Меню Рубрики

Быть целостным с точки зрения психологии

Рано или поздно каждый человек сталкивается с такими особенностями характера, привычками в себе самом, которые могут его не устраивать, разочаровывать или даже раздражать. Начиная анализировать себя и работать над самосовершенствованием, один из первых вопросов с которым мы сталкиваемся – это вопрос о целостности нашей личности.

Как правило, в психологии под внутренней целостностью личности подразумевается способность человека в напряженных моментах держаться своей основной линии поведения, сохранять верность собственным взглядам и ценностям. Такой человек может жить совершенно независимо от других людей и при этом активно с ними взаимодействовать. Одной из характеристик целостной личности является способность реалистичного взгляда на вещи при любых жизненных обстоятельствах, даже если присутствует какое-либо давление со стороны. Цельная личность – это человек, который имеет устойчивое мировоззрение, дающее ему покой и уверенность.

Наравне с вышеописанными признаками, личность человека может носить фрагментарный характер. Так называемая «фрагментарная личность» несет в себе конфликтующие психологические элементы. Она не имеет единого взаимосвязанного функционального представления о мире.

Из чего же складывается целостная личность и как рождается гармония между внутренним состоянием и внешними проявлениями человека?

Гармония и цельность личности напрямую зависит от той среды, в которой этот человек пребывает постоянно. Среди чего он родился и вырос, какие люди его окружали и какие жизненные ориентиры они несли в мир и чему его учили. Конечно, всегда существует поправка на врожденные склонности человека. Они могут стать хорошей основой для дальнейшего развития в соответствующем направлении или же помехой, если входят в противоречие с теми целями, которые ставит перед собой сам человек.

В дальнейшем, в зависимости от внутренних и внешних факторов, личность может развиваться в направлении силовой модели, либо модели внутренней гармонии.

Для первого варианта развития личности характерно отсутствие гибкости в конфликтах и наличие жестких установок и убеждений, которые человек отстаивает непоколебимо даже при «лобовой атаке». В пределе личность такого типа сломается, но не уступит ни на йоту от своей первоначальной точки зрения. И чем эта позиция тверже, тем более ярко будет выражаться целостность такой личности в последовательности и соответствии ее проявлений внутренним установкам. Речь идет не только о бытовых моментах, но и о возвышенной морали и представлениях о духовности.

Это описание касается личности именно высокоорганизованной, с достаточным уровнем осознанности и является более характерным для мужчин, ведь как раз для них в порядке вещей не соглашаться с навязываемыми извне условиями, а настаивать на своих. Чтобы с чем-то согласиться, мужчине требуется пропустить это через себя, принять, сделать своим, и как только это произойдет, он уже сам станет следовать этим новым ориентирам. Он находится как бы на пути служения своей высшей цели и порой готов стоять за нее до смерти.

Если же человек придерживается другой модели развития и соотносит свои действия с состоянием внутренней гармонии, то его целостность как личности организуют два основных фактора: внутренняя самодостаточность и гибкость. Гармоничные взаимоотношения со средой, в которой такой человек находится, взаимопонимание и взаимоприятие между ним и окружением, а также удовлетворение, спокойствие и отсутствие внутренних противоречий способствуют целостности такой личности. Люди, идущие по этому пути личностного развития обычно хорошо понимают окружающих и склонны положительно воспринимать как их, так и себя. Для таких

людей характерна и внешняя мягкость в жестах и интонациях, доброта и спокойствие. Внутренняя же гибкость позволяет им на время адаптироваться к неблагоприятным внешним влияниям и при первой же возможности возвращаться в первоначальное состояние.

Эта модель развития более характерна для женщин, такие люди прежде всего живут для себя. Достигая внутренней гармонии они становятся счастливыми и делают мир вокруг себя таким же счастливым, теплым и радостным. В общении с такими людьми легко почувствовать мгновенное «родство душ», и даже в момент первой встречи разговор может быть таким доверительным, как будто вы знакомы уже много лет.

Итак, в любом из вышеописанных путей развития можно достичь и счастья, и гармонии и самореализации на различных жизненных уровнях. Для того чтобы ощутить себя целостной личностью прежде всего нужно понять свою природу, предрасположенность и дальше работать над развитием именно тех особенностей, которые Вам близки. Это и будет путем к Вашему счастью.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёллеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов.

Гештальтпсихология — это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт — целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей».

Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Быть целостным с точки зрения психологии

психология целостности (ganzheitspsychologie) — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Автор. Ф.Крюгер. Категория. Психологическое направление. Специфика. Основана на критике первой Лейпцигской школы за атомизм. Исследуя эмоции, Крюгер обнаружил такое их качество, как… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология гуманистическая — одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

психология акта — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Психологическая концепция Ф.Брентано. Специфика. Была заявлена в 1874 г. в его труде Психология с эмпирической точки зрения . Исходит из приоритетности предметности сознания.… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная… … Философская энциклопедия

психология самости — ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Психология с эмпирической точки зрения — «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

психология целостная — ряд направлений в психологии, методология коих ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К психологии целостной относятся школа Лейпцигская, гештальт психология, школа К. Левина, и др. Словарь практического психолога … Большая психологическая энциклопедия

Что значит быть целостным

А вы знаете, что такое быть целостным, и какие в этом есть плюсы?

Люди часто не задумываются над смыслом своей жизни и не обращают никакого внимания на себя, на свою истинную суть.

Живут по инерции, удовлетворяя свои материальные потребности, и не заморачиваются над тем, зачем живут, и о своём внутреннем состоянии. А ведь, что внутри, то и снаружи. Что излучаем, то и получаем обратно!

Хорошее внутреннее состояние — это основа жизни. Как воспринимаешь происходящие события и людей вокруг, так и живёшь. Если воспринимаешь все в штыки и «огрызаешься» с жизнью, то и видишь её только в таком ракурсе, а если живёшь на позитиве и с принятием того, что с тобой и вокруг тебя происходит, то и мироощущение совершенно другое.

Сегодня очень важно быть целостным и дружить с самим собой, тогда легко идти по жизни, получая от неё удовольствие и радость. Мне видится, что только так можно выжить и спасти себя в нынешнем мире! Не растратиться понапрасну, а вкусить всю прелесть от «Я есмь присутствия».

Что значит быть целостным

Есть различные техники по работе над собой. Но далеко не все их знают, да и не все знающие пользуются ими. Жизнь подбрасывает нам много таких моментов, когда нужно уметь взаимодействовать с людьми и при этом сохранить себя, не потратив свою энергию понапрасну, а часто и во вред себе.

Если человек целостный, то даже никакой энергетический вампир не может его поразить, нарушить его состояние внутреннего равновесия и спокойствия. Ты не включаешься в его интригу, в его провокацию, а «трезво» выслушиваешь его, с принятием того, что он такой, кокой есть, такой энергетический потенциал, такой характер и прочее.

Целостный человек не строит иллюзий, не витает в облаках, где-то там, а реально оценивает происходящую ситуацию и живёт здесь и сейчас!

О состоянии целостности можно много говорить, а достичь этого состояния совсем не просто. Нужна большая работа над собой. Проработка таких своих качеств, как обида, злость, зависть, страх и др., что входит в «букет» разболтанного и растрёпанного в чувствах и эмоциях человека. А зачастую и запутавшегося в жизни.

Чтобы стать целостным, нужно перво-наперво, иметь желание меняться самому, чтобы, как следствие, изменить свою жизнь в лучшую сторону.

А что значит изменить жизнь в лучшую сторону?

В лучшую сторону — это изменить качество своей жизни, убрав все преграды и причины, которые мешают жить хорошо и радостно.

Понятие «жить хорошо» у каждого своё, но на самом деле, это жить себе в кайф, то есть видеть во всём жизнь и получать от этого удовольствие. Для себя, а не для кого-то, как это зачастую делают родители, когда мотивируют смысл своей жизни «для детей».

Многие думают, что жить они будут хорошо, только тогда, когда у них будет много денег, квартира, ещё одна машина и другое, то есть «жить хорошо» связывают с материальным аспектом бытия. Это, на самом деле, их ограничивающее убеждение, они отгородились им от мира и не видят из-за него радости в жизни.

Что значит жить по душе

Люди, дорогие мои, опомнитесь! Вспомните, что у вас, прежде всего, есть Душа! Вы есть Душа. А для души, существующей по законам мироздания, эта вся мишура не нужна! Ей нужно удовлетворение от того, что она видит, чувствует, делает, проживает. Это и только это обогащает её энергетический потенциал и, как следствие, продлевает жизнь!

Человек в этом физическом мире, существо временное, поэтому весь накопленный материальный скарб останется, и хорошо, если вас вспомнят добрым словом. А эмоции и чувства душа унесёт с собой и вновь придёт в воплощение уже с этим опытом.

Когда думают: «За что мне это, я ведь такая «пушистая»?» — ну это вы думаете, что вы такая есть, а на самом деле, это следствие ваших прошлых жизней, где вы так же были непримиримыми, обидчивыми, злились понапрасну, завидовали и прочее. А теперь, в теперешней жизни, надо жить с этим наследством. И если вы опомнитесь и захотите остановить это, то нужно, как говорят, «взяться за ум» и начать жить для себя, избавиться, наконец, от всего этого груза прошлого и начать радоваться жизни.

Что значит радоваться жизни

Буквально каждая душа, проходя любой свой урок, должна научиться радоваться жизни. Радость — это высокая вибрация, высокочастотная энергия, а следовательно, высокая ступень в системе мироздания.

Радуйтесь. Радуйтесь. Радуйтесь!

Увидьте, наконец, красивый листочек под ногами, необычный камушек, живописное облачко, солнышко, которое сегодня светит «только для меня и как-то по-особенному»!

Не распыляйтесь по сторонам на разные мелочи!

Пожелайте Добра всем и всему сущему! А в первую очередь своим врагам и «доброжелателям», если таковые у вас имеются. Пусть вы раньше их опомнились и повернулись лицом к добру, жизни, счастью! Ведь все поступки, любые, направлены во имя жизни или во имя смерти. А зло и разный негатив направлены на смерть, на конец жизни, и не дают или мешают проявиться в человеке его божественной сути, — «Я есть Любовь! Я есть Свет! Я есть Радость! Я есть Успех! Я есть Счастье. «.

Путь к себе

Всё богатство сидит у нас внутри и с нами будет всегда, — это наше внутреннее состояние, наш душевный потенциал. Если в вас есть много «мусора», то нужно от него освободиться, наконец, и проявиться, как личность осознанная, наполненная желанием жить, радоваться и творить добро.

Начните Путь к Себе! Время пришло!

Начинайте! Это вам воздастся сторицей. Вот посмОтрите.

Сейчас быстро всё сбывается. Нужно только ваше намерение и большое желание, а потом всё начнёт складываться вокруг вас самым наилучшим образом. Волшебство жизни вас удивит! Подсказки будут идти одна за одной, вы только их не пропускайте!

Нужные книги, новые знакомства, новые возможности, обязательно к вам придут и перевернут жизнь с ног на голову. Не отказывайтесь от тех возможностей, которые открываются! Это окна в новый мир! В новую, доселе неведомую вам жизнь!

А в каком душевном состоянии пребываете вы.

Гештальт-психология

Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Читайте также:  С точки зрения подхода культура покоится на результатах

«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт», — писал Карл Дункер.

Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.

Феноменальное поле — совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Фигура и фон

Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Константность восприятия

Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов . Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.

Целостные структуры сознания как предмет психологии

Проблема целостности в психологии. Целостный подход в гештальтпсихологии, история ее возникновения, основные положения, законы. Принципы гештальта, исследования развития восприятия у детей. Гештальттерапия: основные понятия, техника, упражнения, картинки.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2015
Размер файла 2,0 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»

Дисциплина Общая психология

Тема реферативной работы: Целостные структуры сознания как предмет психологии

Регистрационный номер (№ зачетной книжки) ДБ 00000171

Выполнил(а) студент(ка) Копылова Маргарита Геннадьевна

Группы № 2010 сз факультета Психология

ФИО преподавателя Рапацкая Ю.А

1. Проблема целостности в психологии

2. Целостный подход в гештальтпсихологии

2.1 История возникновения гештальтпсихологии

2.2 Основные положения гештальтпсихологии

2.3 Законы гештальтпсихологии

2.4 Принципы гештальта

2.5 Исследования развития восприятия у детей

3. Целостный подход в других психологических школах

4.1 Основные понятия

4.2 Техника гештальттерапии

Целостные структуры сознания, гештальты (нем. Gestalt — образ, форма, структура), как предмет психологии вплотную начали изучаться в Германии в первой трети ХХ века. Гештальтпсихология — направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы и появилась как реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (мы видим мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется положение в пространстве, освещенность и т. д.).

Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Основателями гештальтпсихологии считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941).

Этими учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:

1. Предмет изучения психологии — сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт — целостная образная структура.

4. Метод исследования гештальтов — объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

гештальтпсихология восприятие дети упражнение

1. Проблема целостности в психологии

В XIX веке многие психологи и философы заметили, что принцип элементаризма, согласно которому целое (сознательный образ) равно сумме его частей (ощущений) не может объяснить многие реальные психологические факты. Одним из первых был английский философ, социолог и психолог Джон Стюарт Милль (1806— 1873), который называл психологию «ментальной химией», в отличии от «ментальной механики», как называл психологию его отец, Джеймс Милль.

Он считал, что какие-то сложные образные структуры хотя и образуются на основе сочетания простых «идей» (ощущений), но получившееся целое имеет новые свойства, не сводимые к свойствам входящих в целое частей. Подобное уже давно заметили химики, которые, как писал Дж. С. Милль, не могут вывести из свойств кислорода и серы свойства серной кислоты, в состав которой входят и кислород, и сера.

Христиан фон Эренфельс (1859—1932), представитель Австрийской психологической школы, в небольшой работе 1890 г. «О гештальт-качествах» обобщив существовавшие ранее идеи целостности еще в рамках элементаризма, фактически поставил и попытался решить проблему целостности в психологии.

Он изучил факт, заключающийся в несводимости восприятия мелодии как целостного образования к сумме ощущений звуков, из которых она состоит: при транспонировании мелодии в другую тональность звуки могут весьма существенно измениться, а восприятие мелодии сохраняется. X. Эренфельс сформулировал следующую проблему: откуда берется это новое «качество целостности», или «гештальт-качество»?

X. Эренфельс сделал вывод, что новое «качество целостности» (гештальт-качество) представляет собой еще одно, новое, содержание сознания, которое «автоматически» появляется в сознании, как только в нем возникнут составляющие мелодию звуки, т.е. сумма N элементов становится целостностью благодаря прибавлению к ней в сознании нового элемента (N + 1). С его точки зрения, целостных мелодических структур в самой реальности (объективно) не существует. Целостность психического образа — это, видимо, результат работы самого сознания, механизм которой X. Эренфельс не раскрыл.

Глава Австрийской психологической школы А. Мейнонг, изучая исследования Эренфельса считал гештальт-качество результатом специального «продуктивного» духовного акта. По его мнению гештальт-качество вовсе не автоматически появляется в сознании — для его возникновения требуется специфическая активность субъекта по установлению отношений между звуками, результатом которой и является переживание целостной мелодии. Поскольку при транспонировании мелодии в другую тональность отношения между звуками (пусть даже и другими) остаются прежними, поэтому восприятие мелодии сохраняется.

Был сделан вывод, что восприятие — не есть зеркальное отражение физической реальности; восприятие есть результат специальной «целостнообразующей» духовной деятельности. Таким образом, решение проблемы целостности в Австрийской школе не вышло за рамки элементаристского подхода к сознанию. Для ее представителей целое — по-прежнему сумма его частей, хотя суммация этих частей в целое была осложнена прибавлением нового элемента.

В начале XX века против этого выступили сторонники так называемой целостной психологии — довольно большого течения в Германии, к которому принадлежало несколько психологических школ, самая крупная из них была Берлинская школа гештальтпсихологии.

2. Целостный подход в гештальтпсихологии

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёллеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов.

Гештальтпсихология — это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт — целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей».

Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

2.1 История возникновения гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера (1880-1943)- «фи — феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости.

Макс Вертгеймер родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О.Кюльпе — в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт-на-Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них были Курт Коффка (1886-1941) и Вольфганг Кёлер (1887-1967), которые в качестве испытуемых участвовали в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Подавляющее большинство экспериментов строилось в соответствии со следующей схемой. Давалось два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, последовательно объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.

Все еще господствовавший в то время принцип элементаризма (даже в варианте Австрийской школы) был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М.Вертгеймером «фи-феноменом». В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений — ведь фактически во всех трех вышеуказанных случаях имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый гешталып — новое, качественно отличное от других целостное образование.

Более того, стоит только как-то изменить пространственно-временные условия предъявления изображений полосок (увеличить или уменьшить расстояние между ними при одновременном изменении интервалов их следования друг за другом), изменить их цвет (сделать, например, одну полоску синей, а другую — красной) и т. п. — и каждый раз возникают качественно отличные друг от друга гештальты (т.е. разные целостные психические структуры). Так, кроме феномена «обычного фи-движения» в исследовании 1912 г. были открыты еще и феномен «чистого движения» (когда кажется, что полоски стоят на месте, а между ними происходит движение какого-то объекта, но какого — неизвестно), и явление «частичного движения» (когда кажется, что движутся оба объекта: только первый из начального положения куда-то к середине, а второй откуда-то из середины в свое конечное положение) и т.п.

Поэтому для объяснения полученных явлений М.Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма в любом из его вариантов и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого — восприятие изначально строится как целостная структура, особенности которой определяются «здесь и теперь» существующими пространственными и временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.

Если говорить кратко, то в процессе экспериментов Вертгеймер выяснил следующее:

· Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно

· Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно

· Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) — при этом создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)

Читайте также:  Что такое диоптрии в очках для зрения

· При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) — это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год — эмиграция в США (Нью -Йорк) — работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает.

А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 — 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Немецкий психолог Вольфганг Кёлер (1887-1967) также считается основателем гештальтпсихологии, он автор трудов по психологии продуктивного мышления у животных, психологии и электрофизиологии восприятия и обобщающих руководств по гештальтпсихологии. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа.

Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира — физического, физиологического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло преодолеть витализм.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), «О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология». Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последующем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.

2.2 Основные теоретические положения гештальтпсихологии

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей.

По мнению гештальтпсихологии, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно, гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

· Гештальт — это единица сознания, целостная образная структура.

· Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.

· Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха — ощущения слуха.

· Зрительное восприятие — ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеком посредством органов зрения.

· Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Человек может осознать свои переживания, выбрать путь для решения своих задач, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт-психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

2.3 Законы гештальтпсихологии

20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов восприятия, притом зрительного. Было предложено множество законов гештальта (их насчитывали 114).

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Качество «транспозиции» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

· разные тональности одной и той же мелодии,

· картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Принцип «транспозиции» также иллюстрирует следующий модельный эксперимент, проведенный Келером над курами, у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на соотношение светлот (на «более светлое»). Их реакция, по Келеру, определялась законом «транспозиции».

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив. Прегнантность (от лат. рrаegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Согласно закону «прегнатности» наше перцептивное поле стремится к структурированию наиболее хорошим (при данных условиях), т.е. простым, симметричным, экономным, образом. Так, например, если на очень короткое время испытуемым предъявляют окружность с разрывом, испытуемый этого разрыва не замечает, достраивая воспринимаемое изображение до «хорошей формы» — целостной окружности. Это называется «завершением гештальта». Согласно гештальтпсихологам, так происходит потому, что на самом деле за психической реальностью стоит физиологическая работа мозга — и именно мозг экономит таким образом энергию физиологических процессов, которые связаны с психическими процессами отношениями изоморфизма. Последнее означает, что физиологические и психические процессы тождественны по структуре (гештальт в психической сфере, переживаемый субъектом как субъективный феномен, объективно оказывается физиологической структурой) и нет никаких особых, отличных от физиологических, психологических законов: ведь наше психическое структурирование зрительного поля на самом деле является законом «целостного» распределения энергии работающего по принципу экономии головного мозга.

Закон стремления к «хорошей форме» лежит в основе и иных психических процессов, в частности мышления. Приведем пример исследований мышления в гештальтпсихологии на материале классической работы В. Кёлера «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян». Вот схема его исследований.

Перед шимпанзе ставится задача достать банан, который лежит вне клетки, где сидит обезьяна. Банан лежит слишком далеко — рукой или ногой до него не дотянуться. Но в поле зрения обезьяны, на полу клетки, лежит палка. Вначале обезьяна безуспешно старается дотянуться до банана, прыгает, злится, но ничего не помогает. Затем некоторое время она сидит как бы безучастно. Затем «вдруг» ее взор падает на палку, она схватывает ее, просовывает через прутья решетки и достает банан. И здесь, по мнению В. Кёлера, присутствуют процессы структурирования зрительного поля. Решение данной задачи возникает в результате образования целостной образной структуры — гештальта, который «охватывает» как цель (банан), так и средство (достать этот банан) — палку. Фактически здесь нет субъекта решения — не сама обезьяна решает задачу, а у нее образуется гештальт — целостное видение ситуации, «схватывание» отношений между предметами, которое дано буквально уже на уровне образа. При этом палка в целостной структуре ситуации приобретает свое специфическое функциональное значение средства для доставания банана.

Однако эту функцию палка приобретает только в том случае, если обезьяна «охватывает» своим взором и палку, и цель одновременно, т.е. если оба эти предмета становятся частями одного гештальта. Примечательно, что гештальт, как правило, не возникает в том случае, если палка лежит перпендикулярно взору обезьяны: тогда она не образует «хорошей формы» вместе с целью — бананом. То же происходит и в случае, если палка лежит так, что обезьяна не может охватить одним взором (образовать зрительный гештальт) палку и банан (когда, например, палка лежит за спиной у обезьяны). Впрочем, для опытных обезьян (уже использовавших палку в подобных ситуациях) это уже не помеха, и они «видят» палку в ее функциональном значении даже тогда, когда она лежит в данный момент вне поля их зрения, и начинают ее искать для решения подобной задачи. Однако в этом случае это будет уже не интеллектуальное решение, а использование сформированных в прошлом опыте способов действия.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Константность размера в гештальтпсихологии: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы в гештальтпсихологии: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.

Константность яркости в гештальтпсихологии: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

2.4 Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

· Близость (все, что рядом, воспринимается вместе)

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

· Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое).

Близость и смежность отражает тенденцию к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

· Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе)

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

Например, испытуемому показывают изображение, составленное из множества кружочков двух цветов (скажем, зеленого и красного), то вполне вероятно объединение красных кружочков в единый гештальт — фигуру, а зеленых — в фон (или наоборот). Это результат действия фактора сходства. На нем основана работа так называемых таблиц Штиллинга, с помощью которых офтальмолог проверяет, не дальтоник ли его пациент. Если вы не различаете красный и зеленый цвета, то вы увидите на этих таблицах (картинках) неструктурированное, однородное поле, составленное из кружочков одного цвета, а не фигуру на фоне. Различающий указанные цвета отчетливо увидит двухзначное число (скажем, зеленого цвета), составленное из кружочков, как фигуру на красном фоне.

· Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности)

Читайте также:  Зрение не поддается коррекции что это

· Замкнутость (Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму)

Происходит заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре: когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

· Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Термин «гештальт-качество» (нем. Gestaltqualitдt) введен в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания.

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностными, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

2.5 Исследования развития восприятия у детей

Многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории.

Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальт-психологии, делится на два независимых и параллельных процесса — созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Курт Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.

Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления), так и в развитии личности ребенка. Изучая процесс восприятия, они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.

Исследования развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько наборов «фигура-фон». Это неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д. Таким образом, единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном — зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция» Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.

Исследовал развитие восприятия у детей еще один представитель этой школы — Г.Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования геометрических фигур детьми разного возраста. Так, при рисовании конуса четырех-пятилетние дети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них еще нет адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они пользуются двумя похожими гештальтами. Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт проводил и сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети видели, и тех, которые они не видели, а только ощупывали. При этом оказалось, что в том-случае, когда дети ощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передавая свое общее ощущение от предмета, а не его форму. То есть происходило, как и доказывали гештальтисты, схватывание целостного образа предмета, его «хорошей» формы, а затем его просветление и дифференциация. Эти исследования имели большое значение для работ по исследованию зрительного восприятия в России, в школе А.В.Запорожца, и привели психологов этой школы к мысли о том, что существуют определенные образы сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнавания предметов.

Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии — доказывал гештальт-психолог В.Келер. Он считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования на звание «инсайт«, т.е. озарение.

Понятие об инсайте (от англ. insight — усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха».

Келер провел эксперимент, в котором детям предлагалось достать машинку, расположенную высоко на шкафу. Для того чтобы ее достать, надо было использовать разные предметы — лесенку, ящик, стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик. Но наибольшие затруднения вызывал вариант, когда в комнате не было других предметов, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как под ставку. Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудности. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как ящик может осознаваться в нескольких функциях. Что же касается стула, то он осознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт — со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный образ «стол-стул» на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую функциональную роль.

3. Целостный подход в других психологических школах Германии

Подводя итоги рассмотрения некоторых исследований» гештальтпсихологов, можно высоко оценить их вклад в разработку целостного подхода в психологии.

Однако многие конкретные идеи гештальтпсихологов (в частности, идея о том, что единицами анализа сознания должны быть гештальты, имеющие законы своего образования, одинаковые у ребенка и взрослого, у человека и животного, в восприятии и мышлении) подвергались критике практически с момента их возникновения. Одним из критиков Берлинской школы гештальтпсихологии выступила возникшая одновременно с ней Лейпцигская школа (также относимая к целостной психологии), предложившая свой вариант целостного подхода к изучению психических феноменов.

Лейпцигская школа была основана учеником В.Вундта Феликсом Крюгером в середине 10-х гг. XX в. и перестала существовать в середине 30-х гг. Основные представители: Г.Фолькельт, Ф.Зандер, А. Веллек, О. Клемм и другие.

Представители данной школы придерживались убеждения, что необходимо выделять различные единицы анализа сознания на разных ступенях его развития. Так, они считали гештальты единицами анализа лишь развитого сознания. На более ранних генетических ступенях (как в филогенезе, так и в онтогенезе) в психике субъекта должны быть выделены другие единицы анализа — так называемые комплекс-качества (этот термин был предложен в Лейпцигской школе по аналогии с термином X. Эренфельса «гештальт-качество»). Комплекс-качества отличаются от гештальт-качеств (или гештальтов) более диффузным и менее структурированным характером, а главное — эмоциональностью.

Приведем два примера исследований Лейпцигской школы, которые иллюстрируют сказанное. Один из них имеет отношение к изучению принципов обобщения у детей-дошкольников и у взрослых. Испытуемому предъявлялось несколько объектов (плоских изображений определенных фигур), из которых надо было выбрать объект, который, по мнению испытуемого, наиболее похож на эталонный, предъявляемый отдельно от остальных. Если взрослые сравнивали предъявляемые объекты с эталонным по объективным признакам и именно по ним определяли сходство, то для детей главным было сходство или различие субъективных впечатлений от объектов, и именно эти субъективно-эмоциональные переживания выступали основанием для обобщения ребенком предметов (так, довольно различные, с точки зрения объективно-рационального восприятия взрослого, изображения «снежинки» и «еловой веточки» объединяются ребенком в одну группу по эмоционально-субъективному переживанию «мохнатости»).

Второй пример имеет отношение к изобразительной деятельности детей. Детям-дошкольникам дали возможность познакомиться на практике со свойствами определенных стереометрических объектов, названия которых были для ребенка незнакомы (цилиндр, конус и др.), т.е. разрешили поиграть с ними, действовать всеми возможными способами и т.п. Одной маленькой девочке очень понравился конус, остроту верхушки которого она прекрасно оценила, прокалывая ею листки бумаги. Один из мальчиков особенно долго общался с цилиндром, называя его «катушкой», которую действительно можно было катать. А затем в группе детского сада был проведен урок рисования, где дети должны были нарисовать те объекты, с которыми недавно играли и которые теперь стояли перед ними на столе. И что же? Дети изображали не сам объект как таковой, а свои впечатления от общения с ним, поэтому, например, на рисунке девочки, изображавшем конус, были нарисованы точки (это были даже не точки, а проколы карандашом листка бумаги) — так девочка пыталась изобразить свое эмоционально окрашенное переживание от взаимодействия со столь интересным для нее предметом. Мальчик же нарисовал цилиндр не в соответствии с правилами перспективного изображения, как это бы сделал взрослый и как это делают дети, «научившиеся рисовать, как взрослые», а в соответствии с возникшим у него ярким, эмоциональным впечатлением «округлости», «покатости» и т.п. Такие пронизанные эмоциональными моментами переживания, возникающие в реальном взаимодействии ребенка с предметами окружающего мира, и назывались в Лейпцигской школе «комплекс-качествами».

Таким образом, Лейпцигская психология ввела в целостный подход в психологии идею развития, что было высоко оценено Л.С.Выготским, который, в свою очередь, разрабатывая идеи системного строения сознания, видел необходимость выделения на каждой ступени развития своих «единиц анализа».

Существовала еще одна школы, которая также причисляется к направлению «целостная психология». Это школа, созданная психологом Куртом Левином (1890—1947). Многие моменты концепции К.Левина связаны с классическими положениями гештальтпсихологии (поэтому некоторые историки психологии считают возможным рассматривать эту школу как составную часть гештальтпсихологии; другие, правда, считают ее самостоятельным направлением). В отличие от других представителей гештальтпсихологии, разрабатывавших проблемы восприятия (Коффка, Рубин), мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер), психического развития (Коффка), Курт Левин распространил принципы гештальтпсихологии на экспериментальное исследование личности — потребностей, аффектов, воли.

Данную концепцию часто называют «теорией поля». Его теория испытала серьезное влияние гештальтпсихологии и психоанализа, но тем не менее абсолютно оригинальна. Теория «поля» Курта Левина, так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Термин «поле» давно уже получил прописку в психологии (еще со времен В. Вундта, который выделял в сознании собственно «поле сознания» и «поле внимания»). В классической гештальтпсихологии стали говорить о целостности феноменального поля сознания, которому изоморфны соответствующие физиологические гештальты. Как и электромагнитные поля, изучаемые в физике, феноменальные «поля» представляют собой такие же динамические гештальты, которые при данных конкретных условиях (здесь и теперь) расчленяются (структурируются) определенным образом. К.Левин вводит в эти «поля» еще одно — мотивационное — измерение, подчеркивая, что огромную роль в структурировании феноменального поля играют не только собственно внешние условия его возникновения (объекты окружающего мира), но и потребности субъекта. В школе К.Левина экспериментально исследуются так называемые квази-потребности, которые возникают у человека ситуативно, когда у него появляется намерение что-либо сделать (выполнить какое-либо действие). Левин часто определяет квази-потребность как динамическую систему, заряженную энергией, требующей своей разрядки, что в естественных условиях бывает после выполнения действия. А если действие прервать?

В одном из экспериментов, проведенных под руководством К.Левина, его ученица М.Овсянкина давала испытуемому 20 заданий, из которых 10 в случайном порядке прерывались (испытуемым не давали довести их до конца под разными предлогами). Сами задания представляли собой довольно привлекательные для испытуемого и нетрудные задачи: вылепить из пластилина собаку, сложить мозаику по схеме, нарисовать домик и т. п. После того как все 20 заданий были испытуемым выполнены (некоторые не до конца), ему говорили, что эксперимент окончен. И тем не менее что-то мешало испытуемому уйти: он мялся, тянул время, а потом вдруг говорил экспериментатору: «Дайте-ка мне долепить собаку». Или: «А можно я дорисую домик?» Тем самым был обнаружен так называемый эффект «незавершенного действия» — человек спонтанно возвращается к прерванному действию. К.Левин объяснял это тем, что энергия квази-потребности разрядилась не до конца.

Эта же не до конца «израсходованная» энергия квази-потребности объясняет еще один феномен, названный «эффектом Зейгарник» по имени изучившей его советской исследовательницы, тоже ученицы К.Левина, Блюмы Вульфовны Зейгарник (1901 — 1988), которая после стажировки в Германии у К.Левина вернулась в СССР и стала заниматься патопсихологией, сыграв большую роль в становлении этой дисциплины в нашей стране. «Эффект Зейгарник» заключается в факте лучшего (в 1,9 раза) запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными. Многочисленные эксперименты К.Левина, посвященные динамике квази-потребностей, привели его к выводу, что к характеристикам целостных структур в психологическом поле, выделяемых гештальтпсихологией, надо добавить очень важное их свойство — валентность. Этот химический термин означал для К.Левина то, что в психологическом поле объекты не просто выделяются как фигуры на фоне, но обладают способностью притягивать к себе субъекта (положительная валентность объекта) или отталкивать его от себя (отрицательная валентность объекта). Однако самое интересное заключается в том, что валентность не является свойством объектов самих по себе — это системное качество отношений субъект — объект. Один и тот же объект может в зависимости от потребностей субъекта приобрести разную валентность. Все эти нововведения сыграли большую роль как в становлении целостного подхода в психологии, так и в разработке других проблем современной психологической науки.

Источники:
  • http://studwood.ru/616341/psihologiya/tselostnyy_podhod_geshtaltpsihologii
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1492
  • http://samopoznanie.ru/articles/chto_znachit_byt_celostnym/
  • http://www.psychologos.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00620885_0.html