Меню Рубрики

Человек определение с точки зрения общества

Современная наука о становлении человека.

Деятельность человека и его потребности.

Понятие «личности». Социализация личности.

Социальный статус и социальные роли индивида.

Содержание и структура мировоззрения.

Свобода и ответственность личности.

С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Существует множество версий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются божественная, космическая и эволюционная теории. Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом. Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров. Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной эволюции жизни на Земле.

Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. При этом первобытный человек значительно отличался от современных людей. Он не умел говорить, а лишь издавал звероподобные звуки, его внешний вид сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно выраженные надбровные дуги, сутулость), объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать простейшие орудия труда. По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных.

Формирование человека современного вида шло следующими путями :

2) совершенствование руки;

3) совершенствование мозга;

4) формирование трудовых навыков.

Такой человек (в науке его называют homo sapiens — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Вопрос о природе человека — это вопрос о его отличии от всех других живых существ. Человек является частью природы, существует как биологическое тело в пределах определенной окружающей среды. Он, с одной стороны, материальный организм, живет в среде себе подобных, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в то же время, в отличие от животных, человек обладает членораздельной речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением. Человек — единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он — биосоциальное существо .

Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы — физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает сознание. Сознание — это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Человека от животного отличают следующие черты:

человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);

человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;

человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;

человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу: она, являясь биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию.

Таким образом, человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции.

Все вместе эти качества — как прирожденные, так и приобретенные в обществе — характеризуют биологическую и социальную природу человека.

В повседневной жизни под деятельностью понимается всякого рода активность человека. В обществознании понятие деятельности более сложное.

Деятельность — это способ существования человека. Это приспособление человека к окружающей среде и ее преобразование.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Однако человек, в отличие от других живых организмов, не только приспосабливается к природным условиям, но и преобразует природу и ее процессы для удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей.

В структуре человеческой деятельности следует различать следующие элементы :

субъект — тот, кто осуществляет деятельность;

объект — то, на что непосредственно направлена деятельность;

цель — мысленная модель итога деятельности, это именно то, что отличает человеческую деятельность от поведения животного;

средства достижения цели;

Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Общественные отношения складываются на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Выделяют следующие виды деятельности .

Практическая (материальная) деятельность — направлена на преобразование природы и общества. Она, в свою очередь, делится на:

материально-производственную деятельность — преобразование объектов природы. Самым древним видом деятельности человека стали охота и собирательство. Затем к ним прибавилось рыболовство. Далее скотоводство, земледелие и ремесло. К XIX в. материально-производственная деятельность достигла таких высот, что произошел промышленный переворот (промышленная революция) — замена ручного труда машинным, переход от мануфактуры (предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике) к фабрике (промышленному производству);

социально-преобразовательную деятельность — изменение жизни общества.

Духовная деятельность — изменение сознания людей. Она, в свою очередь, делится на:

познавательную деятельность — отражение действительности в научной и художественной форме;

ценностно-ориентировочную деятельность — определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира;

прогностическую деятельность — предвидение или планирование возможных изменений действительности.

Все эти виды деятельности тесно связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательной деятельности) должен предшествовать анализ их возможных последствий для государства (прогностическая деятельность).

Кроме видов деятельности, выделяют также ее формы. Формами деятельности являются познание, общение, труд, игра, учение, творчество.

Главной, определяющей все остальные, формой деятельности является труд. Труд — это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Отличительной особенностью, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности необходимы мастерство, умения, знания. Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной полученного результата, соизмеряемого с потребностями времени.

Творчество многогранно. В нем есть объективная основа, связанная с преобразованием мира по законам красоты, и субъективный творческий замысел, прихоть, художественное и научное воображение, фантазия, аллегорическое выражение истины. Творчество всегда связано с развитием личности, с ее духовным ростом и совершенствованием. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Существует связь между потребностями и мотивами человека. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств.

Потребности человека можно условно разделить на три группы :

1) биологические — потребности, связанные с жизнедеятельностью человека — питание, вода, тепло, движение, самосохранение и т.д.;

2) социальные — потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание;

3) идеальные — потребности познания окружающего мира и осознания своего места в нем, смысла и предназначения своего существования.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не знать материальной нужды. В тоже время у гениев, у крупных ученых, писателях, творцах, у великих политиках и полководцах часто идеальные потребности выступают ведущими в их жизни.

Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в научной и художественной литературе как близкие по значению. Однако, с точки зрения обществознания, каждое понятие имеет свою специфику.

Человек — один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т.д.), т.е. данное понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт.

Индивидуальность — это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в конкретном человеке.

Личность — это индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие «личность» характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок — это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере своего развития, усвоения социального опыта человечества, он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное начало не является врожденным: человеку от рождения даны только предпосылки перерастания в личность и дальнейшего развития личностного начала.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.

Читайте также:  Работа психолога с детьми инвалидами по зрению

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:

обучение и воспитание индивида;

взаимодействие с другими людьми;

освоение культурных ценностей и норм общества;

приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;

освоение видов совместной общественной деятельности;

нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация . Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация . Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утерей трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из полноценного трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Данных «помощников» называют агентами социализации . На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки нахождения в общественной структуре управления (подчинение учителям, завучу, директору и т.д.).

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи. Так, отдельные лица в окружении ребенка могут обладать большим авторитетом, чем родители. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания (герои кино, звезды «шоу-бизнеса», персонажи рекламы и т.д.). Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели. Часто такое воздействие деформирует сознание ребенка, оказывает отрицательное влияние на его жизненные приоритеты, приводит к конфликтам со старшим поколением.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей.

В процессе взаимодействия с другими индивидами, каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальный статус — это положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, образованием, семейным положением и родом занятий.

Выделяют два типа социального статуса .

Предписанный статус — это статус, полученный от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Это — национальность, пол, место рождения, социальное происхождение и т.д.

Достигнутый (приобретенный) статус приобретается собственными усилиями индивида. Это образование, профессия, хобби, семейное положение.

Выделяют также личный статус — это положение человека в малой группе (школьном классе, дворовой компании, спортивной команде и т.д.). Личный статус определяется отношением к человеку окружающих знакомых людей.

В любом обществе существует иерархия статусов. Оценка, которое общество дает статусу личности или должностному статусу называется социальным престижем . Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов :

1) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

2) системой ценностей, характерной для данного общества.

Социальный статус оказывает непосредственное влияние на поведение личности. Каждой статусной позиции соответствует определенный образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Социальная роль — это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом.

Эти ролевые действия в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами. Ряд норм закрепляется в различных документах (правилах, уставах, законах).

Несоответствие между статусом и ролью называется статусно-ролевым конфликтом . В этом случае, общество применяет к нарушителям определенные санкции. Например, если женщина со статусом «матери» не выполняет по отношению к ребенку своих обязанностей, не заботится о нем должным образом, то к ней общество может применять такие санкции, как публичное осуждение и «лишение родительских прав».

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность этих социальных ролей называется ролевой системой . Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора.

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, личность, тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовывать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Мировоззрение в жизни человека играет активную и творческую роль. Человек через мировоззрение выражает смысл своей жизни, степень осознания себя и своей деятельности, определяет идеалы, осуществляет выбор тех или иных норм и методов поведения в обществе.

Таким образом, мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности.

Чтобы конкретизировать понятие «мировоззрения», необходимо рассмотреть его структуру . В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

Познавательный компонент — совокупность знаний человека о мире и природе, накапливаемая им в процессе его существования.

Ценностно-нормативный компонент — социальные ценности и социальные нормы. Отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенной иерархии ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, регулирующие повседневную жизнь человека.

Эмоционально-волевой компонент — личные взгляды, убеждения и верования. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент — реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Выделяют несколько уровней мировоззрения .

Обыденное мировоззрение — формируется стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения называют жизненной философией.

Теоретическое мировоззрение — формируется у человека избирательно, с учетом осознанных им собственных возможностей, задатков, способностей. В качестве примера теоретического уровня мировоззрения можно привести науку.

Различие этих уровней обусловлено тем, посредством каких методов они формируются, насколько полно представляют интересы человека. При этом обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно и менее стабильно.

Кроме уровней выделяют также типы мировоззрения .

Житейское — основано на жизненном опыте человека.

Религиозное — в его основе лежит иррациональная вера в Бога.

Научное — представляет научную картину мира, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой.

В целом, мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру и к самому себе. Оно направлено на осознание, осмысление места, роли человека в окружающем мире.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает в современном обществе важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, пронизывает всю историю человечества. Значение свободы для самореализации человека бесспорно. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, а также в выборе средств достижения этих целей.

Свобода — это особая философская категория. Как писал великий немецкий философ Г. Гегель , «свобода есть осознанная необходимость». В этом высказывании содержится идея о том, что если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб; если же она осознана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего потому, что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.

Таким образом, свобода — это способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать выбор.

Со свободой тесно связано понятие — ответственность человека .

Ответственность — это часть свободы. Если человек поступает свободно, выбирая средства своей деятельности, то он в ответе за ее результаты. Ответственность является необходимой составляющей свободы, ее неотъемлемой частью. Если человек может свободно выбирать вариант своего поведения, значит, он должен нести ответственность за сделанный выбор.

Всеобщая Декларация прав человека содержит положения о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

Какие теории происхождения человека Вы знаете?

По каким направлениям шло формирование человека?

Поясните выражение «биосоциальная сущность человека».

Какие черты отличают человека от животного?

Как различаются между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?

Почему личность формируется только в обществе?

Что такое социальный статус?

Как общество реагирует на нарушителей социальных ролей?

Какие уровни и типы мировоззрения Вы знаете?

Объясните фразу Г. Гегеля: «Свобода есть осознанная необходимость».

  1. Аскетизм — преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
  2. Вербальное — словесное общение
  3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
  4. Гедонизм — учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  5. Глобализация — процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
  6. Глобальные проблемы — трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
  7. Деятельность — это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
  8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
  9. Духовность — это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
  10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
  11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
  12. Задатки — врожденные физиологические особенности нервной системы.
  13. Игра — форма деятельности в условных обстоятельствах.
  14. Индивид — единичный представитель человеческого рода.
  15. Индивидуальность — самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
  16. Индустриализация— процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
  17. Инновация — практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
  18. Интеграция— объединение различных частей.
  19. Интерес — целенаправленное отношение человека к потребности.
  20. Культура — совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
  21. Культура –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
  22. Личность-система социально значимых качеств индивида.
  23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
  24. Менталитет человека —совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
  25. Мировоззрение— система взглядов и представлений об окружающем мире.
  26. Модернизация— процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
  27. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
  28. Научно-техническая революция– коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
  29. Нравы — типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
  30. Обряд— совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
  31. Общение— процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
  32. Общественно-экономическая формация — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
  33. Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  34. Обычай –типичное поведение в определенной ситуации.
  35. Обычаи— установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
  36. Ответственность — социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
  37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
  38. Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
  39. Потребности — осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
  40. Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  41. Природа — естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
  42. Реализм –взвешенный подход к свободе и необходимости.
  43. Революция — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
  44. Реформа — усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
  45. Свобода — способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
  46. Смысл жизни — определение конечной цели существования человека.
  47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
  48. Сознание –это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
  49. Социализация— процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
  50. Социальная роль — образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  51. Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
  53. Способности — индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
  54. Стагнация— период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
  55. Творчество– деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
  56. Темперамент — врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
  57. Традиции— совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
  58. Труд — социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
  59. Установки — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
  60. Фатализм– предопределенность:все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
  61. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
  62. Цивилизация — единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
  63. Чувства — эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  64. Эволюция — процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
  65. Эмоции -кратковременные переживания
  66. Язык— совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.
Читайте также:  Обратная связь имеющая большое значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации

Человек. Индивид. Личность.

Человек, индивид и личность – ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании, так как человек – это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек – термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это – конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие – индивидуальность, то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид – это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность – уже больше психологический термин, чем биологический – набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность – самое сложное понятие. Это социальный образ человека. Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор – общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации, и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации:

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности, моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность – это член общества, и в этом определении – все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG – игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу – эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Человек с точки зрения человека

ТЕМА: Человек.

РЕФЕРАТ

По биологии

обучающийся гр. ТЭ-15

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Читайте также:  Курс восстановления зрения профессора жданова в москве

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Основная часть

Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входит как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

Источники:
  • http://poisk-ru.ru/s11269t2.html
  • http://www.calc.ru/Chelovek-Individ-Lichnost.html
  • http://megaobuchalka.ru/7/38366.html