Меню Рубрики

Атом это с точки зрения древнегреческого учения об атомах

Атомистическая теория Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму.

Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.

Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в изменении количества междуатомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.

Чем же, однако, различаются между собой атомы Демокрита?

Изучая свидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи комментарии послужили первоисточником многих более поздних сообщений о философии греческих досократиков, включая Демокрита, английский исследователь Мак Диармид отметил определенное противоречие. В одних местах речь идет только о различии форм атомов, в других — также о различии их порядка и положения. Однако понять нетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Такие группы атомов могут быть расположены вверх или вниз (положение), а также в разном порядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его другим. И хотя Демокрит не мог предугадать законов современной биохимии, но именно из этой науки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых по составу органических веществ, например двух полисахаридов, зависит от порядка, в котором выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от порядка расположения в их молекулах аминокислот, причем число возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно. Фундаментальные частицы материи, существования которых предполагал Демокрит, соединяли в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы, химического элемента и некоторых более сложных соединений.

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.

С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или «математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов (пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит. Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомы имели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части — точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома — «амера» (бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело, например, невидимый атом, — такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.

Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них —плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура.

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи.

О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение—это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой.

Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и рассчитан на преподавание предмета из расчета 3 часа в неделю.

Учебник объединяет сведения об основных законах и закономерностях, наиболее важных открытиях и достижениях в области химии, физики, астрономии, что формирует у учащихся представление о природе как целостной системе, а также о взаимосвязи человека, природы и общества.

Современное оформление, многоуровневые вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Учебник адресован учащимся 10 класса.

Книга: Естествознание. Базовый уровень. 10 класс

§ 38 Атомы: от Демокрита до Томсона

§ 38 Атомы: от Демокрита до Томсона

Быть может, эти электроны— Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Ещё, быть может, каждый атом — Вселенная, где сто планет; Там всё, что здесь, в объёме сжатом, Но также то, чего здесь нет.

Как устроен материальный мир и из чего состоит вещество, волновало мыслящую часть человечества с глубокой древности. У античных мыслителей существовали различные точки зрения по этому вопросу. Главная проблема заключалась в том, состоит ли вещество из отдельных мельчайших частиц, чётко отграниченных друг от друга, или представляет собой непрерывное единство без разрывов на какие-либо составляющие его элементы. Первое свойство называется дискретностью материи, второе, противоположное ему, – непрерывностью.

В древнегреческой традиции преобладало представление о непрерывной материи, существование которой лежит в основе всего. Считалось, что она обладает двумя парами взаимно противоположных свойств: тепло – холод и влажность – сухость. Их различные сочетания, по мнению Аристотеля, образуют четыре основных элемента. Огонь представляет собой соединение тёплого и сухого, воздух – тёплого и влажного, вода – холодного и влажного, а земля – холодного и сухого. Из этих первоэлементов строятся все вещества, воспринимаемые человеческими ощущениями.

В то же время в Древней Греции существовали представители другой философской школы, которые назывались атомистами. Основателями этой школы были два философа: Левкипп и его ученик Демокрит (рис. 98).

Демокрит, живший во второй половине V и в первой половине IV в. до н. э., разработал философское учение, в основе которого лежит идея о существовании атомов. По мнению Демокрита, атомы представляют собой мельчайшие неделимые (атом по-гречески означает «неделимый») частицы, составляющие всю материю. Сами атомы никогда не подвергаются никаким изменениям, а все свойства реальной материи объясняются сочетаниями различных атомов.

Рис. 98. Демокрит

Между атомами находится пустота.

«Из ничего не возникает ничего, – говорит Демокрит, – ничто существующее не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение или разделение частей».

Всем атомам свойственно непрерывное движение, даже внутри твёрдых тел они совершают колебания. Друг от друга атомы отличаются формой, размером и «поворотом», т. е. положением в пространстве. Душа по Демокриту тоже состоит из атомов, а их взаимодействие с атомами внешнего мира создаёт ощущения. (Тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округлённых, гладких, косых и малых по величине» – горьким и т. д.)

Читайте также:  Как можно убедительнее обосновать свою точку зрения

Представления Демокрита не нашли признания среди современников, и атомизм приобрёл известность только на рубеже IV и III вв. до н. э., когда популярный в то время философ Эпикур воспринял идею существования неделимых атомов, разделённых пустотой. По мнению Эпикура, в пустоте непрерывно движутся неделимые атомы, обладающие только формой, величиной и тяжестью. Все остальные свойства материи происходят от движения атомов и от их сочетания.

Сторонником и пропагандистом идей Эпикура был римский поэт и философ Тит Лукреций Кар, живший в I в. до н. э. Он написал философскую поэму «О природе вещей», где изложил практически всё, что было известно в то время в натурфилософии. Лукреций последовательно проводит идею о том, что всё во Вселенной состоит из плотных тел и пустоты. Самые мельчайшие частицы вещества разделены пустотой, но в самих себе пустоты не имеют, и поэтому они представляют собой неделимость, т. е. атомы:

Значит, везде пустота, очевидно, сменяется телом, Ибо ни полности нет совершенной нигде во Вселенной, Ни пустоты, а тела существуют известные только, Что полнотой разграничить способны пустое пространство.

Поскольку внутри атомов нет пустоты, они не способны распадаться на более мелкие части. Поэтому они вечны и неуничтожимы:

Если ж начальные плотны тела, если нет пустоты в них, Как я учил, то должны они вечными быть непременно. Если же, кроме того, не была бы материя вечной, То совершенно в ничто обратились давно бы все вещи, Из ничего бы тогда возрождалось и всё, что мы видим. Но, раз уж я доказал, что ничто созидаться не может Из ничего, и всё то, что родилось, в ничто обращаться, Первоначалам должно быть присуще бессмертное тело, Чтобы все вещи могли при кончине на них разлагаться, И не иссяк бы запас вещества для вещей возрожденья.

В XVII в., когда, как мы знаем, возникло современное естествознание, идеи атомизма, высказанные Демокритом и распространённые Эпикуром, получили признание среди первых естествоиспытателей. Одним из первых мыслителей, возродивших атомизм, был французский философ и учёный Пьер Гассенди (1592–1655). Также необходимо отметить большой вклад в эту область знания основателя и многолетнего президента Лондонского Королевского общества Роберта Бойля (1627–1691). Широкую известность он получил благодаря открытию закона сжатия газов, известного под названием закона Бойля – Мариотта, однако его исследования во многом были посвящены изучению строения вещества. Бойль полагал, что все вещества состоят из материальных частиц, имеющих определённую величину и форму, причём атомы жидкостей находятся в постоянном движении, а твёрдых тел – в покое. Он впервые объяснил химические изменения вещества соединением и разъединением атомов, что нашло подтверждение в последующих химических исследованиях. Сторонником атомизма был также Ньютон, который говорил, что материю следует считать «пористой», т. е. состоящей из отдельных крупинок, погружённых в пустое пространство.

К концу XVIII в. стало складываться убеждение, что вещества состоят из мелких частиц, которые называли корпускулами или молекулами. Эти частицы могут распадаться на более мелкие частицы – атомы, которые уже не могут быть разделены. Горячим сторонником атомно-молекулярной теории был российский учёный, внёсший неоценимый вклад в становление российской науки и культуры, Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) (рис. 99). Он утверждал, что все вещества состоят из корпускул, которые являются собранием элементов. Позже Ломоносов заменил слово «корпускула» на «молекула», а «элемент» на «атом».

В 1860 г. на международном съезде физиков в Германии было принято определение молекулы как наименьшей частицы вещества, сохраняющей его химические свойства, и атома как наименьшей части химического элемента, входящей в состав простых и сложных веществ.

До конца позапрошлого века исследователи только констатировали существование в материи мельчайших неделимых частиц, но всерьёз не ставили вопроса об их строении. Между тем уже с начала XIX в. накапливались данные, свидетельствующие о том, что электричество, так же как и вещество, состоит из мелких неделимых зарядов. Впервые мысль о дискретной структуре электричества высказал в 1801 г. немецкий физик Иоганн Риттер, а в 1846 г. его соотечественник Вильгельм Вебер ввёл понятие атома электричества. К концу XIX в., в значительной мере благодаря опытам Фарадея, было окончательно установлено, что существуют наименьшие, неделимые дальше, электрические заряды.

Вещи и атомы. Демокрит

Вещи и атомы. Демокрит

Мы уже знаем, что первые греческие философы считали видимые нами детали окружающего мира не подлинной реальностью, а порождениями или формами единого невидимого первоначала. У Фалеса таким первоначалом было мировое вещество – вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – бесконечное вещество (апейрон), у Пифагора – число, у Гераклита – мировой закон (Логос). Причем по их воззрениям это первоначало не только невидимо, оно также неизменно и существует вечно. Будучи постоянной основой мироздания, оно ниоткуда не взялось и никуда не может деться. Оно есть все. Все, что нас окружает, меняется, но первоначало всего не рождается, не умирает и не меняется. Главное его свойство – вечное существование.

Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н. э.)

Еще один знаменитый греческий философ, Демокрит Абдерский, тоже разделял эту точку зрения. Но он создал свое учение о первоначале. «Что может меняться, рождаться и умирать?» – спрашивает абдерский мыслитель. «То, что состоит из частей и делится на части», – отвечает он. Ведь если какая-либо вещь состоит из частей, то, пока эти части вместе, вещь существует, если же части разъединились, то ее нет. Значит, вечно существует то, что не может распасться на части, не состоит из частей, не делится на них. Вечно существует только неделимое. А если первоначало является вечным, значит, главным его свойством должна быть неделимость. Впервые слово atomos– «неделимый» – использовал греческий философ Демокрит, и вот уже две тысячи лет оно существует во всех западных языках. Атом в современном смысле – совсем не то же самое, что у Демокрита. Сегодня этим термином называют очень маленький элемент вещества, но не неделимый: мы знаем, что атом состоит из более мелких частиц и имеет сложное строение, одни атомы могут превращаться в другие, меняться, рождаться или умирать. У Демокрита атом – это обязательно неделимая маленькая частица вещества, которая в силу своей неделимости вечна. Единственное свойство атома – всегда быть: ведь ему не на что распадаться. Поэтому атомы, по Демокриту, и являются первоначалом, мировой основой, подлинной реальностью. Однако вследствие малых размеров мы не можем их увидеть. Откуда же известно об их существовании? – Благодаря мысли. Видим же мы то, что из множества атомов состоит.

Атомов, считал Демокрит, бесконечно много, они движутся в пустоте и, сталкиваясь, соединяются, существуют какое-то время вместе, потом, под воздействием новых столкновений, разъединяются и вновь движутся, взаимодействуя один с другим. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к гибели их. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение. Все вещи совершенно различны, но вместе с тем состоят из одних и тех же атомов. Мировое многообразие сводится к одной основе – атомам, движущимся в пустоте. Почему вещи отличаются друг от друга, если сделаны из одного материала? Потому что атомы, из которых они образованы, соединены в каждой вещи по-разному и в разных количествах.

Любой предмет – всего лишь временная комбинация неделимых частиц и существует только до тех пор, пока они вместе. Вещи (то – есть, то – нет) не являются действительным существованием, говоря иначе, по большому счету есть только то, из чего они состоят, – набор неизменных атомов. Точно так же и свойства вещей существуют временно: нет вещи, нет и ее свойств. Они, таким образом, тоже не существуют, так как являются лишь порождениями атомных соединений. Все, что мы видим вокруг себя, говорит Демокрит, на самом деле не является настоящей реальностью. За тем неподлинным миром, который нас окружает, стоит действительный, но не видимый нами мир атомов и пустоты. Он и есть истинно существующий, а все, что мы воспринимаем чувственно (органами чувств), – всего лишь его порождение и поэтому мираж, или иллюзия. Нет ни гор, ни небесных тел, ни воды, ни земли, ни воздуха, нет растений и животных, говорит абдерский мыслитель, нет ни холодного, ни теплого, ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни зеленого, нет вообще ничего, а нам только кажется, что все это есть. А в действительности существуют только атомы и пустота.

Атомизм Демокрита.

В натурфилософский период развития античной философии создаются первые атомистические учения Демокрита и Левкиппа. Атомисты считали, что все в мире состоит из мельчайших, далее неделимых частиц — атомов.

Демокритбыл учеником великого врача и философа Древней Греции -Гиппократа. Он создал первое наиболее известное атомистическое учение, в котором предложил свое понимание строения природы.

Демокрит считал, что есть атомы и пустота. Демокрит считал, что все вещи состоят из мельчайших неизменных, вечно существующих частиц (атомов), которые безграничны числом. Атомы имеют определенный вес, форму, объем. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Атомы однородны, неделимы и неизменны. Существуют атомы вещества, атомы пространства (амеры), атомы времени (хрононы). Каждое тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем, поэтому и тело имеет конечный объем. Человек тоже есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов.

Демокрит отождествляет причинную обусловленность явлений и необходимость, т.е. причиной является необходимость. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все появляется на каком-нибудь основании в силу необходимости. Случайность — это лишь «неизвестная человеческому разуму причина, и древние, в наведении истинных причин явлений, приписывали их либо судьбе, либо богам, когда эти явления представлялись им особенно грозными и величественными. По Демокриту, в основе всего лежит естественное начало. Бесконечная цепь причин и следствий создает неотвратимую необходимость. Все происходит согласно этой неотвратимой необходимости, случайность отсутствует.

Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. По Демокриту, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий — мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание, по мнению Демокрита, достигается только разумом.

Древний атомизм явился результатом размышлений над определенными философскими вопросами. Он вобрал в себя более ранние философские идеи. Новые идеи, возникшие в рамках атомистической теории, содержали в себе достоинства старых, причем таким образом, что прежние неудачи отпадают. Другое философское достижение атомистов состоит в открытии атомарного, элементарного. С чем бы мы не имели дело — с физическим явлением или теорией — всегда есть элементарное: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и т.д. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

Таким образом, в древнегреческой философии раннего, натурфилософского периода на первом месте находится чувственно-материальный космос, который исследуется в виде своих материальных элементов. Душа и сфера духовного почти не рассматриваются, находятся на втором плане философских размышлений.

Читайте также:  Российские звезды в очках для зрения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9116 — | 6863 — или читать все.

Учение Демокрита. Понятие «атом», «пустота»

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования Российской Федерации

Казанский Государственный Технический Университет

На тему: «Учение Демокрита. Понятие «атом», «пустота».

Г. Альметьевск, 2007г.

Демокрит родился около 470-469 г. до н.э., умер в IV в. до н.э. Он был

младшим современником Анаксагора и старшим — Сократа. Демокрит был ученым-

энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в

философии. Родом он был из города Абдеры — греческой колонии на Фракийском

побережье. Получив наследство, отправился в путешествие, побывал в ряде

стран (Египте, Вавилоне, Индии). где пополнял свои знания о природе и

человеке. Вернувшись, встретил осуждение за растраченное богатство (против

него было возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве). На

судебном процессе Демокрит прочитал судьям свое сочинение «Мирострой»,

и судьи признали, что он взамен денежного богатства накопил мудрость,

знания, по суду был оправдан и даже вознагражден деньгами.

Демокрит написал около семидесяти сочинений, но ни одно не дошло до нас

в полном виде. Имеются фрагменты из них, дающие представление о его учении.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма, которая

в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как

полагают историки, была воспринята Демокритом от его учителя Левкиппа. Но

он разработал ее дальше, оформив в целостную концепцию.

Вкратце эту концепцию можно изложить следующим образом. Демокрит

считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают,

другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота —

между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо

свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого

движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в

мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1) по

форме, 2) по величине, 3) по порядку и 4) по положению. Так, А отличается

от Р формой, АР от РА порядком, Ь от Р—положением. Величина у атомов тоже

различна; на Земле они малы, причем настолько, что органы чувств не в

состоянии их воспринимать. Таковы пылинки, имеющиеся в комнате, невидимые

обычно, но заметные в луче света, подающем в темную комнату. Их

незаметность в обычных условиях дает основание считать, что они не

существуют, на самом же деле они имеются; таковы и атомы. Атомы бывают

самой разной формы (А и Р, например); они могут быть шарообразны, угловаты,

вогнуты, выпуклы, крючкообразны, якореобразны и т. п. Из разных атомов и

разного их числа, путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если

бы они находились в состоянии покоя, то объяснение многообразие вещей было

бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь

в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения;

одним из видов движения является вихрь. Само движение безначально и не

будет иметь конца.

Теперь перейдем к более детальному изучению принципов, характерных для

Атомизм Демокрита и парадоксы Зенона

Парадоксы Зенона оказали существенное влияние на Демокрита. Демокрит

попытался решить вопрос о возможности движения, вводя иную, чем у элеатов,

предпосылку: не только бытие, но и небытие существует. При этом он мыслил

бытие как атомы, а небытие как пустоту. Демокрит, по-видимому, стремился с

помощью учения об атомах предложить также решение парадоксов бесконечности

Зенона. В самом деле, в любом теле существует как угодно большое, но

конечное число атомов, а потому, казалось бы, должен существовать и

объективный предел деления, так что апории «Ахиллес» и «Дихотомия» должны

как будто утратить свою силу. Однако демокритовское учение об атомах не

дает оснований для преодоления парадоксов бесконечности, носящих строго

логический характер. Демокрит предложил свое решение, обойдя ту

предпосылку, из которой исходил Зенон: он ввел такое упрощение проблемы,

которое не допускалось в рамках зеноновой постановки вопроса, однако

открывало перспективу обхода возникших здесь трудностей. Если элеаты

рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченно-теоретически,

то теория Демокрита с самого начала была ориентирована на объяснение

явлений эмпирического мира. О том, насколько плодотворным был предложенный

Демокритом способ рассмотрения природы, свидетельствует дальнейшее развитие

науки, в котором программа Демокрита сыграла очень важную роль.

Демокрит уточняет пифагорейское понятие монады: ведь пифагорейцы тоже

исходили из допущения неделимых начал — единиц, но им не был ясен вопрос о

том, являются ли эти единицы вещественными элементами, физическими

частицами или только математическими точками, не имеющими измерений. А

соответственно они не могли поставить и вопрос о природе континуума. В

самом деле, если любая линия и ее часть, так же как и любое тело, состоит

из этих неделимых единиц неизвестной природы, то неясно также, конечное или

бесконечное множество этих единиц составит тот или иной отрезок или тело.

Ибо если единицы эти — точки «без частей», то даже бесконечное множество их

не образует величины, если же они — не математические точки, а физические

«камешки», то в теле определенной величины их может быть большое, но

Парадоксы Зенона как раз и выявили эту проблему. И теперь Демокрит,

уточняя пифагорейское понятие единицы, приходит к выводу, что «единицу»

надо мыслить как физическое тело очень малых, но конечных размеров. В этом

случае любой отрезок линии, так же как и любое тело трех измерений, может

состоять из очень большого, но всегда конечного числа неделимых физических

«монад» («единиц») — атомов.

Многие историки философии полагают, что принцип атомизма направлен

против положения Анаксагора о неограниченной делимости вещей. Такую точку

зрения высказывает, в частности, В. Лейнфельнер. «Усилия атомистов, — пишет

он, — направлены против основной аксиомы Анаксагора, согласно которой все

вещи неограниченно делимы. Из единств, которые, так сказать, постоянно

разламываются, раскалываются, не может быть построено никакое тело; должны

существовать минимальные единства неделимого характера. Агрегация, как и

диссоциация, требует минимальных неделимых частиц, атомов». Вопрос, однако,

осложняется тем, что учение Анаксагора о «семенах» имеет также и ряд общих

моментов с теорией атомистов, так что можно рассматривать его как

комплиментарное по отношению к атомистике Демокрита. Не случайно возник

спор относительно того, кто на кого оказал влияние: Левкипп ли на

Анаксагора или же Анаксагор на Демокрита. Однако независимо от того,

выступал ли Демокрит как критик Анаксагора, или же он заимствовал у

Анаксагора некоторые аспекты его учения о «семенах», отвергая другие

аспекты этого учения, цель его состояла в том, чтобы разработать такое

учение о структуре континуума, которое избегало бы противоречий, указанных

Зеноном, и уточняло бы пифагорейское представление о «монаде».

Как известно, Демокрит был не первым, кто выдвинул учение об атомах;

его предшественником был Левкипп, живший предположительно с 500 по 440 г.

до н.э. и бывший современником Пифагора, Парменида, Зенона, Анаксагора.

Имеется важное свидетельство Аристотеля относительно теоретических

источников возникновения атомизма в целом, в том числе и атомизма Левкиппа.

Оно не противоречит предположению что атомисты развили свое учение, чтобы

избежать противоречий, указанных элеатами. К тому же, это свидетельство

Аристотеля проливает дополнительный свет на ситуацию в науке V в. до н.э.

«Наиболее методически, — пишет Аристотель в работе «О возникновении и

уничтожении», — построили свою теорию, руководствуясь одним общим принципом

при объяснении явлений, Левкипп и Демокрит, исходя из того, что сообразно

природе, какова она есть. Некоторые из древних полагали, что необходимо

(логически), чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустота не

существует, а при отсутствии отдельной пустоты невозможно движение, равно

как и не может быть многих предметов, если отсутствует то, что отделяло бы

их друг от друга. Исходя из таких рассуждений, некоторые (ученые) вышли

за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что нужно следовать

разуму. Поэтому они говорят, что целое едино и неподвижно. Заметим, что с

логической точки зрения все это последовательно, но с точки зрения фактов

такой взгляд похож на бред сумасшедшего. Левкипп же был убежден, что у него

есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами (в то же

время) не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни

движение, ни множественность вещей. Признав все это в согласии с явлениями,

он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что

движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако,

ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом

смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а

представляет собой бесконечные по числу (частицы), невидимые, вследствие

малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота

существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а

разъединяясь, к уничтожению». Таким образом, Аристотель связывает появление

атомизма — и не только Демокрита, но и Левкиппа — с критикой учения

элеатов; чтобы возможно было мыслить движение, возникновение и уничтожение

вещей, Левкипп и Демокрит допустили существование неделимых частиц — атомов

— и пустоты, в которой движутся атомы и без которой они немыслимы.

Атомизм, таким образом, возникает отнюдь не в результате эмпирических

наблюдений (например, движения мельчайших пылинок в солнечном луче), а в

результате развития определенных теоретических понятий. Эмпирические

наблюдения привлекаются уже потом, в целях демонстрации, и играют роль

наглядных моделей атомистической теории. «Учение Демокрита, — пишет Э.

Кассирер, — возникло не благодаря ослаблению, а, напротив, благодаря

усилению строгих понятийных требований элеатов, благодаря их более точному

проведению и их более последовательному применению к явлениям. Он пытается

восстановить не непосредственный чувственный мир — последний резче, чем

когда-либо раньше, характеризуется как продукт неистинного познания: он

познает и представляет в твердых логических очертаниях все общее понятие

опыта и эмпирического бытия.

В этом смысле учение атомистов — это дальнейший шаг на пути

освобождения философского и научного мышления от мифологических

представлений; раннее пифагорейство, пытаясь все сущее объяснить с помощью

чисел, в гораздо большей степени привлекало на помощь числам мифологические

образы, чем это делали элеаты, а тем более атомисты. Однако при этом у всех

философов досократического периода (за исключением, может быть, элеатов, да

и то только отчасти) есть одна общая черта: отсутствие логический рефлексии

по поводу своих научно-теоретических построений. Эту их особенность

отмечает и Э. Кассирер: «Однако при всей свободе и широте взгляда. все до

сих пор пройденные фазы (Кассирер имеет в виду греческую философию до

Сократа) характеризуются общей связывающей их границей. Все они превращают

содержание бытия в содержание мышления; но их внимание при этом направлено

только на продукт, а не на процесс этого преобразования. Функция чистого

понятийного мышления еще полностью скрывается за ее результатами и еще не

достигает обособленного, сознательного определения».

Действительно, ни у пифагорейцев, ни у атомистов нет сознательно

производимой рефлексии по поводу тех научных и философских понятий, с

помощью которых они хотят обрести истинное знание о мире. Есть, правда,

вполне осознанное различение истинного знания и ложного и вполне

последовательное отделение тех путей, посредством которых обретается

истинное знание, от путей «мнения», «темного знания». Но никогда (даже у

элеатов) не подвергается специальному анализу тот процесс, благодаря

которому открывается этот самый «путь истины».

Атом Демокрита и физическое тело

Рассмотрим теперь ближе понятие атома. Само слово «атом» образовано от

глагола «резать», «разрезать», «разрубать», «рассекать»; «атом»,

следовательно, переводится как «неразрезаемое», «нерассекаемое». Он

обозначает такое физическое тело, которое в силу его твердости (по

Читайте также:  Взять их с собой для коррекции зрения так

некоторым соображениям, также ввиду его малости) не может быть разрезано на

более мелкие части. В то же время поскольку атом — это мельчайшее

физическое тело, то в нем можно мысленно различить еще более мелкие части.

Так, Фемистий сообщает: «Те, которые принимают неделимые, не говорят, что

они чрезвычайно малы, поскольку в них находится (нечто), что мысленно

допускает (дальнейшее) деление на семь частей: они говорят еще, что это не

делится на более мелкие части», то есть не делится фактически или

физически. Что это за семь частей, можно понять из текста Августина: «Сколь

бы мало ни было такое тельце, конечно, оно имеет правую и левую часть,

верхнюю и нижнюю, заднюю и переднюю, или, иначе говоря, наружные части и

среднюю. Ибо мы должны признать, что это по необходимости должно

наличествовать в сколь угодно малой мере тела».

Допущение этих простейших «частей» необходимо атомистам потому, что

иначе атомы превратились бы в неделимые точки, не имеющие частей, и из

соединения их тогда не возникали бы тела чувственного мира. Неделимые

точки, линии и плоскости, т.е. математические, а не физические единицы,

допускали, согласно сообщениям древних авторов, пифагорейцы (возможно,

современники Платона) и Платон, а также Ксенократ («неделимые линии»), но

они в отличие от атомистов не утверждали, что тела чувственного мира

состоят из этих неделимых амер. «Пифагорейцы, — сообщает Сириан, — не

составляли вещей из амер, как школа Демокрита — из атомов. И еще более

определенно тот же Сириан пишет: «Когда же (пифагорейцы утверждают), что

величина состоит из неделимых (частиц), то они не хотят этим сказать, что

атомы, собравшись вместе и будучи как бы прибиты друг к другу, образуют

расстояние; такова теория Демокрита, противоречащая геометрии и всем, можно

сказать, прочим наукам. Судя по этому отрывку, Сириан хочет сказать, что

пифагорейцы не составляли континуум из неделимых (точек, линий, плоскостей)

путем простого сложения (сцепления: «как бы прибиты друг к другу») их,

поскольку неделимые пифагорейцев были амерами, т.е. не имели «частей»

(измерений), а складывание единиц, лишенных измерений, не даст никакой

величины. Другое дело — атомы, физические тельца, имеющие «части»

(измерения), и понятно, что атомисты образовывали тела путем «сцепления»

атомов, «прибивания» их друг к другу.

Таким образом, следует отличать атомы Демокрита как элементарные

физические тела от «неделимых» пифагорейцев и Платона. Хотя и те и другие

ведут свое происхождение от нерасчлененного и неясного поэтому понятия

«монады» ранних пифагорейцев, однако именно благодаря Левкиппу и Демокриту,

с одной стороны, и Платону и Ксенократу — с другой, это исходное понятие

«единицы» «расщепилось» на физический атом и математическую амеру. В.П.

Зубов пишет в этой связи: «У нас нет достаточных данных утверждать

существование у Демокрита представления, будто наряду с физически

неделимыми атомами (или, так сказать, внутри них) существуют в качестве их

компонентов еще более мелкие неделимые части, или «амеры». Д. Ферли в своей

книге «Два исследования о греческих атомистах» (1967) различает делимость

физическую и теоретическую: «Мы должны различать два рода деления, — пишет

он. — Я называю первый род физическим делением: это деление, при котором

прежде соприкасавшиеся (contiguous) части отделяются друг от друга

пространственным интервалом. Этому противоположно теоретическое деление:

объект является теоретически делимым, если части могут быть разделены в нем

умом, даже если эти части не могут быть отделены от других пространственным

интервалом». Таким образом, физическую делимость Ферли отождествляет с

возможностью практически разделить тело на части; теоретическая же

делимость означает, что тело может быть мысленно разделено на части, даже

если его и невозможно разделить физически. Однако и при физической

делимости (неделимости), и при делимости теоретической речь идет, согласно

Ферли, о возможности или невозможности разделить физическое тело. Именно

такого рода теоретическую (а не только физическую) неделимость физических

тел — атомов, по мнению Ферли, отстаивали Левкипп и Демокрит. Но отсюда еще

не следует, подчеркивает он, что Демокрит утверждал также и математический

атомизм, т.е. неделимость уже не тел, а пространственных величин.

«Математическим атомистом будет тот, кто полностью отрицает бесконечную

делимость для всех протяженных величин, т.е. кто утверждает принцип

конечной делимости в геометрии. И я не уверен, что Демокрит был

математическим атомистом в этом смысле», — говорит Ферли во введении к

своей работе. Подробно проанализировав античные свидетельства об атомизме

Демокрита, Ферли в заключение констатирует: «Рассмотрение свидетельств

подтверждает тот взгляд, что Левкипп и Демокрит были более чем физическими

атомистами. Они считали, что их атомы являются неделимыми теоретически, так

же как и физически. Но, как я уже отмечал, нет свидетельств о том, что они

рассматривали также и пространство как составленное из неделимых минимумов.

Я думаю, что последнее было нововведением Эпикура».

Действительно, не случайно столь многие свидетельства древних авторов

подчеркивают именно неделимость атомов как физических тел. Причем надо

сказать, что в этих свидетельствах очень тесно связываются между собой

аргументы в пользу теоретической неделимости атомов (в том смысле, в каком

термин «теоретическая» неделимость употребляет Ферли) с аргументами в

пользу их физической неделимости, т.е. невозможно «разрезать», «разбить» их

на части. Так, по сообщению Лактанция, «Демокрит говорит, что они (атомы)

так малы, что нет ни одного столь тонкого железного лезвия, которое могло

бы их рассечь и разделить, поэтому он и назвал их «атомами». Аналогичное

объяснение встречаем у Аэтия: атомы названы так потому, что они «не могут

быть разбитыми»; «такое тело называется атомом не потому, что оно

чрезвычайно мало, а потому, что не может быть разрезано, так как не

подвержено воздействию и совсем не заключает в себе пустоты». Невозможность

разрезать, разбить атомы объясняется физическими их свойствами: «. атомы

неделимы и имеют свое название вследствие несокрушимой твердости». Именно

физическое свойство атома — его твердость, плотность — не допускает

возможности разделения его на меньшие части. Это свойство атомов —

твердость, сплошность их — атомисты объясняют отсутствием в них пустоты.

«Они (атомисты) говорили, что первоначала бесконечны по числу, и считали их

атомами, т.е. неделимыми и неподверженными воздействию вследствие того, что

они плотны и не заключают никакой пустоты; ибо они говорили, что «деление в

телах происходит через пустоту».

Происходит преобразование раннепифагорейских представлений в

атомистические. Пифагору приписывали изречение о том, что мир вдыхает

пустоту и благодаря этому образуется множество вещей (потому что множество

предполагает разделенность единого и сплошного, а разделяющее начало

мыслится как «пустота»). Из сообщения Аристотеля мы знаем, что, с точки

зрения пифагорейцев, «пустота разграничивает природу чисел». Но если у

ранних пифагорейцев это представление о пустоте и «монадах», которые

отграничиваются ею друг от друга, еще не носило определенного характера

(оно поддавалось в одинаковой мере и физическому, и математическому

толкованию), то Демокрит вкладывает в него определенный, а именно

физический смысл. Если благодаря наличию в теле пустот его можно делить на

части, то пустота — это «щель» в физическом теле. Если «щелей» нет, то тело

неделимо. Вот почему «деление в телах происходит благодаря пустоте». Что

пустота трактуется именно физически и что физическое ее значение у

атомистов является основным, исходным, можно видеть также из сообщения

Аристотеля. Без допущения пустоты внутри тел невозможно понять, как

происходит разрежение и сгущение, разрыхление и уплотнение, т.е. простейшие

из наблюдаемых в природе процессов.

Атом, согласно Демокриту, не содержит в себе пустоты, а потому он

неизменяем по своей природе: его нельзя ни разрезать, ни уплотнить, ни

«разрыхлить», он не может стать ни больше, ни меньше себя, не может ни

гибнуть, ни возникать, он вечен и неизменен, а стало быть, имеет почти все

атрибуты, которыми Парменид наделил бытие. Почти — потому что, помимо

бытия, атомисты допускают существование небытия; небытию, как и бытию, они

дают физическую интерпретацию. Небытие — это пустота; она разграничивает

бытие, а потому оно предстает как множественное — атомов много. И благодаря

наличию небытия бытие приобретает атрибут, который за ним отрицал Парменид:

движение. Если бытие у элеатов неподвижно, то «бытия» атомистов движутся

непрерывно. И этим их движением атомисты объясняют те свойства чувственного

мира, которые элеаты объявили пустой видимостью: изменчивость всех

предметов и явлений чувственного мира.

Атом имеет еще одну существенную характеристику: он непроницаем. Как

говорит Аристотель, атомы Демокрита — это «полное» — в том смысле, что на

одном месте не могут совместиться, «совпасть» два атома. В отличие от

атомов пустота «проницаема». Непроницаемость атомов, как и их неделимость,

— это характеристика их как «субстанциальных начал» природы.

Все физические процессы в мире атомисты стремятся объяснить, исходя из

свойств атомов. Характер этих объяснений позволяет видеть, что атомы

мыслятся ими как физические тела. Так, образование видимых физических тел

объясняется сцеплением атомов, скреплением их. Это «сцепление» носит чисто

механический характер. Атомы, «сталкиваясь, скрепляются друг с другом»,

пишет Цицерон. Никакого дополнительного объяснения атомисты не предлагают.

Демокрит говорит следующее — (можно прочитать у Плутарха) — «Субстанции,

беспредельные по числу, неделимые и не имеющие различий, кроме того, не

воздействующие на других и не поддающиеся воздействию, носятся, рассеянные

в пустоте. Когда же они приближаются друг к другу или наскакивают или

зацепляются друг за друга, то из этих сборищ атомов одно кажется водой,

другое — огнем, третье — растением, четвертое — человеком».

Учение Демокрита, таким образом, представляет собой механическое

объяснение природных процессов. Механические элементы в объяснении явлений

физического мира мы находим и у более ранних «физиков» — Фалеса,

Анаксимандра, Анаксимена, Эмпедокла, но ни у кого из них нет такой

последовательности в этом отношении, какую мы видим у Демокрита. Часто

можно видеть, как чисто «физическое» объяснение неожиданно оборачивается

метафорой или же заменяется объяснением другого рода, как, например,

принципы «любовь» и «вражда» Эмпедокла. В отличие от этих натурфилософов

учение Демокрита являет собой первую продуманную концепцию механического

объяснения природы, и в этом состоит его непреходящее значение. «Система

Демокрита, — пишет Лейнфельнер, — до сегодняшнего дня оставались образцом

для всех механистических систем в противоположность, например,

полудетерминистической системе Эпикура».

Очевидно, что для появления этой механистической модели строения мира

необходимо было уже весьма развитое теоретическое мышление, прошедшее не

только школу ранней пифагорейской математики и «физики» натурфилософов, но

и логическую школу Парменида-Зенона. Атомизм Левкиппа — Демокрита в

качестве своего условия предполагает сознательное и последовательно

проводимое различение физического и нефизического — различение, о котором

еще не задумывались по-настоящему ни ранние пифагорейцы, ни первые

«физики». К осознанию этого различия, к необходимости давать себе отчет в

своих понятиях, чтобы не подменять их метафорами, подвела атомистов

диалектика Зенона. Несколько огрубляя, можно было бы сказать, что критика

Зенона заставила пифагорейцев «выбрать» одно из значений «чисел», и

Демокрит «выбрал» физическое значение. На место логически непроясненного

пифагорейского понятия «математические тела» у Демокрита встает понятие

Итак, все сущее образуется из атомов, неизменных, вечных, находящихся в

постоянном движении. Они бесконечны по числу и соответственно заполняют

пространство (пустоту), бесконечную по величине. Как говорит Симпликий,

«Демокрит считает природой вечного маленькие сущности, бесконечные по

числу. Кроме них, он принимает и пространство, бесконечное по величине.»

Для того чтобы из атомов и пустоты объяснить все многообразие

эмпирического мира, Демокрит вводит дополнительную характеристику атомов:

они различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения —

положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и

порядок атомов должны, по убеждению Демокрита, объяснять различные

Источники:
  • http://ours-nature.ru/lib/b/book/1063747118/233
  • http://fil.wikireading.ru/81343
  • http://studopedia.ru/14_45790_atomizm-demokrita.html
  • http://studfiles.net/preview/1001944/