Меню Рубрики

Человек с сильной волей с точки зрения психологии

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием стресса.

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человека осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения.

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), — писал И.П. Павлов, — всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая.

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении.

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно волевые действия не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.

  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.

Функции волевой регуляции.

  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):

  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.

Способы активизации воли.

  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.

Волевые действия делятся:

  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.

Базовые волевые качества (на личностном уровне):

  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.

Функции воли

  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация — это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Сила воли: как выработать, развить и укрепить силу воли и самодисциплину?

Что такое сила воли? Определение

Под силой воли подразумевается врождённая способность человека достичь поставленной цели вопреки всем неудобствам и препятствиям на пути её достижения. Речь идёт об умении отсрочить получение немедленного вознаграждения (например, сладости) во имя достижения долгосрочной цели (укрепить своё здоровье). Сила воли связана с самодисциплиной и самоконтролем. Звучит очень мотивирующе и оптимистично, не так ли? Однако это утверждение может навести на мысль, что одни люди обладают этими способностями, а другие нет. И если ты таким не родился, то обречён на провал. Так ли это на самом деле?

Вера в то, что сила воли играет ключевую роль, приводит к тому, что мы слишком упрощаем проблему. Например: хочешь похудеть – меньше ешь и больше двигайся. Вот так просто… И когда у человека не получается похудеть даже соблюдая все эти условия, то у него появляется ощущение, что он неудачник, лентяй, что ему не хватает самодисциплины и т.д. На самом же деле всё гораздо сложнее. Хотим мы в это верить или нет, однако нездоровые привычки или лень не зависят от силы воли. На них, прежде всего, влияют другие многочисленные факторы: генетические, окружения и т.д.

Отличие между “слабовольными людьми” и людьми, обладающими “сильной волей”

Недостаток силы воли имеет объяснение с точки зрения психологии

Почему некоторым людям недостаёт “силы воли”? Согласно данному исследованию, люди, которые пытаются обрести здоровые привычки “по принуждению” (внешняя мотивация) или потому что “так нужно”, с одной стороны, будут прилагать слишком много усилий и “воли”, а с другой – будут чувствовать себя опустошёнными из-за постоянной необходимости удерживать самоконтроль, таким людям сложнее противостоять соблазнам и достигать поставленных целей.

Факторами, которые могут повлиять на утрату “силы воли”, являются подавление и ограничение. Что происходит, когда вам говорят: “не думай о розовом слоне”? Правильно, вы сразу же начинаете о нём думать. То же самое происходит с нашими мыслями и эмоциями. Когда вы подавляете или отвергаете свою печаль или грусть, очень вероятно, что в результате это может вылиться во вспышки гнева или проблемы со здоровьем. Когда вы стараетесь о чём-то не думать, на деле получается совсем наоборот – вы об этом думаете постоянно.

Люди, обладающие “силой воли”, какие они?

В данном исследовании учёные в течение недели наблюдали за 205 участниками эксперимента, за их желаниями, соблазнами и самодисциплиной. Эксперимент показал, что те участники, которые утверждали, что способны устоять перед искушениями, как правило, в течение дня просто не сталкивались с большим количеством соблазнов. Поэтому если человек говорит, что у него отличная самодисциплина или сила воли, это не всегда означает, что так и есть на самом деле, часто речь идёт об особенностях характера – просто такие люди, как правило, не склонны испытывать искушения, и в мире существуют не так много вещей, перед которыми они не могут устоять. Например, они не любят сладкое или им не нравится вкус алкоголя и т.д.

Очень вероятно, что человек с “большой силой воли” просто получает удовольствие от всех тех здоровых привычек, которые так тяжело даются другим людям, например, физические упражнения, здоровая пища, отказ от алкоголя и т.д. Другими словами, у них есть внутренняя мотивация, “я хочу это делать”, а не “я должен это делать”. Что произойдёт, если вы ненавидите бегать, и при этом думаете о том, что надо бы начать бегать? А произойдёт то, что вы выйдете как-нибудь на пробежку, и на этом всё закончится. Узнайте, как начать заниматься спортом.

Люди, обладающей силой воли, также обладают и полезными привычками. Возможно ещё с детства их приучили к здоровому образу жизни, учёбе и здоровому сну. Эти привычки превратились в навыки, стали частью их жизни, поэтому их уже стало сложно нарушить. Кроме того, обладающие сильной волей люди имеют определённые черты характера. Согласно этому исследованию, такой личностный фактор, как “ответственность”, влияет на ведение здорового образа жизни. В данном контексте под ответственностью мы также понимаем способность контролировать порывы, планирование, организованность, тщательное выполнение задач, пунктуальность… Возможна именно эта черта характера – ответственность – и отличает детей, которые смогли устоять перед сладостями, от тех, кто не прошёл “испытание зефиром”.
Вы хотите узнать, как сильно развиты у вас планирование и другие когнитивные способности, а также улучшить их?

5. Воля. Понятие о воле

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется .в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели),настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей),выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными:ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку),принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду:деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину),организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда),исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность. Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).

Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

1. Каковы понятия и основные признаки воли?

2. Покажи значение воли в организации деятельности и общения.

3. В чем заключается волевая регуляция поведения?

4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?

5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?

6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли. Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один из трех ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию — на работе (учебе) или в быту — в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны»?

Сила воли – одна из важнейших черт характера человека, благодаря которой он способен добиться в своей жизни колоссальных результатов. Развивая свою силу воли, мы развиваем и свою личность, и именно в зависимости от нашего нынешнего уровня развития мы занимаем соответствующее положение в обществе. Задайтесь вопросом, уважаемые читатели, прежде чем продолжить чтение этой статьи – насколько сильно ваша жизнь зависит от вашей силы воли? Лично я, могу с полной уверенностью вам сказать, что каждое ваше действие, каждое ваше решение, каждая ваша мысль – все они зависят от того, насколько хорошо или насколько плохо развита ваша сила воли. Прежде всего, от нее, от вашей силы воли, зависит ваша эффективность. Вы просто не сможете добиться хоть сколько-нибудь существенных успехов в своей жизни, если не будете обладать хотя бы малюсенькой силой воли. Вы даже статью эту до конца дочитать не сможете, если ваша сила воли окажется совсем неразвитой, а ведь я как раз собираюсь поведать вам в ней о том, как эту самую вашу внутреннюю силу, от которой так много всего зависит в вашей жизни можно развить. Так что наберитесь терпения и как следует сосредоточьте свое внимание на моих словах, и главное, дочитайте эту статью до конца, ибо сила воли, друзья, это действительно важно, очень важно.

Что же такое сила воли? Сила воли – это мощная, неисчерпаемая энергия внутри человека, которую он, как личность, сознательно активирует и направляет на достижение желаемого результата. Вот есть у вас, допустим, желание или может быть необходимость что-то сделать, и вы начинаете действовать в соответствии с этим желанием-необходимостью, чтобы прийти к нужному вам результату. И вот то, насколько настойчивыми и дисциплинированными вы будете, на пути к достижению своей цели, насколько много внутренних ресурсов вы задействуете для ее достижения, это и есть сила воли. То есть, это сила, которая выражена в активации человеком максимального количества энергии и концентрация им максимального количества ресурсов, которыми он обладает, для достижения им нужного ему результата. Таким образом, используя силу воли, человек сознательно управляет своей внутренней энергией, он ее пробуждает и направляет в определенном направлении, а также он задействует все свои внутренние ресурсы, заставляя работать свое тело нужным ему образом. Нужно мне, допустим, напрячь свои мозги, чтобы решить какую-то задачу – я, с помощью своей силы воли, даю своим мозгам команду работать над той или иной задачей и контролирую работу своего мозга от начала и до конца, пока не будет достигнут нужный мне результат. Понимаете, в чем заключается сила воли – в вашем сознательном желании активировать свою внутреннюю энергию и ресурсы для чего-то, для чего вы считаете их необходимо активировать, вот в чем. Я объяснил вам свое понимание такого явления, как сила воли, друзья, ниже мы с вами обсудим то, как, исходя из этого понимания, можно эту самую силу развить и использовать.

Предположим, что вы чего-то хотите, тогда вы предпринимаете определенные действия и – получаете это! Или, как минимум, вы прилагаете все усилия для того, чтобы получить желаемое. Никаких там «но», никаких «если», никаких «возможно» и «попробую» быть не должно. Если вы точно знаете о том, что вам на самом деле нужно и для чего вам это нужно, тогда вы стремитесь всеми силами это заполучить, задействовав для достижения своей цели, все свои внутренние ресурсы и используя всю свою внутреннюю энергию. Понимаете, сомнениям здесь не место, сомнения мешают силе воли проявиться. Вероятно, вы полагаете, что для развития силы воли необходимо подчинить себя жесткой дисциплине, тем самым взяв себя под полный контроль. В общем, жесткая самодисциплина действительно способна развить силу воли, и я даже больше скажу, вы должны быть дисциплинированны, чтобы в вас была сила. Но, развивать силу воли можно и другим способом, причем более эффективным с точки зрения долгосрочных результатов. И этот способ – это друзья, не вера, хотя на нее часто ссылаются, когда говорят о сверхспособностях верующего человека, которому вера помогает пережить любые невзгоды и справиться со многими трудностями. Вера необходима тем людям, которые, во-первых – морально слабы, а во-вторых – не сведущи в тех или иных вопросах и которые не желают что-то изучать и во что-то вникать, им проще и им хочется, во что-то верить, или не верить. А вот человеку мыслящему, изучающему, человеку ищущему ответы на свои вопросы, вера в принципе не нужна, ибо вера, при всех ее достоинствах – слепа, и веру всегда можно поколебать. Так что способ, о котором я говорю, он не иррационален, в то время как вера, это все-таки иррациональное явление.

Чтобы понять, в чем заключается смысл этого способа, давайте обратим с вами свое внимание на то, что вообще нами движет, что заставляет нас быть активными людьми. А что заставляет нас чего-то хотеть, к чему-то стремиться, что делает нас активными людьми? Наши инстинкты, друзья, именно благодаря им мы с вами живем и хоть что-то делаем в своей жизни, ради, прежде всего, нее самой, ради жизни. У нас с вами имеются три основных инстинкта, это инстинкт самосохранения, который побуждает нас искать пропитание и защиту, это сексуальный инстинкт, или инстинкт размножения, который побуждает нас искать партнера или партнершу для продолжения рода и это инстинкт доминирования или инстинкт власти, который необходим нам для самоутверждения, лидерства, для борьбы за лучший кусок и за лучшее место, для достижения успеха в жизни. Все эти инстинкты, это различные формы одного единственного инстинкта – инстинкта жизни. Все, что заставляет нас жить и к чему-то стремиться – связано с инстинктом жизни, который заставляет нас удовлетворять наши естественные потребности. Вот именно для ориентира на эти самые потребности в первую очередь, а также для удовлетворения наших духовных потребностей, во вторую очередь, нам и нужна сила воли, которая, как вы уже наверное догадались, также является порождением нашего инстинкта жизни. Пока в человеке есть энергия – он будет жить, а вселенной нужно чтобы мы жили, а воля – это энергия. Понимаете, в чем заключается эта связь? Мы должны жить, человечество должно жить, вселенная должна жить и развиваться, для какой-то неведомой нам цели, и мы, как часть этой вселенной, как ее составные части, независимо от наших желаний, должны делать все, чтобы выжить. Возможно, что мы, люди, всего навсего являемся промежуточным звеном эволюции, которое должно поспособствовать проявлению чего-то нового и более совершенного, может быть самовоспроизводящихся роботов или чего-то подобного, какой-то венец творения природы возможно должен с нашей помощью появиться. Ну это так, к слову. Так вот, если мы хотим развить в себе силу воли, мы должны осознать смысл своего существования, и осознав это, стать настолько активными, насколько это вообще возможно, чтобы реализовать себя по максимуму и прожить жизнь со смыслом.

Поймите, друзья, человеку даны различные качества для того, чтобы он с их помощью помогал вселенной развиваться и совершенствоваться, развиваясь и совершенствуясь при этом сам. Нищие, больные, тупые, ленивые, пассивные, слабые, ноющие и жалующиеся на все и вся, мы этому миру – не нужны. Поэтому-то слабаки ничего не получают от жизни, потому что ничего от нее не пытаются взять и ничего не пытаются ей дать. Да и вообще, если так посмотреть на нашу жизнь, то видно, что человек-дегенерат – вселенной не нужен. И силу свою внутреннюю тоже не каждый человек может проявить, ибо не каждый человек может ею грамотно распорядиться. Какая может быть сила воли, если человек даже не понимает, зачем он живет, зачем ему нужно учиться, зачем работать, зачем творить, зачем хоть что-то делать для себя и других. Хотите развить свою силу воли? Тогда, друзья, учитесь видеть смысл во всем, что вы делаете в своей жизни, во всем, чего вы хотите. Иногда это сложно сделать самостоятельно, без тщательного изучения каждого из аспектов своей жизни, но если провести тщательный самоанализ, если задуматься о смысле своей собственной жизни, тогда вы разберетесь с тем, что именно и почему вы хотите получить от нее и что можете сами ей отдать. И когда вы определитесь со своими целями, со своей миссией, если хотите, слово – миссия, звучит более сильно, вы сможете пробудить в себе свою внутреннюю силу для выполнения этой миссии.

Как я уже сказал выше, начинать следует с удовлетворения своих естественных, животных потребностей, чтобы, во-первых, поддерживать свое физическое тело в жизнеспособном состоянии, во-вторых, чтобы как-то там с продолжением рода разобраться, ибо природа от нас не отстанет, пока мы или не продолжим свой род, или пока не обманем ее в этом вопросе, и в-третьих, чтобы занять в обществе как можно более высокое положение, поскольку высокое положение в обществе, к которому нас толкает инстинкт власти, дает большие возможности человеку. Сложно изменить мир, если ты никто и звать тебя никак, и гораздо проще что-то грандиозное совершить, имея власть. Вот это что-то грандиозное, это уже та самая миссия, которая находится над всеми теми естественными, животными потребностями, удовлетворить которые призывают нас всех наши инстинкты. Мы, люди, в отличие от животных, можем стремиться к гораздо большему, чем просто удовлетворение своих животных потребностей, мы можем выдвигать самые необычные идеи, можем ставить перед собой грандиозные цели и затем прилагать неимоверные усилия для их достижения. Вот этой нашей особенностью, этим даром, нам всем, по возможности, необходимо пользоваться, чтобы прожить яркую, насыщенную и очень интересную жизнь.

Для пробуждения нашей силы воли, нам требуется понимание того, что мы хотим от жизни, почему мы этого хотим и как мы собираемся этого достигать. Вы должны объяснить себе, зачем вставать утром с постели, зачем куда-то идти и что-то делать, зачем ставить перед собой цели и достигать их, зачем вообще вам поддерживать жизнь в своем теле. Ваша сила воли может сделать из вас сверхчеловека, она может помочь вам развить самодисциплину и прочие ваши сильные качества, но чтобы развить саму силу воли, необходимо повысить уровень своей осознанности. Вам необходимо – остановиться, успокоиться и задуматься о своей жизни. Часто люди вообще не понимают, что и для чего они делают, они просто делают так, как все, потому что так надо, вроде как надо, ведь все это делают. И им сложно вырваться из всей этой рутины, в которой они погрязли, сложно заглянуть за пределы того колеса, в котором они как белки крутятся. Но чтобы задействовать свои скрытые резервы, чтобы заставить свое тело быть чем-то большим, чем просто куском вялого мяса, необходимо понимать, ради чего вам нужно прилагать усилия, чтобы что-то сделать и чего-то достичь. Наш мозг и наше тело в целом, это машина, которая будет работать лишь в том случае, если в ней есть топливо, коим для нас служит, помимо инстинктов, какая-нибудь идея, которую мы осознанно выбираем себе в качестве ориентира в жизни или которую сами для себя придумываем. Ну не может человек жить просто так, просто чтобы жить, существовать да, может, но не жить. Люди не растения, они вдыхают воздух, принимают пищу и пьют воду, не только для того чтобы жить, но и для того чтобы ради чего-то жить. Но и для поддержания жизни в теле, нам ведь тоже воля нужна, правильно? Ведь та же еда сама к нам в рот не пойдет, ее необходимо добыть и употребить. Так что начинать нужно с малого – с качественного удовлетворения своих естественных потребностей, а затем уже, поняв всю грандиозность этой задумки, под названием жизнь, следует начинать ставить перед собой грандиозные цели и вершить великие дела. А уж необходимые для этого внутренние резервы, у вас, будьте уверены, найдутся.

Можно и сразу заразиться какой-нибудь великой идеей, чтобы начать жить ради чего-то более значимого, чем просто забота о своем теле. Правда, без этой самой заботы о своем теле, вы не выживите, так что вам придется прилагать усилия, чтобы обеспечить себя необходимым для поддержания жизни минимум. Имейте в виду, что одно дело, когда наши инстинкты вынуждают нас проявлять силу воли, чтобы мы могли выжить в тяжелой ситуации или сделать свою жизнь более комфортной, и совсем другое, когда мы осознанно принимаем решение, сделать что-то такое, что непросто сделать, что потребует от нас мобилизации всех наших личностных качеств, и не смотря ни на какие преграды добиться своей цели. Человек может действовать вопреки всем своим инстинктам, будучи абсолютно уверенным в том, что то, что он делает – ему действительно нужно. Очень часто в таком случае вспоминают веру, сила которой действительно огромна, но веру, как уже было сказано выше, можно поколебать, вера это что-то такое, что всегда можно поставить под сомнение, в то время как осознанность поколебать невозможно, ибо осознанность пробуждает и просветляет, и тогда человек уже не сомневается и не колеблется, он просто все видит и все понимает, и исходя из этого своего понимания принимает решение, что и для чего ему следует делать. Чем грандиознее будет ваша цель в жизни друзья, тем больше энергии в вас проснется, чтобы помочь вам этой цели добиться. Но, важным условием для пробуждение этой энергии, будет ваше полное понимание того – зачем вам нужно добиваться какой-то цели, какой в этом смысл? Уверяю вас, наши желания могут совпадать с нашими возможностями, потому что наши возможности обязательно подтянутся к нашим желаниям, если мы будем понимать – зачем мы чего-то желаем.

Вы многое можете, у вашего организма существуют такие резервы, о которых вы даже не подозреваете. Но если вы ничего в этой жизни не хотите, если вам ничего, кроме как поесть, попить и совокупиться не нужно, вы всю свою жизнь проживете в очень ограниченном мирке и даже не узнаете о том, на что вы были способны как личность. Вы не сможете себя реализовать, не сможете получить от жизни «все», если ничего не будете о ней знать. Нормальному человеку свойственно задавать себе, а заодно и другим, такие вопросы, как – «почему» и «зачем». И вы знаете, что дети эти вопросы очень часто задают взрослым, но взрослые, те из них, которым плевать на детей, отучают их эти вопросы задавать. А ведь эти вопросы помогают нам раскрыть свои скрытые способности. Мы же хотим знать – зачем мы живем, зачем мы чему-то учимся, зачем мы работаем и почему мы должны делать то, чего мы не хотим делать, почему должны в чем-то себе отказывать, и для чего нам чего-то достигать, к чему-то стремиться? Разве это не естественные вопросы для нормального, мыслящего человека? Но нам с вами не спешат давать ответы на эти вопросы. А знаете почему? Да потому, что большая часть того, что мы с вами делаем, называется – служением чужим интересам. Большинство людей сами, своими собственными глазами могут видеть, что то, чем они занимаются, это совсем не то, что им нужно, не то, чем им хочется заниматься. Многие из нас живут ради чужих целей и чужих интересов, и даже если люди не осознают этого, то на подсознательном уровне они все это чувствуют, и поэтому у них нет никакой силы воли, поэтому они пассивны. Кому из нас хочется, добровольно, с энтузиазмом, кому-то служить, для кого-то другого стараться, выжимать из себя все соки ради чужих интересов? Уверен, что никому, ведь это противоречит нашей природе.

Правда, друзья, жизнь у нас такова, что в ней хочешь, не хочешь, а приходится порой делать то, что тебе не хочется делать, приходится терпеть, ради лучшего будущего, ради новых возможностей в будущем. Некоторые специалисты, например, те же психологи, при этом советуют специально делать то, что человеку не хочется делать, чтобы таким образом человек мог выработать в себе привычку преодолевать лень, страх, неприязнь и отвращение к чему-либо или к кому-либо. То есть, они предлагают людям развивать в себе силу воли через силу, через не могу. Совет этот, конечно, хороший, действенный, но не основополагающий, поскольку решиться на такие дела, которые не хочется делать, не всякому человеку по силам, особенно в тех случаях, когда его никто ни к чему не принуждает. Поэтому человек не сможет выработать в себе привычку делать что-то через силу, потому что он не сможет или если он не сможет, начать это что-то неприятное для него делать. Я уже писал и еще раз напишу это, еще раз повторю это, ибо, как известно – повторение мать учения, что человек может себя тренировать-дрессировать, как собаку, например, а может себя учить и просветлять. В одном случае, он заучит какие-то команды, какой-то алгоритм поведения, а в другом, придет к осознанию того, что ему нужно делать и зачем. Первое проще, но менее эффективно, второе сложнее, но зато намного эффективнее и выгоднее. Поэтому, если вам, по каким-то причинам, не хочется чего-то делать, то может быть, вместо того, чтобы заставлять себя это, неприятное для вас дело делать, следует хорошенько подумать над необходимостью и над смыслом этого дела, которое вы не хотите делать, и благодаря пониманию нужности для вас этого дела, захотеть его делать, захотеть делать то, чего пока вам делать не хочется? На мой взгляд, так гораздо эффективнее, преодолевать различные трудности в жизни. А возможно, для кого-то это будет и проще, чем дрессировать себя, как собаку, вынуждая себя что-то делать через силу, через не могу.

Конечно, смысл и необходимость, во всяком случае, для нас, есть далеко не во всех делах, которые нам приходится делать, особенно для кого-то другого, но этот смысл, в виде пользы, можно найти, если хорошенько поискать, в любом деле. Даже самые неприятные и самые сложные проблемы, могут быть очень полезными для человека, ведь они способствуют его развитию, они делают его сильнее. Решать свои, а то и чужие проблемы – это значит тренировать свой ум. Это же так полезно. Полюбите свою проблему, и вам будет гораздо приятнее ее решать, вам захочется ее решать, она не будет вас пугать. Еще раз повторю, смысл и польза есть во всем, даже в том, что вы люто ненавидите и чего очень сильно боитесь. Нужно только этот смысл и эту пользу найти, затем необходимо осознать эту пользу и благодаря этому осознанию пробудить в себе силу воли, которая поможет вам сделать какое-то дело, преодолеть какие-то трудности, а также добиться поставленных вами перед самим собой целей. Мы с вами так устроены друзья, что если мы чем-то не пользуемся, то это что-то, либо отмирает, либо бездействует. Если мышцы вы свои напрягать не будете, тогда они атрофируются, если мозг свой не будете напрягать, тогда маразм вам обеспечен. И с силой воли дела обстоят аналогичным образом. Если вы пассивны и вам ничего не нужно, если вы не осознаете смысла своих желаний и не понимаете смысла своей собственной жизни, если не ставите перед собой никаких грандиозных целей, тогда с чего бы этой силе внутри вас пробуждаться, для чего ей пробуждаться?

Жизнь, друзья – это борьба, ну, не только борьба, конечно, но все же, прежде всего борьба. И чтобы бороться – за жизнь, за свои идеи, за свои ценности, мы должны понимать, зачем нам это нужно. Наши инстинкты заставляют нас предпринимать порой достаточно большие усилия в борьбе за жизнь, но если говорить о более высоком уровне, находящимся за пределами наших животных инстинктов, то тогда уже наши желания, осознанные желания, позволяют нам ставить перед собой великие цели и с помощью пробужденной внутри нас силы воли добиваться их. Наши возможности поистине безграничны, но чтобы эти возможности из слов превратились в конкретные действия и таким образом были реализованы нами, мы должны начать осознанно подходить к своей жизни, глубоко задумываясь, как над каждым конкретным моментом в ней, так и над ней самой в целом.

Читайте также:  Что такое невроз с точки зрения фрейда
Источники:
  • http://www.aum.news/psikhologiya/4626-sila-voli-kak-vyrabotat-razvit-i-ukrepit-silu-voli-i-samodisciplinu
  • http://studfiles.net/preview/2847433/page:16/
  • http://psichel.ru/sila-voli/