Меню Рубрики

Автор статьи высказывая свою точку зрения использует такое

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мне- нию, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это во- семьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4) Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5) Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем самым соучаствовать в творчестве. (6) А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7) Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною. ». (8) «Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10) Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11) Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12) Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…

(13) Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14) Мне же многое приходилось открывать поздно. (15) Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16) А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18) Но богом для меня был и остался Лев Толстой…

(19) Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20) И если книга причиняет вам боль, эта боль исцеляющая. (21) Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

(23) Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24) Такие традиции продолжает и литература двадцатого века. (25) Сейчас нужны книги, которые буквально переворачивают душу. (26) Цена такого слова всегда велика. (27) А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (28) И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (29) Исповедовались.

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923—2009) — писатель, публицист.

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если зна- чение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Соучаствовать — вносить свой вклад, сотворить.

Серебряное тиснение — отделка книги с использованием серебряной краски.

Коленкор — переплётный материал на тканевой основе.

Тусклое равнодушие — полное равнодушие, потерянность.

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

— Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни.

— Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем самым соучаствовать в творчестве.

— В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.

— Все великие книги созданы страданием и любовью к людям.

— Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

— Сейчас нужны книги, которые буквально переворачивают душу. Примеры собственных формулировок:

— Книга способна сделать человека лучше.

— Автор прочитанного нами текста размышляет о роли книг в жизни че- ловека, о том, что есть книги, которые оказывают на читателя огромное влияние.

— Автор ставит перед читателями сложную проблему: зачем читать книги.

— Вы когда-нибудь задумывались над тем, какая из прочитанных вами книг оказала самое сильное влияние на вас, научила вас сочувствовать, со- переживать, сострадать.

— Литература должна помогать человеку осмысливать жизнь.

— Чтение книг — это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

— В литературе ХХ века, так же как и в классической литературе, много книг, которые вызвали бы сильнейший отклик в душе читателей.

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор объясняет читателю …

— Действительно, трудно переоценить роль книги в …

— Для понимания ключевой проблемы прочитанного текста необходимо …

— Благодаря таланту автора перед нами встают картины …

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика). Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор считает, что именно в книгах можно найти объяснения всему, что…

— Авторская позиция ясна: …

— Я понимаю, что автор текста стремился …

— Безусловно, ведущая мысль автора заключается в …

— Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует …

— Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует …

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста. Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте.

Примеры произведений, в которых обозначена роль книги в жизни человека:

Г. Р. Державин «Памятник» (1795).

А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Поэту» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831).

М. Ю. Лермонтов «Пророк» (1841), «Листок» (1841), «Герой нашего времени» (1838—1839).

Ф. И. Тютчев «Нам не дано предугадать. » (1869).

И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Разговор» (1878), «Русский язык» (1882), «Отцы и дети» (1862).

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (1866).

Л. Н. Толстой «Война и мир» (1863-1869).

М. И. Цветаева Из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке. «) (1916).

О. Э. Мандельштам «Звук осторожный и глухой. » (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота. «) (1913), «Бессоница. Гомер. Тугие паруса. » (1915).

У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырех-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного контекста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема . поднимается в произведении .

— Вопрос о роли чтения в жизни человека не раз . Например, .

— Размышляя о . можно обратиться к произведению .

— В моей жизни ключевую роль сыграла книга .

— О том, что книга может излечить, научить понимать жизнь, я .

— Особенно мне запомнилась книга о . так как .

— Именно такое влияние оказала на меня .

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трех-четырех предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я стал (стала) свидетелем …

— С моей точки зрения, …

— Я уверен (уверена), что …

— Была ли в моей жизни книга, которую я готов (готова) перечитывать .

— Есть книги, которые определяют нравственный стержень литературного творчества. Именно о такой я и хочу рассказать .

— Я хочу рассказать о .

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, …

— После прочтения этого текста …

— Таким образом, в заключение …

ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учётом пошаговых рекомендаций:

Автор прочитанного нами текста размышляет о роли книг в жизни человека, о том, что есть книги, которые оказывают на читателя огромное влияние. Читая настоящую литературу, человек учится сочувствовать, сопереживать. Каждое прочитанное произведение должно быть не только осмысленно, но и прочувствовано сердцем. Литература учит понимать жизнь и себя в жизни. Именно такое влияние оказал на меня небольшой рассказ-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Война отобрала у Андрея Соколова все: семью, дом. Единственное, что не отняла у героя война, — чувство собственного достоинства, чести, любви к людям. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу. Жизнь конкретного человека обобщается писателем и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших главное — человеческую душу.

Однажды я стал (стала) свидетелем того, как книга вызвала сильнейший отклик в душе. Я имею в виду чтение Соней Мармеладовой евангельского сюжета Воскрешение Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Именно с этого момента в книге начинается духовное очищение Раскольникова. Вот она врачующая сила книги!

Прочитав фрагмент из статьи Григория Бакланова, понимаешь, что книга способна оказать прямое влияние на формирование души человеческой.

ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец.

Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

Ваш вариант сочинения по данному тексту:

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитанному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

1) ряды однородных членов

3) лексический повтор

7) развёрнутая метафора

8) риторический вопрос

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною. ». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора.

Читайте также:  Высказывать свою точку зрения на английском

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой.

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (ЗЗ)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

Пояснение (см. также Правило ниже).

«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как ряды однородных членов (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как лексический повтор (в предложении 17 наблюдается лексический повтор слова «разные») и цитирование (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как развёрнутая метафора (развернутая метафора — развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 22 литературе приписываются действия, совершающиеся обычно человеком), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко. (М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель. (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: . не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц. (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет. (А. С. Пушкин);

— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

Читайте также:  Можно ли заниматься айкидо при плохом зрении

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту. (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

диалог, скрытый диалог;

вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

ряды однородных членов;

вводные слова и конструкции

Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

[ —>Скачать с сервера (260.5 Kb) · —>Посмотреть ответ ] 26.02.2011, 12:54
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАжился
2) позвОним
3) опошлИть
4) вручИт

А2. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?

1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.
3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.
4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивше
2) много вишен
3) две седьмых
4) посади дерево

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Расположившись на земляной насыпи,

1) зрителям был виден весь стадион.
2) игры на стадионе проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.
3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
4) можно было наблюдать за ходом соревнований.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1). (2)Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6). оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

А6.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Что такое конвекция?
2) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?
3) Когда наступают осенние заморозки?
4) Осень — пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Именно
2) Наоборот,
3) Кроме того,
4) Также

А8. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в третьем (3) предложении текста?

1) день теряет
2) тепло теряет
3) корни могут промёрзнуть
4) они не укрыты снегом

Читайте также:  Бывают ли осложнения после лазерной коррекции зрения

А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ (предложение 3).

1) деепричастие
2) глагол в форме прошедшего времени
3) краткое прилагательное
4) краткое причастие

А11. Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.

1) планета
2) почва
3) суша
4) страна

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) бл_годенствие, прин_ровиться, пол_гаться
2) интелл_ктуальный, зак_зать, распор_диться
3) озаб_ченный, раск_лоть, р_сточек
4) заб_левание, обр_зцовый, уд_стоен

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_следовать, пр_клонный, пр_винтить
2) бе_крайний, ни_падающий, и_черпать
3) под_тожить, об_скать, меж_нститутский
4) не_хватный, пр_молчать, р_зместить

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) беспоко_шься, заброш_нный
2) накорм_шь, потревож_нный
3) под жар_шь, независ_мый
4) сыпл_шь, подмеч_нный

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перекра_вая
Б. эмал_вый
В. удоста_вавший
Г. дешев_нький

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.
2) Егор слыл (не)утомимым тружеником.
3) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
4) Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
2) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
3) Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
4) Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя ( ) и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

1) 1, 2, 3
2) 2
3) 3
4) 1, 2, 3, 4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

1) 1, 2, 3, 4
2) 2
3) 3, 4
4) 1, 3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И.А. Гончаров отправился в путешествие не с развлекательной, а с конкретной практической целью: ему хотелось вглядеться, вдуматься в чужую жизнь и провести параллель между чужим и своим.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1) 1, 3
2) 2, 4
3) 2, 3, 4
4) 2

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.
2) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.
3) Гравер Пожалостин — один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.
4) Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

А27. Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.
2) Кошка — очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.
3) Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.
4) Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною. ». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора.

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой.

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

(23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (З7)Исповедовались.

А28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.
2) Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.
3) Чтение книг — это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.
4) В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 23—33 содержится описание.
2) Предложения 1—3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4.
3) В предложениях 15—16 представлено повествование.
4) В предложениях 19—22 представлено рассуждение.

А30. Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм.

1) 10
2) 16
3) 21
4) 4

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В1. Укажите способ образования слова СОЧУВСТВИЕ (предложение 21).

В2. Из предложений 10—12 выпишите притяжательные местоимения.

В3. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 10—16 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 9—18 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 21—33 найдите сложное предложение, в состав которого входят однородные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 10—16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует синтаксическое средство выразительности, как ______ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как _____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и _____ (предложения 2—3, 8—9). Такой троп, как _____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества.

Список терминов:

1) ряды однородных членов
2) литота
3) лексический повтор
4) эпитеты
5) цитирование
6) диалектизм
7) развёрнутая метафора
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источники:
  • http://rus-ege.sdamgia.ru/test?pid=1976
  • http://lik-bez.com/load/2011/000_11_11_015/48-1-0-447