Меню Рубрики

116 что такое индивидуализация с точки зрения философии

Результат теста.doc

Результат теста

1. Кому из античных мыслителей принадлежит изречение «Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным?

16. Принцип «жэнь» (человеколюбия) относится к философии:

18. Креационизм средневековой философии означает:

сотворение мира Богом из ничего;

22. Этика – учение:

23. Что такое движение с позиции диалектического материализма?

всякое изменение вообще.

27. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании Мишеля Монтеня «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу»?

идея божественного происхожден ия человека;

33. Внутренняя организация и упорядоченность объекта является предметом исследования:

36. Какова структура сознания?

интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное;

37. Какой характер носят философские методы (диалектический и метафизический)?

39. Какая роль отводилась философии в средние века?

«обслуживать» теологию, участвуя в разработке и доказательстве религиозных догматов;

42. Кто из перечисленных философов не принадлежит к немецкому классическому идеализму?

43. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение в том, что:

научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире;

45. Можно ли считать вакуум материальным?

нет, так как это пустота;

51. Какое учение было характерно для средневековой философии?

54. Кто является автором книги «Закат Европы»?

55. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?

56. Что являеися первым этапом в последовательности формирования мировоззрения человека?

57. Какой «объект» не является материальным?

59. Как называется учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение?

63. Кто из философов Нового времени является автором книги «Критика чистого разума»?

65. Герменевтика – это:

искусство и теория истолкования текста;

70. Какая идея выражена в следующем высказывании Ш. Фурье: «Порочен не человек, а общество, в котором он живет»?

идея о роли социальной среды в формировании человека;

73. Какой тип мировоззрения представлен в ранней античной философии?

74. Выберите правильное определение средневековой схоластики:

схоластика – это тип знания, основывающийся на научном познании мира и Бога;

76. Какое содержание вкладывает И. Кант в понятие «трансцендентный идеализм»?

чение о наличии в сознании каждого субъекта доопытных всеобщих форм познания.

8. Какие из перечисленных свойств характеризуют время как форму бытия?

83. Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется:

85. Кто из античных философов является основоположником объективного идеализма?

86. Выделите не свойственное средневековой философии направление:

Количество правильных ответов:

Количество не правильных ответов:

Количество пропущенных вопросов:

.62 Какие из этих вопросов философские?

что есть истина?

1. Кому из античных мыслителей принадлежит изречение «Все течет, все изменяется.… Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

108. Что в марксизме понимается под надстройкой общества?

система идеологических отношений в единстве с общественным сознанием, политическими и юридическими институтами;

113. Какое понятие обозначает философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека?

114. Что означает в переводе термин «экономика»?

искусство ведения домашнего хозяйства;

119. Выделите из нижеперечисленного, что относится к искусственным языкам.

127. Что такое культ личности?

слепое преклонение перед авторитетом какого-либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности;

129. Как называется раздел философии, изучающий природу бытия, закономерности существования и развития мира?

135. Кто из названных мыслителей являлся «первым русским марксистом»?

136. Какой элемент психики является определяющим в понимании сущности человека с точки зрения З. Фрейда?

137. Какой ряд понятий выражает последовательную смену исторических типов мировоззрения?

миф – религия – философия;

138. Какое понятие из перечисленных ниже является самым емким по своему содержанию?

149. Какая из нижеперечисленных проблем была наиболее важной в русской философии XIX в.?

проблема просвещения народа.

153. Что такое бессознательное (выделите наиболее полное определение)?

процессы, явления и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им;

22. Какая характеристика не отражает сущность философского гуманизма эпохи Возрождения?

32. Что такое дуализм?

взгляд, согласно которому признается параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал: духовного и материального;

33. Можно ли считать вакуум материальным?

да, так как это тоже объективная реальность;

34. Как называется высшая форма отражения, возникшая как результат длительного развития самого объективного мира?

35. В чем суть диалектико- материалистического понимания общества?

общественное бытие определяет общественное сознание;

37. Какой мировоззренческий принцип лежит в основе античной философии?

38. Какое учение было характерно для средневековой философии?

43. Что такое отражение?

универсальное свойство материальных тел изменяться в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взаимодействующих объектов;

59. Выберите правильное определение средневековой схоластики:

схоластика – это тип знания, основывающийся на научном познании мира и Бога;

61. Представители прагматизма утверждают, что истинное знание – это:

знание, ведущее к успеху;

7. Что является предметом философии?

мир как целое, человек как часть мира, отношение человека к миру;

72. Что такое аксиология?

учение о ценностях;

80. Какое утверждение верно?

теология – учение о Боге;

87. Что такое волюнтаризм?

учение, односторонне преувеличивающее роль субъективного фактора в деятельности людей;

88. Что такое материальное производство?

преобразование человеком природных ресурсов и создание необходимых условий человеческого и социал ьного бытия;

95 Кто из перечисленных философов Нового времени является субъективным идеалистом?

Количество правильных ответов:

Количество не правильных ответов:

Количество пропущенных вопросов:

107. Какие периоды можно выделить в творчестве И. Канта?

докритический и критический;

109. Какое понятие является центральным для философской аксиологии?

114. Что является определяющим фактором развития общества с точки зрения теологических концепций?

116. Что такое индивидуализация с точки зрения философии?

самовыражение личности в активной деятельности;

12. Какое утверждение верно?

теология – учение о Боге;

122. Какая трактовка сущности человека не характерна для просветителей XVIII в.?

человек по своей природе добр;

134. В какой период наука становится ресурсом экономики?

в эпоху промышленной революции;

136. Какое понятие выражает одну из идей средневековой философии, согласно которой всеми мировыми событиями непрерывно управляет Бог?

141. Что такое логика как раздел философии?

наука о законах человеческого мышления;

146. Выберите из перечисленных те процессы, которые не относятся кэкологическим проблемам.

155. В каком из направлений русской философии XIX–XX вв. решается проблема единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности?

16. Какие из перечисленных функций свойственны философии?

163. Какое определение свободы соответствует диалектико- материалистической трактовке?

свобода заключается в возможности человека поступать так, как ему хочется;

164. Что такое практика с позиции диалектического материализма?

осознанная, целенаправленная, предметно-материальная деятельность людей по преобразованию природной и социальной реальности, имеющая общественно значимый характер;

168. Что в марксизме понимается под надстройкой общества?

система идеологических отношений в единстве с общественным сознанием, политическими и юридическими институтами;

28. Кто из перечисленных философов не является средневековым философом?

35. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий возможности познания, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?

36. Как называли Ш. Фурье и Ф. Энгельс ступень в развитии человечества, следующую за варварством?

37. Природа античной философской мыслью понималась как:

органичная часть Космоса, часто одушевленная;

42. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?

44. Кто из перечисленных философов Нового времени является субъективным идеалистом?

45. Какова формулировка категорического императива И. Канта?

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»;

50. Что является субстратом сознания?

64. Какое из следующих определений является правильным?

материализм – это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;

73. Что считали целью человеческой жизни Эпикур и его последователи эпикурейцы?

удовольствие и наслаждение;

74. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии?

76. Какое понятие является исходным в философской системе И. Фихте?

82. Какое понятие обозначает философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека?

89. Кто из перечисленных философов относится к эпохе Античности?

Демокрит, Эпикур, Сократ;

94. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем экзистенциализма?

Тесты по философии

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Тест для самопроверки

1. Кому из античных мыслителей принадлежит изречение «Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

12. Кто из мыслителей XX в. развивал учение о «ноосфере»?

Тейяр де Шарден, Леруа, В.И. Вернадский;

14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным?

20. Непознаваемая сущность вещей в философии И. Канта отражена в понятии:

23. Что такое движение с позиции диалектического материализма?

всякое изменение вообще.

25. В чем наиболее полно выражен смысл сенсуализма?

в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств;

3. Кто явился родоначальником рационализма Нового времени?

35. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает:

объективная реальность, отражаемая нашим сознанием;

38. По Пармениду, бытие – это:

то же, что и мысль о бытии;

42. Кто из перечисленных философов не принадлежит к немецкому классическому идеализму?

43. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение в том, что:

научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире;

45. Можно ли считать вакуум материальным?

да, так как это тоже объективная реальность;

47. Какой из нижеперечисленных методов не является универсальным научным методом?

метод спектрального анализа;

5. Основателями какой исторической формы материализма были К. Маркс и Ф. Энгельс?

51. Какое учение было характерно для средневековой философии?

54. Кто является автором книги «Закат Европы»?

55. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?

59. Как называется учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение?

60. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего?

поиск материального первоначала мира;

64. Основоположником учения о биосфере и ноосфере являя¬ется:

65. Герменевтика – это:

искусство и теория истолкования текста;

7. Что является предметом философии?

мир как целое, человек как часть мира, отношение человека к миру;

72. Формой мировоззрения, включающей в себя прежде всего повседневный опыт людей, является:

77. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем славянофильства?

78. Какие из этих вопросов философские?

83. Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется:

84. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как:

состояние слияния сознания индивида с духовным абсолютом путем угасания всех желаний;

Читайте также:  Может ли депрессия влиять на зрение

85. Кто из античных философов является основоположником объективного идеализма?

89. Что такое аксиология?

учение о ценностях;

90. Что понимали под материей философы античности?

вещественную первооснову всех вещей, явлений, процессов (атомы, воду, огонь и т.д.);

Количество правильных ответов:

Количество не правильных ответов:

Количество пропущенных вопросов:

Вернуться в оглавление УМК

1. Что такое отражение?

свойство сознания, лежащее в основе познания мира;

104. Понятие «однополюсный мир» характеризует:

экономическую зависимость слаборазвитых стран от экономически сильных стран.

106. Кто из перечисленных философов Нового времени развивал учение об «идолах разума»?

110. Какое из перечисленных ниже понятий является наиболее общим (т.е. включает в себя в себе все остальные)?

115. В чем основное отличие природы от общества?

природа не есть продукт человеческой деятельности, она не зависит от человека и может существовать без него;

120. С какими двумя именами в античной философии связывают возникновение двух философских направлений – материализма и идеализма?

Демокрита и Платона;

121. Какие этапы выделяют в развитии средневековой философии?

патристика и схоластика;

123. Какое положение соответствует взглядам И. Канта на пространство и время?

это врожденные, априорные (доопытные) формы чувственного восприятия;

125. Какое из направлений современной западной философии исследует теорию и практику истолкования, понимания и интерпретации языковых форм?

133. Укажите главный элемент общественного производства.

134. В какой период наука становится ресурсом экономики?

в эпоху научно-технической революции;

138. В чем состоит противоречие между системой и методом в философии Гегеля?

в том, что в философской системе Гегеля содержится мысль о начале и конце развития Абсолютной идеи, что не согласуется с его диалектической идеей бесконечности развития;

142. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучных представлений о ней?

философия дает обобщенное понимание материи, отвлекаясь от ее конкретных видов, структурных уровней и свойств;

145. С точки зрения деятельностного подхода общество определяется как:

процесс коллективного бытия людей;

150. Кто из древнегреческих философов был учеником Платона и воспитателем А. Македонского?

16. Какие из перечисленных функций свойственны философии?

169. Что понималось под материей в ранней античной философии?

та или иная природная стихия или атомы;

25. Сущностью процесса глобализации является:

формирование связанной в единое целое сети мировой экономики и других сфер общественной жизни;

34. Какая философская позиция выражена в стихотворении Ф. Тютчева: «Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык»?

35. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий возможности познания, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?

42. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?

5. Термин «вторая» природа означает:

измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду;

65. Какие характеристики, с позиции диалектического материализма, являются общими для пространства и времени как форм бытия?

74. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии?

78. Представители какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировали роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?

81. Выделите основные свойства, не присущие человеческому сознанию.

способность к абстрагированию от реальности.

82. Какое понятие обозначает философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека?

83. С точки зрения организационного подхода общество определяется как:

институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;

92. Каким понятием характеризуется процесс растворения индивидуального сознания в коллективном сознании, объединение множества верующих в «любви и истине» у русских славянофилов XIX в.?

94. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем экзистенциализма?

Количество правильных ответов:

Количество не правильных ответов:

Количество пропущенных вопросов:

Вернуться в оглавление УМК

1. Что такое отражение?

универсальное свойство материальных тел изменяться в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взаимодействующих объектов;

102. Когда наука становится непосредственной производительной силой общества?

в эпоху промышленной революции;

106. Кто из перечисленных философов Нового времени развивал учение об «идолах разума»?

107. Какие периоды можно выделить в творчестве И. Канта?

докритический и критический;

108. Какое из перечисленных направлений не имеет отношения к русской философии XIX в.?

109. Какое понятие является центральным для философской аксиологии?

111. Что такое движение с точки зрения диалектического материализма?

всякое изменение вообще;

116. Что такое индивидуализация с точки зрения философии?

приобретение индивидом неповторимых качеств личности, формирование индивидуальности.

117. Что означает термин «производительные силы»?

единство субъектных, вещественно-технических и научных факторов материального производства;

129. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?

143. Какой из элементов психики человека не является структурным элементом сознания?

154. Кто из представителей немецкой классической философии рассматривал любовь в качестве сущностно-определяющей характеристики человека?

159. Субстратом сознания является:

163. Какое определение свободы соответствует диалектико-материалистической трактовке?

свобода есть познанная необходимость.

17. Что такое развитие?

качественно необратимое, направленное изменение чего-либо;

23. Что такое материальное производство?

преобразование человеком природных ресурсов и создание необходимых условий человеческого и социального бытия;

26. Для определения «дао» в древнекитайской философии наиболее подходят следующие характеристики:

изменчивость, противоречивость, непознаваемость;

34. Какая философская позиция выражена в стихотворении Ф. Тютчева: «Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык»?

5. Термин «вторая» природа означает:

измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду;

50. Что является субстратом сознания?

55. Что не является результатом духовного производства?

средства существования человека;

59. Какой спор возник в рамках средневековой схоластики?

между номинализмом и реализмом.

64. Какое из следующих определений является правильным?

материализм – это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;

67. Какова направленность логического следования в дедуктивном методе мышления?

рассуждение ведется от общего к частному;

73. Что считали целью человеческой жизни Эпикур и его последователи эпикурейцы?

удовольствие и наслаждение;

78. Представители какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировали роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?

80. Что означает философское понятие «атрибут»?

неотъемлемое свойство субстанции;

81. Выделите основные свойства, не присущие человеческому сознанию.

90. Какой смысл заключен в теории «двух истин» средневекового философа Оккама?

философия и теология должны иметь различные цели и содержание;

91. Кто из перечисленных мыслителей является гуманистом эпохи Возрождения?

Индивидуализация

Факторы индивидуализации

  • • Генотип, наследственность
  • • Неповторимость («логистика») жизненного пути
  • • Непрограммированные ситуации
  • • Рефлексия и самоопределение

Индивидуализация

  • • «Тонкая доводка» социализации
  • • Формирует уникальную, неповторимую личность
  • • Личность как социально-культурная ценность (ср. Иисус, Пушкин, Будда).

Только осознавая свои мотивы, цели и идеалы, критически их осмысливая, человек ухватывает нити своей мотивации. Поэтому по-настоящему цельной, действующей на основе собственных убеждений личность может стать только в результате рефлектирующей индивидуализации. Чем глубже рефлексия, тем обоснованнее внутренняя мотивация поступков. Отрефлектированная индивидуализация не противостоит социализации, а является ее наиболее полным и зрелым выражением. Возможность совершать самостоятельные поступки предполагает, таким образом, самостоятельное мышление, а значит, и сомнение на какой-то стадии рефлектирующего самосознания. Сомнение, непослушание и отклонение от норм и образцов в определенном смысле есть необходимое условие становления и развития личности, ее самопрограммирования.

Это обстоятельство признается в подавляющем большинстве мировоззренческих концепций и даже в религиозной морали. Последняя, например, отдает предпочтение покаявшемуся грешнику перед изначальным праведником. Так, в известной библейской притче о блудном сыне рассказывается о непутевом сыне, промотавшем свою часть отцовского наследства и, тем не менее, с большой радостью принятом отцом вновь, когда он вернулся в отчий дом. Более того, своим вниманием отец выказал даже предпочтение ему перед другим сыном, никогда не покидавшим дом и заботившимся о родителях. Эпическим сомнением является и осмысление библейским Иовом своих жизненных испытаний. Речь идет о серьезнейшем испытании веры в Бога добропорядочного человека, когда на него обрушивается лавина незаслуженных, на его взгляд, утрат, лишений и катастроф. Основные положительные персонажи Нового Завета, главной для христиан части Библии, – это раскаявшиеся мытари, блудницы, апостол Павел, первоначально жестоко преследовавший христиан, и т.п., т.е. те, кто принял христианскую мораль не изначально автоматически, а в результате сознательного выбора. Именно сознательный выбор представляет моральную ценность, предполагается как необходимый этап становления личности, вочеловечения человека.

Библия в этом плане не уникальна. В аккадско-шумерском эпосе «Гильгамеш», в древнеиндийской «Махабхарате», киргизском «Манасе», карельском эпосе «Калевала», скандинавских «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде», других эпосах и мифологиях речь также идет о сомнении, непослушании и противоречии предначертанным правилам и нормам, которое становится испытанием человеческого духа и фактически не отрицает нравственности, а углубляет ее, поскольку итогом становится самостоятельное осознание и выбор личностью истинного пути. Еще в религиозно-мифологическом сознании таким образом начинают складываться представления о послушании через непослушание, о том, что сама человеческая сущность предполагает возможность непокорности, отклонения от норм, что «послушание» свободного человека отличается от абсолютного и безусловного повиновения.

В философии Нового времени (XVII–XVIII вв.) сомнение закрепилось как один из принципов мировоззрения. Методологический принцип сомнения (подвергать изначальному сомнению все и вся), сформулированный Р. Декартом, стал одним из принципов формировавшейся науки. Его развитием стала установка ничего не принимать на веру и все подвергать сомнению, испытанию и проверке. Нетрадиционность мысли и действия, «инакомыслие» и отклонение от сложившихся стереотипов – необходимое условие любой творческой деятельности. В истоках любого творчества лежит неприятие и недовольство человека существующим. Поэтому талантливые люди нередко обладают так называемым трудным характером.

Отклонение от общепринятого, «самопрограммирование» – удел не только выдающихся деятелей, ученых, художников, но и обычных людей. Жизнь как в профессиональной, так и в бытовой среде очень часто ставит человека в ситуации, когда он за неимением социального образца поведения вынужден в себе самом находить пути решения, самодостраивать собственный опыт. Особую роль при этом играют трудные, критические и кризисные жизненные ситуации.

Личность есть центр, в котором находят себя социальная культура и общественное сознание. Сознание и поступки личности в конечном итоге есть единственный путь и способ их воплощения. С этой точки зрения личность можно рассматривать одновременно и как индивидуально реализуемую, но социально значимую пробу возможных вариантов человеческого самоизменения, и как практическую пробу общественного на его человеческую состоятельность.

Каждый человек рождается как биологическая особь (как еще одна генетическая копия биологического вида), но каждая личность занимает свое единственное место в жизни. «То место, где я стою, – писал Μ. М. Пришвин, – единственное, тут я все занимаю, и другому стать невозможно. Я последнюю рубашку, последний кусок хлеба готов отдать ближнему, но места своего уступить никому не могу, и если возьмут его силой, то на месте этом ничего для себя не найдут и не поймут, из-за чего я на нем бился, за что стоял». В жизни человека нет и не может быть заместителей.

Читайте также:  Определение культуры с точки зрения описательного подхода

Индивидуально неповторимый опыт может стать общезначимой социально культурной ценностью, потому что социальная культура производит отбор не только ценностей культуры, но и поступков, биографий личностей, которые выступают в качестве социально значимых образцов, воплощения определенных идей, а то и духовного содержания целой эпохи. Для общества оказываются важными не только их деяния, но и внутренний духовный мир, мотивы их поступков, идеи, которыми они руководствовались, важна сама индивидуальная неповторимость их мыслей и чувств. Гомер, Сократ, Данте, Пушкин – личности, важные не только сами по себе, через них определяется смысловое содержание целых эпох и культур.

116 что такое индивидуализация с точки зрения философии

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

1. Индивидуальность в философии

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией «индивидуальность» по количеству противоречивых определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: «Конкурировать с понятием «человек» могло бы понятие «индивидуальность». Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам. Во-первых, понятие индивидуальность весьма невразумительно истолковывается в нашей литературе. Д.Б.Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати определений индивидуальности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не индивидуальность. То есть проблема формирования, становления индивидуальности — это часть, конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития человека. » Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы философии. 1991. N 4. — С.126 .

Сравним несколько точек зрения.

Американский психолог и философ рубежа XIX — XX веков, один из основоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде «Психология», включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: «Понимая слово индивидуальность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы индивидуальности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую индивидуальность, 2) социальную индивидуальность и 3) духовную индивидуальность».

Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: «Что же такое индивидуальность?», писал: «Человеческая индивидуальность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах. » Ильенков Э.В. Что же такое индивидуальность? // Философия и культура. М.,1991. С.388. .

Известный грузинский мыслитель М.К. Мамардашвили утверждал: «Индивидуальность — это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что индивидуальность — это «крупная мысль природы». Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров. Понимаете, ведь главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться» Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990. С.173. .

Индивидуальность в философии — это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов индивидуальности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация — следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т.д.). Понятие «индивидуальность» не следует путать с понятием «индивидуальность».

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки индивидуальности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование индивидуальности? Прежде всего — это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме — сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на индивидуальность.

Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так: «Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств».

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, — это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.

Но если человека главным образом формирует повседневность, то не изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные добродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: «Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум».

В формировании индивидуальности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития индивидуальности и основной источник ее духовного формирования. Известный современный философ М.Фуко отмечает, что педагогикой мы можем назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений.

Индивидуализация

Не оспаривается тезис о том, что каждый человек уникален. Но все же, как биологический вид, человеческий организм одинаков. Появление незначительных аномалий, типа удвоения внутренних органов или их отсутствия, связано с нарушениями эмбриогенеза, и не может являться индивидуальной особенностью. Понятие индивидуализации в психологии означает сочетание темперамента, характера, стиля жизни, поведения в обществе.

Своеобразие личности, неповторимость психологического портрета человека тщательно изучается на протяжении всего времени существования.

Одной из наук, пытавшейся объяснить феномен индивидуализации, является физиогномика. Она определяет природные задатки человека по его физическим характеристикам. С античных времен люди пытались определить те особенности, которые указывают на неодинаковость человеческих реакций в стандартных или специально модулируемых ситуациях. Это было необходимо для того, чтобы прогнозировать поведение людей.

В первые десятилетия ХХ века сформировалось дифференциальная психология, основной задачей которой стало изучение индивидуализации как неизбежной реальности, с которой приходится сталкиваться каждому психологу. Развитие характерных черт личности зависят от общества, культуры, этноса, профессии, возраста и прочих социальных факторов. Индивидуализация обусловлена генетически, но при определенных условиях человек может «владеть собой», стараясь не нарушать правила и нормы поведения.

Понятие индивидуализации

Психологическая структура человека предполагает определенные особенности, которые так и называют «чертами личности». Специалисты психологи занимаются проблемами индивидуализации в двух направлениях:

  • Выделение характерологических особенностей личности;
  • Определение типов личности.

Индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Люди, обладающие схожими чертами, объединяются по определенным признакам. Типы личности во многом зависят от конституции человека. Индивидуализация в пределах одного типа проявляется не настолько ярко, как по отношению ко всему человечеству. Согласно конституционной типологии, телосложение определяет не только склонность к определенным заболеваниям, но влияет на индивидуализацию человека. Автор работы «Строение тела и характер», Кречмер, исследовал более двухсот больных и описал следующие пары конституции и темперамента:

  • Астенический – шизотимный;
  • Атлетический – искотимный;
  • Диспластический – циклотимный;
  • Пикнитический.

Для астенического типа, например, характерен высокий рост и хрупкое телосложение. Темперамент шизотимный. Люди замкнуты, необщительны, серьезны, сдержаны, застенчивы.

Искотимный темперамент вязкий, сложно переключающийся, застревающий на одной и той же эмоции. У лиц атлетического телосложения индивидуализация выражается в склонности к эмоциональным вспышкам, предрасположенностью к эпилепсии.

Циклотимический – чаще всего, гипоманиакальный. Человек пикнитического телосложения может также иметь флегматичный характер.

Типологические характеристики практически исключают явление индивидуализации, потому что людей судят по их телосложению. Тогда как веселый пикнитический тип может оказаться автором известных трагических произведений, астеник же, вместо того, чтобы пытаться спрятаться в тени, становится отважным воином.

Индивидуализация личности

Свойства человеческой психики проявляются при определенных условиях. Во взаимодействии с окружающим миром происходит индивидуализация личности с проявлениями уникальных различий. Объективная оценка действий человека строится из тех поступков, которые он совершает. Жизненный путь соизмеряется в биографических датах, знаковых происшествиях. При этом каждый человек имеет собственную точку зрения на те или иные события. Понятие индивидуализации рассматривается психологами как многокамерная категория. Поступки человека проявляются как устойчивый тип поведения. Так индивидуальность становится инструментом саморазвития человека.

Каждый имеет собственный характер, наделен определенными способностями. Стремление к самоактуализации заложено в личности и является важной движущей силой индивидуализации человека. Личность стремится к управлению собственным характером, преодолевает возникающие сложности на пути к самосовершенствованию. Жизненный путь человека определяется процессом самореализации и зависит не только от внешних условий, но и от оценки индивидуума сложившихся обстоятельств.

Отношение к самому себе играет роль обратной связи, но не должно становиться самоцелью. Завышенная самооценка, как правило, ведет в тупик.

Читайте также:  Проблемы зрения у детей школьного возраста

Индивидуализация личности приводит к гармонии между внешним и внутренним миром, развивает его до такой степени, чтобы компенсировать недостатки окружающего мира.

Социализация и индивидуализация

Дополнительным фактором гармоничного развития является социализация человека. Ребенок никогда не сможет развиваться как личность вне общества. Два понятия в психологии, социализация и индивидуализация настолько взаимосвязаны, что потеря одного из них приводит к ущербности.

Социализация – это процесс развития человека, приобретения трудовых навыков, ценностей, традиций, которые передаются от одного поколения следующему. Это механизм развития человека.

Оба процесса, социализация и индивидуализация, дополняют друг друга и позволяют человеку адаптироваться в обществе. Самореализация невозможна без стремления к самоактуализации – стремления человека к духовному росту.

Современные педагогические направления учитывают явления индивидуализации человека, в связи с чем определяется индивидуальный подход к обучению. Учитывая особенности ученика, педагог получает наилучшие результаты в своей деятельности.

Онтология в философии: наука о сущем

Немного из истории термина

Термин «онтология» был введен философом из Германии Рудольфом Гоклениусом. В процессе развития вкладываемые в него понятия неоднократно изменялись. В средневековые времена, пытаясь составить учение о бытии, его рассматривали как философское доказательство истин в религии. С наступлением Нового времени онтология в философии стала представлять собой часть метафизики, изучающей сверхчувственную структуру всего существующего.

Сегодня онтология — это раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом.

Таким образом, термины «метафизика» и «онтология» близкие между собой по значению. Некоторое время они употреблялись как синонимы. Со временем термин «метафизика» вышел из употребления, а его место по праву заняла онтология.

Объект изучения в онтологии

Есть два основных аспекта — бытие и небытие, — изучением которых занимается онтология в философии. Для философского осмысления всего существующего в мире категория бытия выступает в качестве исходной. Онтологическое исследование мира предусматривает использование целой системы философских категорий, основными из которых являются понятия бытия и небытия.

Бытие представляет собой всеохватывающую реальность, то, что существует, есть на самом деле. Понятие «бытие» включает в себя мир, который существует реально. Он составляет основу всех явлений и вещей, гарантирует их наличие. Небытие — это отсутствие, ирреальность всего, представляющего собой конкретное, сущее. Таким образом, онтология — это раздел философии о сущем, бытии.

Зарождение и развитие онтологии

Какие же этапы становления прошла онтология в философии? Философия в качестве науки и вопрос о бытии возникают одновременно. Впервые его изучением занялся философ античности Парменид. Для него бытие и мысль являлись тождественными понятиями. Также он утверждал, что бытие не появилось откуда-то и уничтожить его также невозможно, оно недвижимо и никогда не закончится во времени. Небытие, по его мнению, не существует.

Демокрит придерживался точки зрения, что все сущее составляют атомы, таким образом признавая бытие и небытие.

Платоном было противопоставлено мир духовных идей и сущностей — то, что представляет истинное бытие, миру чувственных вещей, которым свойственно изменяться. Он признавал и бытие, и небытие.

Аристотель представлял материю как «бытие в возможности».

В учениях, которые возникли в средние века, под бытием понимали самого Бога. С наступлением Нового времени онтология в философии трактовала бытие как разум, сознание человека. Единственным, несомненным и подлинным бытием являлись личность, ее сознание и потребности, ее жизнь. Оно состоит из таких основных форм: духовное и материальное бытие человека, бытие вещей, бытие общества (социальное). Такое единство помогает представить общую основу всего существующего.

В чем состоит суть права в целом, невозможно понять без уяснения, что представляет собой философско-правовая онтология.

Реалиям повседневной жизни противопоставлена система нормативно-оценивающего мира, которой подчиняется человек. Она диктует каждой личности различные правила и требования — политические, моральные, правовые. Эта система также вносит определенные нормы в жизненный мир каждого (например, с какого возраста можно посещать школу, принимать участие в выборных процессах, вступать в брак, привлекаться к административной и уголовной ответственности), предписывает определенные нормы поведения.

Таким образом, философско-правовая онтология — это способ организации и трактовка некоторых сторон социальной жизни и в то же время бытия человека. Бытие права и собственно бытие имеют существенные различия, ведь правовым бытием предусмотрено выполнение определенных обязанностей. Человек должен подчиняться законам, принятым в обществе. Поэтому философско-правовая онтология – это раздел науки, имеющий свою специфику. Бытие права он рассматривает как «бытие-обязанность». Право представляет собой сферу должного, а именно того, что «зримо» как бы не существует, но реальность которого имеет большое значение в жизни каждого представителя общества.

Под правовой реальностью подразумевается еще и система, которая существует в рамках бытия человека. Она состоит из элементов, которым свойственно выполнение определенных функций. По сути, это надстройка, которая включает в себя правовые учреждения, отношения и сознание.

Индивидуализация

В работах современных исследователей показано, что история Европы и Америки с конца Средних веков — это история полного обособления индивида. Этот процесс начался в Италии в эпоху Возрождения и, по-видимому, достиг своей наивысшей точки только сейчас. Потребовалось больше четырехсот лет, чтобы разрушить средневековый мир и освободить людей от самых явных ограничений. Во многих отношениях индивид вырос, развился умственно и эмоционально. Степень его участия в культурных достижениях приобрела неслыханные прежде масштабы.

Средневековое общество отличалось от современного отсутствием личной свободы. Каждый человек в раннем Средневековье был прикован к своей социальной роли. Он фактически не имел шансов переместиться внутри общественной иерархии. И даже географически, из города в город, из страны в страну. Зачастую он должен был оставаться там, где родился. Часто он даже не имел права одеваться как ему нравилось. Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые распространялись почти на все сферы деятельности.

Человек отождествлялся со своей социальной ролью. Еще не существовало индивидуализма как неограниченного выбора жизненных альтернатив. «Средневековое общество не лишало индивида свободы, — отмечал Э. Фромм, — уже потому, что “индивида” как такового не существовало. Человек еще не был связан с миром первичными узами; он видел себя лишь через призму своей общественной роли (которая была в то же время и его естественной ролью), а не в качестве индивидуальной личности. Точно так же и любой другой человек не воспринимался как “индивид”. Крестьянин, приехавший в город, был чужаком; даже внутри города представители разных социальных групп рассматривали друг друга как чужих»[200].

Еще не было развито в средневековом обществе осознания человеческой индивидуальности. Недостаток самосознания индивида в средневековом обществе нашел классическое выражение в описании средневековой культуры, которое дал Я. Бурк- хардт: «В средние века обе стороны самосознания по отношению к внешнему миру и своему внутреннему “я” как бы дремали под одним общим покрывалом. Покрывало было соткано из бессознательных верований, наивных воззрений и предрассудков; весь мир с его историей представлялся сквозь это покрывало в своеобразной окраске, и человек познавал себя только по расовым особенностям или по признакам, различающим народ, партию, корпорацию, семью, другими словами, понятие личности связывалось всегда с какой-нибудь общей формой»[201].

С понятием «индивид» тесно связан другой термин — «индивидуализация». Так называется процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей. Он достиг наивысшего развития в Новое и Новейшее время, т.е. от эпохи Возрождения до наших дней. До начала этого процесса человек как бы отказывался от своей индивидуальности, от своеобычных, специфических черт. Зато в принадлежности к социальной общности он обретал уверенность и жизненную ориентацию.

Личностное обогащение человека определяется не индивидуальными условиями, а общественными. Различия между индивидами в каждом обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует предел индивидуализации, за который нормальный индивид выйти не может. В результате процесса индивидуализации возникает чувство одиночества, которое изучено в психоаналитической и социологической литературе.

век был составной частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и бояться его. Но превратившись в индивида, он остается один на один с этим миром, ошеломляющим и грозным. J

Рождается и контртенденция. Человек стремится отказ^Фься от собственной индивидуальности, изжить чувство одинбчества и беспомощности, т.е. снова раствориться в окружающем мире. Однако это приводит к новым проблемам. Растущая индивидуализация обязывает человека либо к подчинению обществу, либо к растущей общественной активности. Процесс индивидуализации — это, с одной стороны, процесс развития человека: от индивида к индивидуальности и затем к личности. С другой стороны — это феномен потерянности человека.

Индивидуализация — это, с одной стороны, процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. С другой стороны — это углубление изоляции, рост неуверенности. Каждый шаг на пути к большей индивидуализации угрожал людям новыми опасностями. Далеко не всегда экономические, социальные и политические условия позволяют развить личность. На этом пути человека ждут и утраты.

Например, принцип частной инициативы, безусловно, содействовал процессу индивидуализации. Многие исследователи отмечают важный вклад этого принципа в развитие современной культуры. Однако он имел и отрицательные последствия. Феномен частной инициативы способствовал уничтожению связей между отдельными индивидами, изоляции человека от его собратьев. Он вызвал эффект отчуждения, который анализировал в своих работах К. Маркс. Для него история человечества — это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. «Отчуждение, по Марксу, означает, что человек в своем освоении мира не узнает себя самого как первоисточник, как творца, а мир (то есть природа, вещи, другие люди и он сам) кажется ему чужим, посторонним по отношению к нему. Они, как предметы, ему противостоят, хотя могли бы быть созданы им самим. Отчуждение означает восприятие мира (и себя самого) пассивно, разорванно, в отрыве от субъекта и от объекта»1.

Прослеживая истоки индивидуализации, Э. Фромм подчеркивает, что такое развитие было подготовлено учениями Реформации. У католиков отношение индивида к Богу было основано на принадлежности индивида к церкви. Церковь была связующим звеном между ним и Господом. Протестантство оставило индивида одного перед лицом Бога. Психологически этот индивидуализм мало отличается от экономического индивидуализма. Индивид чувствует себя одиноким, потому что сталкивается с превосходящей его силой.

Итак, индивид является атомарной частью общества. В этом контексте открываются две возможности теоретического анализа. С одной стороны, можно рассмотреть процесс индивидуализации, т.е. разрушения первичных связей, автономизации индивида как представителя и образца общества. С другой стороны, речь может пойти о становлении личности, т.е. накоплении духовных, психологических и социальных качеств индивида. Индивидуальность — это связующее звено между индивидом и личностыо.

Источники:
  • http://freedocs.xyz/docx-441740222
  • http://studme.org/1348122229583/filosofiya/individualizatsiya
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/867/%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF
  • http://fil.bobrodobro.ru/2176
  • http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7834-individualizacija.php
  • http://fb.ru/article/3903/ontologiya-v-filosofii-nauka-o-suschem
  • http://sci.house/filosofskaya-antropologiya-scibook/individualizatsiya-25274.html