Меню Рубрики

12 шагов с точки зрения психологии

Программа «12 шагов»

Некоторые психотерапевтические методики, например, программа «12 шагов», которые можно обозначить, как «социально-психологическую модель» реабилитации химически зависимых лиц, делают акцент именно на этом аспекте терапии.

Ряд социально ориентированных некоммерческих организаций реализуют стационарные реабилитационные программы с последующим постреабилитационным амбулаторным сопровождением в рамках так называемой «Миннесотской модели», совмещающей программу «12 шагов» и опыт деятельности терапевтических сообществ.

Работа в группах проходит по так называемой программе «12 шагов». Каждый шаг – это принцип, с которым наркоман должен согласиться и начать исполнять его на практике. Принципы не умозрительные, а отражают конкретный путь к выздоровлению основателей программы «Анонимные Алкоголики», впоследствии разделившейся и создавшей подразделения «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Игроманы», «Анонимные Сексоголики» и т.п. Подготовлены письменные рекомендации по практическому осуществлению этих принципов в жизни. Собрание может проводить любой участник группы. Обычно это тот, у которого больше срок трезвости. Новички выбирают себе «спонсоров» – наставников, которые делятся с ними своим собственным опытом выздоровления. Система очень напоминает местами христианскую, но крайне выхолощенную и упрощенную до вульгаризмов.

В 1949 году методология «Анонимных Алкоголиков», базирующаяся на программе «12 шагов» впервые положена в основу стационарной модели организации лечебного процесса с больными алкоголизмом, названной (по месту нахождения клиники «Хазелден») Миннесотской. В последующем эта модель в различных модификациях получила распространение в США, а затем и во всем мире. В России по данным 2008 года функционировало более 100 реабилитационных учреждений, использующих в своей работе опыт программы «12 шагов». В настоящее время их, как минимум, на порядок больше. Чисто «12-тишаговых», либо смешанного типа, либо скрывающих под данным наименованием представителей новых религиозных движений. Полностью или частично программа «12 шагов» используется в стационарных и амбулаторных в лечебно-реабилитационных программах практически во всех российских городах-миллионниках и ряде городов поменьше.

Суть программы заключается в углубленном осознании себя и самоконтроле через когнитивные и волевые структуры. Программа состоит из двенадцати шагов, каждый из которых имеет наибольшую значимость (по мнению авторов) в определенный период ремиссии. Первый шаг программы – признание своей проблемы и бессилия самостоятельно решить ее. Второй шаг – признание существования «Высшей Силы», способной помочь преодолеть проблему. Третий шаг – переоценка и принятие своего жизненного опыта. Четвертый шаг предполагает признание своих заблуждений и покаяние перед «Высшей силой», «Богом, как мы его понимаем». Пятый – сознательная подготовка к изменению своей жизни. Шестой – формирование и развитие смирения перед «Высшей Силой» (авторы подчеркивают, что смирение при этом не равносильно чувству униженности). Седьмой шаг – составление списка людей, которым было причинено зло и формирование готовности действием исправить свои негативные поступки. Девятый шаг – личное возмещение причиненного ущерба. Десятый шаг – углубление самоанализа. Одиннадцатый шаг – углубление взаимоотношений с Богом, посредством молитвы. Двенадцатый шаг – помощь другим зависимым и нуждающимся людям.

Существенны в психотерапевтическом отношении (не затрагивая духовный компонент, который обсудим чуть позже) несколько обстоятельств, на которые, как на положительные качества программы «12 шагов» указывал ряд зарубежных исследователей. Не можем не упомянуть о них и мы.

Во-первых, программа само- и взаимокоррекции принимает ко вниманию специфические особенности психологического статуса лиц с наркотической зависимостью, достаточно легко принимается ими (прим. авт. – если это люди не из религиозных семей или лица с выраженными психическими расстройствами после приема современных синтетических наркотиков), интегрируясь с другими видами терапии.

Во-вторых, по мнению ряда зарубежных авторов, эта программа базируется на апелляции к высшим духовным ценностям (прим. авт. – в понимании духовности зарубежных авторов) пациента и активизирует их. Пациенты при этом получают дополнительные силы и энергию для борьбы со своим заболеванием.

Здесь следует сделать ремарку, отметив, что «концепция алкоголизма как болезни» была создана в США и активно пролоббирована одним конкретным лицом, филантропом Р. Бринкли Смитерсом, как пишут некоторые американские издания, «из числа потенциальных алкоголиков», лишь в середине прошлого века. Ее автором стал физиолог Элвин Мортон Джеллинек (1890-1963), употребивший впервые это понятие в 1960 году в одном из своих исследований . Его теория о том, что алкоголизм является болезнью, еще с того времени вызывает много споров среди исследователей, часть работ которых мы приводив в данной работе. Спорность данного утверждения подтверждается и на практике, которая будет описана далее. Следует отметить, что в 50-е годы прошлого века Э.М. Джелинек работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения в Женеве и именно через свои каналы, используя ресурсы Р.Б. Смитерса, он добился там признания своей концепции. Достаточно отметить, что Смитерсом было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является его председателем Национального совета по алкоголизму. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с целью обеспечения выплат клиентам лечебных центров (в нашем понимании – наркологических клиник) по карточкам медицинского страхования, поскольку после включения алкоголизма в перечень заболеваний он стал страховым случаем, подлежащим оплате больничных листов и всех связанных с этим медицинских и социальных услуг. Интерес частных медицинских компаний в принятии такого решения очевиден. При этом степень полноценности научного обоснования данного решения постоянно подвергается сомнению экспертами во всех развитых странах мира. До России в силу слабого профессионального уровня наркологических кадров и высокого уровня лоббизма данной концепции их голоса практически не доносятся. Результаты ряда исследований мы приведем ниже.

Такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма и наркомании: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой. Любой статистический справочник сообщит читателю, что медикаментозное лечение дает эффект от 2-х до 10% ремиссий от общего числа пролеченных лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманиями, максимум. И эти цифры в российских условиях признать статистически достоверными не представляется возможным.

Как бы то ни было, в России реабилитационные центры, функционирующее по типу «Миннесотской модели», существуют практически во всех крупных и средних по численности населения населенных пунктах. В настоящее время чаще всего в реабилитационных программах для зависимых лиц с «12 шагами» сочетаются такие психотерапевтические методики, как бихевиоральная (поведенческая) психотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная терапия, гештальт-терапия, ролевые игры и элементы психодрамы, некоторые виды аналитической терапии.

Согласно исследованиям, проведенным Американской психиатрической ассоциацией, так называемая «Модель штата Миннесота», или «Миннесотская модель» –программа, базирующаяся на идеологии «12 шагов», а также по некоторым данным российских исследователей 1990-2000-х годов, в мире использовалась в 70-80% реабилитационных учреждений. Остальную часть занимают терапевтические сообщества, не принимающие методологию данной программы.

В зарубежной научной литературе описано сравнительное исследование индивидов в ремиссии, прошедших курс только психотерапии, либо психотерапии и «12-тишаговой» программы, которое показало большую устойчивость последней группы, а также более успешные показатели по эмоциональным и личностным характеристикам у представителей групп, прошедших программу «12 шагов» в сравнении с группой с обычной психотерапией, без проведения программной работы. Участие в «12-тишаговой» программе, помимо психотерапевтического воздействия, позволило добиться более высоких результатов в отношении осмысленности терапевтического процесса. Также участники этих программ имели более низкие показатели тревоги, депрессии и враждебности, чем те из индивидов в ремиссии, кто прошел только психотерапевтическую реабилитацию без посещения групп по программе «12 шагов». При этом, что важно отметить, при проведении данного исследования, отсутствовала контрольная группа, участвовавшая в иной психотерапевтической реабилитационной программе, исключающей применение идеологии «12 шагов» и связанные с ней психотехнические приемы, что не позволяет считать данную работу демонстрирующей преимущества перед иными реабилитационными программами.

В то же время исследователи из США C. Mutton, H. Ross (2001) по результатам своего исследования опубликовали статью, в которой сообщили, что, поскольку личностная идентичность конструируется через призму оценок тех людей, которые находятся в социальном пространстве индивида, группы типа «Анонимные Наркоманы» и «Анонимные Алкоголики» создают для участников этих программ новую символическую структуру, через призму которой они могут подвергаться драматическим личностным трансформациям. В другом исследовании S. Peele (1989) и коллеги доказали, что такие группы могут быть малоэффективными в преодолении аддиктивного (зависимого) поведения, поскольку обращаются к идее пожизненной аддикции, считая себя до конца своих дней неизлечимо больными. Такая жесткая установка, как показало другое исследование, приводит к конструированию неблагоприятной с точки зрения вероятности возникновения рецидива аддиктивной личностной идентичности, что наиболее вероятно приведет к рецидиву алкоголизма или наркомании.

  1. Chen (2007) обнаружил, что большинство тех индивидов в ремиссии, кто не участвовал в формальных группах (типа «Анонимные Наркоманы», «АН»), не идентифицировали себя в качестве зависимых людей, также как и выздоравливающих. Участники исследования определяли свою актуальную личностную идентичность в терминах семейных и профессиональных ролей.

Другие исследователи считают, что аддикция является в основном функцией индивидуально избранных привязанностей, заменяющих Бога. Следовательно, зависимость может быть излечена посредством заполнения пустоты, при котором ослабляются поддельные привязанности, позволяющее погрузиться в отношения любви к Богу. По мнению авторов исследования, большинство зависимых людей может воздерживаться от употребления психоактивных веществ самостоятельно, хотя это противоречит распространенному убеждению, что аддикция может быть излечена только извне.

Значение понятия «аддикция» заключается в том, что сформированные убеждения постепенно становятся привычкой, которую все труднее преодолеть. Наркозависимые говорят «да» в пользу удовольствия, и когда они делают это слишком часто, это постепенно становится навязчивой привычкой. При этом абстинентный синдром становится выбором, который они по сути уже не делают. Описаны наблюдения, есть они и в нашей практике, встречаются и у зарубежных авторов, согласно которым часть зависимых людей смогла выйти из порочного круга зависимости, просто сказав ей «нет». Здесь следует признать, что с появлением на наркорынке новых видов высокотоксичных синтетических наркотиков, число таковых резко сократилось. При этом многие исследователи и практики утверждают, подтверждают этот факт и авторы данной работы, что программа «12 шагов» поддерживает образ жертвы у зависимых лиц, укрепляет в них чувство бессилия и ощущения себя тяжко и неизлечимо больными, что значительным образом осложняет выход из этого самого порочного круга.

H.L. Surratt (2005) изучала изменение идентичности женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми. Исследование было направлено на изучение активного преодоления авторитарного подхода в лечении, утверждающего, что наркотическая зависимость – это болезнь, и процессов, посредством которых они принимали, сопротивлялись или отвергали аддиктивную идентичность. Результаты показали более высокую успешность в конструировании положительной идентичности у женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми, чем без них, при этом их позиция по отношению к девиантной идентичности была расценена как ее отвержение и принятие в качестве основной личностной идентичности родительской роли.

В целом можно отметить критическую позицию достаточно большого количества современных авторов в европейской и американской научной литературе по отношению к «12-тишаговой» программе и рост интереса к проблемам духовности в процессе ремиссии наркозависимых. Кроме того, отсутствуют конкретные данные, подтверждающие более высокую эффективность данной методики по сравнению с другими подходами к терапии больных алкоголизмом и наркоманией.

В то же время ряд американских активистов, исследователей, общественников уже не один десяток лет задают вопрос, что же это за явление – группы «Анонимные Алкоголики/Наркоманы – религиозный культ, подмена христианства или лечебно-реабилитационная технология обретения трезвости? В частности, в 1998 году США вышла книга Ч. Буфа с одноименным названием «Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?» («Анонимные Алкоголики – культ или лечение?» [128]. «12 шагов к другому Евангелию?», «Доктор Боб Смит: «Христианский «корень» AA?», «AA: христианские или оккультные Корни?», «Зависим от движения «выздоровления»?» – такими вопросами пестрит один из самых крупных в Северной Америке форум, посвященный различным деструктивным психокультам современности http://www.psychoheresy-aware.org. И дискуссии на них происходят острые и, соответственно, актуальные, как мы видим, не только для России. «Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта!» – под таким заголовком в американском научном журнале «Журнал рационального выздоровления» («The Journal of Rational Recovery») в 1997 году вышли две части статьи автора Джека Тримпи. Они были переведены на русский язык и опубликованы и в русскоязычном сегменте интернета, вызвав бурную полемику в среде специалистов, работающих с химически зависимыми лицами. Апофеоз программы, то есть, «12-й шаг» – «Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах» – по сути, и является ее смыслом и целью: умножать саму программу. Соответственно, средства, организации, людей, души… Безусловно, вопрос до сих пор остается актуальным и требует более детального анализа, чем был проведен ранее.

Критическая научная оценка результатов деятельности российских подразделений международного сообщества «Анонимные Алкоголики» / «Анонимные Наркоманы», функционирующего в соответствии с программой «12 шагов» дана в вышеупомянутом исследовании Т.Б. Дмитриевой и А.Л. Игонина (2006), где представлен краткий анализ полученных в результате опроса специалистов-наркологов из различных регионов России данных, а также личных наблюдений авторов. Экспертное заключение таково: «Хотя в программе и говорится, что она подходит для человека, исповедующего любую религию (Бог такой, «как мы его понимаем»), идеология данного движения все же основывается на западной ветви христианства – протестантизме. Поэтому деятельность ячеек общества АА и АН проникнута духом так называемой протестантской этики с ее рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), даже соперничеством, скептическим отношением к авторитетам, стремлением во всем полагаться на свои собственные силы, культом материальных ценностей и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке, духовном наставничестве, ищет одобрения членов сообщества… Как показывает опыт, большинство из вновь организованных ячеек обществ АА и АН быстро прекращает свое существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества становятся устойчивыми терапевтическими группами». Таким образом, помимо вопросов к низкой степенью вероятности эффективного соработничества программы с российской ментальностью, за счет чего сложно обеспечить успешный выход пациентов с низким числом рецидивов от общего числа выпускников на амбулаторный постреабилитационный этап в группы «АА» / «АН» после реабилитационных учреждений, работающих по «Миннесотской модели», авторы исследования убеждены в безусловной религиозности позиционирующей себя как сугубо светскую программы «12 шагов».

Читайте также:  А чтобы предложил ты для сохранение зрения

Именно в связи с этим в православном сообществе, в России, вопросов к данной технологии обретения трезвости и ее разновидностям по-прежнему несчетное количество. Несмотря на это, ежегодно, пользуясь неосведомленностью как специалистов-наркологов, психиатров, психологов, рядовых священнослужителей, мирян, так и священноначалия, продолжаются попытки внедрить в практику церковного душепопечения абсолютно ненужные Русской Православной Церкви и даже более того – как считают многие эксперты, опасные для нашего социума технологии, что подтверждается и вышеуказанными исследованиями. Есть и более свежие наблюдения. Они нашли отражение в Резолюции участников Круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма в Русской Православной Церкви». Мероприятие прошло в стенах Национального научного центра наркологии 15 декабря 2007 года и по итогам обсуждения в том числе и этой, чрезвычайно актуальной и по сей день темы – внедрения в практику церковного душепопечения данной чужеродной и, как показывает практика, неподходящей для русской ментальности технологии обретения трезвости программы, был подготовлен и направлен на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II данный документ.

Следуя высказанному в интервью Святейшего от 3 февраля 2007 года после Круглого стола в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи на тему «Православная церковь и программа “12 шагов”. Опыт Данилова монастыря», опубликованному в «Журнале Московской патриархии», пожеланию: «опыт, накопленный в Сообществах “Анонимных алкоголиков” и “Анонимных наркоманов”, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения», такая экспертная работа была проведена наиболее опытными в деле духовного окормления и реабилитации лиц с химической зависимостью священнослужителями РПЦ МП и помогающими им светскими специалистами в декабре 2007 года. Фрагмент части экспертного заключения, оформленной в итоговую резолюцию мероприятия: «Без нравственной оценки наших поступков не может быть должным образом изменено само поведение. Идеологи Программы «12 шагов» категорически отказываются признавать нравственную составляющую патологических пристрастий. О грехе ничего не сказано ни в одном шаге программы проведения терапевтических групп «АА/АН». В «12-ти шаговой программе» вообще отсутствует такое духовно-нравственное понятие как ГРЕХ, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Таким образом, Программа «12 шагов» не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им. Тем не менее, среди членов общества «АА/АН» есть православные священники! Их статьи и откровения в специальной литературе этой организации чрезвычайно противоречивы. Например: «Человек может быть духовной личностью и для этого не обязательно ходить в церковь». Если внимательно рассмотреть основные программные тексты «12 шагов», то подлинная ее миссия выясняется очень скоро: отвлечь как можно больше людей от спасительного пути ко Христу. При окончательном оформлении Программы один из ее авторов Билл Уилсон, по его словам, «пошел на некоторый компромисс в формулировках, касающихся Бога». Из вышесказанного следует, что Программа «12 Шагов» строится не на живой связи со Христом Спасителем, а использует идею Бога лишь только как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих клиентов. В таком случае «12-ти шаговая» Программа не имеет отношения не только к Православию, но и к христианству в целом. Не может быть христианства без Христа! Поэтому и вызывают, по меньшей мере, удивление упорные попытки внедрить «12-ти шаговую программу» в Русскую Православную Церковь в качестве дополнительной или даже основной методики реабилитации химически зависимых лиц. Есть еще одно положение Программы, с которым не может согласиться православный христианин. По мнению сторонников данного движения, «алкоголику может помочь только алкоголик, наркоману – только наркоман», и речь здесь не идет ни о медицинской поддержке, ни о духовно-нравственном восстановлении личности падшего человека через таинства Церкви. Вот почему такая разница в получаемых результатах между ней и православными методами реабилитации. Именно поэтому многие и многие православные священнослужители, а также миряне не принимают «АА/АН»». Более подробно духовно-нравственные аспекты разногласий программы «12 шагов» с классическим христианским, святоотеческим пониманием данной парадигмы наркологических расстройств мы разберем в продолжении данной работы.

28 января 2010 года в здании Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России) в рамках XVIII Международных Рождественский образовательных чтений состоялась конференция «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» (далее – конференция). Данное мероприятие было проведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в результате достигнутого соглашения о его проведении при поддержке ФСКН России и Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации (далее – ГАК) по итогам встречи председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, епископа Зарайского Меркурия и председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова. В конференции приняли участие специалисты Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии, ГАК и его территориальных подразделений, сотрудники центрального аппарата ФСКН России, священнослужители Русской Православной Церкви, представители общественности, реализующие профилактические и реабилитационные программы для лиц с зависимым поведением в различных регионах России, а так же различных служб и ведомств правительства г. Москвы и Российской Федерации. По вопросам оказания духовной, психологической и медицинской помощи в преодолении наркотической зависимости, пьянства и табакокурения, пострадавшим от сектантских технологий «трезвения», опытом делились священнослужители Русской Православной Церкви и помогающие им светские специалисты, занимающиеся проблемами социальной реабилитации лиц с зависимым поведением, а так же представители медицинских учреждений и содружественных Церкви организаций, занимающихся лечением, социальной реабилитацией и адаптацией лиц с указанными расстройствами.

Большинство выступающих докладчиков высказало озабоченность в связи с попытками внедрения в Русскую Православную Церковь программы профилактики зависимого поведения и реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов», реализуемой в группах «Анонимные Наркоманы» («АН» или «NA»)», «Анонимные Алкоголики» («АА»). Многие докладчики отметили нецелесообразность внедрения в Церковь любых методик, содержащих в себе принципы и идеологию программы «12 шагов». Присутствующие на конференции специалисты отметили следующее: «В течение короткого времени участники программы «12 шагов» в группах «АН» и «АА» усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют «12-тишаговую» лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми. При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между «правильными» программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями». В связи с этим у участников конференции возник вопрос, раннее обсуждавшийся на подобных мероприятиях – нуждаются ли жители России в такой «духовности» или все же удастся с найти в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить жителей России собственной идентификации? У большинства присутствующих на заседании церковных и светских специалистов вызвали сомнение заявления русскоязычных участников международного движения «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы», нередко транслируемые через различные средства массовой информации и специализированные православные и медицинские печатные издания, свидетельствующие о высокой эффективности предлагаемой ими учреждениям Русской Православной Церкви методики. В частности, было сообщено о том, что в 2006 году в Европе организацией с высочайшей степень доверия со стороны международных научных институтов, «Кохрановское сотрудничество», проведено исследование, которое включало в себя обзор результатов восьми испытаний за период времени начиная с 1966 года. В него было вовлечено в общей сложности 3417 человек. Результаты общеевропейского научного обзора Кохрановского сотрудничества следующие: «Ни одно экспериментальное исследование однозначно не показало эффективность групп «Анонимные Алкоголики» или других «12-тишаговых» программ как варианта снижения алкогольной зависимости или проблем, связанных с ней» [134]. Тем не менее, лоббисты внедрения этой программы повсеместно, и в государственных наркологических учреждениях, в частных наркологических клиниках, учреждениях Русской Православной Церкви, предпочитают свидетельствовать совершенно об обратном.

Авторская группа:

  • Каклюгин Н.В. – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения ООО «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае;
  • Бельков С.Н. (протоиерей Сергий) – член Координационного совета при Координационном центре по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии, руководитель сети противонаркотических центров Выборгской епархии «Обитель исцеления»;
  • Костюкова Т.А. – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Томского государственного университета;
  • Григорян Н.А. – кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета;
  • Пучнин Д.С. (протоиерей Дионисий) – магистрант кафедры психологии Томского государственного университета; директор социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр “Зеледеево”»;
  • Пащенко П.В. (иеромонах Прокопий) – насельник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе.

ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание.Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ» не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы по лучили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12-му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.

Про «12 шагов» в реабилитационных программах для зависимых

Про «12 шагов» в реабилитационных программах для зависимых

Размещая этот текст, я не представляю ни одно из Анонимных Содружеств, работающих по программе «12 Шагов», не говорю от чьего-либо имени; все, что я пишу – мое личное мнение из личного опыта и анализ, знакомого мне лично, опыта других людей.

Программа Анонимных Алкоголиков
, записанная и опубликованная в 1939 году, была названа «12 Шагов». Однако теперь она называется «12 Шагов Анонимных Алкоголиков» потому, что эта Программа была взята с разрешения Содружества Анонимных Алкоголиков для выздоровления другими Анонимными Сообществами, для решения очень многих других проблем связанных с зависимостями и иными формами компульсивного поведения (уже более 300-а Сообществ). Однако Шаги, по сути, остаются неизменными, так же как и «12 Традиций».

Читайте также:  Можно ли потерять зрение после удара головой

При помощи программы «12 Шагов» может пробовать решать свои личностные проблемы любой человек, в любом удобном для него формате. Однако говорить об эффективности такой работы над собой, а значит, и оценивать программу «12 шагов» можно только рассматривая ее в рамках Анонимных Сообществ, то есть — в рамках «12 Традиций». Ее могут брать профессионалы в определенных сферах, и использовать, как часть какой-то своей работы с людьми, и вообще может брать себе кто угодно, для чего угодно. Но в таком случае это автоматически перестает быть самой Программой «12 Шагов», и оценивать ее, через результаты подобного использования, не корректно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «12 ШАГОВ» ВНЕ ТРАДИЦИЙ

Некоторые специалисты — психотерапевты, психологи, врачи, социальные работники, священники, консультанты, аддиктологи — порой не понимают того, что очевидно изнутри или при детальном и вдумчивом знакомстве с Традициями Анонимных Сообществ.

1. Если какая-либо реабилитационнная программа (или иной вид специализированной помощи) включает в себя использование «12 Шагов», то можно говорить лишь об эффективности части принципов (элементов) «12 Шаговой» программы, в контексте той или иной терапии. Но это ровным счетом ничего не говорит о полезности, бесполезности или вредности Анонимных Сообществ, работающих по Программе «12 Шагов»!

2. Более того, сама программа реабилитации (или иной вид специализированной помощи), подразумевающая наличие профессионалов, или жесткой (в той или иной мере) системы управления, или частичные ограничения свободы передвижения, необходимость раскрывать свою личность, или подачу специальных (медицинских, психологических и пр.) знаний, а так же любые элементы навязывания чего-либо, противоречит принципам выздоровления по программе «12 Шагов» — «Традициям». Это не значит, что это плохо, но это значит, что это — не «12 Шагов», а лишь использование ее отдельных элементов.

3. Неверными являются попытки некоторых специалистов оценить «12 Шагов», в целом, как психотерапевтический метод (методику, инструмент и пр.). В эту Программу вошли неотъемлемые аспекты, которые просто не в рамках компетенции психологов и психотерапевтов. Например, то, что называется «духовностью». Судить об этом, с точки зрения науки, по меньшей мере, самонадеянно, а опыт показывает, что этот аспект очень явно влияет на выздоравливающих по этой Программе.

4. С другой стороны, попытки оценить Программу, с точки зрения той или иной религии, также оказываются очень относительными и имеют смысл, только в вопросе противоречия выздоровления по «12 Шагов» конкретной религиозной традиции. И ответ (что касается по крайней мере традиционных религий), практически всегда, будет: «Не противоречит».

3. При этом, если в группе (в программе реабилитации) введена конкретная религиозная концепция, то это автоматически перестает как-либо относиться к программе «12 Шагов» и следовательно, опять же, не может как-либо характеризовать ее вообще.

Таким образом, любое переиначивание «12 Шагов» или контекста выздоровления по ней, принятого изначально, лишает возможности оценить эту Программу в целом. А при оценке ее эффективности, в целом, возникают затруднения, связанные с ее широкой комплексностью, многогранностью и такими особенностями, как отсутствие проактивной (пропагандисткой) позиции, отсутствие критериев оценки выздоровления внутри самой Программы, заявляемый в Программе «духовный рост», подразумевающий внутренние личностные изменения, а так же анонимность и отсутствие жестких схем.

При этом, сами Анонимные Сообщества, программа «12 Шагов», Традиции, регламентирующие деятельность этих Сообществ, предусматривают полное отсутствие апологетики своей деятельности, пропаганды или полемики. Если представители Анонимного Сообщества, в рамках «Пятой Традиции», рассказывают социуму о своей деятельности, то они могут лишь рассказать о том, что Содружество предлагает, и как они (не профессионалы) видят то, что происходит с людьми внутри Содружества. При этом они предоставляют людям, не страдающим от подобных проблем, самим решить нравится ли им то, что делают в Содружестве, а тем, кто, возможно, страдает подобными проблемами, самим решить, страдают ли они, и подходит ли им помощь этого конкретного Содружества и программа «12 Шагов».

А тем временем, каждый день, сотни тысяч людей, выздоравливающих по программе «12 Шагов», рассказывают о своем опыте выздоровления, и на группах, и в различных учреждениях, и в индивидуальных беседах, с одной целью — помочь такому же бедолаге отделиться от своей болезни и начать восхождение со дна, по тому пути, который прошли уже миллионы людей.

РАСПРОСТРАНЕННАЯ КРИТИКА «12 Шагов»

1. Шаги Программы предлагается делать всю жизнь, а это означает отсутствие свободы. Во-первых, это действительно лишь предложение, и человек вправе поступать, как хочет, самостоятельно решать как и что ему делать. Что очень многие и делают, и некоторые вообще прекращают выздоровление по Программе. Если некоторые из них срываются, то эти случаи, зачастую, не корректно, приписывают к «срывам в Программе», хотя это — ровно наоборот.

Во-вторых, предложение практиковать Шаги всю жизнь, как и предложение «применять эти принципы во всех делах» (Шаг 12), на поверку оказываются предложением просто быть внимательным к себе, вести осознанную, честную жизнь, социализироваться, искать свои смыслы жизни и развиваться в альтруистичности. Это мало отличается, и от того, что по идее должно было бы быть донесено до каждого человека в детстве родителями и социумом, и от того, что нам предлагается, например, всю жизнь следить за здоровьем, правильно питаться и по возможности дышать свежим воздухом, скажем.

2. В Программе навязывается пожизненное посещение групп.
Это не правда. В самой Программе выздоровления про группы нет ни слова. Собрания групп — это просто наиболее простой способ передачи опыта и поддержки «новичкам», что является главной практикой в помощи другим — неотъемлемой части личностного и духовного роста. Но если кто-то хочет делать необходимые для выздоровления действия в менее удобном формате (как первые члены АА, или сегодня вынужденно делают в населенных пунктах, где еще нет групп), то это его право, и это не лишит его процесса выздоровления, только, возможно осложнит некоторые аспекты быта.

Очень многие люди, остающиеся трезвыми и функциональными по много лет и считающие себя членами Анонимных Сообществ, посещают собрания довольно редко и, скорее, чтобы повидать друзей, многие прекращают посещать собрания, и лишь в случаях жизненных кризисов, возвращаются на время к такой практике. Но опыт показывает, что важно все же регулярно (пусть и не часто) это делать. Далее — личный выбор каждого. Так же, собственно, как и наставничество, и многое другое.

3. Так же Анонимным Сообществам приписывают некоторые признаки сект и деструктивных культов (присущие, кстати говоря, всем религиозным, клубным, профессиональным и прочим сообществам):

— Формирование особого языка внутри Содружества (что совершенно понятно, для любой социальной группы),
— Закрытость. Это является не правдой, так как, и деятельность Содружеств абсолютно прозрачна (за исключением личностей членов Содружеств, по вполне понятным причинам), проводятся даже специальные «Открытые собрания», куда может прийти любой желающий, не зависимо от целей, вся литература Содружеств находится в открытом доступе. Анонимность означает лишь отсутствие регалий и социальных статусов членов Содружества внутри Содружества и конфиденциальность лиц и их личных историй (что совершенно понятно),
— Святость учения. Это предположение не верно потому, что изначально, в литературе Анонимных Алкоголиков, много раз повторяются тезисы о том, что они не претендуют на истину в последней инстанции, что Программа не является панацеей, а так же провозглашается непрофессионализм Сообщества и акцентируется внимание на том, что никаких научных и подобных подтверждений и оснований у Программы нет, кроме позитивного опыта многих людей,
— Отдаленность от социума и разделение общества на «своих и чужих». Второе — правда, но ровно в той же мере, как и такое же разделение у группы людей, больных, скажем, онкологией (есть «мы» — кто больны, и «они» — кто не болеют этим); однако надо сказать, что вся Программа выздоровления довольно четко направлена на жизнь в социуме, принятие всех окружающих людей, необходимость честного открытого взаимодействия со всеми без исключения,
— Запугивание участников тем, что без Содружества и Программы, человек пропадет. Это — неверное прочтение, так как вся литература Анонимных Сообществ, начиная с книги «Анонимные Алкоголики», написана в виде описания опыта людей испробовавших на себе эту Программу и ПРЕДЛОЖЕНИЯ, попробовать это. В таком же дискурсе, традиционно, происходят высказывания на группах, передача опыта наставником новичку и, так называемые, «спикерские митинги» (деление опытом одного из членов Содружества с группой).

Кроме того, постоянно акцентируется внимание на том, что членам Содружества предлагают взять для себя только то, что им, по их мнению, подходит, и отбросить все остальное, из услышанного. Практически все члены Содружеств, в той или иной мере живут без Содружества, пробуют вырабатывать свою меру посвященности и пребывания там, и каждый сам решает какова эта мера. Важно так же, что не имеет значения, где находятся посещаемые группы, это могут быть каждый раз разные собрания, человек может представляться всегда разными вымышленными именами, может ничего не говорить, ни с кем не знакомиться. то есть назвать это принадлежностью конкретной общине не возможно.

Чтобы не перечислять долго, можно отметить наиболее принципиальное: в Анонимных Сообществах нет таинств, нет общепринятых обрядов (за исключением отдельных традиций отдельных групп, которые, кстати, сами решают, как им проводить собрания), нет гуруизма (ну, кроме случаев, когда кто-то лично болеет тем, что ищет, из кого бы сделать кумира для себя; основатели Программы уважаемы, но ни в коем случае не считаются гуру, учителями, «просветленными», святыми; есть лишь слово «ветераны» которое имеет свой изначальный смыл, и не более того), нет цензурирования информации (за исключением рекламирования или пропаганды каких-либо идей, религий или идеологий), нет пропаганды самой Программы, нет никаких членских взносов и вообще финансовых обязательств, а так же нет никакой формально закрепленной за Анонимными Содружествами собственности или материальных ценностей и финансовых средств.

Декларируемые цели от начала до конца одинаковы, а ценностные ориентиры неизменны. Программа «12 Шагов» категорически не конфессиональна (хотя фундаментально и построена на христианских основах), не содержит в себе догм, не призывает к определенным политическим или социальным направлениям, Анонимные Содружества не придерживаются, как общность, никаких религиозных, антропологических, психологических и иных взглядов, традиций, школ, учений, направлений. При том, что каждый из членов Содружества может сам для себя решать как ему жить и каких взглядов придерживаться. Основой Программы являются общепринятые человеческие добродетели: честность, открытость, альтруизм, социальная ответственность (и ответственность вообще) и трезвость, в широком смысле. А целью — помочь алкоголикам оставаться трезвыми.

4. Еще есть утверждение, что реальное поведение члена Содружества может не соответствовать заявляемым им же ценностям, но это странная претензия, так как не понятно, кто из людей смог достичь совершенства. А вот то, что уровень честности, альтруистичности, открытости, мужества, верности и трезвости у людей, выздоравливающих по программе «12 Шагов» постоянно растет — это очевидно, и для тех, кто сталкивается с выздоравливающими людьми в социуме и быту, и для тех, кто внутри Анонимных Содружеств.

5. Очень часто претензии к Программе основываются на фактах поведения или поступков отдельных личностей, являющихся членами Содружества. Но это очень странно и не корректно — судить таким образом. Учитывая, что Программа не претендует на панацею, и черным по белому в ней написано: «Мы не претендуем на совершенство, а лишь на духовный прогресс» (книга «Анонимные Алкоголики»). Тем более, что оценить, насколько человек искренне работает по Программе просто не возможно, а вот оценить изменения тех, кто искренне выздоравливают, возможность есть у тех, кто живет рядом. И таких свидетельств много. Но это опять же, вопрос полемический, и столько же доказательств, сколько будет найдено «в пользу», будет найдено и «против». Это связано с тем, что программа «12 Шагов» все же не подлежит однозначному анализу с точки зрения психологии, медицины, социологии или религиоведения. Можно только посмотреть на конкретные результаты, начиная с 1939 года.

Реабилитационная программа «12 шагов» для лечения зависимости известная во всем мире

В современном виде программа 12 Шагов действует с 1939 года, за это время она помогла миллионам людей избавиться от зависимости, получить шанс на новую жизнь. Программу создали в 1935 году в Чикаго, первоначально использовали для лечения алкогольной зависимости в созданном в то же время обществе Анонимных Алкоголиков. С 1953 года программа используется и для лечения наркотической зависимости. Сегодня лечение алкоголизма и наркомании с помощью этого метода признано эффективным, применяется реабилитационными центрами всего мира.

О программе реабилитации «12 Шагов»

Сложность лечения зависимости в том, что человек не может вырваться из привычного круга представлений о жизни, привыкает к своему состоянию. Программа 12 Шагов предлагает способ измениться, указывает путь для духовного роста.

Цель программы — помочь человеку осознать болезнь, признать собственное поражение в борьбе с пристрастием, обратиться за помощью к людям, обрести смысл жизни. Программа была создана в протестантской среде, и первоначально имела выраженную религиозную составляющую.

Сегодня идею Высшей Силы не следует понимать с религиозной точки зрения, скорее, это тот идеальный образ, к которому каждый человек стремится, и понимает по-своему.

Описание и главная идея

Программа 12 шагов способствует пробуждению в человеке внутренней совести, обращается к душе человека, способствует ее росту. Успех программы зависит от желания человека измениться. Метод помогает осмыслить свою жизнь, выявить источник проблемы, обрести смысл жизни.

12 Шагов используется в реабилитационных центрах в группах анонимных алкоголиков и наркозависимых. Участники групп имеют возможность встречаться в пределах центра, общаться, делиться опытом. В занятии принимают участие и новички, и вылечившиеся от зависимости.

Новичок не сразу становится участником группы. Сначала ему предлагают посетить несколько занятий, ознакомиться с обстановкой в группе, сутью программы и с тем, как она работает. После того, как он принимает решение стать участником программы, ему необходимо выбрать спонсора – человека, к которому зависимый может обратиться со всеми своими вопросами и проблемами.

Спонсор – участник психологической программы, находящийся на стадии устойчивой трезвости, не употребляющий алкоголь более года. Спонсорство необходимо для того, чтобы облегчить прохождение шагов для новичка. Участники программы, как правило, продолжают посещать занятия и после выздоровления.
На видео суть программы 12 шагов:

Все 12 Шагов программы имеют значение. Делать следующий шаг следует лишь после того, как осмыслен и освоен предыдущий Шаг. Нужно еще раз отметить, что программа не носит религиозного характера.

Читайте также:  Что такое воспитание с точки зрения философии

Признание своего бессилия, утраты контроля над влечением к алкоголю.

Этот Шаг наиболее сложный. Именно он служит главным поворотным пунктом в линии жизни человека. Далеко не каждый в состоянии сделать этот шаг, проститься с прежней жизнью.

Переход к трезвой жизни связан с ответственностью за тех, кто рядом с тобой – детей, родителей, супруга или супруги. От того, насколько хорошо будет освоен, продуман этот первый шаг, зависит результат всей работы по программе.

Зависимый человек должен признать, что его жизнь неуправляема, напоминает автомобиль без тормозов, несущийся в пропасть, по пути разрушающий жизни близких ему людей.

Осознание необходимости внешней Силы, способной вернуть здравомыслие.

Атеистам — понимание, подкрепленное примерами участников группы, что можно не пить и быть счастливым.
На втором этапе человек должен убедиться, что алкоголизм преодолим, при настойчивости можно вновь обрести здравомыслие, расстаться с безумием, заставляющем повторять ошибки.

Чем как не безумием, можно объяснить попытки лечения алкоголизма, без осознанного желания покончить с этой привычкой. Любой способ лечения оказывается бессильным, если человек не осознал в полной мере свою зависимость, не захотел от нее избавиться.

Лечение без осознания может привести к тому, что человек разуверится в своих силах. Второй Шаг как раз должен пробудить в человеке веру в себя, в существование Силы, способной ему помочь выбраться из омута зависимости.

Решение подчинить свою волю Силе, действующей человеку во благо.

Для атеистов: твердо решили покончить с пьянкой, перенять опыт у людей, научившихся жить без алкоголя.
Это решение означает, что необходимо принять данное в жизни, как есть.

Третий Шаг — избавление от упрямства, эгоизма, стремления уйти в себя. Именно упрямство и агрессивность лишают человека способности контакта с Силой, противоречат самому естеству человека.

Подвергнуть свою жизнь самоанализу, бесстрастно оценить истинные побуждения своих поступков.

На этом этапе зависимый подвергает критической оценке самого себя, свои ценности, принципы или отсутствие таковых. На 4 Шаге человек должен понять, что он собой представляет, осознать мотивы своих поступков, найти себя, скрытого наслоениями эмоций, упрямства, озлобления, эгоизма.

В этот важный период зависимый должен найти причины своего раздражения, обид на мир, понять, что в действительности ему требуется от жизни. Целью этого Шага является выявление истинных причин, подтолкнувших к алкоголю, наркотику.

Представить итог работы над собой на суд людей.

Внутренние изменения должны перейти на новый уровень, нужно признать свое бессилие перед высшей Силой, другим человеком.

Результаты самоанализа предыдущих 4 Шагов больной должен изложить не только перед Силой и самим собой, но и рассказать о них другим людям. На практике больной обращается к спонсору, который не только внимательно его выслушивает, но и оказывает помощь рекомендациями.

Готовность к исправлению, избавлению от недостатков характера.

Этот шаг означает понимание своих недостатков, примирение с собой, но не потворство своим отрицательным наклонностям. Человек, сделав шестой Шаг, способен видеть, каким препятствием для него стали его же собственные привычки, черты характера.

На этом этапе ему приходится размышлять, о том, что заставляет поступать его вопреки здравому смыслу, какие именно дефекты характера провоцируют неправильные решения.

На этом Шаге человек полностью осознает свои дефекты характера, видит возможность дальнейшего продвижения к трезвости, контролируя себя. К завершению этапа больной полностью подготавливается к переменам, устремляется всей душой к Силе — совершенному образу, созданному его сознанием.

Начало осознанного действия – просьба о помощи, обращенная к Высшей Силе.

Для атеистов этот шаг – время изменения привычек, приобретения положительного опыта, искоренения дефектов своего характера.

Осознание своей несостоятельности, желание исправить ситуацию вызывают стремление действовать. Это проявляется готовностью принять всей душой новые правила жизни, оборвать последние ниточки, связывающие с пристрастиями.

Этот шаг очень важен, на этом этапе человек уже способен контролировать свои привязанности, в состоянии анализировать свои поступки независимо от эмоций, начинает жить духовной жизнью.

Время составления конкретного плана действий.

Для выполнения Шага № 8 необходимо очистить свою совесть от груза вины. На этом этапе всех людей, пострадавших от созависимости, нужно вспомнить поименно. Больной должен осознать весь объем причиненного ущерба другим людям, составить список близких людей, пострадавших от его действий.

Зависимый должен быть готовым к тому, что далеко не каждому захочется выслушивать его объяснения и извинения. Не озлобиться, принять с терпением негативное к себе отношение – задача не из легких.

Шаг №8 – моральная подготовка принять справедливые упреки, обвинения, неприятие, возможность получить прощение. Это прощение и есть начало выздоровления, оно снимает огромный груз вины с человека и дает ему силу жить дальше.

Время активного действия, помощи людям, пострадавшим от действий больного во время алкогольной или наркотической зависимости.

Шаг № 9 – время искупления вреда, причиненного близким. Зависимый на этом этапе полностью изменяет форму общения в семье, прилагает все усилия, чтобы восполнить недостаток любви детям, жене.

Под возмещением ущерба понимается не только материальные убытки, причиненные человеку, но и моральный урон. На этом этапе важно участие спонсора, он поможет понять, как поступить в некоторых сложных случаях. Когда, например, пострадавший человек уже умер, находится в тюрьме, не желает встречаться даже для того, чтобы просто обсудить проблему.

Время превращения энергии разрушения в созидающую силу, признания своих ошибок, контроля над своими пристрастиями.

На этом этапе необходимо научиться контролировать себя в любой ситуации, сохранять все положительные достижения, не позволяя себе срывов. Анализировать необходимо каждый свой поступок, любое изменение настроения, способное привести к рецидиву.

Человек должен стремиться к чистосердечию, самодисциплине, ответственности в каждой мелочи. Десятый шаг учит поддерживать продолжительные устойчивые отношения с людьми, что особенно важно для наркоманов, вносит в жизнь гармонию, душевный комфорт.

Молитва, осмысление, доверие, понимание воли высшей Силы.

Шаг № 11 – время духовного поиска, развития заложенных в человеке талантов и возможностей. К этому Шагу у зависимых уже складывается собственный духовный мир, но он находится еще лишь в стадии становления.

Предпоследний этап лечения – период размышлений, сосредоточенности, умиротворения. На этом этапе легко разрушаются ложные привязанности к друзьям-собутыльникам, прекращается общение с приятелями-наркоманами, не желающими меняться.

Искреннее стремление распространять среди больных алкоголизмом, наркоманией знания о пути избавления от рабского подчинения привычке.

Этот завершающий Шаг на пути к трезвости важен и для новичка, и для бывшего алкоголика. Для человека, избавившегося о зависимости, это потребность поделиться радостью, а для новичка это огромный стимул для работы над собой.

Эта встреча дает новичку тот необходимый начальный импульс, который позволит ему действовать эффективно и настойчиво.

На этом этапе человек полностью меняется духовно. Исчезает вечно раздраженный, сердитый наркоман, появляется человек, честный в общении с другими людьми, способный к настоящей дружбе, семейной жизни.

12 ступеней программы

Достоинства и недостатки

Главное достоинство программы 12 Шагов в том, что она объясняет, как жить в трезвой жизни и дает обещание полного избавления от зависимости. Программа пошагово ведет человека к самому себе, возвращает утраченные возможности – семью, карьеру, увлечения.

Достоинство программы и в том, что она спасла и продолжает спасать множество людей во всем мире от алкогольного и наркотического плена.

Видимо, это тот случай, когда выплескивают с водой и младенца. Нельзя отрицать очевидного – программа 12 Шагов работает, и очень успешно.

О программе удивительно хорошо отзываются и новички, и люди, избавившиеся от зависимости. Во всех высказываниях присутствует положительный настрой, уверенность в том, что цель обязательно будет достигнута, готовность преодолевать трудности, срывы, не сдаваясь.

Люди отмечают чувство свободного выбора, отсутствия жестких рамок, ограничений. Программа настаивает именно на самосознании, понимании целей. В 12 Шагах неприемлемо автоматическое подчинение авторитету, невозможен диктат.

Участники группы советуются со спонсором, обсуждают свои проблемы, а не слепо ему подчиняются. В отзывах участников групп чувствуется интерес к жизни, готовность учиться новому, уверенность в возможности избавления от зависимости.
На видео отзыв бывшего наркозависимого о программе «12 Шагов»:

11 Комментариев

Здравствуйте
Данная программа помогает от зависимости от соли(альфа пвп,мефедрон) и метамфетамина?
уже 4 года не могу ничего с собой поделать лежал в наркологичке,пока таблетки ел всё нормально было
недавно начались очень серьёзные проблемы с организмом до микроинсульта дело дошло
а всё равно ночами спать не могу думаю о наркотике
состояние здоворовья помогло мне уйти в завязку вот уже 2 месяца
но я боюсь что я сорвусь

Да, по этой программе работают с людьми, употребляющими соли.

Это секта и сплошное облапошивание людей.

Ты скажи это всем тем людям которые обрели новый путь и перешли на другой уровень развития и способности видения развода своего мышления… программа работает …. не надо так. Исследуйте,опыт людей показывает .

Игорь Витальевич Корев

Никогда анонимные алкоголики или анонимные наркоманы не были сектой. Это некоммерческая организация (кстати если непонятно, это значит что с тебя не берут там деньги), люди там встречаются по своему желанию и помогают друг другу решать свои проблемы. Именно тот кто помогает пройти шаги, называется спонсором. А если тебя кто-то облапошил, прикрываясь программой шагов и анонимщиками , то в этом кроме тебя никто не виноват.

Игорь Витальевич, посмотрите пожалуйста определение «секты», тогда не станете отрицать, что это за организация. И потом, где вы видели чтоб секта была не добровольной… И деньги по началу туда не вносят. Вы хотите сказать, что на группах АА(анонимные алкоголики) денег не собирают…? Собирают. Добровольно. Так и в секте добровольно.
И последнее, откройте Библию, родители (земные) Христа, были в секте Ессеев. Вопрос чему учит эта секта и для чего она.

И ещё хочется добавить, в городе Санкт-Петербург анонимных алкоголиков поддерживает орден Святой Матери Терезы, на улице Жуковского. Первоначально, когда сёстры милосердия приехали в девяностых, было доброе желание помочь любым людям попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. Нищим, бездомным. Но, со временем начался бардак, люди привыкшие жить на улице не хотели особенно менять уровень жизни. Были и пьянки и дебоши. Вот тогда и призвали на помощь взятую в США программу 12-ть шагов. Придуманную кстати протестантами. (Некоторые их тоже считают сектой). И брать в Дом Милосердия стали только людей которые хотят избавиться от алкогольной зависимости. А основатели этой так называемой программы, доктор Боб и Билл Уилсон, придумали всего только три шага, основанные на веру в Бога. Остальное придумано непонятно кем. Цитаты попросту переписаны из психологии.

Чего же невежество вы так её ( эту программу ) защищаете?кто меня облапошил , я не пью и не курю и без этой говно программы . Понятно , что облапошили тебя . Ага , выходят на » новый » развития без мозгов. Все это сектантские программы и отбор средств . Бегите от них подальше .

сразу видно у тебя проблемы такой не было, не за кого было бороться.

Случайно сегодня попал на этот сайт.
Случайно вчера нашел в компе своё выступление на онлайн-группе АА 15-летней давности.
Сейчас, на 16-м году трезвой жизни, всё кажется смешным и наивным. Но тогда было не до смеха.
Судите сами:

[Vesvalo] topic 49
Sent: Friday, January 04, 2002 1:11 AM

Привет, это Виктор, алкоголик из Одессы.
Не было у меня никакой поворотной точки. Просто на дороге жизни, в поезде с таким же названием, я оказался на каком-то очередном заброшенном полустанке. Мой захарканный, обблеванный и обоссаный, скорбный и холодный поезд остановили, пропуская вперед другой — чистый, сияющий, светлый и радостный. Я стоял и безучастно смотрел на него — ни зависти, ни злости, асолютно ничего не испытывая. Мне было совершенно ясно, что эти два поезда существуют в разных мирах, в изредка пересекающихся под прямым углом измерениях. Пассажирам первого поезда не было решительно никакого дела к пассажирам другого, как и наоборот; да и не могло быть — обе стороны прекрасно осознавали, что изменить ничего нельзя, что обгоняющий помчится по свои делам дальше, а пропускающий скорбно тронется вслед, возможно, в свой последний путь — на свалку, вместе со всем своим содержимым.
Когда большая часть вагонов уже промелькнула у меня перед глазами, что-то давно забытое шевельнулось во мне и я, возможно от какого-то дикого отчаяния рванулся за ними. Мои спутники грустно наблюдали за мной, не пытаясь ни остановить меня, ни присоединиться ко мне — они много раз уже наблюдали подобные попытки, и прекрасно знали безперспективность и обреченность такой затеи.
Я догнал, уцепился за поручень, повис на подножке. Странное дело — ко мне протянулась чья-то рука, нет, много рук. Они мне помогают? Не может быть! Какое дело им до вычеркнутого из жизни существа, которое и можно-то причислить к гомо саприенс только за наличие остатков второй сигнальной системы.
Мне повезло — поезд этот назывался «АА»…

P.S. Программа «12 шагов» таки работает. Проверено электроникой ?

Алина зря вы так. Мне 39 лет, 20 из них я пил. От отчаяния я смотрел на суицид как на единственный выход. По совету нарколога ставившего мне капельницы во время запоев, я пошел на собрания Анонимных Алкоголиков. По началу мне тоже показалось что это секта и я долгое время ждал подвоха. На сегодня я почти что год не употребляю ни какие изменяющие сознания вещества. У меня изменилось отношение к жизни и я до сих пор не обнаружил в АА ни какого подвоха. Что до денег, то скажу так. Да там действительно предлагают оставлять пожертвование в конце собраний, но они добровольные, а их необходимость очивидна. Оренда помещения и оплата комунальных услуг вот основные траты этого общества. В среднем люди кладут от 10 до 100 рублей (ну кто как считает нужным). Скажу за себя, раньше я пропивал 5-6 тысяч рублей в месяц (+ капельницы при запоях) и того примерно 70-80 тысяч в год, сейчас если я за этот год и пожертвовал 10 т р то хорошо. Выгода очевидна )))) плюс я стал стабильнее, спокойнее ну и здоровее ))) так что секта это или не секта мне без разницы ))) помогает и это главное. Ну а рекомендации программы в принципе смешные. Становись нормальным человеком, избавляйся от негатива в себе и помогай другим. И ни кто особо ни к чему не принуждает.

Источники:
  • http://lidercenter.ru/programma-12-shagov/
  • http://www.aum.news/psikhologiya/3378-pro-12-shagov
  • http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/programma-12-shagov.html