Меню Рубрики

2 точки зрения на развитие человечества

1.Три точки зрения на происхождение человека – божественная, космическая и биологическая.

· Согласно божественной точке зрения, человека сотворил бог. Согласно Ветхому завету, бог Яхве сотворил мир за семь дней. Он сотворил Небо и Землю в первый день. Он сотворил Свет и Тьму, то есть день и ночь во второй день. Он сотворил сушу, море и растения в третий день. Он сотворил Солнце, Луну и звёзды в четвертый день. Он сотворил небесных птиц, водных зверей и змеев в пятый день. Он сотворил наземных животных и Человека в шестой день. «И создал Бог Человека по образу Своему, по образу Бога Он создал его, самцом и самкою Он создал их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и овладевайте ею, и властвуйте над морскими рыбами и над небесными птицами, и над всеми животными, пресмыкающимися по земле». Бог завершил работу и отдался отдохновению в седьмой день. Бог вначале поселил людей в райском Саду и запретил им кушать плоды с Дерева Познания добра и зла под страхом смерти. Женщину Бог сделал из ребра мужчины. Хитрый Змей уговорил женщину попробовать плоды с Дерева Познания добра и зла, а женщина уговорила мужчину попробовать эти плоды, поэтому они догадались, что они нагие и спрятались от Бога. А Бог догадался, что они нарушили его запрет, проклял Змея и выгнал людей из Сада. Бог наказал людей тем, что лишил их вечной жизни, что женщину он обрёк в муках рожать детей, а мужчину – в поте лица добывать хлеб свой. Ева родила двух сыновей – земледельца Каина и пастуха Авеля. Каин убил Авеля и стал скитальцем. От этих первых людей произошёл род людской. В качестве вывода следует отметить, что, по моему мнению, несмотря на большое уважение к священному писанию, эта точка зрения является сомнительной из-за полного отсутствия эмпирических доказательств.

· Согласно космической точке зрения, человек произошёл от инопланетян, но эта точка зрения тоже является сомнительной из-за полного отсутствия эмпирических доказательств.

· Согласно биологической теории Ч. Дарвина, человек и человекообразные обезьяныпроизошли от общего предка. Эта точка зрения подкреплена огромным количеством эмпирических доказательств и является истинной. Первой группой доказательств является сходство строения человека и позвоночных животных – строение скелета, нервной системы, системы пищеварения, дыхания и кровообращения человека и других позвоночных, особенно млекопитающих. На ранних стадиях эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. Родство человека и животных подтверждается существованием около 90 рудиментов и атавизмов – особой мышцы, позволяющей некоторым людям двигать ушами и кожей головы, копчиковой кости, как остатка хвоста и так далее. Человек относится к отряду приматов. Наиболее близкими родственниками человека являются человекообразные обезьяны – шимпанзе, горилла и индо-малайский орангутанг. Второй группой доказательств является поразительное сходство хромосомного аппарата. Количество хромосом у всех человекообразных обезьян равно 48, тогда как у человека – 46 хромосом. Третьей группой доказательств является наличие ископаемых останков, обнаруженных археологами, которые попытались проследить и эмпирически подтвердить весь путь эволюции от обезьяны к человеку. Представители божественной точки зрения на происхождение человека даже не пытались обнаружить ископаемые останки Адама, Евы и их потомков.

2.Отличия человека от обезьяны, которые появились в процессе эволюции.

По моему мнению, у человека по сравнению с обезьяной появились новые функции мышления – способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению, но и у высших млекопитающих, и у человека существует способность к интуиции. У высших млекопитающих (собак, обезьян и т. д.) эта интуиция, в отличие от человека, существует в бессловесной форме.

Появление новых функций мышления привело к появлению физиологических отличий человека от обезьяны:

· Чтобы освободить руки для орудийной деятельности, человек приобрел способность к прямохождению. Это привело к изменению кисти руки и развитию большого пальца у человека, к уменьшению длины рук, к изменению стопы, которая потеряла хватательную функцию при лазании по деревьям, к изменению позвоночника (вместо формы дуги появилась S -образная форма) и таза.

· Появление речи и мышления привело к изменению в строении черепа и мозга. Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян, в том числе и за счет увеличения теменной, височной и лобной долей, где расположены центры новых функций мышления – способности к орудийной деятельности, речи и мышления. У человека исчезли сплошные надбровные дуги, как центр чрезмерной агрессивности. Человек приобрёл высокий лоб, слабые челюсти и маленькие клыки.

· О хорошем развитии членораздельной речи у человека свидетельствует подбородочный выступ.

3.Наличие интуиции у человека и обезьяны – это ещё одно сходство между ними.

Поведение высших млекопитающих животных построено не только на условных и безусловных инстинктах, но и на интуиции. Поведение низших животных, построенное на одних инстинкта при отсутствии интуиции, напоминает поведение автомата. Появление интуиции у животных позволило начать процесс обучения в примитивной форме, особенно у хищников. Проблема состоит в том, что такая наука, как зоопсихология, сегодня находится в самом начале своего зарождения и развития и не может предоставить исчерпывающих данных. Дарвин считал, что между психикой высших млекопитающих и человека не существует глубоких различий. Он был убеждён, что многие существа испытывают удовольствие и боль, радость и печаль, видят сны и даже обладают воображением. Дарвин защищал свою теорию в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Он сравнивал презрительную усмешку у человека с обнажением клыков с целью напугать противника у животных. По моему мнению, человек унаследовал язык жестов у животных. В 60-70 годы 19 века тема возможного наличия интеллекта у животных стала необыкновенно популярной не только в научных кругах, но и среди широкой публики. Люди писали письма в научно-популярные журналы, где излагали тысячи историй о необычайных проявления умственных способностей у домашних кошек и собак, лошадей и свиней, улиток и птиц. Даже первый в мире учёный-психолог В.Вундт не избежал этого увлечения и написал работу об умственных способностях различных живых существ – от жуков до бобров. В зрелом возрасте его отношение к этой проблеме стало более взвешенным. Друг Дарвина Дж. Романес опубликовал работу «Интеллект животных», написанную по методу анекдотов, поскольку он использовал не научные методы исследования, а непроверенные сообщения и рассказы о поведении животных. Он считал кошек самыми умными животными после обезьян и слонов и описывал пример, когда кошка его кучера могла лапой отодвинуть щеколду и открыть дверь в конюшню. У. С. Смолл исследовал поведение и самообучение белой крысы, бегающей по лабиринту. Ч. Г. Тернер исследовал поведение муравьёв. В 20 веке мода на исследования в сфере зоопсихологии прошла, так как эти исследования не имели практической пользы.

В начале 20 века практически каждый образованный человек на Западе читал про коня по кличке Умный Ганс. Этот конь, якобы, умел складывать, вычитать, оперировать простыми и десятичными дробями, читать, составлять слова, указывать время, различать цвета, идентифицировать предметы, показывать чудеса памяти. Он отвечал на поставленные вопросы либо постукивая копытом определённое количество раз, либо кивая головой в направлении нужного предмета или букв. Владелец коня отставной учитель математики В. фон Остен был искренне уверен, что этот конь мыслит как человек и просто этому коню не хватает достаточного уровня образования. Психолог О. Фунгст расследовал этот случай и доказал, что конь был обучен начинать и прекращать топать ногой, повинуясь непроизвольным кивкам головой любого человека, и получая подкрепление в форме морковки или кусочка сахара за, якобы, правильный ответ. Поэтому Ганс не мог правильно отвечать на вопросы людей, которые сами не знали правильного ответа и не могли непроизвольно кивать в ответ. Этот случай заставил психологов более скептически относиться ко всякого рода заявлениям о разуме животных. По моему мнению, можно сделать вывод, что у высших млекопитающих есть способность к интуиции и отсутствует способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактно-логическому мышлению. Интуиция – это восприятие окружающего мира человеком или животным с помощью бессознательного, когда на основании прошлого опыта и без всяких размышлений откуда-то из глубин подсознания у них всплывает готовый рецепт решения проблемы или готовый план действий в форме предчувствия

4.Биологическое и социальное в человеке.

Человек – это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде, Как и все живые организмы, человек растёт, стареет и умирает. Но разум человека способен сформироваться только в обществе. Ребёнок, полностью изолированный от других людей как Маугли, не сможет научиться говорить, мыслить, не получит технических способностей. Только общество может развить эти способности, может научить ребёнка. Поведение животных в большой степени обусловлено врожденными инстинктами, передаваемыми по наследству, животное часто действует как запрограммированный автомат. Поведение человека в большой степени есть результат процесса обучения.

Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Иногда несколько разных видов гоминид, находящихся на разных «уровнях» близости к человеку, сосуществовали в одном и том же месте, в одно и то же время.

Приматы появились 65 млн. лет назад. Из общей массы живых существ они выделялись своим интеллектом, у них наибольший объём мозга по отношению к размерам тела. Около 12 млн. лет назад приматы начали развиваться по двум разным линиям – таким образом, люди отделились от больших обезьян, наших ближайших родственников. Но общность происхождения очевидна по чертам, которые люди разделяют с шимпанзе, гориллами и орангутангами: чрезвычайная общительность, длительная забота о младенцах и способность к коллективной защите, способность прямо ходить и кисти рук, способные манипулировать предметами. Около 3 млн. лет назад наши предки сошли с деревьев в высокие травы Центральной Африки. Там, передвигаясь на двух ногах, они усвоили преимущества коллективной охоты и начали пользоваться огнём, орудиями и оружием. Они строили примитивные укрытия и шили примитивную одежду. 250 тыс. лет назад появился наш собственный вид – Homo sapiens (лат. «человек разумный»). 40 тыс. лет назад по Земле ходили люди, которые ничем внешне не отличались от современных людей. 12 тыс. лет назад в Египте и Двуречье возникли первые цивилизации.

Неандертальцы населяли Европу и Западную Азию (от Испании до Узбекистана) 200 000 — 28 000 лет назад. Климат тогда был холоднее, и за время существования неандертальцев несколько раз наступали ледниковые эпохи. Неандертальцы, по всей видимости, НЕ являются прямыми предками совр. людей, они независимо произошли от питекантропов. Неандертальцы отличаются от современного человека более низким лбом, выступающим затылком, надбровными дугами. Объем мозга — как у современных людей или даже больше. Неандертальцы уже умели разводить огонь, они питались почти исключительно мясом (охота), каннибализм у них был очень распространен. У них появились первые мистические/религиозные верования: они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы цветами. Культура неандертальцев («мустьерская») — это, прежде всего, обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия предков; а также разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» — кости с просверленными дырочками, «скульптуры»).

· Homo sapiens – человек разумный .

Объем мозга у представителей этого вида — в среднем 1300 куб. см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб. Надбровные дуги редуцированы. Возраст древнейших находок в Африке — 130 000 лет. Примерно 50-55 тыс. лет назад началась великая экспансия H omo sapiens. Вначале, по-видимому, они двинулись в южную и юго-восточную Азию, где не было неандертальцев. Представители этой «волны» расселения проникли в Австралию (около 50 тыс. лет назад), где, по-видимому, вызвали чрезвычайно быстрое опустынивание континента и массовое вымирание крупных животных. Из костей древнейшего австралийца, возрастом около 50 тыс. лет, удалось извлечь митохондриальную ДНК — она оказалась весьма отличной от того, что встречается у современных людей. Это говорит, по крайней мере, о нескольких волнах расселения сапиенсов, и о том, что некоторые из этих волн могли не оставить потомков среди современных людей. Несколько позже (40-35 тыс. лет назад) произошло вторжение сапиенсов в «исконные земли» неандертальцев — Европу. Довольно долго (40-28 тыс. лет назад) сапиенсы и неандертальцы жили на одной территории. Вероятно, неандертальцы были постепенно вытеснены сапиенсами, хотя подробности этой борьбы до сих пор не известны (были ли прямые столкновения или только конкурентное вытеснение за счет более эффективных методов охоты?). У сапиенсов, хлынувших в Европу, в самом начале этой экспансии произошел качественный скачок в культурном развитии. В археологии этот момент соответствует переходу от среднего палеолита (т.н. мустьерская культура, носителями которой были преимущественно неандертальцы) к позднему палеолиту. Европейских сапиенсов возрастом 40 тыс. лет и менее традиционно называют кроманьонцами. У них впервые появилось настоящее искусство (наскальная живопись); резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффект в форме возможной роли первобытных охотников в массовом вымирании крупных животных примерно 10 тыс. лет назад. Согласно одной из гипотез, расовые различия современных людей унаследованы от H omo erectus; человек современного типа независимо развился в нескольких районах из местных популяций H omo erectus. Согласно другой гипотезе, современный человек появился лишь однажды в каком-то небольшом районе (в Африке), оттуда он расселился по всему Старому Свету, вытеснив (истребив) всех архаичных людей — питекантропов и неандертальцев. Молекулярные данные свидетельствуют в пользу второй гипотезы — единого происхождения H omo sapiens примерно 150-200 тысяч лет назад. Все современные люди весьма мало отличаются друг от друга генетически (генетические различия между расами людей в целом меньше, чем между разными особями шимпанзе в одном стаде).

Читайте также:  Общественная организация родителей детей инвалидов по зрению

Вопросы для размышления.

1. Почему сегодня не существует промежуточных видов между обезьяной и человеком? По каким причинам и в результате чего они исчезли?

2. Какие сомнительные доказательства свидетельствуют о посещениях Земли инопланетянами в прошлом и настоящем?

3. Существует теория о том, что обезьяны – это результат деградации человека. Как можно опровергнуть эту теорию?

Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают,что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения.

Ну во-первых существует не две, а множество точек зрения на линии соединяющей эти две крайних, а во-вторых, куча вокруг. Из точек, где считается, что проблемы не решаются действительно нет возможности увидеть способы решения этих проблем, так как нет намерения решать и видеть решения этих проблем. Кроме, точки, где считается что ЛЮДИ найдут решение проблем, есть еще точка, где проблем вообще не видят, а еще, где все проблемы решаются не людьми. где они решают сами себя. Я лично считаю, что в ближайшей истории все эти точки зрения найдут свое воплощение в реальности, может быть в разные времена и разных местах, а может быть в разных измерениях, но как сказал еще в позопрошлом веке Некрасов: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». И еще реальность опять окажется богаче, чем всё обилие точек зрения на нее.

Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек – это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос – его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни за Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в биологическую науку. Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед — А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление — дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов – вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название «креационизм». Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика – предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления человека разумного стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей шумерской цивилизации были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки племени Майя утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Две точки зрения на появление философии:

Материалистическая. (Маркс и Энгельс) вызвана материалистическим пониманием истории: главное- материальные потребности, они руководят человеком во время формирования исторического процесса. Вся человеческая деятельность направлена на поиск пищи. Материальное производство порождает духовное мышление, духовное бытие. Материальное производство главенствует, это база истории – совокупность производственных отношений, сил и юридических отношений. Идеи — не самостоятельная сущность, они производятся обществом. Философия появляется как идеология рабовладельческого общества. Смена отношения к собственности ведет к смене идеологии, изменении философии. Т.е. философия появляется при переходе от одной формации производственных отношений к другой.

Читайте также:  Как у детей определяют плохое зрение

Идеалистическая (Гегель В.Ф.): Дух — самостоятельная реалия. Мышление — духовная составляющая человека, оно заложено в человеке изначально. Индивидуальное развитие человека сравнивают с развитием истории. Идеалисты замечают аналогию между развитием одного человека и развитием общества в целом. В человеке нельзя развить того, что в нем не заложено генетически. Человек появляется как существо ощущающее, затем активизируется восприятие, затем воображение, затем рассудок (мышление). Становление рассудочного мышления проходит несколько этапов: 1- умение пользоваться словом, 2-освоение чисел, 3-появл отвлеченных рассудочных понятий, 4-становление разума, способностей, 5-становление отвлеченного философского мышления.

Когда на родовом уровне доминирует воображение — появляется мифология, когда способность отвлеченного мышления — появляется философия. Поэтому Философия появляется независимо и одновременно у разных народов. Но философия появляется только в зрелых этносах. К появлению философии одна причина. Причина – это семя, а условие – почва. Философия появляется, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления. Причины: материальные и наличие свободного времени. Философия – оппозиция религиозной точке зрения, т.е. инакомыслие. Инакомыслие подрывает основы государства, где не было одной религии, философия появлялась, где нетерпимо относились к инакомыслию, философия либо не появлялась, либо быстро исчезала.

3. Соотношение философии, науки и религии. Философия и мировоззрение.

Философия и наука.

Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука ( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат (методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий – это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии.

Сходство: конкретный предмет исследования; обосновываются особыми способами доказательства (ф. — верификация), само научное знание подчас служит доказательством фил. принципа; оба знания — обобщение идей, но степень обобщения различна, ф. часто именуется как метатеория (теория теории); цель — обогащение опыта человека; метод абстракции.

Различия: наука изучает только относительное, а ф. еще и абсолютное; научное мышление рассудочное, а ф. — разумное (т.к. об относительном можно знать только относительное); научное знание систематизировано предметом, а ф. — разумом философа; наука деидеализирована и деперсонифицирована; научное знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание — ценностное.

В античности и средневековье философию и науку почти не различали. Наука была развита весьма слабо. Еще только вырабатывались принципы всестороннего как теоретич., так и экспериментального обоснования знания. В Новое время благодаря работам Декарта и Гегеля было введено представление об универсальной науке — философии.; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие продолжалось недолго. С одной стороны, в самой ф. возникло движение против признания философии. наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (20 в.) ф. уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.

Некоторые утверждали, что философия — наука, наука о первопричинах (Аристотель, Гегель). За научность философии также выступают позитивисты. Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой, также обладает эстетическим (наука о чувственном знании, отношение между человеком и миром, художественная деятельность) и этическим (изучает мораль, нравственность) содержанием.

Проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

Философия не наука, т.к.: стремится к объяснению всеобщих начал, а единичное не м. объяснить общее; всеобщее, универсальное знание необходимо допускает присутствие веры; исследует не только предметную реальность, но и бытие человека, отсюда простор для умозрения; объясняет наиболее сложные явления, здесь м. присутствовать бездоказательное знание.

Философия и религия.

Религия — вера в существование абсолютного, всеобщего духовного начала — бога; это вера в сверхъестественное; это система правил, основанных на вере.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам, однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила — бог — стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение.

Сходства: оба типа знания ориентированы на знание абсолютного начала; цель — стремление к истине, хотя по существу и разной.

Различия: религия — сознание массовое, философия — теоретическое; религия не требует доказательств и обоснования; религия ориентирована на запредельный мир, философия — на действительность; религия сдержанно отрицательно относилась к научному знанию, а философия всегда на него опиралась; религия концептуальна, вне времени, а философия — образ истории; в религии человек — пассивное существо, а в философии — активно познающий субъект; религиозное знание базируется на вере и догмате, а философское — на опыте, рассудке и разуме; религиозное знание неизменное, коллективное, а потому в философии господствует персонификация, это свободная, открытая система знаний.

Философия включает в себя и религиозное знание; религия же негативно относится и к ф. как рассудочно-разумному знанию и науке как к объясняющему.

Философия и мировоззрение

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи —мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле. А.Г.Спиркин исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или даже в еще более узком понимании — «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение» и т.п.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия –это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества

4. Структура философского знания. Основные направления философии.

Структура фил. Знания: 1) Ядро фил — диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) — наука о том, как человек познает мир и самого себя. 3) Онтология — учение о бытии. 4) Общая социология — о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел — изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова.

Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности.

Гносеология — важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология. исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология. либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира.

Аксиология — раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовные ценности. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христианская. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью — спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость.

ответьте плиз

Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения относительно глобальных проблем современности?

верный ответ или нет?

Глобальные проблемы НЕ МОГУТ не отражаться на жизни людей. Все, что делает человечество, не думая о последствиях, скажется на его существовании. Это только процесс времени. Например, техногенные и экологические катастрофы. Последствия некоторых из них, может быть, можно будет минимизировать совместными усилиями всего человечества. Но, так как человечество беспечно и предпочитает жить сегодняшним днем по принципу «после нас — хоть потоп», следовательно потребляем, взрываем, губим невосполнимые ресурсы с чувством легкого неудобства за испорченное, загубленное. Нет, нам, конечно стыдно, но предупреждения ученых о последсвиях тех или иных процессов выглядят картинками из фильма будущего, а, значит, не имеют к нам лично никакого отношения!- типичное обывательское мнение. Другой аспект — генетические эксперименты. «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!» лозунг к действию во всех сферах науки. Мы клонируем растения и животных, используем в пищу трансгенные продукты, и только потом выясняем, как это отразится на нашем здоровье. Человечество всегда предпочитает реальный экперимент на себе самом осторожным предупреждениям ученых.
Другая глобальная проблема — терроризм. По-прежнему люди не могут религиозные, социальные и другие свои проблемы решить мирным путем. По-прежнему, человеческая жизнь — главнейшая ценность, самим же человечеством обесценивается. Отдавая свои жизни, террористы с легкостью забирают чужие.
На какую же качественно новую ступень сознания должно выйти человечество, чтобы понять необратимость своих действий и приступить к существованию созидательному, а не разрушительному на планете, все еще терпящей наши «эксперименты».

Прочтите текст и выполните задания С1

страница 2/9
Дата 18.02.2016
Размер 1,29 Mb.
    Навигация по данной странице:
  • Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.
  • Материальная культура Духовная культура
  • Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

В первом приближении культуру можно определить так: культура — это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура — тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому — по корню глагола «культивировать» — обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» — от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы — ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо — продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это — «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой — наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, — есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:


С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность понятия «культура»;

2) роль культуры в жизни человека и общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отража­ют основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте? Ответ


С2

Должны быть приведены следующие точки зрения:

1) культура как обработка почвы;

2) культура как производная от понятия «культ».

Данные точки зрения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках


Приведены две точки зрения

2

Приведена одна любая точка зрения

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик. Ответ:


С3

Могут быть выписаны следующие объяснения:

1) Культура — «все то, что не природа», т.к. это «все, что сделано руками человека»;

— «культура — тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искус­ственном, т.е. человеческом, состоянии»;

2) «Культура давно стала для человека второй приро­дой: все, что он видит в мире, он видит через культуру».

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содер­жанию формулировках.


Приведены объяснения обоих характеристик.

2

Приведено объяснение одной любой характеристики.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».


С4

Могут быть приведены такие примеры:

1) большинство людей живет в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде;

2) большинство людей пользуются специально изготов­ленной одеждой и предметами быта;

3) жизнь людей регулируется специально созданными со­циальными нормами.

Могут быть приведены другие примеры.


Приведены три примера.

3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения. Ответ:


С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: в тексте представлена первая точка зрения;

  2. фраза текста: «Все, что мы представляем собой — на­ши мысли, чувства, наше воображение, — есть продукт культурного воспитания».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по
содержанию формулировках.


Дан правильный ответ на вопрос, приведен фраг­мент текста.

Дан правильный ответ на вопрос

1

Дан неверный ответ на вопрос при наличии или отсутствии фразы текста ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

2

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.


С6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью;


  • 2) приведены два объяснения (аргумента), например: в случае согласия может быть указано,

  • что в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает свое поведение определен­ными рамками, отражающими социальные нормы;

  • некоторые культурные ценности, усваиваемые челове­ком, напрямую противоречат его базовым инстинктам, причиняют вред его природной составляющей;

  • человек живет в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;

в случае несогласия может быть указано, что


  • в процессе своего развития человек сформировался как особый биологический вид, отличный от других животных;

  • многие потребности, модели поведения человека явля­ются биологически обусловленными.

Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).


Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента)

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент) ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента)

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены ИЛИ мнение не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение ИЛИ Ответ неверный.

Максимальный балл

2

Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура — это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

(По статье Э. В. Соколова)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Материальная культура

Духовная культура

Продукт

Что воплощает

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:


  1. смысловые оттенки понятия «культура»

  2. специфика культуры;

  3. основные виды культуры;

  4. особенности материальной и духовной культуры.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице


С2

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу, например:

Материальная культура

Духовная культура

Продукт (результат, форма)

вещи, орудия, на­выки, знания, ко­торые являются продуктами ма­териального про­изводства или об­служивают жизнь общества

Продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства

Что воплощает

Степень практического овладения человеком силами и веществами природы

Внутренне богатство сознания, степень развитости самого человека

Данные могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно заполнены четыре пробела

2

Правильно заполнены два-три пробела

1

Правильно заполнен один пробел или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.


С3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) аспект общественной жизни, который связан с преем­ственностью;

2) объяснение, например: развитие общества невоз­можно без опоры на опыт предшествующих поколений, который воплощается, прежде всего, в культуре Может быть дано иное объяснение.


Назван аспект, дано объяснение

2

Дано объяснение

1

Назван только аспект или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.


С4

Могут быть приведены такие примеры:

  1. композитор пишет музыку для кинофильма;

  2. известный писатель сочинил новый детектив;

  3. ученый разработал новую методику проведения опера­ции на сердце.

Могут быть приведены другие примеры


Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0

Максимальный балл

3

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.


С5

Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) объяснение приведенного в задании факта, например: в данном случае понятие культура характеризует черты личности Степана.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) фрагмент текста: «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культу­рой, а культурностью».

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.


Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

Термин «аудит» означает ревизию, бухгалтерскую про­верку. Аудиторская деятельность — это установление достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету изучают и кон­тролируют финансовую отчетность компании, дают экспертное заключение относительно ее правильности, надежности и соот­ветствия общепринятым стандартам.

В достоверности бухгалтерской информации заинтересо­вано и само предприятие, и организации, с которыми предпри­ятие контактирует в своей деятельности. Руководству предпри­ятия достоверная бухгалтерская информация необходима для принятия правильных стратегических и тактических решений, для защиты своих интересов перед собственниками компании (например, акционерами или государством). Для собственников достоверная информация о состоянии компании нужна, чтобы принимать рациональные решения по управлению своей собст­венностью, решить, стоит ли оставаться собственником данного предприятия, оценивать деятельность администрации предпри­ятия. Для персонала компании реальная информация об экономи­ческом положении предприятия — возможность оценить перспек­тивы своей дальнейшей работы в ней, стабильность заработка, обеспеченность социальными льготами.


С6

Могут быть приведены, например, такие аргументы:

1) произведения культуры создаются в результате целена­правленной деятельности людей — познания, художест­венного или технического творчества, осмысления социальных реалий, т.е. духовного производства; 2) ценности культуры по преимуществу осознанно при­нимаются человеком, он трансформирует их, передает другим свое понимание, т.е. налицо духовная деятель­ность человека.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Приведены два аргумента (объяснения).

2

Приведен один аргумент (объяснение).

1

Ответ неверный.

0
Источники:
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/118084-est-dve-tochki-zrenija-na-rol-globalnyh-problem-v-razvitii-chelovechestva.html
  • http://fb.ru/article/168112/versii-proishojdeniya-cheloveka-osnovnyie-teorii-proishojdeniya-cheloveka
  • http://megalektsii.ru/s52526t1.html
  • http://otvet.mail.ru/question/65387130
  • http://www.psihdocs.ru/prochtite-tekst-i-vipolnite-zadaniya-s1.html?page=2