Меню Рубрики

Биометрический паспорт с точки зрения христианства

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который проходил в Москве 2-5 февраля 2013 года, утвердил документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Данный документ содержит предостережения и указывает на те опасности, которые, существуют в современном мире. Хотя в документе и отсутствуют заявления, которых ожидали многие православные, о том греховно ли принятие человеком ИНН, а также греховно ли согласие на обработку персональных данных и получение биометрического паспорта.

Давайте более детально рассмотрим документ, принятый Архиерейским Собором РПЦ. Во втором абзаце документа указано положение, которое давно вызывает много споров среди православных, а именно: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Для объективного понимания сказанного следует определить сущность идентификатора личности, чтобы выяснить, является ли он внешним знаком. Так как понятие «идентификатор личности» относится к сфере информационно-коммуникационных технологий, обратимся к Заключению 2003 года «Информационно-технической экспертизы вопросов, связанных с ИНН и техническими аспектами его использования», признанной судом.

В данном документе указывается: «Официальное техническое назначение идентификационного номера человека (частный случай ИНН) и гражданского имени человека с его персональными данными аналогичны – идентификация личности. Для системы «именем» человека, т.е. достаточной для опознания совокупностью данных, равнозначно являются как персональные данные человека, так и идентификационный номер. Реальное назначение любого идентификационного номера человека (частный случай ИНН) – всеобщая, регулярная, универсальная, оперативная, повсеместная автоматическая идентификация личности и гарантированный постоянный контроль».

Таким образом, любой идентификатор личности (ИНН, СНИЛС, серия и номер паспорта, уникальный номер записи в реестре) — это имя. И нет на данный момент никаких оснований утверждать, что имя является внешним знаком, даже если о присвоении такого имени выдается внешний документ (знак) в виде справки о присвоении идентификатора личности. О крещении ведь тоже выдается свидетельство, и хотя само свидетельство — знак внешний, имя еще никто внешним знаком не называл. Данное определение неприменимо также к тем внешним знакам, прямой запрет на принятие и ношение которых содержится в Священном Писании. К примеру: «На женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

В отношении начертания указывается: «… и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. (Откр. 14,11)»

Далее Собор указал, что позиция Церкви по вышеуказанному вопросу нашла свое отображение в ранее принятых документах, в частности: Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации В.В.Путину в октябре 2004 года: «Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы».

В Заявлении Священного Синода РПЦ от 6 октября 2005 года указывается: «В частности, отмечена опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей… Средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство. Видятся неприемлемыми такие разновидности подобных средств, которые были бы неотделимы от человеческого тела… Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени».

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви: «9. Собор поддерживает инициативу духовенства и мирян о проведении крестных ходов, являющихся видимым выражением веры и благочестия народа Божия…54. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею…».

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека от 26 июня 2008 года: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля… Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:— недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций…Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере».

Письмо Святейшего Патриарха Кирилла Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину от 28 июля 2009 года: «…граждане хотели бы пользоваться альтернативной системой сбора данных (без личных идентификационных номеров, а также устройств, которые позволили бы идентифицировать человека без его ведома в общественных местах, при совершении покупок и так далее). Негативную реакцию вызывают также документы, носящие определенные символы, целесообразность и предназначение которых вызывает сомнения».

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» 2011 года: «45. В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ».

Как видим, ни в одном из вышеприведенных документов не благословляются идентификаторы личности (ИНН, СНИЛС, и т.д.), тем более даются очень строгие предупреждения об опасности принятия таких новшеств как документы с чипом. В усиление вышеприведенных положений Архиерейский Собор РПЦ 2-5 февраля 2013 года констатирует тот факт, что «Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия…, и… тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему… Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат… В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни».

Здесь впору заметить, что в далеком 1998 году Священный Синод УПЦ в своем Послании точно предрек такую ситуацию и дал оценку происходящим явлениям, а именно: «печать антихриста лишь завершит процесс отпадения от Бога и благодати Его, что ныне тайно совершается в глубине человеческих сердец. Именно в этом случае индивидуальный идентификационный номер, который будет присвоен каждому человеку и нанесен на него через какую-то «несмываемую» технологию, действительно может стать «печатью антихриста». В результате человек окажется перед дилеммой: или принять код, без которого существование человека в обществе станет невозможным, или же отказаться от него и, как следствие, оказаться вне антихристианского сообщества и подвергнуться гонениям — таковы будущие события, которые отображены в Откровении святого Апостола Иоанна Богослова». То есть на наших глазах реализуется апокалиптический сценарий, о котором Церковь предупреждала в 1998 году. Кроме того, Архиерейский Собор 2013 года, предвидя дальнейшее развитие событий, предупреждает, что: «наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)».

Далее Собор формулирует отношение Церкви к рассматриваемым явлениям и заявляет: «Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности… Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации…

Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

Поскольку Церковь считает использование идентификаторов недопустимым, так же как и нанесение на тело человека каких-то меток или имплантирование электронных устройств, то также недопустимо и принятие документов, выдача которых однозначно сопряжена с использованием идентификаторов и создает все условия для нанесения невидимой идентификационной метки во время сканирования трехмерного образа лица человека. Этот факт более чем очевиден. Отсюда благословение на принятие биометрического паспорта, УЭК или иного документа, связанного с получением номера и (или) с проведением любых манипуляций с телом, НЕДОПУСТИМО. Принимать участие в подобных процедурах НЕЛЬЗЯ.

Особо следует обратить внимание на однозначную позицию, высказанную Собором по поводу ныне существующих и планируемых к выдаче документов: «Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер, либо оскорбляющих чувства верующих».

Биопаспорт, УЭК не только содержат на чипе информацию, непонятную для человека и скрываемую от него, но, более того, человек даже не знает, какая именно информация о нем содержится в чипе его документа. Хотя законы в той или иной степени регламентируют объем и назначение информации на чипе, но сам прочитать информацию человек не сможет. Если человека заинтересует, что именно содержится на его чипе, тогда ему необходимо обращаться к соответствующему уполномоченному органу государства, который предъявит соответствующую информацию и очень убедительно скажет, что это вся информация, больше на чипе ничего нет. Такую ситуацию можно сравнить разве что с тем, что налоговый инспектор вместо детальной проверки в акте написал бы: «Нарушений нет. Об этом, ручаясь своей честностью, уведомил меня проверяемый налогоплательщик». Вот когда налоговая по такому принципу будет делать налоговые проверки, тогда и мы будем верить тому, что они нам говорят, а пока честное слово заинтересованной стороны вообще не принимается к рассмотрению. Таким образом, Собор еще раз однозначно не благословил принимать документы с чипом.

Далее в документе Собор дает нам механизмы, при помощи которых мы можем отстаивать нарушенные права, а также пресекать всякого рода свободные толкования относительно проблем идентификации и биометризации. В частности, в документе говорится:

«При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.
В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества».

Теперь у нас есть что сказать тем людям, в том числе и клирикам, которые от своего имени заявляют, что ИНН и другие идентификаторы личности не имеют отношения к духовной жизни, что биопаспорта можно получать и прочее, чем восхищают «право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни».

Имеются случаи, когда с амвона Церкви дается благословение на получение ИНН, биопаспортов, УЭК, и других атрибутов электронной идентификации, при этом людей, не желающих принимать такие новшества, подвергают осмеянию и церковным прещениям. Теперь, исходя из решения Архиерейского Собора 2013 года, развившего положения предыдущих официальных документов Церкви, мы обо всех подобных фактах дискриминации обязаны сообщать правящему Архиерею и, при необходимости, Синоду.

Обсуждение документа на предмет того, хорош он или плох, которое наблюдается в данное время – путь бесперспективный. Вопрос не в том, каков этот документ, а в том, как и насколько он помогает разобраться в существующей проблеме и дает возможность пресечь те негативные проявления, дискриминацию, принуждение к принятию документов, необоснованные прещения, которые сегодня имеют место.

Данный документ, хотя и некатегорично, но весьма определенно и недвузначно указывает, что никакого благословения на принятие ИНН, уникального номера записи в реестре, СНИЛС, УЭК, биопаспорта и т.п. Церковь не давала, и что все эти явления имеют непосредственное отношение к духовной жизни и спасению. Более того, все вышеперечисленные новшества имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен, и события развиваются как раз именно в сторону исполнения страшных предупреждений Откровения Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Читайте также:  Утрата зрения животными обитающими в почве является

Эксперт поналогообложению Олег Щербанюк — для «УНИАН-Религии».

Биометрические паспорта и конец света: чего бояться православным?

Не успели утихнуть страсти по ИНН, как вновь «внедрение в Украине биометрических документов в течение последних нескольких лет вызывает беспокойство у многих верующих Украинской Православной Церкви».

Именно эта обеспокоенность некоторой части православных граждан Украины и послужила поводом для обращения Священного Синода УПЦ к Президенту, премьер-министру и спикеру Верховной Рады. Из этого обращения, собственно, и взята приведенная выше цитата.

Впрочем, это не первый случай в истории Православной Церкви, когда в ее ограде возникала дискуссия, вызванная эсхатологическими ожиданиями, навеянными в первую очередь текстами из Апокалипсиса.

Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис), пожалуй, самая таинственная и самая загадочная книга Святого Писания. Уже один факт того, что Апокалипсис стал фактически последней книгой, включенной в канон Нового Завета, говорит о многом. Между прочим, на православном Востоке этот процесс сопровождался серьезными трудностями.

И действительно, тема последних времен всегда волновала и до сих пор продолжает волновать человеческие умы. В первую очередь это касается христиан, причем вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, от того или иного исторического периода существования Церкви.

Уже первые христиане всецело жили эсхатологическими ожиданиями, пребывая в твердой уверенности скорого конца света и Второго Пришествия Христа Спасителя. Немного позднее (около 400-го года н.э.) великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст предупреждал своих современников о близости конца мира и приходе антихриста. Не менее сильными были эсхатологические ожидания и на Руси: в 1492 году, когда по ветхозаветному летоисчислению исполнялось 7 000 лет со дня сотворения мира, на Руси не составляли пасхалию, будучи твердо уверенными в неминуемом конце света. Ждали беды и в 1666, и в 2000 годах.

А уж на роль антихриста претендентов в мировой истории было хоть отбавляй: император Нерон, Петр Первый, Наполеон, Сталин, Гитлер и т.д. Не менее драматическая ситуация складывалась и с так называемой «печатью антихриста», с которой нередко отождествлялись многочисленные переписи населения, исправления богослужебных книг, удостоверения личности, паспорта (особенно первые советские паспорта, вводимые в СССР в период жестоких гонений на Церковь) и т.д.

На самом деле, во всем этом нет ничего удивительного или необычного, ибо, без всякого сомнения, не только Апокалипсис, но и все Святое Писание буквально пронизано эсхатологическими ожиданиями, а тема антихриста и последних времен звучит в Писании не просто как проходящая, но как требующая серьезного богословского осмысления. Осмысления, в процессе которого вполне допустимы дискуссии и разномыслия, вполне способные, по мнению Святого апостола Павла, содействовать духовному и интеллектуальному развитию христианина: «ибо надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е Коринф. 11:19).

Однако, к сожалению, не всегда эти дискуссии проходят на должном богословском уровне. Нередко они становятся поводом к оскудению любви между православными христианами, причинами ссор, раздоров, обид и взаимных обвинений в оскудении веры, фанатизме и богословской безграмотности. Порою доходит до того, что те, кто отказался от биопаспортов или ИНН, и те, кто не сделал этого, смотрят друг на друга как на врагов Церкви, врагов Православия.

Хотя, если посмотреть на эту проблему со стороны взглядом беспристрастного исследователя, для подобной конфронтации нет ни малейшего повода, так как вряд ли кто-либо из верных чад Церкви будет сомневаться в следующем.

Во-первых, «новый мировой порядок» – это не миф, а предсказанное Писанием общество, к которому движется человеческая цивилизация и в котором уже невозможно будет жить христианам. Все в жизни человека времен антихриста, от банальных покупок в супермаркете до религиозных убеждений, будет контролироваться государством. И в этом смысле царство антихриста в категориях политологии действительно можно будет назвать не только глобальным и даже не только авторитарным, но и тоталитарным, т.к. по своей сути оно претендует на контроль над убеждениями граждан. Апокалипсис это выражает знаменитой фразой о начертании, которое антихрист ставит на чело и на правую руку человека (Откр. 13, 16-17). Десница – это образ действия, чело – образ мысли.

И более чем вероятно, что столь строгий контроль над жизнью своих граждан государство (в свою очередь контролируемое антихристом) будет осуществлять через электронные средства наблюдения. Электронная память, хранящая все данные о жизни гражданина, электронные деньги, фиксирующие покупки и прочее, позволят государству следить за такими мелочами частной человеческой жизни, которые ускользали из-под контроля даже советской системы.

Короче говоря, для «нормальной» жизни в обществе времен антихриста от человека потребуют подтвердить своими делами верность антихристовой идеологии. Для тех же, кто не сделает этого, будут предусмотрены суровые меры воздействия, лишающие их множества привилегий: возможности устроиться на работу, торговать и совершать покупки, получать пенсию и т.д. То есть по факту эти люди станут изгоями, оказавшимися на обочине жизни, ибо, даже живя в городе, они будут чувствовать себя, словно пустынножители.

Во-вторых, опять же, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что основная вина за торжество антихриста лежит не на «масонах» или других, мнимых или действительных, врагах Церкви Христовой, а на самих христианах. Христиане устали быть христианами – вот почему ослабеет свет. Христианам захотелось быть еще кем-то, захотелось попробовать подзабытой языческой духовной «экзотики» – вот почему тьма вновь распространится по всей земле: «Здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут себе избирать учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4,3-4).

Пожалуй, это главная весть христианской апокалиптики. По мнению преподобного Ефрема Сирина, особенность последней исторической трагедии человечества будет состоять в том, что люди сами выберут себе новую веру и новых владык, сами откроют мир для «князя тьмы» и «со всею охотою сделаются его союзниками».

И в-третьих, с чем все согласны, так это с тем, что, как бы ни был страшен приход антихриста, все же его царствование еще не настало, а стало быть, пока еще нет и не может быть никакой печати антихриста в наши дни. Да и для принятия этой печати необходимо будет сознательное волеизъявление каждого конкретного человека (так что принять печать зверя незаметно для себя, увы, не получится). Да и с тем, что пресловутые биопаспорта или ИНН не являются печатью антихриста, сегодня согласно большинство православных верующих (от иерархов и священнослужителей до мирян).

Но раз все эти тезисы не вызывают у нас нареканий, тогда о чем же мы спорим? Думаю, ответ можно найти в известном произведении К.С. Льюиса «Письма баламута», где старый, богатый опытом совращения людей бес говорит молодому бесенку: «Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность в настоящий момент меньше всего, и направляем его одобрение на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени. Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителями во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой».

И действительно, пока мы ломаем копья по поводу биопаспортов и ИНН, споря о том, нужно их принимать, или нет, от нас ускользает тот факт, что постепенно мы перестаем быть христианами, перестаем быть учениками Христовыми, т.к. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А ведь пока мы боремся с псевдопроблемами и не желаем услышать друг друга, именно любовь незаметно уходит из наших сердец. Разве это не большая услуга антихристу, нежели принятие биопаспорта или ИНН?

Любовь требует, чтобы мы в первую очередь постарались понять собеседника и уступили ему (услужить ближнему) во второстепенных вещах, претворяя тем самым в жизнь один из основных христианских принципов духовной жизни: «В главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь».

Так может, следуя этому принципу, нам, христианам, стоит расслышать Божие предупреждение о последних временах: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20,15)? Может, стоит задуматься над тем, что самая важная война для христианина – это не война с глобализмом, биопаспортами или ИНН, а война с самим собой, с тем грехом и страстями, которые гнездятся внутри каждого из нас и которые будут главной причиной нашего отчуждения от Христа и его Царствия?

Впрочем, точно так же вряд ли стоит осуждать тех, кто отказывается от новых документов, кодов и пытается по мере сил противостоять надвигающемуся тотальному контролю над личностью. Ведь нельзя исключать ситуацию, согласно которой, отказываясь от биопаспорта, человек пытается хоть как-то выйти из поля тотальной зависимости от внешних условий жизни, засасывающих многих из нас в греховный водоворот мирской суеты, лишая свободы быть не только христианами, но и людьми вообще. В этом случае, если, конечно, человеком не движет чувство гордостного осознания себя борцом с тотальным контролем, глобализацией, масонами и т.д., отказ от биометрических документов вполне может стать частью личностной аскетической борьбы человека со своими страстями (в первую очередь со страстной привязанностью к комфортной, сытой, беспроблемной жизни в обществе потребления). Хотя и здесь данный шаг, в отрыве от всей полноты аскетических методов борьбы со страстями и грехом, вряд ли может принести человеку хоть маломальскую пользу.

Закончить эту статью мне бы хотелось призывом к тому, чтобы по мере возможностей среди православных христиан, с одной стороны, стало как можно меньше разговоров об антихристе, а с другой – больше устремленности ко Христу и ожидания Его Второго Пришествия. Ибо нам, христианам, если, конечно, мы действительно ими являемся, нечего бояться последних времен и тем более незачем молиться об отсрочке конца света. Ибо Апокалипсис и, следовательно, Библия вообще-то заканчиваются словами: «Ей, гряди Господи Иисусе!»

Вот почему многие святые отцы Церкви и, в частности, преподобный Ефрем Сирин считали, что Христос не сказал о точном времени своего возвращения. Для того, чтобы христиане всех поколений ждали Его и надеялись, что их глаза, а не глаза другого, в плоти своей узрят Бога!

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Православный взгляд на биометрическую идентификацию

Редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха был разработан документ, который демонстрирует отношения православной церкви к сбору биометрических данных. Православные традиционно выражают обеспокоенность по поводу сбора, а также использования подобных данных, причем это отношение не меняется с момента появления документов с биометрическими данными.

Биометрия используется в большинстве современных технологий, которые отвечают за идентификацию личности. Структура радужной оболочки глаза, отпечатки пальцев, динамика подписи, генетический код (ДНК) – одни из самых основных данных, которые используются государством для верификации. Подпись и отпечатки пальцев – базовые биометрические данные, которые используются в банковской сфере, а также для оформления различных документов. Большинство современных людей хотя бы раз сталкивались с процедурой сбора таких данных.

Ранее представители Сбербанка заявили о том, что Единая система удаленной биометрической идентификации должна заработать в России с 1 июля. Однако пока система так и не функционирует, а проекты дорабатываются. Ожидалось, что с 30 июня в 140 городах России заработают порядка 400 точек сбора биометрической информации. Представители банка говорили о том, что пользоваться биометрической идентификацией клиенты будут исключительно по желанию, а в принудительном порядке нововведение вводиться не будет. Уже сейчас в клиент-банк можно войти при помощи отпечатка пальца.

Представители православия решительно раскритиковали данное новшество

Биометрические данные нужны для раскрытия преступлений, однако они не должны использоваться в повседневной жизни, так как процедура сбора подобных данных ущемляет достоинство личности. Биологический код, по мнению представителей церкви, нужен для поимки преступников или же для доступа в отдельные помещения. Иное применение данной технологии, с точки зрения представителей духовенства, является недопустимым.

Церковь также не одобряет действия граждан, которые, совершив преступление, скрываются от государства, однако настаивает на сохранении «богоданной свободы» каждого россиянина. Применение биометрических данных не должно быть принудительным или безальтернативным. Церковь одобряет традиционные методы идентификации, такие, как место жительства, фамилия, имя, отчество, а также дата и место рождения.

Те, кто соглашается использовать биометрические данные в средствах электронного учёта, должны быть осведомлены о том, как работают эти системы и каковыми могут быть последствия сбора таких данных. Информация, суть и назначения которой не разъясняется владельцу, не должна быть собрана, так как это противоречит мнению церкви и базовым свободам человека.

Читайте также:  Картинки иллюзии обмана зрения с людьми

Главная страница

Введение биометрических паспортов в Украине навязано Евросоюзом. Это один из пунктов договора о безвизовом режиме. Допустим, для въезда в Европу нужен биометрический загранпаспорт, но зачем вводить в Украине общегражданский биометрический паспорт? Зачем выполнять рекомендации ЕС, который до сих пор не выдал элементарные паспорта миллионам кочующих цыган? Почему Европа усердно распространяет свой «положительный» опыт?

Посмотрим на этот вопрос с точки зрения Православия. Мы же еще не забыли, что Украина — это христианская, православная страна. Европа нас называет ортодоксальными христианами.

(В религии ортодоксия предполагает неуклонное следование догматам веры, основам веро-учения и основным традициям.) Это значит, что в построении государства мы должны руководствоваться Священным Писанием и опытом, изложенным в нем. Но, как видим, наши политики Библии предпочитают европейские рамки и правила (…)

Биометрический паспорт — это предпоследняя ступенька перед «алтарем» диавола. Все, кто возьмут такой паспорт, предадут Христа, как Иуда, и в выборе «Креста и хлеба» возьмут хлеб, за что потом «вечно будут мучиться в геенне огненной, где скрежет зубов и темнота…». Люди, к сожалению, безпечны, привыкли ходить в розовых очках, не хотят видеть и слышать правды, хотят слышать только хорошее и лукавую лесть. Не обращают внимания на предо-стережения Святых Писаний и на те пророчества, которые в большей части уже сбылись. В том числе о грядущем апокалипсисе, который начнется с нанесения числа зверя на каждого человека.

Депутаты громко заявляют о добровольном получении биометрического паспорта, в то время как в законопроекте отказ от электронных паспортов не предусмотрен. Тот, кто не согласится принять паспорт нового образца, по истечении срока действия нынешнего паспорта автоматически лишается всех своих гражданских, политических, экономических, социальных, трудовых и культурных прав.

То есть, отказавшись от социальной карты и электронного паспорта, в силу своих религиозных убеждений, человек окажется практически лишенным возможности получать социальную, медицинскую помощь и даже покупать продукты. Вот уж поистине демократия и свобода выбора по-европейски (фрагмент статьи А.Березовской, «Обозреватель»).

Биометрические технологии завоевывают мир

— Германия и США договорились использовать биометрические технологии в пограничном контроле. Правом воспользоваться программами ускоренного прохождения пограничного контроля могут граждане двух стран, обладающие биометрическими паспортами.

— Врачи и медсестры Висконсина проходят биометрическую идентификацию при доступе к электронным историям болезни.

— Клиника в Южном Бронксе идентифицирует пациентов по радужной оболочке глаз.

— Английские школьники станут осваивать биометрические технологии. Система безналичных платежей, в которой учащиеся будут проходить идентификацию по отпечаткам пальцев, внедряется в четырех школах графства Большой Манчестер.

— Президент Мексики Ф.Каль-дерон издал указ, согласно которому всем гражданам этой латиноамериканской страны в возрасте до 17 лет будут выданы биометрические идентификационные карты. В чип ID-карты станут включаться сведения об отпечатках всех десяти пальцев рук и радужной оболочке глаз юных мексиканцев, а также их цифровые фотографии. По завершении выдачи ID-карт юным гражданам начнется второй этап биометрического проекта, в рамках которого эти карты получат представители старших поколений.

— В июле 2011 года в России был выдан 10-миллионный биометрический паспорт. В память об этом событии гражданину был вручен диплом и памятные подарки с символикой ФМС России.

— Правительство Британии развернуло агитационную кампанию среди молодых жителей Лондона, призывая их на добровольной основе получать биометрические идентификационные карты. Эта кампания ведется среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет. Молодых людей агитируют оформить биометрические ID-карты, которые смогут удостоверять их личность как на территории самой Британии, так и в других странах Евросоюза.

Аргументом в пользу получения биометрических ID-карт называется тот факт, что с их помощью молодые люди смогут удостоверять свой возраст при покупке алкогольных напитков и т.п. товаров, продажа которых несовершеннолетним запрещена.

Википедия (интернет-энциклопедия): Биометрический паспорт — это документ, который отличается от обычного тем, что в него встроен специальный чип, который содержит двухмерную фотографию его владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия.

Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения, было подписано 188 странами мира после событий 11 сентября 2001 года. После чего правительство США заявило, что документы, полученные после 2006 года и используемые для безвизового въезда в страну граждан стран-участниц программы «Visa Waiver», должны быть биометрическими.

В Польше в микрочипе паспорта сейчас закодирована только фотография гражданина. Скоро появится информация об отпечатках пальцев и радужной оболочке глаза владельца паспорта. На данный момент в Польше открыто около 110 пунк-тов выдачи новых паспортов со специальным микропроцессором. Биометрический паспорт стоит около 140 злотых.

В России с 2009 года во всех субъектах РФ действуют пункты выдачи биометрических паспортов. Данные из этих пунктов поступают в единый центр персонализации данных. С 1 марта 2010 года биометрические паспорта в России выдаются сроком на 10 лет, стоимость оформления паспорта взрослому составляет 2500 рублей.

В Молдавии биометрические паспорта выдавали с 2009 года наравне с небиометрическими. С 1 января 2011 года гражданам выдаются только биометрические паспорта — с информацией об отпечатках пальцев, цифровой фотографии и цифровой подписи владельца.

В США оформлением паспортов американским гражданам занимается консульский отдел госдепартамента. С декабря 2005 года такие документы — с обложкой черного цвета — начали выдавать американским дипломатам. С апреля 2006 года — с красной — чиновникам федерального правительства. Для обычных граждан «электронный паспорт» имеет синюю обложку.

Биометрия — «глобальный слив информации»

— Недавно власти ближневосточного государства объявили об аресте подозреваемого в массовом хищении данных. Им оказался «белый воротничок», работавший в Министерстве социального обезпечения Израиля. В 2006 году, будучи в офисе в нерабочее время, он получил доступ к биометрической базе данных, содержащей имена, даты рождения, национальные идентификационные номера и информацию о членах семей 9 миллионов израильтян. Также украденная база содержала информацию о состоянии здоровья отдельных граждан.

Вскоре после увольнения с работы за не связанные с этим преступления подозреваемый, чье имя не называется, начал предлагать ворованную информацию представителям еврей-ского преступного сообщества.

Как сообщает издание «Yeshiva World News», по меньшей мере 6 человек купили себе копию этих сведений. Один из покупателей разместил сведения в Сети под названием «Argon 2006», и они моментально распространились в торрент-сетях («3rm.info»).

— Международные ассоциации утверждали, что биометрический паспорт невозможно подделать, однако голландский ученый Джероен ван Бик из Амстердамского университета сумел подделать биометрический паспорт. Во время эксперимента голландец взял два чипа реально существующих британских паспортов и создал их точные копии. После этого он изменил данные на копиях чипов, вставив в паспорта фотографии Усамы бен Ладена и палестинской террористки-смертницы Х.Дарагме. Программа, рекомендованная для проверки паспортов в международных аэропортах, признала подделанные паспорта настоящими.

По заказу британской газеты «The Times» ван Бик разработал метод чтения и копирования микрочипов, а также изменения содержащихся на них данных. Причем полученные чипы признает настоящими программа «Golden Reader», используемая Международной организацией гражданской авиации для проверки паспортов в аэропортах. После разработки метода голландцу потребовалось меньше часа на изготовление двух поддельных микрочипов, готовых к тому, чтобы имплантировать их в бумажную часть паспорта. По заявлению «The Times», личности Усамы бен Ладена и Хибы Дарагме были вы-браны специально, чтобы ни у кого не возникло сомнения, что полученные микрочипы поддельные.

Особенный интерес вызывает то, что в настоящий момент в Британии украли 3000 паспортов, готовых к тому, чтобы в них вставили чип. Тогда Министерство внутренних дел Великобритании заявило, что украденными паспортами воспользоваться не удастся, так как подделать микрочип фактически невозможно. Однако исследования ван Бика показывают, что это не вызовет особых сложностей.

Уязвимость системы заключается в отсутствии единой директории открытых ключей стран, выпускающих биометрические паспорта. В отсутствие надежного источника открытых ключей, программы, работающие с биопаспортами, проверяют действительность электронной подписи данных, хранящихся в чипе, используя открытый ключ, также записанный в чип паспорта.
Понятно, что злоумышленник после модификации данных в чипе может переподписать их, используя собственный закрытый ключ, и записать свой же открытый ключ в чип. Программа не имеет возможности уличить его — подпись корректна, а факт использования подменного открытого ключа остается необнаруженным из-за отсутствия эталона («Википедия»).

— Проблема коренится в том, что любая биометрическая система сравнивает между собой не объекты реального мира, а результаты измерений. Отсюда целый ряд отличных возможностей для введения ее в заблуждение. Скажем, раздобыв чужие результаты измерений, можно заранее сохранить их в уже готовом для обработки виде и, получив доступ к аппаратуре, ввести в систему в обход биометрических сенсоров.

Доступ к программному обезпечению позволит подменить хранящиеся в системе данные другого пользователя своими. Но и без всякого доступа можно легко обмануть биометрическую проверку, предъявив сенсорам муляж, например, чужого пальца. Принципиальное отличие скопированного отпечатка пальца от украденной смарт-карты или подсмотренного пароля заключается в том, что последние легко заменить, а пальцев у человека всего десять. И поскольку люди не слишком часто работают в перчатках, заполучить чей-либо отпечаток пальца без его ведома — дело нехитрое.

Довольно убедительно это продемонстрировала известная немецкая хакерская группа CCC, «украв» отпечаток пальца министра внутренних дел Германии Вольфганга Шойбле, который активно выступал за внесение отпечатков пальцев в электронные паспорта. Во время публичного выступления в университете он имел неосторожность прикоснуться к стакану с водой, и теперь рисунок его собственного пальца стал публичным достоянием и широко растиражирован в Интернете.

Несложно заполучить и рисунок радужной оболочки — достаточно обычной фотографии глаза в хорошем качестве. А уж образцы своей ДНК люди оставляют просто повсюду — для их получения достаточно невымытой кофейной чашки или выпавшего волоса («Эра биометрии, или Сумерки свободы», журнал «Вокруг света»).

— Ученые из университета «Radboud de Nijmegen» (Нидерланды) пришли к сенсационному выводу: широко распространенные на Западе биометрические паспорта опасны. Из микросхем, которые используются в паспортах, террористы могут создать паспорт-бомбу. Бомбу, которая, к примеру, будет срабатывать при прохождении паспортного контроля. Как оказалось, документы с высокой степенью защиты вполне можно взломать, а информацию на них — скопировать, заблокировать или подделать.

Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

1. Введение. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, выражают обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Так, тысячи людей сообщают о принуждении к использованию электронных способов учета и электронных документов.

Эта обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19-20 февраля 2001 года. По мере развития новых технологий и включения их в различные сферы общественной жизни, потребовалось существенное уточнение церковной позиции, что нашло свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина не должна противоречить этим документам.

В рамках национальных проектов по созданию «электронного правительства» в разных странах модифицируетсяется законодательство, внедряются новые термины и понятия, а в результате радикально меняется жизнь. Зачастую это делает более удобным процесс взаимодействия человека и различных структур. Одним из главных аргументов государства при введении «электронного правительства» является борьба с коррупцией. Перевод в цифровой формат различных документов и формирование баз данных позволяет сделать прозрачным и контролируемым прохождение документов в разных сферах, будь то экономическая жизнь, судебная система или работа с обращениями граждан.

Читайте также:  Урок химические свойства растворов оснований с точки зрения тэд

Несмотря на эти положительные моменты, проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимы новые подходы к гражданской, духовно-нравственной и богословской оценке этих проблем.

2. Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы. Международные документы (в частности, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая «Большой восьмеркой» в 2000 году), открыли путь к созданию «электронного государственного управления» с помощью «электронного правительства», построенного по единым международным стандартам на единой организационной, технической и программной платформе. Органы государственного управления интегрируются в единую всемирную систему. При этом законы работы кибернетических систем подчас переносятся на человеческое общество, а сама система порождает опасность тотального контроля и управления гражданином и обществом.

Любой элемент компьютерной сети (узел, устройство, файл) всегда обозначен (идентифицирован) своим адресом — уникальным цифровым кодом. Поэтому главным технологическим принципом построения глобального информационного общества является присвоение каждому человеку уникального идентификатора личности (кода) и постоянное использование его человеком во всех случаях взаимодействия с общественными инфраструктурами — правовыми, административными, финансовыми, транспортными, торговыми, медицинскими, образовательными и прочими. Данный идентификатор — это обозначение управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы и одновременно ключ доступа к его электронному файлу-досье в базе данных с тем же номером. Принятие данного идентификатора означает фактическое согласие человека (добровольное или вынужденное, осознанное или неосознанное) с правилами работы системы. При этом возникает техническая возможность того, что каждый его шаг может проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с распространенными в ней мировоззренческими и идеологическими установками, которые могут оказаться несовместимыми с христианством. Подобное развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов, вплоть до дискриминации по мировоззренческим признакам.

В последнее время в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования. Человек может быть понужден повсюду предъявлять этот код вместо имени во взаимодействии с государственными и коммерческими структурами для осуществления своих гражданских прав, получения материальных благ и услуг. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие граждански значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в государственных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса.

Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

Серьезную критику среди многих верующих вызывает опасность обязательного присвоения идентификационного кода, превращения его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, принуждение к использованию его как основного идентификатора человека в его взаимоотношениях с государством, социальными и коммерческими учреждениями.

3. Мобильная связь. Ставшая привычной для многих мобильная связь является одним из самых простых и удобных средств идентификации человека, определения его местоположения, прослушивания его разговоров. Растущая вычислительная мощность телефонов и превращение их в полноценные компьютеры позволяет хранить в них значительные объемы персональных данных. Угроза несанкционированного доступа к этим данным возрастает по мере развития сетей и роста скорости передачи данных.

4. Проблема универсальной электронной карты. Техническим средством, постоянно сопровождающим человека в его повседневной жизни, в самое ближайшее время может стать универсальная электронная карта (УЭК). Речь идет о микропроцессорном устройстве единого всемирного стандарта, идентифицирующем личность. Такая карта, как и цифровой идентификатор, не только существенно облегчает создание системы тотального отслеживания всех граждански значимых действий человека и его личной жизни, но позволяет осуществлять управление каждым гражданином и обществом в целом.

Многие верующие выражали озабоченность планами обязательного присвоения карт и настаивали на добровольности этой процедуры, чего в большинстве случаев на данный момент удалось добиться.

5. Угрозы безопасности граждан и общества. Управление глобальными информационными сетями сегодня наиболее доступно тем международным кругам, которые создали их архитектуру, элементную базу и основное программное обеспечение, куда могут быть негласно заложены любые механизмы, позволяющие в любой момент осуществить перехват реальной власти. Такое развитие событий с использованием информационных технологий и средств компьютерной техники глобального распространения чревато недопустимо высокой зависимостью от внешних поставщиков оборудования и программного обеспечения, а в перспективе и возможностью утраты государственного суверенитета.

Развитие информационных технологий вызвало появление нового вида преступлений, когда злоумышленники используют для своих целей компьютерные сети и технологии. Сегодня можно ограбить банк, не взламывая дверей и сейфов, находясь на другом конце света. Достаточно легко похитить деньги и у отдельного человека, определив идентификационный номер его кредитной карты. Причем у рядовых граждан нет реальной возможности защитить себя от компьютерного бандитизма.

«Цифровые подписи» и законы о защите персональной информации не могут остановить рост киберпреступности. Специалисты в области информационных технологий свидетельствуют, что даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать защищенности информации от случайных ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, искажения или удаления. Из практики также известно, что несанкционированное распространение данных о личной жизни человека делает его беззащитным перед недоброжелателями и преступниками.

Одновременно нельзя не признать полезности добровольного учета и использования данных о состоянии здоровья людей, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями. Без этого часто становится невозможным сохранение их жизни и здоровья в опасных ситуациях.

6. Биометрия. В новых технологиях идентификации все чаще используются биометрические параметры — данные об индивидуальных физических, физиологических, психологических и поведенческих особенностях человека, заключенных в уникальных характеристиках его тела. Такими характеристиками могут стать отпечатки пальцев, рисунок кровеносных сосудов сетчатки глаза, структура радужной оболочки глаза, формы лица, кисти руки, ладони, пальца, уха, тепловой портрет лица, рисунок вен на руке, голос, походка, динамика подписи, движения губ, генетический код (ДНК) и другие.

Сравнение биометрических данных человека с теми данными, которые были предварительно отсканированы, оцифрованы, занесены в базу данных и записаны в персональный носитель, называется аутентификацией или верификацией. При этом человеческое общение уже не потребуется, поскольку человека будет опознавать машина.

Подобные методы весьма эффективны при раскрытии преступлений, предотвращении несанкционированного доступа в те или иные помещения и в ряде других случаев. Однако всеобщий, а тем более принудительный сбор биометрических параметров человека для помещения их в электронные устройства и базы данных для последующей идентификации и аутентификации ущемляет достоинство личности. При этом попираются и элементарные нормы человеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно. По признанию специалистов, любой биокод всегда несет в себе гораздо большую информацию, чем это нужно для обычной проверки личности. Возможные злоупотребления здесь очевидны — от дискриминации при приеме на работу до прямого шантажа.

7. Имплантируемые электронные идентификационные устройства. Очередным этапом развития идентификационных технологий может стать широкое внедрение миниатюрных устройств, позволяющих отслеживать все граждански значимые действия человека и определять его местоположение. Уже существуют технические разработки подобных устройств, вводимых под кожу человека, или специальных меток, наносимых на его тело. Существуют и конкретные планы по внедрению таких технологий. Записанный в микрочип идентификационный номер будет служить как «электронным кошельком», так и средством для определения местоположения человека в реальном масштабе времени с помощью спутниковых систем глобального позиционирования. Это сделает возможным отслеживание контактов и круга общения каждого человека, а в перспективе — практически полный контроль за жизнью общества.

Вызывает тревогу, что уже принимаются законодательные акты, предусматривающие широкое распространение встроенных наноэлектронных устройств для беспроводного контакта мозга человека с окружающими предметами, транспортными средствами и другими людьми.

8. Случаи дискриминации и нарушения прав человека. Сотни тысяч граждан, включая православных верующих, которые не желают по тем или иным причинам входить в новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием персональной информации, идентификационными номерами) и сомнительной символикой, сообщают о нарушении их конституционных прав, которое происходит подчас из-за отсутствия соответствующих законодательных гарантий. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. Лишь незначительная часть дискриминируемых граждан обращается в суд. По большей части люди смиряются и предпочитают терпеть. В итоге формируется слой людей, выброшенных из всех сфер социальной, общественной и государственной жизни. Большинство граждан, подвергающихся дискриминации, — это пожилые, больные люди, нуждающиеся в лечении и социальной защите.

9. Церковь на защите богоданной свободы. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. С давних времен власть проводила переписи подданных, выдавала удостоверяющие личность документы. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций. Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Русская Православная Церковь убеждена, что люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными. Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность. Настоятельной необходимостью является введение законодательного запрета на принуждение граждан к использованию автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации, в том числе запрета на принуждение к принятию и использованию любых средств автоматической идентификации человека. Необходимо соблюдать конституционные права граждан, отказывающихся от использования электронных способов учета и идентификации личности. Это возможно лишь при ясном и однозначном законодательном закреплении бесспорного права граждан на использование традиционных документов и способов учета. Реализацию таких законодательных норм необходимо обеспечить финансово, технически и организационно, иначе гарантии могут остаться простой формальностью.

Церковь призывает государство со вниманием отнестись к предложению законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение конституционных прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно быть осведомленным, с обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать осведомленность о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данном непростом вопросе христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и хранит единство Его Церкви (см. Ин. 15:6-12).

Источники:
  • http://spzh.news/ru/find/lost/article/biometricheskie-pasporta-i-konets-sveta-chego-boyatsya-pravoslavnym
  • http://pronedra.ru/pravoslavnyj-vzglyad-na-biometricheskuyu-identifikaciyu-314542.html
  • http://apologet.spb.ru/ru/1918.html
  • http://pravoslavie.ru/53910.html