Меню Рубрики

Человек и природа с экологической точки зрения

Проблемы экологии природы и экологии человека

С понятием «экология» связано губительное загрязнение всех сред обитания человека, животных и растений (земли, воды и воздуха), катастрофическое нарушение равновесия в природе и во всех областях жизнедеятельности человека. Это угроза существованию нашей хрупкой планете Земля. Это и меры, предпринимаемые для устранения загрязнений и восстановления равновесия.

C понятием «экология человека» связано всё усиливающееся губительное загрязнение природы самого человека, его тела, души и духа, что стало обычным явлением. Идёт процесс деградации человека. Это угроза существованию самого человека и человечества. Точнее, это не угроза, а угрозы. Это запутанный огромный клубок переплетённых между собой угроз. Это на сегодня и отсутствие мер по устранению этих угроз.

Проблемы экологии и экологии человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. Где же та ниточка, за которую следует потянуть, чтобы этот запутанный клубок проблем и угроз начал распутываться?

Доктор философских наук Владимир Кутырев с болью говорит о том, что главная проблема связана «. с безответственным манипулированием своим телом и психикой». И делает вывод: «Нужно соблюдение экологических табу, запретов в отношении природы и охрана наследственных констант человека». Отравив тело, человек постарался изгнать из тела душу и подавить дух: «В отношении духовности ключевой проблемой становится её утрата, бездуховный способ существования людей. Не просто на уровне индивида, личности, а как социальное явление, как критическое для судьбы человечества развитие современной цивилизации .. В ХХ веке распад Духа усилился. Поскольку понятие культуры и духовности обусловливают друг друга, утрата духовности есть утрата культуры . И наоборот, утрата культуры есть утрата духовности, её превращение в расчёт и информацию».

Человек сам породил угрозы своему существованию и существованию природы. Задача ЭКОЛОГИИ — охрана природы. Задача ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА — снятие угроз человеку, возвращение человека к пониманию своей истинной природы, как сущности духовной, к единению с природой, с изначальной Родиной — Космосом, к установлениею равновесия в самом человеке и равновесия человека с природой. При решении этих двух взаимосвязанных задач начинать следует с ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. И решение этих задач требует подключения специалистов в самых разных областях: в философии, науке, религии, культуре, искусстве.

Полтора десятилетия назад ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА охватывала только биологические аспекты человека, т.е. была связана в основном с функциями человеческого тела.

Сейчас не вызывает сомнений, что ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА включает и социальные моменты, т.е связана с социальной экологией.

Осознание проблем, связанных с географическими, языковыми, культурными, этническими барьерами и конфликтами, неизбежно соприкасается с географией, культурологией, этнографией, политологией, искусством, литературой.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА тесно связана с экологией города, с урбоэкологией.

Существенна связь с физической антропологией (приспособление биологической особенности человека к условиям окружающей среды, к условиям природы).

Связана ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА и с медицинской геграфией (распрстранением и характером эпидимических и эндимических заболеваний), а также с популяционной генетикой, особенно в связи с мутациями, которые сейчас стали довольно частыми (рождение уродов, мутированных и неполноценных людей и т.д.)

Непосредственна связана ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА с историей, археологией, философией, этикой.

В связи с освоением Космоса появилось направление — космическая экология, которая изучает реакции человеческого организма на космические перегрузки и на космические энергии, а также акклиматизацию к ним.

Особенно тесно связана ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА с психологией.

И, конечно, ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА включает в себя экологию культуры и экологию духовности, а также всё, что связано с этими наиважнейшими сторонами жизни человека. Именно уровень культуры и духовности человека и человечества определяет отношение к природе. Именно бездуховность и низкий уровень культуры прежде всего порождают тот клубок запутанных проблем, который грозит гибелью природе, человечеству и планете.

На сегодня ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — это комплексная биосоциально-духовная стремительно развивающаяся отрасль науки. Она включает в себя огромное количество собственных тем и проблем, а также тем и проблем, органически связанных с природой, с общей экологией, а планетарный и космический результаты деятельности человека делают из неё одну из актуальнейших, если не актуальнейшую область знаний и практического приложения к нашей очень разбалансированной жизни.

Конечные задачи и цели ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА — способствование созданию гармоничного общества и формированию личности облагороженного типа, живущего в гармонии с самим собой и с природой.

Человек — это тело, душа и дух. Рассмотрение человека только с точки зрения телесной, биологической, физиологической, что характерно для многих исследований в области ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, принципиально неверно.

Без души и духа человек вообще не человек. И как же можно рассматривать и решать проблемы экологии природы человека и экологии природы, не уяснив зависимость этих проблем от культурных и духовных моментов?

Важно понимание человека, как Микрокосмоса. Это знание было дано ещё философами Древней Греции. Оно подтверждается и современными научными данными. Это понимание того, что человек по своей природе создан по образу и подобию Макрокосмоса (в Библии — по образу и подобию Божьему), т.е. по единому с Мирозданием образцу, по единым неотменяемым законам. Современная наука не сомневается, что Космос вмещает разнокачественные планы Бытия, в том числе и иноматериальные, планы различных уровней энергетики. Это в равной степени имеет отношение к внутренним планам Бытия человека (эфирному, астральному, ментальному, духовному и т.д.). В равной степени это имеет отношение и к природе. Энергетически эти планы взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Энергетическое нарушение на каком-то плане вызывает мгновенное нарушение на всех уровнях единой структуры. На Востоке есть афоризм: «Падение пера птицы на земле вызыыает гром на дальних мирах». Можно себе представить, какие потрясения вызывают в природе наши грязные безответственные мысли.

Человеческая мысль является разновидностью психической (духовной) энергии. Излучение человеческой мысли порождает мощную сферу Земли — Ноосферу (сферу разума) и оказывает сильнейшее воздействие на природу и на космическое пространство. Эта мощная энергия может быть разрушительной или созидательной. Она может засорять пространство. Она может наполнять пространство красотой. В бодрствующем состоянии мы постоянно порождаем мысли. Этот процесс может быть глубоко осознаваемым, наполненным ответственностью за последствия порождённых нами мыслей. Люди духовно и культурно развитые посылают чёткие, яркие, светлые, прекрасные мысли в окружающее пространство. Эти мысли очищают пространство и идут на светлые космические и планетарные построения, а также на гармонизацию природных явлений. Но страшны все туманные, слабые, неясные и особенно грязные и злые мысли, которыми сейчас переполнена Земля. Эти мысли по закону притяжения подобного подобным объединяются с грязными, злыми мыслями других людей, создавая соответсвенного качества Ноосферу, состоящую из огромных сгустков отрицательных по содержанию мыслей с избытком отрицательной хаотической энергии, лишённой созидательного начала. Эта энергия ищет выход и проявляется во всевозможных стихийных природных бедствиях, катаклизмах, катастрофах: землетрясениях, ураганах, ливнях и т.д. По ужасающему количеству и силе катастроф, катаклизмов, бедствий в современном мире мы можем наглядно судить о качестве мышления современного человека. Поистине мы являемся фабрикой добра и зла (сейчас больше- зла). В научно-философском Учении «Живая Этика» об этом сказано следующее: «Правильно не забыть, что даже каждая проходящая тень человеческая оставляет неизгладимый след. Что же тогда сказать о мыслях и словах! Поражающа легкомысленность человечества, когда люди на каждом шагу оставляют самые страшные наслоения. Они полагают, что слова могут уничтожить след прошедших мыслей, но кто же создаёт непроходимые лабиринты, являющие гибель сужденных явлений? Усматривая среди сферы огненной остатки неосторожно брошенных мыслей, можно припомнить старую загадку: «Что не может сгореть?» — «Мысль». Ту мысль, прочную среди слоёв пространства, рождает человечество. Нужно знать, как сложно звучит пространство, пронизанное мыслями, так часто ничтожными и скверными». В «Живой Этике» есть грозное предупреждение человеку, касающееся порождаемых человеком мыслей: «Человек, не устраивай землетрясений!».

Космос, человек, как Микрокосмос, и природа есть цельность, единство всех планов Бытия в их энергетическом взаимодействии. Человек есть аккумулятор и трансмутатор космических энергий, а эволюция (человека, планеты, природы), а значит и смысл Бытия, сводится к переработке грубой, плотной материи в тонкую и тончайшую, т.е. к одухотворению, совершенствованию человека и природы. Этот процесс идёт под воздействием Высших сознательных сил и энергий Космоса и самого человека. Дух — первичен, тело и душа являются проводниками духовных энергий, и смысл человеческой жизни состоит в совершенствовании этих проводников, в постоянном одухотворении себя и окружающего мира, в формировании духовно развитого человека и человечества, живущего в гармонии с природой. Это достигается через накапливание опыта, через расширение сознания, через непрекращающуюся со смертью работу души и духа. Расширяя сознание, закрепляя завоевания тела, души и духа, человек постепенно подходит к бессмертию, к состоянию жизни вечной, слитой с вечной жизнью Космоса и природы, которая есть Истина, Любовь и Красота. Уничтожать природу и человека легко, здесь особого ума не надо, а вот совершенствовать человека и природу — сложно, ответственно, но прекрасно!

Рассмотрение ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА только с точки зрения тела, физиологии по сути дела бессмысленно, ибо ориентируя так сознание человека, соответственно определяются и ценности жизни, сводящиеся к чисто материальным потребностям (богатству, накопительству, престижности, к потребительскому отношению к природе, к истощению природных богатств и ресурсов) и лишающие человека высших целей и смыслов. Это порождает борьбу за иллюзорные ценности и вместе с этим экологические проблемы, кризисы, катастрофы, деградацию природы и человеческой природы. Болезни души и духа порождают болезни телесные, а не наоборот. Планета сейчас тяжело больна, тяжело больна природа, потому что тяжело болен сам человек, живущий противоестественной, бездуховной жизнью, оторванной от Природы и Космоса. Новые массовые болезни являются следствием углубления духовного, культурного нездоровья, что ведёт к глобальному кризису, и прежде всего к кризису самой сущности человека, что ставит под сомнение возможность выживания и самого человека, и человечества, к гибели природы и исчезновению человечества на Земле. Современная наука не сомневается в существовании высокоразвитых цивилизаций, предшествующих нашей цивилизации, но погибших в результате каких-то катаклизмов. Это — Лемурия и близкая к нам по времени Атлантида. Не находимся ли мы в состоянии Атлантиды накануне её гибели? Занимающимся проблемами ЭКОЛОГИИ и ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА необходимо задуматься над причинами гибели предшествующих цивилизаций и предупредить человечество о его ответствености перед Историей, перед будущим человека и прирды, на сотворение и эволюцию которых было затрачено столько космической и природной энергии. А землянам нужно чутко прислушаться к тем предупреждениям, которые идут от выскоразвитых представителей человеческой культуры. Приведём некоторые из них.

«Живая Этика»: «Беспощаден человек сам к себе. Ропщет на свою судьбу, но забывает, что сам суровым наказанием себя карает. Мысль о Карме Нам трудно привить, но ещё труднее сознание человека, идущего прямо к пропасти. Люди предпочитают самоуничтожение и самообман просветлению сознания».

Академик Никита Моисеев: «Я полагаю, что развитие человека как биологического вида, как составляющей биосферы, всё более активно с ней взаимодействующей, продолжается. Более того, этот процесс (для которого естественно сохранить название анропогенеза, несмотря на резкое замедление чисто биологической эволюции) вступает в новую и очень опасную фазу. Его интерпретация . дополняет многое сказанное по поводу глобальных проблем, встающих перед человечеством. И представляет ещё один ракурс перспективы развития политических событий.

Читайте также:  Вождение автомобиля после лазерной коррекция зрения

Планета и общество вступают в новую стадию развития: человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты. Становится очевидным, что нагрузка на окружающую среду не просто превращается в фактор, определяющий её эволюцию, но и растёт столь быстро, что говорить о каком-либо равновесии биосферы и одновременно о сохранении гомеостаза вида homo sapiens, т.е. человечества, сегодня уже не приходится. Человек сделался абсолютным монополистом в своей нише, т.е. в биосфере.А никакой живой вид в этой ситуации не способен избежать экологического кризиса. И он может иметь только два исхода: либо вид-монополист начнёт деградировать, либо, надлежащим образом изменившись (изменив стандарты своего поведения и взаимоотношения с природой), сформирует новую экологическую нишу. Значит, человечество неизбежно будет втягиваться в экологический крихис глобального масштаба. Для того чтобы предотвратить деградацию, предстоит мучительный поиск новой экологической ниши и пути перехода в эпоху ноосферы. Вопрос о реализации условий коэволюции, значит, и предотвращения деградации человечкства как элемента биосферы, по существу сводится к формированию новой цивилизации».

Доктор философских наук Владимир Кутырев: «Нужно противиться проникновению не только экономизма, но и технологизации в сферы бытия, которые по своей природе являются спонтанными, живыми и естественными . Как в личных отношениях, так и в социуме. Её экспансия становится главной угрозой антропологической тождественности человека. Лозунг «рыночной должна быть экономика, а не общество» важно дополнить «технологическим должно быть производство, а не жизнь». Эти подходы не совместимы с продолжением оргии потребительства, которой предаётся богатая часть человечества, и безумной, поистине, сорвавшейся с цепи проиизводственной эксплуатации среды собственного обитания, с безответственным, в конечном счёте самоубийственным манипулированием своим телом и психикой».

Доктор философских наук Л.П. Буева: » Проблема экологии человека в целом, равно как и экологический контекст и подход к культуре, и духовно-зкологическому пространству, чрезвычайно сложны и мало подвержены обсуждению научной, образовательной и культурной общественностью . Старая парадигма безграничности человеческих возможностей воздействия на природу , а тем более подчинения-господства, несомненно изжила себя. Новая — коэволюционная, в которой чрезвычайно важно знать МЕРУ и ГРАНИЦЫ человеческого воздействия, которая предполагает более глубокую прогностику, просчёт противоречивых результатов человеческой деятельности и создание «защитных» систем против негативных результатов, — причём не только «вне», но и «ВНУТРИ» САМОГО ЧЕЛОВЕКА, в его культурно-личностном основании, ещё не сложилась. От того, успеет ли человек создать эти «защитные» системы, учесть тот фактор, ЧТО ОН САМ СТАЛ ОПАСЕН ДЛЯ СЕБЯ, . зависит выживание человека и сохранение жизни на Земле».

«Живая Этика»: «Землетрясения, извержения, бури, туманы, обмеления, нарушения климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства — каких ещё признаков грозного времени ждёт человечество? Не нужны пророки, самый ничтожный писец может сказать, что не собиралось никогда столько страшных предвестников разложения Земли. Но глухо ухо и затемнены глаза. Не было более разлагающего часа . «.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показ приёмов формирования социально-экологических знаний и учебных компетентностей обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме;
  • подвести обучающихся к пониманию взаимосвязи человека и природы и необходимости защиты окружающей среды;
  • совершенствовать и систематизировать умения:
  • осмысливать теоретический материал;
  • оперировать имеющимися знаниями;
  • использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;
  • излагать «сквозные» вопросы;
  • развивать экологическое мышление обучающихся;
  • способствовать воспитанию у обучающихся любви и уважения к природе, экологической культуры.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока:

  • Обществознание: учебник для 8-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова — М.: Просвещение, 2008
  • Демонстрационно-компьютерный комплекс, интерактивная доска
  • Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов, анимации
  • Выставка технического творчества, рисунков, фотографий

Учебные вопросы:

  • Природа и человек
  • Экологический кризис
  • Пути выхода из кризиса

План-конспект урока

1. Организация начала урока

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Что означает слово «экология»?

Глобус — уменьшенная модель огромной Земли, где мы живём, где живут все люди на свете. Это наш общий большой дом. У нас под ногами один общий пол — земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа, она же печка — Солнце. У нас общий водопровод — дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех — ветер-ветрило.

Наша общая задача — беречь наш общий дом.

Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, тема которого: «Человек и природа». Тема очень широка. Она включает в себя сведения из целого ряда наук: биологии, физики, химии, истории, ОБЖ. Умелое пользование этими знаниями, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений возникших проблем помогут вам выработать собственную жизненную позицию. Давайте вместе поразмышляем о природе и месте в ней человека, обменяемся знаниями и идеями. Ваши ответы на вопросы должны быть предельно лаконичны, но точны и содержательны. Вам потребуется большое напряжение интеллектуальных сил. Главное, чтобы, в конечном счёте, вы нашли для себя ответы (понятно, что неокончательные) на вопрос: «В чём выражается взаимосвязь природы и общества»?

Чтобы подготовиться к итоговому тестированию, на уроке вы будете выполнять разнообразные задания и самостоятельно оценивать себя, а в конце урока мы подведём итоги.

И так, без страха — вперёд! Успехов вам!

3. Систематизация и обобщение знаний и умений

1. Человек и природа.

Раскройте основные значения понятия «природа».

— Какова роль природы в жизни человека и общества?

(Среда обитания, кладовая ресурсов, источник светлых чувств и вдохновения).

Давайте мысленно откроем поэтическую тетрадь и полюбуемся замечательными пейзажами русской природы.

Перед нами лесное царство — «Утро в сосновом бору» — репродукция с картины Ивана Ивановича Шишкина. Художник — пейзажист всю жизнь изучал русский северный лес и находил в нём вдохновение.

Исаака Ильича Левитана вдохновляла волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов, полей и рек. Глядя на эту золотую осень, так и хочется сказать словами Ивана Алексеевича Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной!

Итак, природа — это естественная среда обитания человека, в которой он получает всё необходимое, но человек — это часть природы, вне которой он не может существовать.

— Каковы различия в оценке места человека в живой природе?

— Какая из двух точек зрения вам представляется наиболее убедительной и почему? Приведите свои доводы.

Свои аргументы привели обе стороны. От того, какую позицию выберет каждый из вас, будет зависеть ваше отношение к природе, к самому себе, другим людям, обществу в целом.

А теперь, давайте проверим, как вы усвоили эту часть темы.

Проверь себя

I. Какие природные ресурсы спрятаны за этими загадками?

1. Неказист с виду клад, а народ ему род. Из земли поднимается, за все работы принимается. (Нефть)

2. По трубе течёт, пироги печет. (Газ)

3. Голубой платок, алый клубок по платку катиться, людям улыбается. (Солнце)

4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Работа на интерактивной доске и в тетрадях:

1. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчиненностью природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природы.

2. Взаимосвязь природы и общества не может характеризоваться:

а) взаимным влиянием природы и общества;

б) неразрывной связью общества с природой;

в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку;

г) возможностью автономного развития общества и природы.

3. Какое высказывание верно?

А. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны

Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга

1) верно только А;

2) верно только Б;

4) оба высказывания неверны.

2. Экологический кризис

Мы выяснили, что человек — это часть природы, существо высшее, наделён разумом, живёт по своим законам. Однако он не всегда совершает разумные поступки по отношению к природе. Именно такое отношение сегодня привело мир к роковой черте — экологическому кризису.

— Что такое экологический кризис?

— Почему его можно считать глобальной проблемой современности?

— Назовите главную причину и последствия экологического кризиса.

— В чём проявляется деградация биосферы?

«Экологическая тревога» (слайды комментируют обучающиеся)

Уничтожение растительности

Пожары. Нет на свете более страшного убийцы и разрушителя, чем огонь. Погасить лесной пожар очень трудно, если не пойдёт дождь. Небывалые пожары вспыхнули в этом году. В борьбе со стихией участвовали более 200 тысяч человек. Число жертв удалось свести к минимуму, но материальный ущерб огромен: выгорело 0,2% ООПТ, а на восстановление популяций погибших животных и растений понадобится 15 лет.

В Твери недавно открылся торгово-развлекательный центр «Рубин». Он разместился на площади 55 тысяч квадратных метров. Для постройки центра была вырублена красивая аллея, избавляющая район от пыли и запаха бензина, летящий с вечно перегруженного автотранспортом проспекта Калинина.

Браконьерство

Красная книга — это книга особенная, в ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет книги как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Гибель их будет на нашей совести. За последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 200 видов животных. По одному в год! Амурских тигров у нас 450-500 особей. Шкура тигра и органы используются в китайской и индийской медицине. Туша тигра стоит 50 тысяч долларов. В ноябре этого года в Санкт-Петербурге проходил тигриный саммит, в котором участвовали главы правительств 13 стран. Собрали 380 тыс. долларов для спасения хищников.

Нефтяные загрязнения

Во многих местах берега сейчас загрязнены и отравлены нефтью из танкеров, нефтепроводов. Любое живое существо, попадая в нефтяное пятно, погибает (рыбы и животные, которые их едят). Нефть губит и морских птиц, разрушая водонепроницаемый слой на перьях. 6% нефтяных загрязнений происходят от людей, которые выливают нефтепродукты в канавы, например, после того, как поменяли масло в своих автомобилях. В апреле 2010 г. произошёл взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, бурением на ней занималась швейцарская организация. Платформа затонула. С глубины 1500 м из скважины 3,5 месяца била нефть. После взрыва образовалось огромное нефтяное пятно. Это первая подобная катастрофа в истории человечества. Под угрозой биологические ресурсы залива. Страдают животные и птицы.

Парниковый эффект

Углекислый газ, находящийся вокруг Земли, сохраняет тепло так же, как стекло в парнике. Это явление называют парниковым эффектом. Тепло от Солнца проходит через углекислый газ, соприкасается с землёй, но не может подняться обратно. Так как люди сжигают топливо, то появившийся при сгорании углекислый газ выделяется в воздух и остаётся там. Если углекислого газа станет действительно много, то парниковый эффект увеличится, и Земля потеплеет. Это называется глобальным потеплением. Сегодня учёные прогнозируют дальнейшее потепление на 1,5-4,5 градусов, т. е. глобальное потепление наступит через 50-60 лет. Чтобы этого не произошло, учёные предлагают засеять все свободные земли зерновыми (рожь, овёс, пшеница). Они будут отражать солнечные лучи, и температура понизится на 3-4 градуса.

Читайте также:  Рассказ на тему все о зрении 4 класс

Действительно, прав был А.И.Герцен, русский революционер, писатель и философ, когда говорил, что природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам.

А теперь, проверьте себя (работа на интерактивной доске и в тетрадях).

Из приведенного перечня выделите, что относится к (А) причинам, а что (Б) к последствиям экологического кризиса:

а) ухудшение среды обитания человека;

б) грубые механические приёмы земледелия;

в) нерациональное использование природных ресурсов;

г) исчезновение многих видов животных и растений;

е) увеличение промышленных отходов;

ж) жизненный принцип «После нас — хоть потоп»;

з) рост числа наследственных заболеваний.

3. Пути выхода из кризиса

— Что необходимо делать для преодоления экологического кризиса?

Взвод разделён на 3 группы:

1) производственники и учёные;

2) политики и правоведы;

3) деятели культуры.

Каждая группа предлагает свои пути выхода из экологического кризиса.

Первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия провёл Пётр I. Он запретил рубить лес вблизи рек.

На Руси испокон веков были заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты.

В XX веке сельские сходы сибирских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей, и называлась «заповеданием». Так произошло слово «заповедник». Первый российский заповедник Баргузинский, создан в 1916 г.был на озере Байкал. Сейчас в России 104 заповедника. Здесь полностью запрещена деятельность человека, охота, туризм. В Тверской области в Андреапольском районе создан Центрально-Лесной заповедник, расположенный на водоразделе Волги и Западной Двины (леса смешанные и еловые, болота).

Заказников в России 68. В них запрещена промысловая охота и рыболовство. В Тверской области заказники есть в Осташковском районе, например исток Волги.

В России 41 национальный парк. В них ограничена хозяйственная деятельность, допускаются туристы. Первый в мире парк — Йеллоустонский был организован в США в 1872 г. С тех пор по всему миру были открыты тысячи «мест для наслаждения» — именно так назывались национальные парки до начала XX века.

Госкомплекс «Завидово» указом Президента РФ приравнен к национальным паркам и является резиденцией президента «Русь».

Какие ООПТ находятся в районе, где ты живёшь?

— Что изучает экологическое право?

— Перечислите ваши экологические права и обязанности.

Сейчас необходимо развивать экологический туризм, принцип которого «Не оставь следа!»

Летом этого года волонтёры (17 добровольцев) — люди разных профессий и возрастов из Воронежа, Москвы, Чехии, Испании и Голландии очистили от мусора заповедник «Дивногорье» в Воронежской области. Проблема интернациональна, но на Западе ведётся экологическая пропаганда, поэтому там ситуация лучше, чем в России.

— Итак, какие же пути выхода из кризиса мы наметили?(схема)

Пути выхода из кризиса

Какие из этих мер вам представляются первоочередными?

А теперь проверь себя.

В октябре 2010г. в Венгрии произошла крупнейшая техногенная катастрофа на заводе алюминиевой компании «Мал». Три населённых пункта накрыл ядовитый красный шлам,

в химическом составе которого экологи насчитали 38 элементов периодической системы Менделеева, многие из которых являются ядовитыми для человека и природы (кадмий, мышьяк, никель, ртуть, сурьма). Это угрожает уничтожить экосистему Дуная.

— Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?

Герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» придерживался следующего строгого правила: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

— Как ты можешь выполнить это правило в повседневной жизни?

СВУ — это наш дом и тоже экологическая система. Чтобы в этом доме жилось хорошо, надо его обустроить по законам экологии. Как? Поделитесь результатами своих наблюдений за загрязнением своего учебного класса, спальни, роты (таблица: вид загрязнения, источник загрязнения, способ его предотвращения). В роли эксперта суворовец.

Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

4. Подведение итогов

Итак, мы обменялись своими знаниями и идеями. Давайте подведём итоги.

— Какой главный вывод мы можем сделать из всего сказанного?

По существу только один. Мир — единый, целостный. Он устроен сложно, но вместе с тем разумно, красиво, гармонично. Наша земля, которую люди издавна называют матушкой, требует бережного, внимательного отношения к себе. Как хорошо учили мудрецы в Древнем Китае: «Не выдавливай мир из его формы!». Живая природа для всех должна быть неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь!

Не стреляйте в белых лебедей:

Не стреляйте в белых лебедей.
Опустите ружья, господа.
И у птиц судьба, как у людей.
Их полёт — счастливая звезда.

Не губите маленьких птенцов.
И не разоряйте их гнезда.
Пожалейте матерей, отцов.
Смерть для всех — несчастье и беда.

Всем на свете доброта нужна.
И любовь жестокости сильней
Будьте чуть добрее, жизнь одна.
Не стреляйте в белых лебедей:
(Бриклин А.А.)

Задание на самоподготовку

Параграф 8-10, читать уроки 9-11 (записи, словарь)

Обратить внимание, на пробелы, которые вы обнаружили в ходе самопроверки.

Философия и экологические проблемы

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться.

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.
[98]

Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Моисеев Н.Н. в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации».

Как должна реагировать философская мысль на экологические проблемы и вызовы? В чем состоит роль философии? Каково содержание философского аспекта в подходах к решению экологических проблем?

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

  • философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;
  • в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;
  • в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность:

  • Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития.
[99]
  • Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.
  • Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению.
  • Важное значение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и прдложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях. Впервые эта концепция была принята в качестве руководства к действию на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Однако, при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно.
[100]

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

Отношение человека к природе всегда опосредуется общественными отношениями и структурами, прежде всего политической системой и производственными отношениями. Поэтому философская мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни и свою популяцию, включая численность населения.

Читайте также:  Где есть витамин а для зрения

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Следовательно, ситуацию необходимо кардинально менять. И философия в решении этой задачи может сыграть достаточно важную роль.

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.

Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и [101] многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы — это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.

Отсюда вытекает ответственность философов и новые задачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения.

Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью.

Другая важнейшая задача — периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа».

Развитие экологически ориентированной экономики — важнейшее условие переходи общества на путь гармонизации системы «общество–природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях [102] и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.

Экология природы

Большая часть населения уже давно стала воспринимать себя частью города, чувствуя необходимость в природе только в сезон отпусков, праздников, пикников. Но наслаждаясь ежесекундно благами природы, мы зачастую даже не задумываемся, что являемся ее частью.

Мы напрямую зависим от нее, но целенаправленно уничтожаем природу, даже не осознавая своей преступной деятельности.

И разрушение природы зависит не только от выбросов промышленных производств, свалок и могильников отходов, вырубки лесов, загрязнения озер, рек и морей, массового уничтожения растений и животных. Любое, даже самое безобидное вмешательство становится составной частью глобальной экологической катастрофы. Глобальные проблемы экологии природы создает и химический комбинат, и полигон токсичных отходов, и этот вклад несоизмерим с результатом поездки на шашлыки или похода за грибами, хотя последний тоже ощутим.

Все взаимосвязано или круговорот веществ в природе

Экология природы и человек – неразделимы, и это понимали еще философы древности. Тем более странным является достаточно часто наблюдаемое явление, когда молодые родители, прогуливаясь по парку, поощряют свое чадо, раздавившее скользкого и противного слизня.

Их ребенок быстро усвоит полученный урок и начнет воспринимать природу с точки зрения хозяина, определяющего, кто достоин жить и произрастать на этой земле.

Экология природы – это экология души и последнее время защита экологии природы стала этической проблемой. Только бездушное общество оставляет после себя безжизненные пустыни и уничтоженные экосистемы. Но правило бумеранга еще никто не отменял и в ответ на свою деятельность мы получаем снег в регионах Азии и Африки, катастрофические затопления Европы, засухи, которые оставляют без урожая некогда плодородные поля.

Для многих людей в последнее время это становится серьезным уроком и приходит осознание, что жизнь и взаимодействие человека и природы должны быть гармоничными и подчиняться не потребительским человеческим законам, а законам экологии и бережливого отношения к природе.

Не углубляясь в научные дебри, можно сформулировать суть экологии емкой фразой – «Человек разумный, не навреди!». Это особенно актуально в последнее время, когда многообразие и изощренность нанесенного природе вреда принимает гигантские по масштабам формы. И поэтому нас уже не удивляют телевизионные передачи о массовых пожарах, уничтожающих лесные массивы на тысячах гектаров, а ведь в большинстве случаев это дело рук человеческих.

«Здоровая экология», «Берегите природу» — пестрят надписи у каждого въезда в лес. Но неужели этого не достаточно и что еще должно произойти, чтобы люди прекратили выбрасывать не потушенные окурки и бутылки из непрозрачного стекла (действует как увеличительное стекло), которые достаточно часто в ветреную и сухую погоду превращают полный жизни зеленый лес в бушующий огненный ад?

Неужели недостаточно подсчитанных учеными данных, что один гектар леса способен поглотить ежегодно 5 тонн углекислого газа, выделяя в атмосферу жизненно необходимый нам кислород в размере 10 тонн?

Один гектар леса за один час поглотит углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек. Цифры не достаточно убедительные? А подобных примеров великое множество.

Наш «экологический эгоизм» и сложившаяся тяжелая ситуация заставляет многих задуматься – за что природа так активно протестует против человека? Может, за утраченную связь?

Может, стоит поучиться отношению к природе у детей, которые не разделяют себя и природу, любят и чувствуют животных и ощущают себя частью живого и неживого окружающего природного мира?

Пока многие только задумываются над этими вопросами, активисты и сознательные граждане Земли начинают активно действовать, чтобы восстановить и сберечь утраченную когда-то связь.

Защита природы: закон

Положительным примером бережливого и рационального природопользования служит лесное хозяйство в Германии, где принят и строго соблюдается закон о лесах. Занимаемая лесами площадь Германии не может быть меньше 27% от всей территории страны.

Благодаря разумной экологической программе и защите природы в здешних лесах нет стихийных свалок, непроходимых зарослей кустарника, трухлявых пней и поваленных гнилых стволов деревьев. Для посадочного материала выбираются породы деревьев с крепкой и хорошей древесиной, и которые относительно быстро растут.

До высоты над уровнем моря, примерно в 600 метров, высаживаются леса из бука, а горные районы юга Германии озеленяются особыми видами ели.

За 45 лет буковые леса достигают своего максимума, и за 60 лет – еловые. По достижении возрастного максимума леса подлежат вырубке, а освободившиеся площади интенсивно засаживаются молодыми деревьями. Такое рациональное отношение к лесному хозяйству позволяет обеспечивать потребности Германии в древесине без существенного ущерба экологическому равновесию.

Здоровые и чистые леса Германии стали надежным домом для благородных оленей, диких кабанов, косуль, зайцев, тетеревов и множества певчих птиц. Здоровая экология и защита природы – результат мудрой хозяйственной деятельности.

Природа находится в угрожающем состоянии. Стоит ли дожидаться ответной реакции на действия человека, против которой мы будем беспомощны и бессильны? Может, пора перестать кичиться главенствующим положением на вершине эволюции, хорохориться и упираться, а вспомнить, что мы лишь малая часть системы и начать действовать сообща, основательно и кардинально?

Пора повзрослеть и нести ответственность за свои преступления против природы, а не прятаться за формулировками – «природный катаклизм». Ведь это лишь результат нашего поведения, и на угрозу природа отвечает угрозой. Давайте пользоваться разумом.

Человек и природа

Человек часто забывает, что является частью природы. Бывает, что наносит непоправимый вред. И не всегда несёт за это наказание. Природные ресурсы нужно беречь. Восстановить их бывает очень сложно. Приехав в лесной массив, мы наслаждаемся чистотой воздуха. Купаясь в водоёме, необходимо ценить чистоту воды. Кушая фрукты, нужно понимать, сколько труда вложили садоводы, чтобы вырастить урожай.

Зелёные насаждения спасают большие города от загазованности. Нехватка чистого воздуха – это одна из главных проблем городов. Чем больше в населённом пункте парков, скверов, тем благоприятнее это сказывается на здоровье населения. Ведь зелёные растения не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород, но и защищают от шума, ветра, выделяют вещества, убивающие бактерии, фитонциды. Особенно это относится к хвойным породам деревьев. Чтобы выросло одно полноценное дерево, должно пройти много лет. Поэтому идёт постоянная борьба с незаконной вырубкой леса. Помимо насекомых, пожаров, вымочки лесу вредит и человек. Это и загрязнение, и браконьерство. Если бы каждый житель планеты задумался о том, сколько вреда он причиняет природе и принял меры по решению данной проблемы, природа бы вздохнула с облегчением.

Одни из главных врагов природы – браконьеры. Самовольный отлов рыбы, отстрел животных, вырубка леса – всё это относится к браконьерству. Животный мир является неотъемлемой частью природы. Человек, убивая представителей животного мира, уничтожает природу. Если человек лишается какой-то части тела, он становится инвалидом. То же самое происходит и с природой.

Человек и животный мир

Рыбное хозяйство очень развито во многих странах. Рыба используется для очистки водоёмов от лишней растительности. Также используется в хозяйственных целях. Применяется в качестве продукта питания для человека и корма для скота. Также используется и в фармацевтической деятельности. Служит сырьём для изготовления рыбьего жира. А также применяется для изготовления удобрений, клея, кожи.

Животный мир разнообразен на Земле. Существуют редкие виды животных, птиц, рыб, занесённые в Красную книгу. Уничтожение порой одного животного ведёт к исчезновению целого вида. Животные не могут так быстро восстановить свою численность. С уменьшением количества животных страдает и растительный мир. Ведь животные и птицы активно участвуют в размножении растений.

Вырубая лес, браконьеры лишают травоядных животных пищи. Это отражается на хищниках. Происходит вымирание животных от голода. Лес также используется в качестве защиты от наводнения и оползней. При вырубке данного лесного массива может произойти стихийное бедствие. Чтобы восстановить лес полностью, потребуется не меньше 60 лет. Поэтому в разных странах ведётся активная борьба с браконьерством. Их деятельность относится к экологическим преступлениям и несёт уголовное наказание.

Чтобы человек и природа были дружны, каждому из нас нужно посадить в своей жизни хотя бы одно дерево; следить за своим поведением, находясь на природе; следить за состоянием своего автотранспорта; принимать активное участие в решении экологических проблем.

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/608168/
  • http://anthropology.ru/ru/text/chizhov-pg/filosofiya-i-ekologicheskie-problemy
  • http://zeleneet.com/ekologiya-prirody/14835/
  • http://nunataka.ru/chelovek-i-priroda/