublicus – человек общественный. Поведение человека в подавляющей степени социально обусловлено.

Морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Общество ни в коем случае не является результатом свободного, осознанного и целенаправленного поведения людей. Наоборот, общество — феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида. Общество – объективное явление, вполне доступное научному исследованию и созданию адекватных моделей.

Системный подход позволяет дать понятие общества и, следовательно, социальных явлений — права и государства.

Источники:
  • http://studbooks.net/8065/meditsina/zdorove_pozitsii_sistemnogo_podhoda
  • http://mylektsii.ru/1-5338.html
  • http://sysanalys.ru/index.php/publikacii/obschestvostochki