Меню Рубрики

Актуальные проблемы с точки зрения философии

Рассмотрен круг актуальных философских проблем ХХI века. Автор акцентирует внимание на вопросах, связанных с расширением или сужением прав, свобод и возможностей человека в современном мире

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Новиков А.Г,

Topical problems of philosophy in XXI century

The range of topical philosophic problems in XXI century was under view. The author emphasizes the points connected with extension and restriction rights, freedom and possibilities of people in the modern world.

Текст научной работы на тему «Актуальные философские проблемы XXI века»

актуальные философские проблемы хх1 века

Рассмотрен круг актуальных философских проблем XXI века. Автор акцентирует внимание на вопросах, связанных с расширением или сужением прав, свобод и возможностей человека в современном мире.

Ключевые слова: государственная власть, конфликт, демократия, общество, цивилизация, ценности, модернизация, национальная самобытность, глобализация, информационное общество, экономика.

Для дальнейшего продвижения на философском небосклоне нам нужно выйти на новые рубежи науки, определить наиболее актуальные проблемы XXI века, чаще и активнее обсуждать содержание кандидатских и докторских диссертаций.

И поэтому необходима информационная безопасность, которая преследует цель — сохранить нормальный менталитет, нормальные человеческие отношения, чтобы человеческое сознание не портилось вредными мыслями.

1. Мы обозначили «вечная проблема войны и мира». Война — это апогей конфликта, достижение его остроты. Но война, увы, не является выходом из политического кризиса. Как известно из истории, уничтожение социал-демократов национал-социалистами в Германии привело ко Второй Мировой войне, а уничтожение большевиками меньшевиков стало поводом для Гражданской войны. Что касается конфликтов, то они всегда были, есть и будут, но они должны разрешаться невооружённым путём. Что касается войн, то эта проблема не должна быть вечной, ибо при согласии, толерантности, демократичности всегда можно найти способ её решения.

2. Значит при решении конфликтов демократическим путём, они будут, на наш взгляд, играть позитивную роль, а не в смысле, что конфликты, войны очищают, оздоровляют общество.

3. Мы ставим и такой вопрос «Столкновение цивилизаций — реальное ли явление?», который в соей работе раскрывает С. Хантингтон [1]. Столкновение не цивилизаций, а модернистской и традиционалистской систем ценностей. Беда в том, что модернизация часто отождествляется с вестернизацией, а традиционализм и даже ретроградство с национальной самобытностью. Возможно столкновение третьего мира с Западом, так

НОВИКОВ Анатолий Георгиевич — д. филос. н., профессор кафедры философии ЯГУ E-mail: dissov54mail.ru

как нынешняя глобализация часто отождествляется с экономическим порабощением третьего мира и с навязыванием западной системы ценностей. Возможна, но не предопределена победа межкультурного и межцивилиза-ционного диалога над конфронтацией.

4. Интересна проблема соотношения между правом и реальным доступом к материальным и духовным благам. Т. Гоббс отмечает, что «для человека наибольшее благо — его самосохранение» [2, с. 74]. Имущественная дифференциация всегда была, есть и будет. То, что зависит от государства, оно должно обеспечить. Однако при свободе частного предпринимательства неравенство неизбежно. Равной может быть только нищета. Богатство всегда не равно. Другое дело, что это неравенство должно быть оправдано различиями в способностях и трудолюбии. Самые богатые люди в нынешней России — криминальные элементы. Нужно дать человеку честно разбогатеть, но сейчас это почти невозможно.

5. Информационное общество, информационный террор, информационная блокада, информационная диверсия, информационная безопасность предстают как реальность для нас, россиян, и как проблема будущего.

Информационное общество — это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, характеризующееся преобладанием в структуре занятости специалистов сферы информационных услуг, возрастанием значения информационного капитала и доминированием информационных технологий (в частности, Интернет-технологий) [3]. Концепция информационного общества, как известно, сформировалась на базе теории постиндустриального общества американского социолога Д. Белла [4] и американского футуролога Э. Тоффлера [5], основанной на технократической парадигме Запада. Альтернативная модель информационного общества, созданная профессорами Ю. Хаяши и Е. Масуда [6], реализуется Японией: это информационное общество планомерно формировалось с 1960-х годов.

Ключевая роль в этом обществе принадлежит информации. Информация в обыденном смысле есть, прежде

всего, определённое содержание, но именно эта сторона информации остаётся до сих пор неясной. Эта парадоксальность побуждает неиссякаемый интерес многих философов к данному понятию. И нам тоже следовало бы подвергнуть более глубокому осмыслению это понятие.

Современная информационная политика создается на наших глазах. Впечатление таково, что в США развёрнута полномасштабная информационная война против России.

Информационный террор осуществляется наиболее развитыми западными странами и фактически зомбирует всех людей. В результате люди и не воспринимают национальную идею, так называемую Русскую идею [2].

Информационная блокада тесно связана с тем, что блокируют истинную информацию. Она сопровождает практически все военно-политические конфликты. Например, война США с Ираком изображалась как «чистая» и справедливая. В России запрещены интервью корреспондентов с чеченскими боевиками. В результате происходит давление на человеческую психику, торможение творческого мышления. Информационная блокада разрушает человеческие привычки, навыки, принципы морали, что сопровождается дегуманизацией общественных мнений.

Можно говорить и об информационной диверсии. Идёт ненужная пустая информация, часто используются механизмы порабощения — пропаганда дешёвых примитивных минутных удовольствий — секс, разврат, алкоголь и т.д. На подсознательном уровне программируется преклонение перед новыми богачами — новыми русскими, новыми якутами и новыми другими народностями.

В связи с тем, что на первое место выходит информация, делаются новые открытия, изобретения, появляются специализации, классификации, возникает новая социальная парадигма — информационная цивилизация.

6. Рост экономических потребностей — анахронизм или естественное явление?

Каждый человек имеет право на достаточный уровень жизни. Однако следует признать, что природных ресурсов Земли не хватит для того, чтобы обеспечить всем людям такой уровень материального благосостояния, который уже достигнут в самых богатых странах [6]. До недавних пор этот рост был естественным явлением, стимулом развития, но сейчас он может погубить человечество.

7. Будет ли расширение прав свобод, возможностей человека в современном мире или, наоборот, сужение?

В некоторых странах эти права и свободы некуда расширять [7]. В большинстве стран на ближайшую перспективу на их большой рост надежды нет, а в некоторых странах есть опасность и сужения их. В Китае, по-видимому, расширение будет.

Эти наши высказывания близки к размышлениям. Доминиканский монах утверждал: «Если есть абсолютная истина, то положите и ее на стяг». Мы выносим наши вопросы на обсуждение, осмысление и размышление.

8. Во всём мире идёт переход от индустриального к постиндустриальному инновационному обществу. Перед коренными народами РС (Я) стоит более сложная задача — одновременно войти в индустриальное и постиндустриальное общество [8].

В России переход от феодализма к капитализму совершался под руководством государственной власти -так называемая «революция сверху». Тем более невозможен переход от социализма к капитализму, от деформированного традиционного использования политических факторов без государственной поддержки, без непосредственного руководства со стороны органов государственной власти.

Коренные народы Республики Саха (Якутия) не могут без государственной поддержки перейти к индустриальному и постиндустриальному обществу одновременно. Многое зависит от инновационной и кадровой политики. В будущем неизбежно вовлечение коренных народов Якутии в горно-добывающую промышленность. Следует направить усилия и энергию на подготовку грамотной технической интеллигенции, призванной реализовать эту задачу.

Раньше она не могла быть решена в силу узковедомственных интересов центральных министерств. Более того, в улусах необходимо создавать технические колледжи, способные дать населению техническое образование, и в самое ближайшее время открыть в Якутске политехнический институт.

Обрабатывающая промышленность Якутии, чтобы быть конкурентоспособной, должна быть технологичной.

Очень важный момент — этнос, не участвующий в ведущих и передовых отраслях экономики, не может считаться нацией в полном смысле этого слова [9]. Для народов республики характерны общность территории, возрождение духовности народов Севера и Арктики, общность языка (имеется в виду межнациональный язык), и только начинается большая работа по развитию экономических связей Якутии.

Теперь посмотрим на структуру нашей экономики. Ведущими отраслями республиканской экономики являются горно-добывающие. Однако запасы их не бесконечны. Не только для развития, но и для элементарного выживания необходимо снизить высокую из-за природных условий себестоимость продукции путем ввода высоких технологий. В то же время есть опасность государственной, то есть чиновничьей опеки модернизационных и инновационных процессов, удушения в их объятиях. Необходимо на государственном уровне всемерно поощрять и поддерживать инициативы снизу.

Учебные заведения должны вести свою работу с учётом потребности республики в кадрах. Для этого необходима координация действий со службой занятости, что становится актуальной задачей XXI века. Система образования, начиная с общеобразовательных школ, должна

готовить подрастающее поколение к жизни в современном обществе с его быстро меняющейся конъюнктурой, воспитывать в молодых людях дух самостоятельности, предприимчивости, готовности постоянно усваивать новое.

1. Xантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. -1994. — № 1. — С. 32-48.

2. Кондратов В.А. Новейший философский словарь. -Ростов-на-Дону, 2005. — 672 с.

3. Информационный террор //Фонд стратегической культу-

ры. 2005. http://fsk/rastrata.ru/print.php?n >

4. Bell. D. The coming of Post-Industrial Society. N-Y, 1973, 185 h.

5. Toffler A. Freviews and Premises. N-Y., 1983. 138 p.

6. Масуда E. «Информационно-компьютерное» понятие. -Токио, 1965. — 192 с.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. — М., 2005. — С. 262-263.

8. Пудов А.Г., Новиков А.Г Менталитет японцев и техногенная цивилизация. — Якутск, 2008. — 207 с.

9. Новиков А.Г. Социальная структура якутского общества: история и современность // Политико-социальные проблемы развития общества. — Якутск, 2008. — С. 39-40.

Topical problems of philosophy in XXI century

The range of topical philosophic problems in XXI century was under view. The author emphasizes the points connected with extension and restriction rights, freedom and possibilities of people in the modern world.

Key words: political authority, conflict, democracy, society, civilization, values, modernization, national originality, globalization, information society, economy.

УДК 377.4 Л.А. Новикова

формирование культуры личности

Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели.

Ключевые слова: личность, культура, образование, культурные ценности, духовные ценности, гуманизм, развитие, педагогика, воспитание, интеллигентность.

В своем развитии образование ориентируется на образ культуры XXI века как «диалога и взаиморождения прошлых, настоящих и будущих культур» (М.М. Бахтин) [1].

Формирование личности возможно только в условиях гуманизации образования, реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. Исходным понятием разных концепций личностного образования является понятие личности как цели и фактора образования. Образование — часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой, — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Человек живет в многомерном пространстве культуры. С личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.

НОВИКОВА Людмила Александровна — к.п.н., зам. заведующего отдела аспирантуры ЯГУ E-mail: dissov54@mail.ru

Так, личность, по мнению А.Н. Леонтьева, — не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся» [2]. В связи с этим формирование культуры личности — это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности.

Психологический аспект теории развития личности, представленный в трудах многих отечественных психологов: Л.С. Выготского [3], А.Н. Леонтьева [2], С.Л. Рубинштейна [4] и др., вызывает особенный интерес к проблеме формирования культуры личности. В основе развития личности лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени.

С.Л. Рубинштейн рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения [4].

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются права русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. Поэтому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.

Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

• Распространение массовых заболеваний.

• Угроза войны с применением оружия массового поражения.

• Истощение природных ресурсов планеты.

• Углубление экологического кризиса.

• Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

• Глобальное изменение климата.

• Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследователей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следующие.

Читайте также:  Разные точки зрения на деятельность ивана грозного

Потенциальная опасность столкновения Земли с космическими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столкновения могут быть очень опасными и привести к гибели всего человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего космоса» планеты (так называемых тонких миров), причиной которого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.

Все отмеченные выше глобальные проблемы в самом общем виде имеют три причины:

• духовное несовершенство человека;

• противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

• объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и второй причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное изменение климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не установлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).

Таким образом, мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою личную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, насколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгородиться от мировых проблем границами своего государства — террористы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

• Духовное развитие человечества всегда было сложным и противоречивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества подвергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис» прочно вошло в современный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологические, инфекционные и психические заболевания. Так, например, ежегодная смертность кардиологических и онкологических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек. До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увеличилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.

Специалисты полагают, что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физические упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга, йогические методики саморегуляции и др.). Во-вторых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечатляющих «успехов». Одной капли боевого химического реактива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерный подводный ракетоносец способен превратить в руины целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО, России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого разрушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали, что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежденных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядерная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одинаковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового поражения не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и
плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сырья будет возрастать прежними темпами, общество уже в
XXI веке может столкнуться, например, с полным истощением запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства
и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энергию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

Одной из острейших проблем современности является экологический кризис. Многие думают, что он заключается только в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере. Непродуманное нарушение водного баланса региона (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комплекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отношения людей к окружающей среде, строительство очистных сооружений на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопасные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В результате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые аналитики полагают, что Земля способна прокормить лишь ограниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по разным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселении людей и эффективно организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что социально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два процессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. Причем особую актуальность сейчас приобретает их международное сотрудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало очевидно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные сильные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нарастание сейсмической активности земной коры. Землетрясения становятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетрясения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего ответа наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных природных причин, но и от деятельности человека. Так, например, полагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Увеличение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества порождает электромагнитные флуктуации энергетического поля планеты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторыми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глубокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, последователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др.) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и смещение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого международного сотрудничества стран и народов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — политической, экономической и культурной интеграции в единое планетарное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зависеть

Читайте также:  С научной точки зрения бог есть

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Актуальные проблемы философии

Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. С различного рода истолкованием природы человека и пониманием его сущности мы сталкиваемся практически во всех крупных философских учениях. Кто «я» и кто «мы»? Откуда, взялись? Куда идем в бесконечном историческом развитии? Что выделяет нас в пестром и многоликом семействе живых существ, населяющих Землю? В чем смысл и цель нашей жизни? Эти и многие другие вопросы ставили перед собой философы, но окончательного, бесспорного ответа не находили. Поиски продолжаются и сегодня.

Основные проблемы философии – это проблемы связанные с познанием. Пожалуй, самым важным относящимся к познанию вопросом является то, познаваем ли мир вообще. Агностики утверждают, что понять его человеку никогда и ни за что не удастся, а гностики же уверяют, что человеческий разум не имеет границ, и рано или поздно ему откроются все тайны мирозданья. Также философов интересует сущность самого познания, особенности познавательных процессов, отношения субъектов и объектов познания и так далее. Философия не игнорирует методы познания, но все-таки отводит им второстепенную роль – сама суть данного процесса интересует философов намного больше. Гносеология – так называется учение о познании.

Основные проблемы философии включают в себя и проблемы самого человека — то есть проблемы не личности, а конкретно индивида. Изучить человека важно в первую очередь потому, что именно он является исходным пунктом всего философствования.

Проблема познаваемости мира

Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. — относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. — рассматривающий, исследующий — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики.

Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Скептицизм — необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.

Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом.

В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существованли объективного мира, ставя под вопрос истинное и. знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувственными восприятиями.

Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а также для некоторых естественно-научных теорий: «физиологического идеализма» «теории иероглифов» и др.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самою познавательного процесса.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

Философия глобальных проблем современного мира

Тема данной работы «Философский анализ глобальных проблем современности», особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что осознание необходимости различения условий, позволяющих гарантированно осуществить и реализовать имеющийся план экономических действий, приводит к требованию различения проблем и перспектив современной цивилизации как условия философского выделения процессуальности экономических действий, адекватных процессам глобального масштаба.

Ныне, на рубеже двух тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «globus — шар», относится к Земле, земному шару и с 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Это совокупность таких острейших жизненных проблем на исходе нашего века, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

В связи с этим цель нашего исследования: дать краткий философский анализ глобальных проблем современности.

Практическая значимость исследования заключается, в том что философский анализ глобальных проблем имеет значение для теоретико-методологического обоснования путей и методов принципиального решения этих проблем а так же результаты исследования способствуют более глубокому пониманию сущности глобальных проблем, механизма их взаимодействия и могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических и методологических основ исследований в данной области и что данный материал, может быть использован в преподавании курсов философии и других общественных наук в вузах, при подготовке и проведении спецкурсов по актуальным проблемам современности.

В связи с этим направлением в нашем исследование является анализ глобальных проблем современности, с точки зрения философии.

Методологическую базу исследования составили на работы философов творчески развивающих понимание причин возникновения и сущности глобальных проблем современности (Э.А. Араб-Оглы, П.А. Сорокин, Э.В. Гирусов, Г.С. Гудожник, В.В. Загладдн, А.М. Ковалев, Б.Н. Лейбин, В.А. Лось, И.Б. Новик, Ю.К.Плетников, Е.К. Федоров, И.Т. Фролов, Г.С. Хознн, Г.Х. Шахназаров и др.).

Проблема философского анализ глобальных проблем современности рассматриваеться в книге Печчеи Аурелио «Человеческие качества», а так же в книге Чумакова А.Н. «Философия глобальных проблем» и др.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Названия основной части отображают ее содержание.

Глава 1. Философский взгляд на глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация

1.1 Классификация глобальных проблем

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена.

Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. Спиркин А.Г. Философия. ? М., Гардарики, 2004.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

© между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

© экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

© между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:

© предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов;

© преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

© обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

© преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу:

© прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

© своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

© все проблемы могут стать глобальными;

© число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение). Лебедев С.А. Философия естественных наук. — М.: Академический проект, «Фонд мир», 2006.

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

Каковы же причины глобальных проблем?

1.2 Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный.

В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.

Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, («затем они становились региональными и глобальными, т.е. «проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества, и многие глобальные проблемы взаимосвязаны.

Глава 2. Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи

2.1 Восемь грехов Конрада Лоренца

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами» нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем. Лебедев С.А. Философия естественных наук. — М.: Академический проект, «Фонд мир», 2006.

Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.

Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд. очень четко выражена словами известного литературного героя И.С. Тургенева: «Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник». (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.

Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство.

Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, -отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.

Читайте также:  В демократическом обществе сми отражают разные точки зрения

Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.

Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая «национальную ненависть», Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). — М.: Универс, 1994. — 272 с.

Чрезвычайно опасным для современного общества, по К Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала

И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия

Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее «кричащих» проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все «болевые точки» нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит — таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.

2.2 Взаимосвязи глобальных проблем

Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

При выявлений взаимосвязи глобальных проблем общественного развития важно исключить ряд заблуждений.

Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др.

Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако, они не могут быть со всей определенностью названы глобальными.

В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения. Дунаева Н.Н. Философия. Р-н/Д.: Феникс, 2005.

Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими.

Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные.

Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра.

К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.

Общие подходы в анализе и решении глобальных проблем отнюдь не исключают различие вариантов конкретных путей и способов их решения.

Глава 3. Роль философии в решении глобальных проблем

3.1 Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем

глобальный проблема грех философия

Факт того, что философия призвана сыграть решающую роль в определении путей решения глобальных проблем признан всем международным научным сообществом.

Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера — это «социальный цемент», существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада. почему наличие общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития.

С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом — верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм -это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет ко всякого рода утопиям, особенно к тем, где речь идет о немедленном решении социальных вопросов, опора на научные подходы. Рациональный гуманизм — это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит с интересами каждого человека в улучшении жизни и соблюдении его прав. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. — М.: Международные отношения, 2002. — 238 с.

Так, О. Орука отмечает, что философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись к решению практических проблем обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым свою моральную функцию.

Философия тесно связано с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции .

Как заметил Г. Херц, «философия способна развивать планетарное сознание, гуманизировать международные отношения, и решать мировоззренческие, теоретико-познавательные и методологические проблемы исследований в области глобалистики. «Как стратегическое мышление философия может создавать модели экологического общества». Лебедев С.А. Философия естественных наук. Учеб. пособие для вузов. / Под. общ. ред. проф. С.А. Лебедева. — М.: Академический проект, «Фонд мир», 2006.

Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории.

Так, М. Месарович — видный деятель Римского клуба — международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, — в одном из своих докладов (Ганновер, 1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

© снижение роста численности населения Земли;

© сокращение использования невозобновляемых ресурсов;

© уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

© устранение голода и бедности. Месарович М. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. ? М., Гардарики. 2006.

При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать.

По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить. «Там же». ? С. 45.

Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.

3.2 Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем

Согласно В.В. Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности связанных со большим потреблением ресурсов.

В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность общества, должны быть соотнесены с требованиями экологического и нравственного императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека.

Потребности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в исследовании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой.

В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П.А. Сорокиным.

П.А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П.А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе.

П.А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. — М.: Знание, 2002. — 48 с.

Преодоление глобальных проблем В. Зубаков, С.А. Лебедев, Н.Н. Моисеев В.В. Миронов, В.Л. Калашников связывают с разработкой общей теории гармонизации взаимодействия природы и общества — теории ноосферогенеза.

Она призвана определить общие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества и перспективы его развития. В фундамент этой теории закладываются точные, естественные и гуманитарные науки, на основе которых будут разрабатываться принципы ноосферогенеза, осуществляться поиск пути в эпоху ноосферы.

Как отмечают С.А. Лебедев, В.Л. Калашников, Н.Н. Дунаева, А.Г. Спиркин сегодня распространен взгляд на философию как на теоретическую форму мировоззрения и как на науку, призванную решать различные мировоззренческие проблемы, делая «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения. Лебедев С.А. Философия естественных наук. Учеб. пособие для вузов / Под. общ. ред. проф. С.А. Лебедева — М.: Академический проект, «Фонд мир», 2006.

Именно философия призвана конструировать все возможные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество в будущем.

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решенияфилософия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.

Философия играет важную роль в определении путей решения глобальных проблем, обеспечивая их мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения она активизирует взаимодействие разных наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Она обретает прикладной характер, решая практические проблемы, рассматривает глобальные проблемы как целостную систему, что позволяет выявить их суть, структуру и механизм их взаимодействия и взаимозависимости, определить причины их появления и развития, а также пути их решения.

Источники:
  • http://studopedia.ru/3_32347_tema--filosofiya-i-globalnie-problemi-sovremennosti.html
  • http://infopedia.su/13xa2d1.html
  • http://megaobuchalka.ru/4/43548.html