Меню Рубрики

Антропология с прагматической точки зрения pdf

«Антропология с прагматической точки зрения» (1798) – последний труд, изданный при жизни Канта; представляет собой переработку лекций, прочитанных философом между 1772 и 1796 гг. В своей работе Кант философски осмыслил и соединил друг с другом современные ему знания из различных научных областей (физической географии, естественной истории, эмпирической психологии, психопатологии, физиогномики и др.), создав тем самым основу для интегративной науки о человеке. Благодаря этому Кант по праву считается одним из основателей современной философской антропологии.

Попытки понять природу человека и описать знания о нем предпринимались задолго до Канта, а само слово «антропология» впервые употребляется еще в самом начале 16 века: по всей видимости, впервые об антропологии как о самостоятельном поле научного исследования можно вести речь начиная с работы Магнуса Хундта «Anthropologium de hominis dignitate», вышедшей в свет в 1501 году. Бурное развитие естественнонаучных дисциплин в 17 и 18 столетии привело к появлению новых, существующих и в наше время наук: психологии, социологии, экономики и др. Главным отличием работы Канта от работ его предшественников была предпринятая философом систематизация имеющихся к тому времени знаний о человеке в единое, взаимосвязанное целое. Кант считал системность главным отличительным признаком научного знания, и для конца 18 – начала 19 века это представление было инновационным.

Многие идеи и мотивы, которые с современной точки зрения относятся к области философской антропологии, можно найти и в других работах Канта. В первую очередь речь идет о теории самосознания в «Критике чистого разума», а также о теории свободы (из первой и второй Критики) и о роли организма в «Критике способности суждения». Среди работ докритического периода особую роль играют «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764), «Опыт о болезнях головы» (1764), «О различных человеческих расах» (1775) и лекции по физической географии (с 1755 г.). Из более поздних работ стоит отметить «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786) и «К вечному миру» (1795).

«Антропология» разделена Кантом на две неравных части. В первой части, носящей заглавие «Антропологическая дидактика», рассматривается познавательная способность человека, чувства удовольствия и неудовольствия (в контексте вопроса о роли чувств в их отношении к рассудку), а также способность желания. Вторая, меньшая по объему часть («Антропологическая характеристика») посвящена характеру личности, пола, рас и народов. В «Антропологии» затрагиваются такие темы, как роль естественной истории для формирования современного человека, эмпирические аспекты свободы, связь антропологии и морали, роль эмоций для человеческого познания, космополитизм как основание прагматической антропологии и др.

В «Антропологии с прагматической точки зрения» Кант определяет человека как живое существо, наделенное разумом. Как существо наделенное разумом человек обладает свободой воли и способен, таким образом, к свободным поступкам. Поэтому кантовская антропология является своего рода эмпирической теорией действия. Основные вопросы, которые при этом занимают Канта: каким образом возможна наука о человеке как о свободно поступающем существе и какой характер должна принимать эта наука. При этом Канта не интересует природная обусловленность человека, хотя он и никогда не забывает, что человек – часть природы. Значительно важнее для него вопрос о самоопределении человека. Тем самым антропология превращается у Канта в науку, которая должна помочь человеку реализовать все заложенные в нем потенции.

Задачи «Антропологии» Кант определяет неоднозначно: в частности, он не дает четкого описания роли антропологии по отношению к другим философским дисциплинам. «Антропология» не содержит прямого ответа на знаменитый четвертый вопрос Канта: «Что такое человек?» и, таким образом, едва ли может рассматриваться как своего рода четвертая Критика. В то же время, рассматривая вопрос о сущности человека с динамической точки зрения, кантовская антропология предвосхищает позднейшую полемику вокруг т.н. «негативной антропологии». Так, представление Ж.-П. Сартра о том, что сущность человека не может быть устойчивой и что человек сам свободно определяет ее, во многом напоминает знаменитую кантовскую формулировку, определяющую отличие прагматической антропологии от антропологии физиологической: в то время как физиологическая антропология «исследует то, что природа делает из человека», предметом прагматической антропологии является «то, что он в качестве свободно действующего существа делает или может и должен сделать из себя сам» (ПСС в 6 тт., т. 6, стр. 351).

Говоря о (само)воспитании человека, Кант динамически интерпретирует и его отличительный признак (proprium). Несмотря на то, что не существует неизменных биологических видов, человек всегда может стабилизировать важные элементы своей природы – посредством культуры. В этом и заключается «итог» кантовской прагматической антропологии: «Человек своим разумом определен к тому, чтобы быть в общении с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность и моральность и чтобы, как бы ни была сильна его животная склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия, которые он называет счастьем, стать, ведя деятельную борьбу с препятствиями, навязанными ему грубостью его природы, достойным человечества» (т. 6, стр. 578). И хотя природа заложила в человека «зерно раздора», она же тем самым открыла для него возможность совершенствовать себя «через развитие культуры».

Большинство современников Канта скептически восприняли появление «Антропологии». Так, Ф. Шлейермахер в своей рецензии в журнале «Athenaeum» (II/2, 1799) подверг критике кантовское противопоставление физиологической и прагматической антропологии, назвав «Антропологию» «собранием тривиальностей» и «отрицанием всякой антропологии». Гете, всегда относившийся к Канту с большим уважением, в письме к К. Г. фон Фойгту от 19 декабря 1798 г. отметил ограниченность многих утверждений Канта и их зависимость от предрассудков того времени (например в отношении женщин).

Детальный анализ «Антропологии» выявляет множество проблем и противоречий. Некоторые исследователи (в частности, Р. Брандт) рассматривают эмпирический и прагматический подход Канта, направленный на интеграцию всех знаний о мире, имеющих отношение к человеку, как своего рода «инородное тело» в рамках кантовской критической философии с ее понятием априорного знания. С другой стороны, многие кантоведы (А. Вуд, Б. Рекки и др.) отмечают тематические связи между «Антропологией» как текстом, содержащим теорию человеческих способностей, и тремя Критиками, и считают «Антропологию» их логическим продолжением. Одной из наиболее серьезных проблем является кантовское определение антропологии как науки – несмотря на отсутствие у нее конкретной модели научного объяснения и экспериментальных доказательств. Наиболее удачную попытку объяснить это предполагаемое несоответствие предпринимает Т. Штурм. С его точки зрения, кантовская антропология отвечает как «внутренним», так и «внешним» критериям системности: она основана на представлении о системе способностей человеческой души и с методологической точки зрения соприкасается с другими гуманитарными науками.

Рассматриваемая с позиции вопроса Канта о человеке и определения антропологии как учения, касающегося знания человека, изложенного в систематическом виде, кантовская антропология способна служить теоретической базой для исследований, учитывающих достижения в разных областях современных наук. Поскольку всякая человеческая деятельность связана с его естественным происхождением, вполне возможно представить себе модель, в которой человек одновременно будет рассматриваться как тело, индивидуум и член сообщества. Таким образом, свойственная человеку возможность определенным образом относиться к предметам, другим людям или к самому себе может быть отражена в интегративном понятии Я, систематически объединяющем в себе открытия гуманитарных и естественных наук.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 350–588.

Böhme G. Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. Darmstädter Vorlesungen. Frankfurt, 1985.

Brandt R. Kommentar zu Kants Anthropologie in pragmatischer Hinsicht (1798). Hamburg, 1999.

Cohen A. Kant and the Human Sciences: Biology, Anthropology and History. New York, 2009.

Foucault M. Anthropologie du point de vue pragmatique. Introduction à l’Anthropologie [1964]. Paris, 2008.

Frierson P. R. Freedom and Anthropology in Kant’s Moral Philosophy. Cambridge, 2003.

Heidemann D. H. (Hg.). Kant Yearbook 3/2011: Anthropology. Berlin/New York, 2011.

Hinske N. Kants Idee der Anthropologie“ // Die Frage nach dem Menschen. Aufriss einer Philosophischen Anthropologie. Festschrift für Max Müller zum 60. Geburtstag / Hrsg. H. Rombach. Freiburg i.Br./München, 1966. S. 410–427.

Kim S. B. Die Entstehung der Kantischen Anthropologie und ihre Beziehung zur empirischen Psychologie der Wolffschen Schule. Frankfurt am Main, 1994.

Louden R. B. Anthropology // Louden R. B. Kant’s Impure Ethics: From Rational Beings to Human Beings. Oxford, 2000. P. 62–106.

Sturm T. Kant und die Wissenschaften vom Menschen. Paderborn, 2009.

Wilson H. L. Kant’s Pragmatic Anthropology. Its Origin, Meaning, and Critical Significance. New York, 2007.

Wood A. W. Unsociable Sociability. The Anthropological Basis of Kant’s Ethics // Philosophical Topics. 1991. Vol. 19. P. 325–351.

Wood A. W. Kant and the Problem of Human Nature // Essays on Kant’s Anthropology, / Ed. Brian Jacobs, Patrick Kain. Cambridge, 2003. P. 38–59.

Разъясняя основную идею своего сочинения, Кант подчеркивает, что антропология, или человековедение, есть вместе с тем мироведение, так как человек — «самый главный предмет в мире» и «для себя своя последняя цель». Это положение выражает, с одной стороны, основную гуманистическую направленность учения Канта, а с другой стороны, главную гносеологическую установку его «критицизма», согласно которой чувственно воспринимаемый мир, природа, в отличие от объективной реальности (вещи в себе), которая трансцендентна, существует лишь в коррелятивной связи с духовной деятельностью человека, а по своей форме представляет собой продукт этой деятельности.

Называя свою антропологию прагматической, Кант отличает ее от «физиологической антропологии», которая рассматривает человеческие свойства как независимые от человека порождения природы, исследует то, что «делает из человека природа», в то время как прагматическая антропология представляет собой исследование того, что он как свободно действующее существо делает или может, или должен «делать из себя сам». Речь, следовательно, идет о том, чтобы извлечь из антропологии правила поведения, сосредоточить внимание на тех свойствах человеческой личности, которые в большей или меньшей мере находятся или могут находиться в ее власти. Этой «прагматической» установкой в значительной мере определяется структура сочинения, его основные вопросы. Характерно в этом смысле название пер- вой части — «Антропологическая дидактика». В ней рассматриваются главным образом вопросы, связанные с познанием, нравственностью и свободой, понимаемой как самообладание, господство разума над аффектами и страстями, т. е. имепно те вопросы, в которых человеческий индивид способен проявить свою волю, культивировать свою человеческую сущность.

Подобно просветителям Кант рассматривает эгоизм как природное свойство человеческой личности, вытекающее из ее самосознания, т. е. из того, что возвышает человека над всеми другими существами. Характеризуя различные виды эгоизма (логический, эстетический, практический), Кант доказывает, что в любой своей форме эгоизм может приобрести разумный характер. Развитие разумного эгоизма в конечном счете ведет к преодолению первоначальной, природной, эгоистической сущности человека.

Наиболее яркое выражение «прагматическая» установка антропологии получает в учении Канта о характере. В то время как темперамент, согласно Канту, определяется природными задатками, характер человека есть результат его собственных усилий, направленных на выработку определенного образа мыслей и соответствующего ему поведения. Кант придает большое значение характеру, видя в нем «абсолютное единство внутреннего принципа образа жизни вообще», связывая его с наличием таких качеств, как правдивость, принципиальность, последовательность, подлинная оригинальность. Именно характер делает человека личностью, индивидуальностью, свободным существом, способным совершенствоваться.

В антропологии Канта такие существенные для этой науки вопросы, как расовые, возрастные различия, занимают весьма мало места, поскольку эти различия не находятся во власти человека. Национальные особенности народов, которым Кант уделяет некоторое внимание, по существу сводятся к их этническим характеристикам, сложившимся в результате смешения различных племен.

Наряду с собственно антропологическими проблемами значительное место в «Антропологии» Канта занимают вопросы психологии (например, анализ чувства удовольствия и неудовольствия, рассмотрение памяти, воображения, а также вопросы, относящиеся к патопсихологии), наблюдения над нравами его современников, характеристика различных обычаев и т. п. В качестве примера укажем, что, рассматривая холерический темперамент, Кант замечает, что холерик «охотно делается начальником, который охотно руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть — честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает, чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше». Любопытно отметить, что это яркое изображение определенного социального типа преподносится Кантом как чисто антропологическая характеристика, обусловленная опре- деленными природными задатками и независимая от социальных условий. Это показывает, что, несмотря на проводимое Кантом различие между физиологической и прагматической антропологией, действительное различие между антропологическим и социальным, так же как и связь между тем и другим, ускользает из поля зрения этого мыслителя. Не удивительно поэтому, что даже такие человеческие черты, как корыстолюбие и властолюбие, представляются ему не социальными, а чисто антропологическими характеристиками индивидов, обладающих определенными страстями. Эта ограниченность Канта объясняется его метафизическим представлением о человеческой природе, отсутствием исторического подхода к вопросу о человеке, непониманием роли материального производства в антропологическом становлении и развитии человека. Следует, правда, отметить, что Кант высоко оценивает труд, называя его лучшим способом наслаждаться жизнью. Однако это не приводит его к социологическим обобщениям.

В своей антропологии Кант ставит и некоторые философско- исторические вопросы, в частности вопрос о характере человеческого рода, родовой сущности человека. На этот вопрос, по мнению Канта, нельзя дать вполне определенного ответа, так как нет возможности сравнить человеческий род с другим видом разумных существ. Тем не менее Кант указывает на некоторые признаки, принадлежащие, по его предположениям, к родовой сущности человека. Главный из них — природная необщительность человека, которая, однако, постепенно преодолевается в ходе истории человечества, вынуждающей человеческих индивидов ради собственной выгоды сотрудничать друг с другом. Движущей силой общественного прогресса является поэтому не альтруизм, а эгоизм, не взаимное тяготение людей друг к другу, а противоречия, столкновения интересов, раздоры между ними.

Читайте также:  Рассказ о мире с точки зрения

Вслед за Руссо Кант указывает на противоречивый характер прогресса человечества, в котором достижения культуры сопряжены с лишениями, страданиями, а в некоторых отношениях и с регрессом. Так же как Руссо, Кант подчеркивает, что возвращение к первоначальному, «естественному», состоянию невозможно. Не видя реальных экономических причин антагонистического характера прогресса, Кант вместе с тем убежден в возможности ограничения (а в бесконечной перспективе истории и окончательного преодоления) негативных последствий этого поступательного движения, направленного к осуществлению высшего правового строя, который может быть лишь республикой, где господство закона и связанная с ним необходимость принуждения будут исключать деспотизм, анархию, варварство и обеспечивать разумную свободу каждому человеческому индивиду.

Определяя предмет антропологии, Кант замечает, что он опускает вопросы метафизики, и, таким образом, ограничивает свою задачу теоретическим анализом эмпирических данных, относящихся к человеку. И действительно, антропология Канта непосредственно не связана с его трансцендентальным идеализ- м,ом: ее основные положения в общем вполне совместимы с антропологическими концепциями материалистов XVIII в. (с учетом, конечнб, того обстоятельства, что этот материализм в своем понимании общественной жизни и мотивов поведения людей оставался на позициях натуралистического идеализма). Тем не менее Кант вводит в свою антропологию некоторые основные положения «Критики чистого разума», в частности разграничение явления и «вещи в себе», рассмотрение явлений как синтезированных рассудком чувственных восприятий, которые, во всяком случае по форме своей, не существуют независимо от сознания и т. д. Однако эти принципы кантовской «критической философии» пе получают конкретного применения в последующем изложении. Так, например, проводя различие между репродуктивным (эмпирическим) и продуктивным (априорным) воображением, Кант указывает, что антропология рассматривает лишь воображение первого рода и не анализирует его отношения к априорной продуктивной силе воображения. Говоря в одном месте своей работы об идеях чистого разума в духе «Критики чистого разума», Кант, однако, не связывает этого вопроса с проблемами антропологии даже в тех случаях, когда ему приходится рассматривать гносеологические вопросы. Все это приводит нас к выводу, что «Антропология» Канта не представляет собой части его философской системы в том смысле, как это можно сказать о его метафизике нравов или метафизических началах естествознания, т. е. ее нельзя рассматривать как применение принципов трансцендентального идеализма к определенной эмпирической области знания. В отношении своего эмпирического содержания это кан- товское сочинение в настоящее время уже устарело. Но оно представляет большой исторический интерес, и не только с точки зрения истории антропологии, психологии и других наук, но и как изложение тех воззрений Канта, в которых особенно ярко проявляются черты его личности, характера, нравственного склада, а также сложившиеся на протяжении его жизни привычки, отношение к браку, к женскому образованию и т. д. В этом смысле «Антропология» Канта больше, чем какое-либо другое его произведение, может служить важным косвенным источником для биографии великого немецкого мыслителя.

«Антропология» вышла в 1798 г. Это последнее произведение, опубликованное самим Кантом. Второе, переработанное Кантом издание, с которого сделан настоящий перевод, было опубликовано в 1800 г. На русском языке это сочинение было издано в 1900 г. (пер. Н. М. Соколова). При подготовке настоящего издания этот перевод взят за основу. 1

В «Passions de Гате», Art. 42. — 351. 2

На этих популярных лекциях. Кант имеет в виду свои лекции по антропологии, которые он начал читать в зимний семестр 1772/73 г. Лекции по физической географии он начал читать предположительно с 1756 г. — 354. 3

«Если все отцы таковы, то пе таков я». У Абеляра это изречение не обнаружено. — 360. 4

Иллюминаты (от латинского «illuminatus» — озаренный, проникнутый [«божьим»] светом) — члены тайных религиозно- политических обществ, возникших в XVI—XVIII вв. В учениях этих обществ утверждалось, что их членам дано высшее знание о боге и божественных вещах; считалось также, что они в непосредственном «общении с духом». Ордены и союзы такого рода возникали в Испании, Франции, Бельгии. Наиболее известный орден иллюминатов (который, собственно, и имеет в виду здесь Кант) возник в XVIII в. в Германии. Он был основан в Инголь- штадте в 1776 г. Адамом Вайсхауптом. Орден призывал заменить культ, веру в догмы церкви «господством разума», что должно было быть достигнуто при помощи политического и религиозного «просвещения» на деистической основе. Иллюминаты обычно противопоставляли себя ордену иезуитов. Некоторые члены ордена проповедовали своеобразные республиканские идеи, однако облеченные в мистико-религиозную форму. Орден этот просуществовал недолго и был упразднен в 1785 г. — 364. 5

Вуринъон (Bourignon, Antoinette, 1616—1680) — французская фанатичка из Лиля, основательница секты, жила в Нидерландах. Написала огромное количество (не меньше 20 томов) мистико-теософских сочинений.

Паскаль (Pascal, Blaise, 1623—1662) — французский математик, физик, писатель и философ. Кант здесь имеет в виду его нашумевшее в свое время и выдержавшее 60 изданий сочинение «Les provinciates ou lettres ecrites par Louis de Montalte a un provincial de ses amis», 1656 («Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному ДРУГУ»). — 364. 6

Галлер (Haller, Albrecht, 1708—1777) — швейцарский натуралист, врач и поэт. Кант имеет в виду его «Tagebuch seiner Beobachtungen iiber Schriftsteller und sich selbst», 1787.—364. 7

Jlec (Less, Gottfried, 1736—1797) — профессор теологии в Гёттингене, к которому Галлер незадолго перед своей смертью (в 1777 г.) обратился (через своего знакомого Гейне) с вопросом: «Какую книгу (хорошо бы небольшую) мог бы прочитать с пользой для себя в моем состоянии и против страха смерти. » (см. примечание в Im. Kant, Anthropologic. herausg. von. К. Vorlan- der, Leipzig, 1922, S. 20). — 364. 8

У Персия: «Virtutem videant intabescantque relicta» («Доблесть увидеть могли и чахли, что долг позабыли»). «Римская сатира», стр. 97.

Перевод перефразировки Канта: «Увидели природу и скорбели оттого, что покинули ее». — 364. 9

Антикира — приморский город в Фокиде. Был знаменит тем, что в его окрестностях росла чемерица — растение, которое считалось лечебным средством против психических болезней. «Пусть прежде всего прцбудет в Антикиру» — Кант хочет сказать, что пусть он прежде всего вылечит свою больную психику. — 365. 10

Аддисон (Addison, Joseph, 1672—1719) — английский сатирик и моралист, соиздатель журнала «Spectator» (1711—1712). Приведенные Кантом слова квакера упоминаются в этом журнале, № 132. — 370. 12

[Кто хулит богов решенье], глуп [тот и невежествен, Как и тот], кто порицает [их]

«Зря пыхтеть, много суетиться и ничего не делать» — из басен римского баснописца Федра (Phaedrus), конец I в. до н.э.— 380. 14

Менгс (Mengs, Anton Raphael, 1728—1779) — немецкий художник, написавший ряд сочинений об искусстве и художественном творчестве. Кант, видимо, цитирует неточно. Такой фразы комментаторы в сочинениях Менгса найти не смогли.

Корреджо — известный итальянский художник XVI в. Кант здесь явно ошибается, ибо под упоминаемой им картиной можно подразумевать только «Афинскую школу» Рафаэля Санти. Картины же «Школа перипатетиков» вообще не существует. — 382, 15

См. Гельвеций. Об уме. М., 1938, рассуждение I, гл. II, стр. 12. — 383. 16

Гаснеров и месмеристов. Гаснер (Gassner, Johann Joseph, 1727—1779) — католический священник из Швейцарии, заклинатель, орудовал и в Германии. Его деятельность была запрещена специальным распоряжением кайзера. Месмер (Messmer, Friedrich Anton, 1733—1815) — врач, считается основателем учения о «животном магнетизме». — 383. 17

Об этом Свифт (Swift, Jonathan, 1667—1745) говорит в предисловии к своей «Сказке о бочке». — 385. 18

Эти слова приписывает Аристотелю как его изречепие Фаворин, по свидетельству Диогена Лаэрция (V, 1, 21). — 386. 19

Этот афоризм взят из «Сказки о бочке» Свифта. — 386. 20

Гофстеде (Hofstede, Petrus, 1716—1803)—голландский проповедник, приверженец реформированной церкви в Роттердаме. Кант имеет в виду его книгу «Beurteilter Belisar von Marmon- tel» (Leipzig, 1769) против книги Мармонтеля (Marmontel, 1723— 1799), французского писателя, написавшего книгу «Belisaire», в которой есть глава «Разоблачение греческого философа Сократа». — 386. 21

Влюмауэр (Blumauer, Johann Aloys, 1755—1798) — австрийский поэт, написал пародию на «Энеиду» Вергилия. — 397, 22

«Кларисса» — роман английского писателя Ричардсона. —

Роман Филдинга «Том Джонс» после смерти автора (по инициативе издателя) был продолжен в «Истории Тома Джонса, Найденыша, после женитьбы». — 399. 24

Высказанное здесь Кантом относительно Монтеня не совсем совпадает с тем, что говорит сам Монтень (см., например, его «Опыты». М., 1958, кн. 2, гл. XIII, стр. 322—323, и кн. 1, гл. XIX, стр. 99—102). — 402. 25

Это примечание Канта отсутствует в рукописи. — 405. 26

См. Гораций. Сатиры, 1, 19. Приводим строку полностью: «Точно как гость [благодарный], насытясь, [выходитиз пира]» (Гораций, Полн. собр. соч., Academia, М.—JL, 1936, стр. 210). — 406. 27

И доблесть древнего Катона Часто, по слухам, вином калилась

(Горацийі Полн. собр. соч., стр. 123).

Кант ошибочно приписывает эти слова Сенеке. Правда, нечто аналогичное есть и у Сенеки («De tranquilitate animi», cap. XVI, 11: «Et Cato vino laxabat animum, curis publicis fatigatum». Ho у Горация речь идет о Катоне Старшем (Cato, Marcus Portius, 234—149 до н. э.), а у Сенеки — о Младшем, Утическом (Cato, Marcus Portius, 95—46 до н. э.). Ту же цитату Кант приводит и в своей «Метафизике нравов», также ошибочно приписывая эти слова Сенеке (см. настоящее издание, т. 4, ч. 2, стр. 365 и 453). — 406. 28

Имеется в виду Тацит: Tacitus. Germania, cap. XXII: de pace denique ac bello plerumque in conviviis consultant («И о мире и о войне большей частью советуются на пирах»). — 407. 29

Имеется в виду следующее место из Юма: «Я ненавижу сотрапезника, говорит одна греческая поговорка, который никогда ничего не забывает. Глупости, совершенные на последнем пиршестве, должны быть преданы вечному забвению, дабы полностью отдаваться глупостям следующего пиршества» (David Hume. An Enquiry concerning the Principles of Morals, Section IV). — 407. 30

Этот анекдот взят из журнала «The Spectator» № 77. — 410. 31

О причудливых садах в существующем и поныне дворце принца Палагонского около города Палермо (Сицилия) рассказал Гёте в своем «Путешествии по Италии». — 411. 32

Кант приводит слова Горация, не ссылаясь на поэта. «. Все мысли, как бред у больного горячкой» (Гораций. Полн. собр. соч., стр. 341). — 411. 33

См. Гельвеций. Об уме, рассужд. I, гл. II. — 415. 34

Михаэлис (Michaelis, Christian Friedrich) — лейб-медик, профессор в Касселе. Кант имеет в виду его «Tollheit aus Mitlei- denschaft» («Безумие от сострадания») в «Medicinisch-praktische Bibliothek», Ersten Bandes Erstes Stiick. Gottingen, 1785, S. 114 ff. — 415. 35

В «Генрихе IV». — 416. 36

«. Личина срывается, суть остается»

(Лукреций. О природе вещей, 1945, стр. 147). — 417. 37

В «Очерке об окаменелом городе в районе Триполи в Африке» («Hamburgisches Magazin», XIX, 1757, S. 631—653) рассказывается, что у окаменелого якобы города в Рае-Семе, в стране Дарха, арабы могли давать волю своему воображению. Кант черпал свои сведения, по-видимому, из этого очерка. — 418 38

Эсте (Este, Ippolito, 1470—1553) — итальянский кардинал, отйрыск древней аристократической семьи, слыл покровителем искусств. Ему итальянский поэт Ариосто (Ariosto, Lodo- vico, 1474—1533) посвятил свое главное сочинение — знаменитую поэму «Неистовый Роланд». Когда «покровитель искусств» ърочитал посвященный ему роман, он воскликнул: «Messer Lodovico, dove trovaste mai tante coglionerie?» («Господин JIo- довико, где ты нашел такой вздор?»). — 418. 39

Итальянский ріеоплатоник Пико делла Мирандола (1463— 1494), отец знаменитого филолога Юстуса Скалигера Юлий Цезарь Скалигер (1484—1558), филолог Анджело Полициано (1454—? 1494) и ученый библиотекарь Антонъо Малъябекки (1633—1714) славились своей феноменальной памятью и обширными знаниями. — 421. 40

Полигисторы (от древнегреческого «polyhistor» — много знающий, ученый) — в древности люди широкой эрудиции, обладавшие также хорошей памятью. — 421. 41

Один из древних. — Кант имеет в виду Платона. Приведенные слова взяты им из диалога Платона «Федр» (Phaidros, 275 А.), где говорится о том, что письменность привела к игнорированию памяти и к ее утрате. — 421. 42

Пифия (Pythia) — вещая жрица в храме Аполлона Дельфийского. Храм, в котором можно было слушать предсказания Пифии, находился в Дельфах, что в Фокиде, у подножия горы Парнас. — 425. 43

Ауспик (auspex) — птицегадатель в древнем Риме, толковавший полет, пение и клевание птиц. Гаруспик (haruspex) — жрец в древнем Риме, предсказывавший на основе наблюдений внутренностей животных. — 425. 44

Sortes Virgilianae — вергилианские жребии. В древности, а особенно в средние века существовал такой способ гадания, позднее распространившийся также и в России: брали книгу, кто-то открывал наугад страницу, а тот, кому нужно было предсказать, показывал пальцем на какую-нибудь строку. Иногда просто открывали страницу, и прочитанное на этой странице считалось точным предсказанием судьбы. В средние века для этой цели любили использовать «Энеиду» Вергилия, откуда и выражение «Вергилианские жребии». — 426. 45

Сивиллины книги (от древнегреческого «Sibylla»).

Кант ошибочно приписывает эти слова поэту Ювеналу; они принадлежат Персию:

Читайте также:  Влияет ли употребление сладкого на зрение

Своим я умом проживу. Не стараюсь

Аркесилаем я быть и каким-нибудь мрачным Солоном

(«Римская сатира», стр. 98). — 436. 47

Слова принадлежат Вольтеру («Генриада», 31). — 437. 48

Кристина Шведская — королева Швеции в 1650—1654 гг. До вступления на престол и в первые годы правления вела строгий образ жизни, призывала шведских придворных и вельмож (Швеция тогда участвовала в Тридцатилетней войне) к гуманному обращению с народом и к умеренности. Однако вскоре сама предалась роскоши и удовольствиям. В результате дворцовых интриг отреклась от престола и покинула Швецию. Жила в основном в Италии (Риме), где вела распутный образ жизни. — 437. 49

Перевод эпитафии Кантом не совсем точен. Приводим оригинальный текст стихов:

Неге lies our Sovraign Lord the King, Whose Word no Man rely’d on; Who never said a foolish Thing, Nor ever did a wise One

(Здесь лежит наш повелитель, государь король, На слово которого ни один человек не мог

положиться, Который никогда не говорил ничего глупого, Но и умного ничего не сделал). — 437.

60 Кант цитирует «Тускуланские беседы» Цицерона (М. Т. Ciceroni Tusculanorum disputationem libri quinque, III, 69). — 440. 51

Из романа английского писателя-сатирика Стерна (Sterne, Laurence, 1613—1668) «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» («The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gent», 1759—1761). «Наставление» находится в конце 7-й главы.— 443. 52

Клавий (Clavius, немецкое имя — Christoph Schltissel, 1537—1612) — метематик, известен как участник реформы календаря при папе Григории XIII. — 443.

63 В сочинении «The Wealth of Nations», Book II, Ch. Нерусский перевод: A. Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов, кн. II, гл. Ill, М., 1962. — 449. 54

Фраза взята из книги «Lebensbeschreibung Voltaires». Aus dem Franzosischen. Niirnberg, 1787, S. 42 («Жизнеописание Вольтера»). — 451. 55

Янсенизм — теологическое учение, основанное голландским богословом Янсеном (Jansenius, Cornelius, 1585—1638).

Опираясь на учение Августина Блаженного, янсенисты считали, что человек нзпачально порочен и никакой образ жизни не может принести ему искупления, которое можно ожидать только от божественной «благодати». В XVII в. янсенисты имели большой успех в Европе, особенно во Франции. Однако вскоре начали против них энергичную борьбу иезуиты, которых поддержал папа, объявивший янсенизм в своей булле ересью. — 451.

66 Комментаторы Канта полагают, что речь идет о Кестнере (Kastner, Einige Vorlesungen. I. Sammlung Altenburg, 1768, а также «Deutsche Bibliothek der schonen Wissenschaften», heraus- gegeben von Hermann Klotz, Bd. II, 1768, S. 720).

«Fat» (франц.) — фат, хлыщ, «sot» — глупец, дурак.— 452. 57

В своей небольшой книге «Von der Macht des Gemiit^ durch den blossen Vorsatz seiner krankhaften Gefiihle Meister zu sein», 1798 («О способности души справляться с болезненными чувствами одной лишь своей решимостью»). — 453. 58

Хаузен (Hausen, Christian August, 1693—1745) — профессор математики в Лейпциге, автор сочинения «Elementa ma the- seos», 1734 («Начала наук»). — 454. 59

Гелъмонт (Van Helmont, Johann Baptist, 1578—1664) — врач. Об упоминаемом Кантом опыте говорится в сочинении Шпренгеля (Sprengel) «Versuch einer pragmatischen Geschichte der Arzneikunde», 4. Theil, S. 302 (dritte Auflage, 1827). — 458. 60

Гарриттон (Harrington, James, 1611—1677) — автор книги «Oceana», London, 1656. В «Оцеана», посвященной теории государства, Гаррингтон рассказывает, что, после того как он однажды принял слишком большую дозу бакаута (настой из листьев гваякового дерева), он начал бредить и в этом состоянии утверждал, что из него «выходили» его жизненные духи в виде птиц, мух, сверчков и т. п. — 461. 61

Кант пересказывает стих Горация из его «Ars Poetica». У Горация: «Veniam petimusque damusque vicissim. » («И другому готовы дозволить. ». Гораций. Полн. собр. соч., стр. 341). — 462. 62

Трюбле (Trublet, Nicolas-Charles-Joseph, 1697—1770) — теолог, автор популярной в свое время книги «Essais sur divers sujets de litterature et de moral», 1754 («Очерки по различным вопросам литературы и морали»). — 463. 63

«Гу диб рас» — сатирическая поэма в девяти песнях английского поэта-сатирика Батлера (Butler, Samuel, 1612—1680), направленная против пуритан, фанатиков и индепендеитов в канун английской революции. — 463. 64

Юнг (Young, Edward, 1683—1765) — английский сатирик, автор книги «The Love of Fame, in Seven Characteristic Satyres», 1728 («Любовь к славе, в семи характерных сатирах»). — 463. 65

Джонсон (Johnson, Samuel, 1709—1784) — автор толкового словаря английского языка (1747—1755). Более известен стал после того, как его друг Джеймс Босуэлл (Boswell, James, 1740—1795) написал его биографию (1790). То, что Кант рассказывает о нем здесь и в дальнейшем, взято им именно из этой написанной Босуэллом биографии Джонсона.

Б арешти (Baretti, Giuseppe, 1719—1789) — итальянский публицист и поэт, автор «Lettere famigliari» («Семейных писем»). Жил в Лондоне, где был секретарем Королевской академии художеств. — 464. 66

Шварц (Schwarz, Berthold) — немецкий францисканский монах, увлекался химией. По преданию, сидя в тюрьме по обвинению в колдовстве, он продолжал свои опыты и случайно открыл порох (ок. 1330). — 466. 67

Речь идет об алхимике Бранде, который в 1669 г. случайно открыл фосфор в моче. — 466. 68

Закавыченные слова Кант берет из своего сочинения «Критика способности суждения», § 46 (см. настоящее издание, т. 5, стр. 323). — 466. 69

Закавыченные слова взяты из «Критики способности суждения», § 46 (см. настоящее издание, т. 5, стр. 322). — 468. 70

«Клятвы слова повторять за учителем не присужденный».

СГораций. Полн. собр. соч., стр. 285). — 471. 71

Закавыченные слова взяты Кантом из его же статьи «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (см. настоящий том, стр. 27). — 471. 72

Из книги Верри (Verri, Pietro, 1728—1799) «Idee sull’ indole del piacere» («Идеи о сущности удовольствия»). Немецкий перевод: «Gedanken liber die Natur des Vergntigens». Leipzig, 1777. Указанные Кантом положения см. на стр. 34, 56, 61, 98 немецкого перевода. — 474. 73

Кант здесь имеет в виду «Письма аббата Лебланка» («Lettres de Monsieur Г Abbe Le Blanc». Nouvelle edition de celles qui ont parues sous le titre de lettres d’un Francois, 1751). Кант, по всей вероятности, читал немецкий перевод этой книги: «Briefe liber die Englander», 1770, I, S. 204 и далее). — 476. 74

«Journal des Luxus und der Moden» издавали Ф. И. Вертух и Й. М. Краус с 1786 г. Так назывался журнал только с 1787 г. Сначала он назывался «Journal der Moden». — 476. 75

Кант перефразирует Вергилия. У Вергилия virtutem extend ere factis — мужество увеличить делами; у Канта же vitam extendere factis — продлить делами жизнь. — 477. 76

Сладко, когда на просторах морских разыграются ветры, С твердой земли наблюдать за бедою, постигшей другого, Не потому, что для нас будут чьи-либо муки приятны, Но потому, что себя вне опасности чувствовать сладко

(Лукреций. О природе вещей, стр. 73). — 482. 77

«Потерянный Рай» (песнь вторая) английского поэта Джона Мильтона (1608—1674). — 485. 78

Перьями их распестрил, чтобы прекрасная

женщина сверху Кончилась снизу уродливой рыбой (Гораций. Полн. собр. соч., стр. 341). — 491. 79

Кант имеет в виду книгу шотландского теолога и эстетика Hugh Blair «Lectures on Rhetoric», 1783 (немецкий перевод 1785— 1789). У Блэйра нет выражения «сумасшедшая проза». Оно имеется у сочинителя эпиграмм Абеля Эванса. — 493. 80

Браун (Brown, John, 1735—1788) учил, что особенность живого вещества заключается в возбудимости, избыток которой назвал стенией, а недостаток — астенией. — 501. 81

Имеется в виду Фридрих II, король Пруссии. По рассказу Кюстера (С. D. Kuster. Die Lebensrettungen Friedrichs des Zweyten, 1792, S. 167, — Спасение жизни Фридриха Второго), король еще во время войны в Силезии носил с собой быстродействующий яд, доставленный ему из Франции. То же говорит Бюшинг в своем «Характере Фридриха Второго», в котором он рассказывает, что король носил с собой яд в течение всей Семилетней войны (Biisching Anton. Charakter Friedrichs des Zweyten, Zweyte Ausgabe, 1789, S. 431). — 504. 82

Ролан (Roland, Jean-Marie, de la Platiore, 1734—1793) — французский государственный деятель, жирондист, в 1792 г. министр внутренних дел Франции. После казни жены покончил с собой. — 505. 83

Нерон (Nero, Tiberius Claudius, 37—68 н. э.) — римский император с 54 по 68 г., известен своей беспримерной жестокостью и вероломством. По его приказанию были умерщвлены или отравлены его мать, брат, жена и близкие друзья и приближенные. Осудив философа-стоика Сенеку и своего друга Петро- ния, дал им возможность самим покончить с собой (они вскрыли себе вены). — 505. 84

[Где-либо есть справедливость и] мысль, сознающ:ія правду

(Вергилий. Энеида, стр. 66). — 506. 85

Баяр (Bayard, Pierre-Terrail, 1476—1524) — знаменитый французский рыцарь, прозвапный рыцарем без страха и упрека, отпрыск старинного храброго и патриотического рода Баяров. Отличался не только храбростью, но и благородством и нравственной чистотой. — 506. 86

В «Essays» (ed. І889), II, p. 381, Essay on Impudence and Modesty. — 507. 87

Графиня К-г — графиня фон Кайзерлинг, в доме которой часто бывал Кант. — 508. 88

Террасон (Terrasson, Jean, 1670—1750) — французский ученый, профессор древнегреческой философии в Коллеж де Франс, член Французской академии (см. о нем настоящее издание, т. 2, стр. 480). — 511. 89

Страсти нашли своих панегиристов. Имеется в виду в первую очередь Гельвеций, который, говоря в своей книге «Об уме» (Рассуждение III, гл. VI—VIII) об огромной роли страстей, утверждает, что страсти — движущая сила, побуждающая людей к возвышенным деяниям (см. «Об уме». М., 1938, стр. 170). Кант, возможно, имеет в виду и Дени Дидро, также признававшего большое значение страстей в действиях и поступках людей. — 514. 90

В «Essay on Man», И, 108. — 514. 91

Плач заунывный его раздается кругом, и понятпо: Много ему предстоит испытать злоключений при жизни

СЛукреций. О природе вещей, стр. 295). —516. 92

В «Moral Essays», III, 371—374. — 522. 93

Кант, возможно, имеет в виду афинского писателя и политика Деметрия из Фалерона (ок. 350—280 до н. э.), которому будто бы было установлено более трехсот памятников (Cornelius Nepos. De viris illustribus. Vitae excelentium impera- torum. Miltiades, 6a («О знаменитых мужах. Жизнь выдающихся правителей». Мильтиад). — 524. 94

Честерфилд (Chesterfield, Philip Dormer Stanhope, Earl of, 1694—1773) — автор «Писем к сыну», которые Кант цитировал, когда читал курс «Антропологии» в 1791/92 г. Однако приводимого Кантом высказывания как в «Письмах к сыну», так и в других сочинениях Честерфилда нет. Эта мысль принадлежит не Честерфилду, а Геллию (Auli Gellii. Noctes Atticae. Lipsiae, 1835, lib. XIII, cap. XI). См. также настоящее издание, т. 4, ч. 1, примечание 34, стр. 430.—526. 95

Подобно пиру Платона. Имеется в виду не диалог Платона «Пир», а его гостеприимство. Атеней в своем сочинении «Дипно- софисты» (Alhenaios. Deipnosophistai, X, 419) говорит, что люди, однажды принявшие участие в трапезе у Платона, желали испытать это удовольствие вторично. — 527. 96

Диоген из Синопа — древнегреческий философ (IV в. до н. э.), кинпк. Приводимый Кантом рассказ — у Диогена Лаэртского (VI, 2, 74). — 541. 97

В «Лекциях по антропологии» (1789—1790) это изречение дано полностью: «Noscitur ex socio, qui non cognoscitur ex se» («От самого человека не узнаем того, что узнаем о нем от его товарища»). Изречение, по всей вероятности, не принадлежит античным авторам. — 543.

08 «Римлянин! Вот кто опасен, кто черен! Его берегися!»

(Гораций. Полн. собр. соч., стр. 221). — 545. 99

Порта (Porta, Giambattista, 1540—1615) — автор сочи- пения «De humana physiognomica», lib. IV, 1601 («О человеческой физиогномии»), в котором он объясняет черты лица человека «физиогномией» животных. — 546. 100

Лафатер (Lavater, Johann Kaspar, 1741—1801) — швейцарский писатель, автор многотомного сочинения «Physiog- nomische Fragmente zur Beforderung der Menschenerkenntnis und Menschenliebe», 1774—1778 («Физиогномические фрагменты для споспешествования познанию человека и человеческой любви»). В книгах было помещено огромное количество рисунков, в частности выполненных в виде силуэтов лучшими граверами того времени. — 546. 101

Архенголъц (Archenholz, Johann Wilhelm, 1743—1812) — пемецкий историк и публицист, издатель журнала «Litteratur und Volkerkunde» («Литература и народоведение»). Изложенное здесь Кантом находится в т. 4 этого журнала за 1784 г., стр. 859. — 546. 102

Пелиссон (Pelisson-Fontanier, Paul, 1624—1693) — член Французской академии наук. — 548. 103

Кампер (Camper, Peter, 1722—1789) — голландский анатом, написал капитальный труд «Demonstrationes anatomico- pathologicac», vol. 1—2, Amstelodami, 1760—1762.

Блюменбах (Blumenbach, Johann Friedrich, 1752—1840) — профессор медицины в Гёттингене, анатом и антрополог. Автор сочинений «Handbuch der Naturgeschichte». Gottingen, 1779, и «De generis humani varietate nativa». Gottingen, 1776 («Руководство по естественной истории» и «О природном разнообразии человеческого рода»). — 549. 104

Николаи (Nicolai, Christoph Friedrich, 1733—1811) — известный немецкий просветитель, издатель и книготорговец в Берлине. Кант имеет в виду его книгу «Beschreibung einer Reise durch Deutschland und die Schweiz im Jahre 1781», VI, S. 544, 752 ff. («Описание путешествия по Германии и Швейцарии в 1781 г.») (о Николаи см. также настоящее издание, т. 4, ч. 2, примечание 6, стр. 450). — 552. 105

Читайте также:  Прогресс науки и техники с исторической точки зрения

Тайный советник в Веймаре лейб-медик Гримм (Grimm, Johann Friedrich Karl, 1737—1821) в своих «Bemerkungen eines Reisenden durch Deutschland, Frankreich, England und Holland, in Brief en», Altenburg, 1775, S. 334 («Заметки путешественника по Германии, Франции, Англии и Голландии в письмах»). — 553. 106

Кин (Quin, James, 1693—1766) — знаменитый английский актер. — 553. 107

Еук (Cook, James, 1728—1779) —’известный английский мореплаватель XVIII в. Кант, очевидно, имеет в виду описание второго путешествия Кука, когда он по поручению английского адмиралтейства исследовал южную и юго-западную части Тихого океана. Отчеты и рассказы о путешествиях Кука тогда печатались во многих газетах и журналах и были широко известны. — 555. 108

В «Moral Essays», II, 209—210. В немецком издании, которым, по-видимому, пользовался Кант, это место переведено так: «Die Liebe zum Vergniigen und die Liebe zur Herrschaft». Pope, Werke, Bd. IV, S. 170 («Любовь к наслаждению и любовь к господству»). — 555. 109

«Были там также 300 благочестивых распутниц, которых называли куртизанками». Автор книги «Historia concilii Triden- ііпі» Сарпи (Sarpi, Paolo, 1552—1623) — итальянский историк, написавший эту книгу на итальянском языке. Цитированное Кантом место в книге не обнаружено. — 558. 110

Об этом см. Richardson. Life of Milton, p. 89 (Ричардсон. Жизнеописание Мильтона).

Латинский секретарь — правительственный чиновник, ведающий перепиской на латинском языке. — 559. 111

В «Essay on Impudence and Modesty». «Essays», • II, 383, раздел «Of Love and Marriage» («Очерк о дерзости и скромности. О любви и браке»). Юм пишет: «I know not whence it proceeds, that whomen. always consider a satyr upon matrimony as a satyr upon themselves» («Я не знаю, отчего это происходит, что женщины воспринимают всякую сатиру на супружество как сатиру на них самих»). — 560. 112

В «Essays», I, 252, раздел «Of National Characters» («О национальных характерах»): «The English, of any people in the universe, have the least of a national character; unless this very singularity may pass for such» («Англичане в меньшей степени, чем все другие народы мира, имеют национальный характер, хотя именно эта особенность может считаться таковым»).— 563. 113

Слова cavillator u ridicularius («насмешник» и «болтун») произносят герои комедии Плавта «Грубиян» (^Truculentus») (см. Тит Макций Плавт. Избранные комедии, т. III. Academia, 4937, стр. 329—330), а не комедии «Червяк» («Curculio»). — 563. 114

Бюш (Biisch, Johann Georg — 1728—1800) — профессор математики в Гамбурге, автор «Enzyklopadie der historischen, philosophischen und mathematischen Wissenschaften», 2. Teile, 1772 («Энциклопедия исторических, философских и математических наук») н других сочинений. Рассуждение о правописании слова britanni в трудах Бюша обнаружить не удалось. — 566. 115

Рассуждения английского врача Шарпа (Sharp, Samuel, 1700—1778) — в журнале «Neues Hamburger Magazin», II, 1767, S. 259, 261. — 567. 116

В «Contrat social», III, 8 (немецкий перевод «Philoso- phische Werke», 3. Band, Reval und Leipzig, 1782, S. 152). В русском переводе: «В Париже, в Лондоне стремятся устраивать теплые и удобные квартиры; в Мадриде устраивают великолепные салоны, но зато нет закрывающихся окон, а спят в крысиных норах» (Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре, или принципы политического права. М., 1938, стр. 70). — 569. 117

Робертсон (Robertson, William, 1721 — 1793) — автор книги по истории Шотландии и других книг исторического характера. Приводимое Кантом выражение в трудах Робертсона обнаружить не удалось. — 571. 118

«Знает то Гений, звезду направляющий нашу с рождепия» (Гораций. Полн. собр. соч., стр. 337). — 571. 119

Кант имеет в виду книгу Гиртаннера (Girtanner, Christian, 1760—1800) «Uber das Kantische Princip fiir die Naturgeschichte». Gottingen, 1796. («О кантовском принципе естественной истории»). В предисловии к этой книге автор пишет, что она представляет собой объяснение идей Канта и комментарий к ним. — 573. 120

Кант здесь имеет в виду книгу Москати «Von dem kor- perlichen wesentlichenUnterschiede zwischender Structur der Thiere und Menschen» («О существенном различии в строении тела животных и людей»). Эту книгу Кант рецензировал в 1771 г. (см. настоящее издание, т. 2, стр. 437—441). — 575. 121

«Мягче он воска к пороку, [не слушает добрых советов]»

«Discours sur les arts. », «Discours sur l’inegalite», «La nouvelle Heloise». — 580. 123

Кант здесь неточен: «Исповедь Савойского викария» — насть романа «Эмиль», а не отдельное произведение. — 580. 124

Изречение взято у Цицерона: Cicero. De legibus, III, 3. У Цицерона не sal us civitate, a salus populi (благо народа). — ?85. 125

Тимон Афинский (V в. до н. э.) — современник Пелопоннесской войны. Разочарованный распрями греков между собой, он стал порицать их за нравственное падение, возненавидел их и искал уединения, построив себе дом вдали от города и не желая, ни с кем общаться. Он еще ири жизни стал объектом насмешек как мизантроп. К его образу обращались как в античности (Аптифан, Лукиан), тац и в новое время (Шекспир в «Тимоне Афинском»),

Мом — в греческой мифологии бог насмешки и хулы, сын ночи, часто изображался в виде старика или юноши с липом сатира и в плаще шута. — 586.

126 «Мой дорогой Зульцер! Вы недостаточно хорошо знаете эту скверную расу, к которой мы принадлежим». Зульцер (Sulzer, Johann Georg, 1720—1779) — немецкий философ и эстетик (подробнее о нем см. настоящее издание, т. 3, примечание 53, стр. 773). Приведенные здесь сведения о Зульцере неточны: он никогда не был директором-попечителем школ в Силсзии. Ответ прусского короля Зульцеру Кант, по всей вероятности, взял из книги Николаи (Nicolai. Anekdoten von Konig Friedrich II. von Preussen, 2. Auflage, 1790, 3. Heft, S. 274). — 587.

Антропология с прагматической точки зрения pdf

Название: Собрание сочинений в 8-ми томах (Т. 1-8)
Автор:
Кант Иммануил

М.: Чоро, 1994
Страниц: 544, 429, 741, 630, 414, 613, 495, 718
Формат: DjVu
Размер: 89.01 Мб
Качество: отличное
ISBN [5-8497-000]-1-3; -2-1; -3-Х; -4-8; -5-6; -6-4; -7-2; -8-0

Настоящее восьмитомное собрание сочинений Канта приурочено к 200-летию избрания его членом Петербургской академии наук. Юбилейное издание отличается от предыдущего своей полнотой: практически здесь собрано все существенное, что было издано на русском языке. Второе отличие — качество переводов. Восстановлены, насколько это было возможно, классические переводы, выполненные Н. Лосским, В. Соловьевым, П. Флоренским. Уточнена терминология. Особенно тщательно сверен с оригиналом и заново прокомментирован текст «Критики чистого разума». «Критика способности суждения» и (в значительной степени) «Антропология» переведены заново. Большую помощь в подготовке юбилейного издания оказали немецкие коллеги — Архив Канта (Марбург) и издательство Феликс Майнер (Гамбург), предоставившее для перевода последние издания работ Канта, а также вышедшие тома нового исследовательского альманаха «Кант-форшунген».

Содержание томов

Содержание І тома
СОДЕРЖАНИЕ

А. Гулыга. Революция духа: Жизнь и творчество Иммануила Канта

МЫСЛИ ОБ ИСТИННОЙ ОЦЕНКЕ ЖИВЫХ СИЛ. 1749. Пер. Б. А. Фохта
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА, ПРЕТЕРПЕЛА ЛИ ЗЕМЛЯ В СВОЕМ ВРАЩЕНИИ ВОКРУГ ОСИ, БЛАГОДАРЯ КОТОЮМУ ПРОИСХОДИТ СМЕНА ДНЯ И НОЧИ, НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СО ВРЕМЕНИ СВОЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ. 1754. Пер. Б. А. Фохта
ВОПРОС О ТОМ,СТАРЕЕТ ЛИ ЗЕМЛЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. 1754
ВСЕОБЩАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НЕБА. 1755. Перевод В. А. Костицына и Б. А. Фохта
НОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. 1755. Пер. Б. А. Фохта
ФИЗИЧЕСКАЯ МОНАДОЛОГИЯ. 1756. Пер. П .А. Флоренского
О ПРИЧИНАХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ. 1756. Пер. Б. А. Фохта
НОВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ ПОЯСНЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕТРОВ. 1756. Пер. Б. А. Фохта
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И УВЕДОМЛЕНИЕ О НИХ. 1757. Пер. Б. А. Фохта
НОВАЯ ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ. 1758. Пер. Б. А. Фохта
ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. 1763. Пер. Б. А. Фохта

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Содержание ІІ тома

ОПЫТ НЕКОТОРЫХ РАССУЖДЕНИЙ ОБ ОПТИМИЗМЕ. 1759
МЫСЛИ, ВЫЗВАННЫЕ БЕЗВРЕМЕННОЙ КОНЧИНОЙ ВЫСОКОБЛАГОРОДНОГО ГОСПОДИНА ИОГАННА ФРИДРИХА ФОН ФУНКА. 1760
ЛОЖНОЕ МУДРСТВОВАНИЕ В ЧЕТЫРЕХ ФИГУРАХ СИЛЛОГИЗМА. 1762
ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ ПОНЯТИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН. 1763
НАБЛЮДЕНИЯ НАД ЧУВСТВОМ ПРЕКРАСНОГО И ВОЗВЫШЕННОГО. 1764
ОПЫТ О БОЛЕЗНЯХ ГОЛОВЫ. 1764
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЧЕТЛИВОСТИ ПРИНЦИПОВ ЕСТЕСТВЕННОЙ ТЕОЛОГИИ И МОРАЛИ. 1764
УВЕДОМЛЕНИЕ О РАСПИСАНИИ ЛЕКЦИЙ НА ЗИМНЕЕ ПОЛУГОДИЕ 1765/66
ГРЕЗЫ ДУХОВИДЦА, ПОЯСНЕННЫЕ ГРЕЗАМИ МЕТАФИЗИКИ. 1766
О ПЕРВОМ ОСНОВАНИИ РАЗЛИЧИЯ СТОРОН В ПРОСТРАНСТВЕ. 1768
О ФОРМЕ И ПРИНЦИПАХ ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМОГО И ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОГО МИРА. 1770
РЕЦЕНЗИЯ НА СОЧИНЕНИЕ МОСКАТИ «О СУЩЕСТВЕННОМ РАЗЛИЧИИ В СТРОЕНИИ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ». 1771
О РАЗЛИЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАСАХ. 1775
ДВЕ СТАТЬИ ОТНОСИТЕЛЬНО «ФИЛАНТРОПИНА». 1776 —1777
ЗАМЕТКИ В КНИГЕ «НАБЛЮДЕНИЯ НАД ЧУВСТВОМ ПРЕКРАСНОГО И ВОЗВЫШЕННОГО»
Пер. Б. А. Фохта

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Содержание ІІІ тома

КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА. 1781. Пер. Н. О. Лосского

Предисловие к первому изданию [A]Предисловие ко второму изданию [B]Введение

I. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О НАЧАЛАХ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Трансцендентальная эстетика
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Трансцендентальная логика
Отдел первый. Трансцендентальная аналитика
Книга первая. Аналитика понятий
Книга вторая. Аналитика основоположений
Отдел второй. Трансцендентальная диалектика
Книга первая. О понятиях чистого разума
Книга вторая. О диалектических выводах чистого разума

II. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

ИЗ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ [А] «КРИТИКИ ЧИСТОГО РАЗУМА

Примечания
Перевод латинских и древнегреческих слов и выражений
Указатель имен
Предметный указатель

Содержание ІV тома
СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЛЕГОМЕНЫ КО ВСЯКОЙ БУДУЩЕЙ МЕТАФИЗИКЕ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ КАК НАУКА. 1783. Пер. B. C. Соловьева
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ МЕТАФИЗИКИ НРАВОВ. 1785. Пер. Л. Д. Б.
МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 1786. Пер. В. П. Зубова
КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА. 1788. Пер. Н. М. Соколова

Примечания
Перевод латинских слов и выражений
Указатель имен
Предметный указатель
Перевод важнейших терминов

Содержание V тома
СОДЕРЖАНИЕ

КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ. 1790. Пер. М.И. Левиной

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Критика эстетической способности суждения
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Критика телеологической способности суждения

Приложение. Первое введение в «Критику способности суждения”. Пер. Ю. Н. Попова

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Содержание VІ тома
СОДЕРЖАНИЕ

РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА. 1793. Пер. Н. М. Соколова, А. А. Столярова

МЕТАФИЗИКА НРАВОВ. 1797. пер. С. Я. Шейнман-Топштейн, Ц. Г. Арзаканьяна
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ
ВВЕДЕНИЕ В МЕТАФИЗИКУ НРАВОВ
ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПРАВЕ
УЧЕНИЯ О ПРАВЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧАСТНОЕ ПРАВО
УЧЕНИЯ О ПРАВЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА. УЧЕНИЯ О ДОБРОДЕТЕЛИ
I. ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О НАЧАЛАХ
ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О НАЧАЛАХ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ ВООБЩЕ
ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О НАЧАЛАХ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДОБРОДЕТЕЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ
II. ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О МЕТОДЕ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЭТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА

Примечания (А. В. Михайлов)
К современному состоянию текстологической работы над «Метафизикой нравов»
Перевод латинских слов и выражений
Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Содержание VІІ тома
СОДЕРЖАНИЕ

К ВЕЧНОМУ МИРУ. ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЕКТ. 1795. Пер. А. В. Гулыги
Приложения

СПОР ФАКУЛЬТЕТОВ. 1798. Пер. М. И. Левиной
Первый раздел
Второй раздел
Третий раздел

АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. 1798. Пер. М. И. Левиной
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Антропологическая дидактика
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Антропологическая характеристика

ПРИЛОЖЕНИЕ О ВОПРОСЕ, ПРЕДЛОЖЕННОМ НА ПРЕМИЮ КОРОЛЕВСКОЙ БЕРЛИНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ НАУК В 1791 ГОДУ: КАКИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ СОЗДАЛА МЕТАФИЗИКА В ГЕРМАНИИ СО ВРЕМЕНИ ЛЕЙБНИЦА И ВОЛЬФА? 1791. Пер. Н. О. Лосского
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. История новейшей трансцендентальной философии

Приложения
Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Содержание VІІІ тома
СОДЕРЖАНИЕ

I. СТАТЬИ
Рецензия на книгу И.Шульца «Опыт руководства к учению о нравственности». 1783. Пер. Ц. Г. Арзаканьяна
Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784. Пер. И. А. Шапиро
Ответ на вопрос: Что такое просвещение? 1784. Пер. Ц. Г. Арзаканьяна
Рецензии на книгу И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества». 1785. Пер. Ц. Г. Арзаканьяна и И. Д. Копцева
О вулканах на Луне. 1785. Пер. Ю. П. Байрачного, М. О. Башкирцевой и др.
Предполагаемое начало человеческой истории. 1786. Пер. И. А. Шапиро
Что значит ориентироваться в мышлении? 1786. Пер. И. Д. Копцева и А. И. Панченко
О применении телеологических принципов в философии. 1788. Пер. Ю. Н. Попова
О неудаче всех философских попыток теодицеи. 1791. Пер. Т. В. Васильевой
О поговорке «Может это и верно в теории, но не годится для практики». 1793. Пер. Н. Вельденберг
Конец всего сущего. 1794. Пер. А. В. Гулыги
Об органе души. 1796. Пер. М. И. Левиной
О вельможном тоне, недавно возникшем в философии. 1796, Пер. И. Д. Копцева
Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии. 1796. Пер. И. С. Андревой
О мнимом праве лгать из человеколюбия. 1797. Пер. Н. Вальденберг
Заявление по поводу наукоучения Фихте. 1799. Пер. А. В. Гулыги

ІІ. ЛЕКЦИИ
Логика. 1800. Пер. И. К. Маркова и В. А. Жучкова
О педагогике. 1803. Пер. С. Любомудрова

III. ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА. Пер. Ю. М. Каган, М. И. Левиной и др.

IV. ИЗ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДИЯ
Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике. Пер. Ц. Г. Арзаканьяна
(Черновые заметки). Пер. В. А. Жучкова
О внутреннем чувстве. Пер. А. В. Гулыги

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Источники:
  • http://bookucheba.com/pervoistochniki-filosofii-knigi/antropologiya-pragmaticheskoy-tochki-11794.html
  • http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/kant_immanuil_sobranie_sochinenij_v_8_mi_tomakh_t_1_8/12-1-0-743