Меню Рубрики

Человек с точки зрения философии продукт обстоятельств

ТЕМА: Человек.

РЕФЕРАТ

По биологии

обучающийся гр. ТЭ-15

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Основная часть

Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входит как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

Читайте также:  Сколько стоит проверить зрение и подобрать линзы в оптике

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

2. Великий немецкий философ Фридрих Ницше, с детства отличался выдающимися способностями (в девять лет он написал несколько трактатов, ряд стихотворений и даже две театральные пьесы), в 24 года его пригласили на должность профессора кафедры филологии Базельского университета.

Но на всю жизнь у Ницше остался тяжелый отпечаток на сознании – когда ему было четыре года, его отец, спускаясь с лестницы, упал и сильно разбил голову о каменные ступени. Год отец страдал от сильных головных болей, после чего скончался в возрасте сорока лет. Долгое время по ночам ребенку снились кошмарные сны.

В личной жизни Ницше был бесконечно одиноким человеком – у него было своего дома, своей семьи и даже близкого друга. Все это дополнялось тяжелым состоянием здоровья.

Закончилась его жизнь трагически. Во время прогулки в Турине январским днем он увидел на улице безобразную сцену: хозяин кнутом избивал лошадь. Этого потрясения его организм выдержать не смог, и у него прямо на улице случился припадок. Прохожие подобрали его и на руках принесли в гостиницу, где через некоторое время выяснилось, что великий мыслитель утратил рассудок – его мощный интеллект погиб навсегда…

А теперь вспомним некоторые философские идеи Ницше: «Бог умер», поэтому нет его морально-нравственных законов – милосердия, сострадания, смирения; появление Сверхчеловека, как нового биологического вида человека, который возвысится над толпой, станет творить новую мораль – слабые и неудачники должны погибнуть; о наступающем XX веке он сказал пророческие слова: «Грядут войны, каких земля еще не знала».

Как Вы думаете, есть ли взаимосвязь между личной жизнью философа и его идеями? Выскажите свое мнение.

3. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) – выдающийся политический и общественный деятель, теоретик марксизма. С 1903 г. стал лидером партии большевиков, которая пришла к власти в России в результате Октябрьской революции 1917 г.

Философские работы Ленина представляют собой развитие марксизма в новых исторических условиях и имеют в основном полемический характер, его идеи оказали огромное влияние на развитие марксизма-ленинизма – философского учения, которое стало господствующим в СССР. Ленин пришел к выводу, что, хотя Россия и отстает от Запада в экономическом отношении, учитывая уникальность ситуации – наличие самого передового класса – пролетариата, передовой партии — коммунистической, передовой теории для своего времени – марксизма, построение социализма в одной России возможно.

Можно ли этот вывод Ленина рассматривать как развитие характерной для всей русской философии идеи об особой миссии или судьбе России?

Тема: Человек как предмет философии

Вопросы для самопроверки

(Первый уровень усвоения материала)

1. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

2. Какие проблемы рассматривает философская антропология?

3. Назовите и дайте краткую характеристику теориям о происхождении человека.

4. Что отличает подходы философов по проблеме соотношения биологического и социального в человеке?

5. Что представляют собой ценности человеческого существования? Как называется раздел философии, изучающий ценности?

6. Назовите общемировые ценности человеческого бытия.

7. Приведите примеры различного понимания людьми смысла жизни. Чем они обусловлены?

8. Как трактуется смерть в философской антропологии?

9. Какова взаимосвязь человека и Космоса? Приведите примеры.

Глоссарий

Аксиология Философское учение о ценностях
Альтруизм Готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание
Воля Способность выбирать цель и развивать усилия к ее достижению
Гедонизм Этическая теория, признающая наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни
Генезис Происхождение и дальнейшее развитие
Дифференциация Разделение, расчленение в процессе развития
Дискретный Разделенный, прерывистый
Догма Положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям
Душа В религиозных учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его
Концепция Способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов
Космос 1) в античной философии – упорядоченное, организованное, конечное бытие как противоположность хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному; 2) в современной науке и философии – мир, Вселенная, имеющая определенную структуру
Мистический Таинственный, тайный
Ноосфера В широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете, благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека
Постулат Положение (аксиома), принимаемое в качестве основы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности
Смысл жизни Результат определения главных жизненных целей человека
Судьба Идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределенности событий и поступков человека
Утилитаризм Этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности
Фатализм Мировоззрение, рассматривающее жизнь в качестве цепи предопределенных событий
Ценность Социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности
Чарвака Материалистическое философское учение в Древней Индии (или локаята)
Человек Понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные)
Эвдемонизм Мировоззренческий принцип, согласно которому морально такое поведение, которое служит для блага и счастья отдельного человека
Эгоизм Установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими интересами

Тестовые задания по тематическому блоку № 3

(Первый уровень усвоения)

1. Коэволюция – это:

А) учение об архетипах;

Б) совместное развитие человека и природы;

В) учение о конце света;

Г) философия о ценностях.

2. Свобода – это:

А) возможность человека делать то, что он захочет;

Б) умение действовать на основе импульса;

В) умение подчинять все своей воле;

Г) осознанная необходимость.

3. Каково, по Вашему мнению, правильное понимание сущности человека:

А) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;

Б) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;

В) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности;

Г) сущность человека зависит от божественной благодати.

4. Философская антропология – это:

А) философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека;

Б) теория антропогенеза;

Г) философское направление, изучающее бытие.

5. Человек с точки зрения философии – это:

А) субъект культуры;

Б) продукт обстоятельств;

В) образ и подобие Бога;

Г) уникальное творение Вселенной.

6. Теория, объясняющая происхождение человека как биологического вида, называется:

7. Пьер Тейяр де Шарден – автор теории:

Б) вселенской эволюции;

В) биологической эволюции;

Г) нравственного самосовершенствования.

8. Идея происхождения человека от животных в ходе биологической эволюции обоснована:

9. Учение о коллективном бессознательном разработано:

10. Качества, отличающие человека от животного:

В) физиологические процессы;

Часть II

Вопросы для самопроверки

(Первый уровень усвоения материала)

1. В чем отличие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»? Какое понятие их объединяет?

2. Каким образом общество воздействует на личность?

3. Какое определение общества дается в социальной философии?

4. В чем суть философского подхода к изучению общества?

5. Назовите основные проблемы философии истории. Какие подходы во взглядах на исторический процесс Вам кажутся более убедительными?

6. Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику.

7. Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?

8. Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»).

9. Какие факторы влияют на формирование и развитие общественного сознания?

Глоссарий

Долг Осознание человеком своих обязанностей
Идеология Совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиций той или иной социальной группы
Исторический процесс Это история людей, разумных существ, которые живут своим трудом, связаны системой общественных отношений
Мораль Особая сфера общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью нравственных правил
Общество Социально-культурная система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей
Регресс Один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным
Свобода Способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями
Социальность Феномен совместного человеческого существования
Способ производства Исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений
Совесть Чувство моральной ответственности, самооценка своего поведения, «внутренний суд»
Цивилизация Этап общественного развития, совокупность материальных и духовно-культурных форм и достижений общества. Следует за этапом варварства, отсталости и дикости. Характеризуется развитием промышленности, техники, науки, искусства, образования

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?

2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?

4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская проблема?

5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.

6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете»?

7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?

8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?

9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей

10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик». Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии

11. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

12. Культурологи утверждают, что религия — это культурная универсалия. Опровергает ли их точку зрения существование атеистического общества в советский период отечественной истории?

13. Какие функции выполняет религия в обществе?

14. Что вы считаете прекрасным и почему?

15. «Многообразию философий соответствует многообразие эстетик». Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии.

16. Какая из этических концепций, известных вам из истории философии, ближе именно Вам, выражает ваши взгляды на жизнь?

17. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивалии грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?

18. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад — это другие. » Как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

19. Ж.-П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». Можно ли согласиться с философом? За счет чего, по его мнению, происходит становление человека?

Читайте также:  Как восстановить зрение избавиться от очков

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

1) человек — это марионетка в руках общества;

2) сущность человека социальна, а не биологична;

3) оригинальность личности не более чем иллюзия;

изменение общественных отношений меняет личность

1) возможность человека делать то, что он хочет;

2) умение действовать на основе познанной необходимости;

3) умение подчинять все своей воле;

4) осознанная необходимость.

3. Высшая цель культуры:

1) создание условий для формирования личности;

2) выработка алгоритма творчества;

3) человек как личность;

4) сама культура как самоцель.

4. Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:

1) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;

2) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;

3) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности;

4) сущность человека зависит от божественной благодати.

1) привязанность человека к чему-то постоянному и неизменному;

2) взаимоотношения между Богом и человеком;

3) вера в сверхъестественное;

4) все перечисленное выше.

6. Что общего между религией и философией:
1) метафизические рассуждения;

3) признание авторитетов;

7. Самой ранней мировой религией является:

2) ислам;
3)буддизм;
4)иудаизм.

8. Какие положения соответствуют Конституции РФ:

1) Российская Федерация — светское государство;

2) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной;

3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

4) все перечисленные выше.

9. Философская антропология — это:

1) философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека;

2) теория антропогенеза;

3) то же, что и антропоморфизм;

10. Человек с точки зрения философии — это:

1) субъект культуры;

2) продукт обстоятельств;

3) образ и подобие Бога;

4) ступень развития «царства природы».

11. «Бог умер!» — заявил Ницше. Почему Ницше провозглашает смерть Бога:

1) для заявления о своей атеистической позиции;

2) для привлечения интереса к своей философии;

3) для объявления свободы человеческого духа;

4) чтобы продемонстрировать свое свободомыслие.

12. Русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого более всего привлекали идеи:

1) нравственного самосовершенствования;

2) создания новой религии;

13. Кантовский категорический императив — это:

2) безусловное нравственное повеление;

3) социально-правовое требование;

4) экономический закон.

14. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Эта формула Канта является:

1) нравственной заповедью;

2) категорическим императивом;

3) экономическим законом;

4) рациональным максимализмом.

15. Кому из античных мыслителей принадлежала концепция «этического рационализма» и какую идею она отражала:

1) Сократу, идею связи знания и добродетели;

2) Аристотелю, идею высшего интеллекта;

3) Платону, идею врожденности разума;

4) Пифагору, идею связи математики и нравственности.

16. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант). Как назы­вается такая философская позиция:

3) субъективизм;
4)рационализм.

| следующая лекция ==>
ЭСТЕТИКА — часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве. | Общество и природа. Философское осмысление глобальных проблем современности

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 305 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Человек с точки зрения человека

Характеристика понятий «Человек» и «Индивид». Отношение между человеком и обществом. Индивид и общество, основные элементы, образующие структуру интегральной природы «Я», тело и мир человека. Причины формирования целостного (интегрального) человека.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.02.2010
Размер файла 26,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Характеристика понятия «Человек»

1.1 Человек с точки зрения человека

2. Характеристика понятия «Индивид»

2.1 Индивид и общество

Человек занимает особое место в социальной структуре общества — как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1999. Это не значит, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество. Человек — весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего — при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами.

Человек не есть машина, индивидуальность человека является источником множественности образов реальности, в т. ч. представлений о человеческой природе. Существует связь между индивидуальными образами «Я» и культурными образами природы человека: индивид стремится найти (или сконструировать) смысл своего «Я» , а культура — создать осмысленный образ общественной реальности. Поиск личного смысла заставляет каждого индивида размышлять над вопросом “Кто я?”, что приводит к конструированию образов своего «Я», которые оказывают интегративное влияние на все мысли и действия человека.

1. Характеристика понятия «Человек »

Человек — представитель вида Homo sapiens. Многие мыслители и ученые не всегда проводят различия между понятиями “человек”, и “индивид” — единичный представитель вида Homo sapiens .Человек как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте эволюцию нашей Вселенной после Большого взрыва, отражает в себе в закодированном виде последовательность истории нашего Космоса. Российские исследователи В.П. Казначеев и Е.А. Спирин рекомендуют проводить комплексное изучение Homo sapiens, опираясь на представление о человеке как целостном космопланетарном явлении. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 1999. Согласно такому подходу, в течение длительного времени эволюции формирование биологических черт происходило во взаимодействии с культурой, а этнических, религиозных и иных обычаев — во взаимодействии с природной средой.

1.1 Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом — специфическое свойство человека, проявление его разумности. Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно — исторической деятельности и культуры. Человек — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность — это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку. Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире — одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) — отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне. Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы — сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех — в представителя низшей касты, за словесных — в животное, за греховный поступок — в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия. Там же Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы — изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. 2005. «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. Бессонов Б.Н. 2006. А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными. Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души. Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пикоделла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу. В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю — следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой — способно воздействовать на него. Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала — духа или разума. Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

Читайте также:  Лексика с точки зрения происхождения схема

2. Характеристика понятия «Индивид »

Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других приходится слышать: «Он — индивидуальность!». Близко по звучанию к этому слову и понятие индивид. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова «атом», что означало неделимый и относилась к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется ввиду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого. Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность — как своеобразие проявлений человека подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Чтобы уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя — Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, то есть индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни — он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной.

2.1 Индивид и общество

Существуют различные теории, которые сводят общества к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Человек и общество диалектически взаимосвязаны. Сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений. Индивид и общество являются двумя сторонами одного явления — социальной истории человечества. Отношение между человеком и обществом является сложным. Эта сложность воздействия человека на общества и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе в продолжение жизни в общественном коллективе развиваются и через развития которых индивид становится личностью. Первым понятием, с которого следует начинать изучение является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отдаленность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле “индивидны” все объекты во Вселенной. Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание — как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму н солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности и делающем человека самоцелью развития. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид”Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 1999. потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и затем как личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. Человек — существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом Ученые не говорят “личность новорожденного”, понимая его как индивида. Всерьез не говорится даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального “Я”.

Каждый человек должен стремиться к целостности (интегральности) своего развития. Целостный (интегральный) человек — всесторонне и гармонически развитый индивид, т. е. глубоко знающий свою специальность, хорошо понимающий основы смежных наук и профессий, ориентирующийся в достижениях науки, техники и культуры и на основе всего этого концентрирующий свою деятельность на решении определенной задачи. Хотя понятие «целостно развитый человек» достаточно абстрактно, и в реальности таких людей известно весьма мало (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альберти и др.), и, видимо, не будет индивидов, которые смогут добиться одинаково больших успехов во всех основных сферах человеческой деятельности. Одним из важнейших качеств целостного (интегрального) человека является полное раскрытие своей индивидуальности, всех способностей, дарований, творческих сил в какой-либо основной и близкой ему социально значимой деятельности.

Необходимость формирования целостного (интегрального) человека обусловлена рядом причин:

а) экономическими (новейшие технологии требуют этого),

б) политическими (процесс децентрализации и повышение значимости самоуправления в жизни общества),

в) психологическими (потребность в полном раскрытии дарований и способностей человека),

г) нравственными (усложнение соц. процессов, что влечет за собой повышение этической ответственности),

д) духовными (творческая деятельность немыслима без постоянного обогащения ценностями культуры)

е) физическими (целостное развитие человека предполагает его физическое совершенство).

Социальный механизм формирования такого должен учитывать 3 основных элемента, образующих структуру интегральной природы: «Я», тело и мир человека. «Я» есть не что иное, как внутренний, психический, духовный мир, его субъективная реальность, которая фиксирует место человека в мире, его отношение к миру, его роль в истории общества.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1999.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 2002.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д, 1994.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

5. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 1999.

6. Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения: В 2 т. М., 1992. т. 1.

7. Культура, человек и картина мира. М. 1987.

8. Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

9. История философии. Под ред. Александрова Г.Ф., Быховского Б.Э., Митина М.Б., Юдина П.Ф., 2002.

10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

11. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. Бессонов Б.Н. 2006.

12. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. 2005.

Подобные документы

История антропологических учений и вклад в нее Соловьева В.С. Феноменология Гуссерля. Социальная типология понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема сущности и существования человека в философской науке, его связь с обществом.

реферат [30,4 K], добавлен 25.10.2014

Четыре великих фундаментальных признака человека. Человек в информационном обществе. Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека. Чувственное восприятие человеком конкретных событий.

реферат [27,2 K], добавлен 21.01.2009

Человек, как творение Бога. Что лежит за наблюдаемой Вселенной. Тело, душа, дух. Смерть и жизнь после смерти. Природа человека. Моральное чувство человека. Споры о свободе человека. Современная религиозная антропология. Вопрос о назначении человека.

курсовая работа [505,2 K], добавлен 27.02.2009

Тоталитаризм, казарменное государство и «построение нового человека». Процесс постепенного избавления от прежней идеализации природы человека. Советский человек и общество, сознание советского человека. Бюрократизация всех форм управления обществом.

контрольная работа [37,9 K], добавлен 25.10.2010

Анализ проблемы личности и ее взаимосвязи с обществом. Подходы к сущности человека в философии: антропологический, экзистенциальный, классовый, религиозный. Духовная мотивация деятельности человека. Основные функции чувства и разума в жизни человека.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 04.04.2015

Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.

реферат [35,5 K], добавлен 06.11.2012

Философская мысль о сущности человека: основные позиции. Антропологическая ориентированность как общепризнанная национальная традиция русской философии. Человек, индивид, личность как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального.

реферат [31,0 K], добавлен 14.04.2014

Выявление сущности отношений человека и природы, их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. Современное потребительское общество. Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в нем.

реферат [37,9 K], добавлен 23.12.2010

Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 02.03.2017

Философское осмысление человека. Проблема человека в философии. Человек в развивающемся обществе. Система знаний о человеке. Человек, как личность. Деятельность, как способ существования человека. Человеческие ценности в развивающемся обществе.

курсовая работа [28,1 K], добавлен 02.10.2008

Источники:
  • http://lectmania.ru/1xdb8e.html
  • http://helpiks.org/9-40452.html
  • http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00044596_0.html